Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 августа 2010 года N 296

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ НРАВСТВЕННОЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПОДГОТОВКА ГРАЖДАН К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ НА 2011-2015 ГОДЫ

(Наименование дано в редакции постановления Правительства Орловской области от 07.09.2012 г. N 317)

{Изменения и дополнения: постановление Правительства Орловской области от 07.09.2012 г. N 317; НГР: ru57000201200807}

В целях развития высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, а также повышения эффективности нравственного воспитания граждан Правительство Орловской области постановляет:

1. Утвердить долгосрочную областную целевую программу "Нравственное, патриотическое воспитание и подготовка граждан к военной службе на 2011-2015 годы" согласно приложению. (В редакции постановления Правительства Орловской области от 07.09.2012 г. N 317)

2. Департаменту финансов Орловской области (В. Г. Щипкова) подготовить проект закона Орловской области "О внесении изменений в Закон Орловской области от 7 декабря 2009 года N 997-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" в части дополнения его нормами, устанавливающими финансирование мероприятий долгосрочной областной целевой программы "Нравственное, патриотическое воспитание и подготовка граждан к военной службе на 2011-2015 годы", и представить его Губернатору Орловской области для рассмотрения и внесения в качестве законодательной инициативы в Орловский областной Совет народных депутатов. (В редакции постановления Правительства Орловской области от 07.09.2012 г. N 317)

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока социального развития О. Н. Ревякина.

Председатель Правительства

Орловской области

А.П.Козлов


Приложение к постановлению

Правительства Орловской области

от 11 августа 2010 года N 296

Долгосрочная областная целевая программа "Нравственное и патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 годы"

Орловская область 2010 год

Паспорт


Наименование программы

Долгосрочная областная целевая программа "Нравственное и патриотическое воспитание граждан на 2011 - 2015 годы" (далее также -Программа)

Основание для
 разработки
 Программы

Распоряжение Правительства Орловской области от 24 июня 2010 года N 23 5-р

Заказчик Программы

Правительство Орловской области

Разработчики Программы

Департамент образования, молодежной политики и спорта Орловской области ;

 (В редакции постановления Правительства Орловской области от 07.09.2012 г. N 317 )
 Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области

Руководитель Программы

Руководитель Департамента образования, культуры и спорта Орловской области

Ответственный
 исполнитель
 Программы

Начальник управления по делам молодежи Департамента образования, молодежной политики и спорта Орловской области
 (В редакции постановления Правительства Орловской области от 07.09.2012 г. N 317 )

Цели и задачи Программы

Целями Программы являются развитие высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, а также повышение эффективности нравственного воспитания граждан Орловской области. Для достижения поставленных целей реализация мероприятий Программы направлена на решение следующих задач:
 1) совершенствование программно-методической базы, направленной
 на улучшение условий духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи как основополагающего пласта гражданского общества области;

 2) продолжение формирования тесного взаимодействия с молодежными организациями патриотической направленности;

 3) воспитание в гражданах области чувства гордости и глубокого уважения к российской символике, историческим святыням, традициям и обычаям Родины;

 4) повышение престижа военной службы, совершенствование работы
 с допризывной молодежью области;

5) дальнейшая организация работы с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных конфликтов как примерами проявления истинного патриотизма

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

1) количество изданных информационных и методических материалов в сфере патриотического воспитания;

 доля граждан области, вовлеченных
 в мероприятия по патриотическому воспитанию
 молодежи;

 2) доля общественных объединений, получивших информационную, методическую и финансовую поддержку для проведения мероприятий патриотического воспитания граждан;

 3) количество граждан - участников мероприятий патриотической направленности, посвященных государственной символике и памятным датам российской и областной истории;

 4) количество граждан, участвующих в мероприятиях по повышению престижа военной службы и работе с допризывной молодежью,
 а также граждан, прошедших подготовку к службе в ря дах Вооруженных сил Российской Федерации и получивших санаторно-курортное лечение в ОГУЗ "Детский санаторий "Орловчанка";

 5) доля граждан, принявших участие
 в областных мероприятиях патриотической направленности, посвященных ветеранам Великой Отечественной войны и локальных конфликтов

Срок и этапы реализации Программы

Срок реализации Программы - 2011 - 2015 годы. Учитывая уровень развития патриотического воспитания граждан в Российской Федерации и Орловской области, основания для разграничения этапов не имеется, в связи с чем реализация Программы осуществляется в один этап

Объемы и источники
 финансирования
 Программы

Общий объем финансирования Программы рассчитан в ценах соответствующих лет и составляет 32,220 млн рублей, в том числе по годам:
 2011  год - 5,889 млн рублей;

 2012  год - 4,752 млн рублей;

 2013  год - 6,7002 млн рублей;

 2014  год - 7,1754 млн рублей;

 2015  год - 7,7034 млн рублей.
 Источники финансирования:
 областной бюджет - 32,007 млн рублей;

 муниципальные бюджеты - 0,066 млн рублей;

 внебюджетные источники - 0,147 млн рублей
 (В редакции постановления Правительства Орловской области от 07.09.2012 г. N 317 )

в том числе
 по направлениям
 затрат:
 капитальные вложения
 НИОКР
 прочие нужды

0
 0
 32,220 млн рублей
 (В редакции постановления Правительства Орловской области от 07.09.2012 г. N 317 )

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

1) увеличение доли информационных материалов патриотической направленности на 7 %;

 2) увеличение доли граждан - участников мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи;

 3) увеличение доли общественных объединений, получивших информационную, методическую и финансовую поддержку для проведения мероприятий патриотического воспитания граждан;

 4) увеличение количества граждан - участников мероприятий патриотической направленности, посвященных государственной символике
 и памятным датам российской и областной истории, на 300 человек;

 5) увеличение количества граждан, участвующих в мероприятиях по повышению престижа военной службы и работе с допризывной молодежью,
 на 500 человек;

 6) увеличение доли граждан, принявших участие в областных мероприятиях патриотической направленности, посвященных ветеранам Великой Отечественной войны и локальных конфликтов, на 11  %

I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


Коренные преобразования в стране конца XX - начала XXI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождались изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма.

Многовековая история нашего народа свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

В условиях постоянных реформ граждане Орловской области (далее также - области), как и страны в целом, нуждаются в действенной, эффективной системе патриотического воспитания всего общества, включающей в себя соответствующие государственные органы и учреждения, общественные организации, нормативно-правовую базу воспитательной деятельности на всех уровнях, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан. При этом методы и формы нравственного патриотического воспитания граждан должны быть тесно связаны с происходящими переменами в стране как в политических, экономических, так и в социальных сферах.

В настоящее время численность постоянного населения области на 1 января 2010 года составила 812,4 тыс. человек. Из них в отрасли нравственного и патриотического воспитания граждан занято 333 тыс. человек, что составляет 41 % от общего количества населения области. На территории области сосредоточено 400 государственных и муниципальных библиотек с совокупным фондом 5 507 170 экземпляров, 8 музеев федерального, областного и муниципального значения, музейный фонд которых составляет 318 218 музейных предметов, 2 частных музея, 20 детских, молодежных и спортивных общественных организаций.

На государственной охране находится 2 672 недвижимых памятников истории и культуры, из них мемориалов и воинских захоронений - 874, что составляет 1,09 % от всего числа мемориалов и воинских захоронений на территории Российской Федерации.

Большое значение в совершенствовании нравственного и патриотического воспитания граждан имеет система музейной работы со школьниками, сохраненная в образовательных учреждениях Орловской области. Из 150 паспортизированных школьных музеев области более 70 - музеи боевой славы.

На базе музеев боевой славы проводятся встречи с ветеранами войны и труда, уроки мужества, семинары директоров, завучей, районные конференции, семинары руководителей администраций районов.

С весны 1999 года на базе ОГУЗ "Детский санаторий "Орловчанка" (далее - ДС "Орловчанка") проводятся областные специализированные военно-патриотические сборы допризывной молодежи, направленные на подготовку граждан призывного возраста к службе в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, их оздоровление, повышение иммунитета, увеличение массы тела (в соответствии с требованиями военно-медицинской комиссии при военных комиссариатах). В этой связи коллективом ДС "Орловчанка" была разработана и апробирована программа по созданию условий для гражданского и военно-патриотического воспитания "России верные сыны". В 2003 году эта программа получила статус "Дипломата" Всероссийского конкурса вариативных программ и пилотных проектов отдыха, оздоровления и занятости подростков и молодежи.

Для работы с призывниками приглашаются не только специалисты военного профиля, но и врачи, юристы, психологи, которые проводят профилактические беседы на темы, наиболее волнующие современную молодежь.

За время организации и проведения сборов в ДС "Орловчанка" прошли военную подготовку и оздоровились более 2500 тыс. юношей и в среднем увеличили массу тела на 1,5 килограмма. Практически все участники сборов пополнили ряды Российской армии после прохождения подготовки на сборах.

Существенный вклад в нравственно-патриотическое воспитание граждан области и сохранение исторической памяти вносит реализация военно-мемориальных мероприятий. В области находятся 900 воинских захоронений периода Великой Отечественной войны, благоустройство которых ведется в рамках операций "Мемориал" и "Обелиск".

Разработанная ранее областная комплексная программа "Нравственное и патриотическое воспитание граждан на 2006-2010 гг." не имела финансовой поддержки и не реализовывалась.

Мероприятия патриотической направленности проводились в рамках областной целевой комплексной программы "Молодежь Орловщины (2006 - 2010 годы)" (пункт 2 "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание подростков и молодежи") отдельными общественными объединениями и молодежными организациями.

Показатели целевых индикаторов с 2008 по 2010 годы не претерпевали значительных изменений. Так, доля общественных объединений, получивших информационную, методическую и финансовую поддержку для проведения мероприятий патриотического воспитания граждан, в 2008 году составляла 60 % и к 2010 году увеличилась всего на 1 %, что указывает на необходимость тесного взаимодействия с молодежными организациями патриотической направленности. Граждане не активно вовлекаются в мероприятия по патриотическому воспитанию, и их доля с 2008 по 2010 год составила всего 40 %. Отстает по показателям количество изданных информационных и методических материалов в сфере патриотического воспитания: в 2008 году оно составляло 34 %, в 2009 году - 35 %, в 2010 году - 36 %. В мероприятиях, посвященных государственной символике и памятным датам российской и областной истории, в 2008 году задействовано 580 граждан, в 2009 году - 589, в 2010 году - 600, что характеризует низкий уровень духовно-нравственного воспитания общества. Количество граждан, принявших участие в областных мероприятиях по повышению престижа военной службы и работы с допризывной молодежью, в 2008 году составило 1418 человек, в 2009 году - 1425, в 2010 году - 1440. Доля граждан, принявших участие в областных мероприятиях патриотической направленности, составила в 2008 году 56 % и до 2010 года не изменялась. Данные показатели планируется увеличивать программно-целевым методом.

В числе проблем реализации долгосрочной областной целевой программы "Нравственное и патриотическое воспитание граждан на 2011 - 2015 годы" остается затянувшийся процесс искоренения у граждан равнодушия, эгоизма, агрессивности, неуважительного отношения к истории своей страны, социальным институтам, армии. Уважение к символам государства и Отечества не возведено в ранг обязательных, приоритетных, утрачено истинное значение и понимание интернационализма.

Недостаточное программно-методическое обеспечение процесса патриотического воспитания в образовательных и культурных учреждениях, их слабое оснащение отрицательно сказывается на решении проблем патриотического воспитания граждан. Немалые трудности организационного, правового, финансового, экономического характера испытывают общественные организации и объединения патриотической направленности. Не решен до конца вопрос формирования научно-теоретических и методологических основ патриотического воспитания.

Нерешенными на сегодня остается ряд проблем, таких как:

несовершенство нормативной правовой базы в области патриотического воспитания и недостаточная координация деятельности отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления;

слабая пропаганда качественной художественной, военно-мемуарной, учебной и методической литературы патриотической направленности, ее нехватка в фондах общественных и школьных библиотек;

несовершенство программ общественных организаций (объединений), направленных на патриотическое воспитание граждан области.

В этой связи разработка Программы является оптимальным решением целенаправленного развития отрасли патриотического воспитания граждан, для которой потребуется координация работы всех учреждений и ведомств Орловской области, участвующих в организации программ по патриотической деятельности.

Реализация Программы будет способствовать:

сохранению и эффективному использованию исторического наследия;

развитию и поддержке духовно-нравственных ценностей граждан;

оптимизации инфраструктуры социально-педагогической сферы общества;

обеспечению доступа населения к информационным ресурсам в сфере патриотического воспитания граждан.

Основаниями для разработки Программы явились:

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании";

Закон Российской Федерации от 14 января 1993 года N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества";

Федеральный закон от 13 марта 1995 года N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России";

Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";

Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года N 422 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы";

Указ Президента Российской Федерации от 2 июня 1994 года N 1113 "О государственном празднике Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 20 августа 1994 года N 1714 "О Дне Государственного флага Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 19 сентября 1994 года N 1926 "О Дне Конституции Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 8 июня 1996 года N 857 "О Дне памяти и скорби";

Указ Президента Российской Федерации от 22 января 2006 года N 37 "Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества";

письмо Министерства образования Российской Федерации от 1 марта 2002 года N 30-51-131/16 "Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации";

Закон Орловской области от 19 ноября 2004 года N 440-ОЗ "О социальной поддержке ветеранов в Орловской области";

постановление Коллегии администрации Орловской области от 31 марта 2006 года N 51 "Об областной комплексной программе "Нравственное и патриотическое воспитание граждан

на 2006-2010 годы".

Программа учитывает основные положения Стратегии социально-экономического развития Орловской области до 2020 года, утвержденной распоряжением Коллегии Орловской области от 28 октября 2008 года N 372-р, а также общероссийские тенденции развития сферы нравственного и патриотического воспитания граждан.

Учитывая масштабность задач, связанных с развитием сферы патриотического воспитания граждан области, наиболее действенным инструментом для их решения является программно-целевой метод, поскольку позволяет охватить значительный комплекс проблем с учетом рационального использования ресурсного потенциала (бюджетных и внебюджетных средств) на развитие приоритетных направлений сферы патриотической деятельности на основе межведомственной координации деятельности органов исполнительной власти всех уровней и других заинтересованных сторон.

Программно-целевой метод доказал свою эффективность как на федеральном, так и на региональном уровнях. Одним из положительных моментов использования программно-целевого метода является возможность привлечения различных ведомств и организаций к решению проблем развития сферы патриотического воспитания граждан в Орловской области.

В рамках Программы планируется продолжить реализацию эффективных мер по нравственному и патриотическому воспитанию граждан.

II. Цели и задачи Программы, сроки и этапы реализации, целевые индикаторы и показатели


Основные цели Программы - это развитие высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, а также повышение эффективности нравственного воспитания граждан Орловской области.

Исходя из целей Программы, а также анализа сложившихся тенденций в сфере патриотического воспитания граждан, задачами Программы являются:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»