ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2011 года N 282
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КАДРЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012-2015 ГОДЫ"
{Утратило силу: постановление Правительства Орловской области от 15.07.2013 N 223; НГР: ru57000201300479}
{Изменения и дополнения:
постановление Правительства Орловской области от 10.04.2012 г. N 112; НГР: RU57000201200161;
постановление Правительства Орловской области от 07.12.2012 г. N 455; НГР: ru57000201201058}
В целях повышения качества медицинской помощи, оказываемой населению Орловской области, обеспечения учреждений здравоохранения области подготовленными специалистами, повышения уровня профессиональной подготовки медицинских и фармацевтических работников Правительство Орловской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Кадры учреждений здравоохранения Орловской области на 2012-2015 годы".
2. Департаменту финансов Орловской области (В. Г. Щипкова) при подготовке проекта областного бюджета на соответствующие годы предусмотреть необходимое финансирование для реализации долгосрочной областной целевой программы "Кадры учреждений здравоохранения Орловской области на 2012-2015 годы".
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока социального развития О. Н. Ревякина.
Председатель Правительства
Орловской области
А.П. Козлов
Правительства Орловской области
от 23 августа 2011 г. N 282
Долгосрочная областная целевая программа "Кадры учреждений здравоохранения Орловской области на 2012 - 2015 годы"
Наименование программы | "Кадры учреждений здравоохранения Орловской области на 2012 - 2015 годы" (далее также -Программа) |
Основание для разработки Программы | Закон Орловской области от 24 марта 2005 года N 504-03 "О здравоохранении в Орловской области; |
Заказчик Программы | Правительство Орловской области |
Разработчик Программы | Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области |
Руководитель Программы | руководитель Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области |
Ответственный | начальник управления здравоохранения Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области |
Цель и задачи Программы | Целью Программы является повышение качества медицинской помощи, оказываемой населению в лечебно-профилактических учреждениях Орловской области. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | показатель коэффициента совместительства и укомплектованность медицинскими кадрами; |
Объем и источники | Общая потребность в финансовых средствах - |
В том числе по направлениям затрат | Капитальные вложения - 0; |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | повышение доступности и качества медицинской помощи, оказываемой жителям Орловской области; |
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Кадровое обеспечение учреждений здравоохранения является одним из важнейших вопросов в развитии здравоохранения Орловской области, так как без необходимой укомплектованности специалистами, их профессиональной подготовленности становится невозможной эффективное функционирование лечебных учреждений.
Отсутствие государственной системы распределения выпускников государственных образовательных учреждений высшего профессионального (медицинского) образования, финансируемых из средств федерального бюджета, несовершенство системы социальных гарантий, низкий уровень заработной платы, отсутствие жилья и другие проблемы приводит к оттоку квалифицированных врачебных кадров в другие сферы деятельности, усугубляет ситуацию, связанную с обеспечением учреждений здравоохранения муниципальных образований области врачами-специалистами, и не позволяет продуктивно управлять кадровыми процессами.
По состоянию на 1 января 2011 года, в учреждениях здравоохранения (областных и муниципальных) работает 2699 врачей-специалистов и 7843 специалиста со средним медицинским образованием. Из них в муниципальных учреждениях - 1808 врачей-специалистов (67 % от общей численности врачей) и 5517 (70,3 % от общей численности) специалистов со средним медицинским образованием.
При этом численность врачей-специалистов и специалистов со средним медицинским образованием в муниципальных учреждениях здравоохранения за последние 7 лет сократилась на 137 и 519 человек соответственно.
Обеспеченность врачами-специалистами в расчете на 10 тыс. человек, по состоянию на 1 января 2011 года, в целом по области составляет 34,4 человека (Российская Федерация - 44,1), специалистами со средним медицинским образованием - 9,8 человек (Российская Федерация - 104,7). Обеспеченность врачами-специалистами в муниципальных учреждениях здравоохранения составляет 30 человек на 10 тыс. населения, специалистами со средним медицинским образованием - 71,4 человека.
Укомплектованность врачебными кадрами (физическими лицами) учреждений здравоохранения муниципальных образований области составляет 59,6 % (89 %) от областного показателя (57,0 %).
В 11 районах области укомплектованность врачебными кадрами учреждений здравоохранения ниже среднего областного показателя (57,0 %) и составляет:
в Глазуновском районе - 52,4 %; Знаменском районе - 54,1 %;
Колпнянском районе - 44,2 %;
Кромском районе - 52,7 %;
Краснозоренском районе - 47,4 %;
Корсаковском районе - 40,0 %;
Мценском районе - 50,5 %;
Новосильском районе — 46,5 %;
Сосковском районе - 39,6 %;
Троснянском районе - 54,5 %;
Шаблыкинском районе - 54,9 %.
Укомплектованность учреждений здравоохранения районов области врачами-терапевтами участковыми составила 72,9 % (по области - 85,1 %), врачами-педиатрами участковыми - 82,8 % (по области - 83,5 %).
Коэффициент совместительства (соотношение занятых должностей и физических лиц) на 1 января 2011 года в целом по области составляет: врачи-специалисты - 1,6, в том числе в муниципальных учреждениях здравоохранения -1,5; специалисты со средним медицинским образованием - 1,3, в том числе в районных учреждениях - 1,1.
За последние годы отмечается увеличение коэффициента совместительства среди врачей-специалистов.
Важным этапом в совершенствовании профессионального уровня является аттестация работников здравоохранения на квалификационную категорию. В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 организация аттестационной работы рассматривается как один из механизмов государственного контроля за расстановкой и использованием медицинских кадров, уровнем и качеством оказания лечебно-профилактической помощи населению. Учитывая, что получение лицензии на новые виды медицинской деятельности влечет за собой необходимость профессиональной переподготовки по новой специальности медицинского работника, а также необходимость срочного обучения специалиста при выбытии работника, повышение профессионального уровня работников здравоохранения, их специализация является залогом стабильной работы учреждения здравоохранения.
В Орловской области наметилась тенденция в сторону уменьшения общей численности аттестованных врачей - специалистов в районных учреждениях здравоохранения, в том числе и в структуре квалификационных категорий, что объясняется общей численностью убывших из данных учреждений врачей. В структуре вакансий врачебных должностей в районных учреждениях здравоохранения от общей численности вакансий преобладают:
врачи- педиатры (6,7 %);
врачи- анестезиологи-реаниматологи (6,5 %);
врачи клинической лабораторной диагностики (6,1 %);
врачи- стоматологи (5 %);
врачи-терапевты участковые (4,4 %);
врачи функциональной диагностики (4 %);
врачи-рентгенологи (3,8 %);
врачи-терапевты (3,5 %);
врачи-хирурги (3,5 %);
врачи- педиатры участковые (3 %);
врачи-неврологи (3 %);
врачи-оториноларингологи (3 %);
врачи-офтальмологи (2,7 %).
Остается актуальной проблема нехватки врачей узких специальностей в районных лечебно-профилактических учреждениях: фтизиатров, неврологов, офтальмологов, оториноларингологов, психиатров, психиатров-наркологов.
Одной из острых проблем последних лет является низкая укомплектованность врачами-специалистами первичного звена амбулаторно-поликлинических учреждений. Стратегия реформирования здравоохранения на современном этапе направлена на усиление роли первичной медико-санитарной помощи. За 5 лет реализации национального проекта "Здоровье" удалось лишь частично изменить данную ситуацию в части укомплектования участковой службы врачами (таблица).
Сравнительный анализ укомплектованности участковой службы
Категория специалистов | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |||||
Врачи | Физические лица | % | Физические лица | % | Физические лица | % | Физические лица | % | Физические лица | % |
Врачи-терапевты участковые (% от численности врачей-терапевтов) | 197 | 63,3 | 244 | 73,0 | 250 | 72,0 | 247 | 71 | 249 | 69,9 |
Врачи-педиатры участковые (% от общей численности врачей -педиатров) | 123 | 57,5 | 147 | 70,7 | 141 | 70,1 | 130 | 69,9 | 130 | 69,5 |
Общая численность врачей-терапевтов возросла с 350 (2003 год) до 363 (2010 год), в том числе врачей-терапевтов участковых - с 162 (2003 год) или 46,3 % от общей численности врачей-терапевтов до 249 (2010 год) или 68 % от общей численности врачей-терапевтов.
Общая численность врачей-педиатров уменьшилась с 259 (2003 год) до 243 (2010 год), а численность врачей-педиатров участковых увеличилась с 111 или 42,9 % от общей численности врачей-педиатров до 127 или 51,4 % от общей численности врачей-педиатров.
Сложная ситуация складывается в службе скорой медицинской помощи ввиду обеспеченности ее врачебным составом лишь на 37,1 %, медицинским сестрами и фельдшерами - на 77,2 %, из них специалисты в возрасте до 40 лет составляют лишь 20 %.
В регионе ощущается острый дефицит анестезиологов, патологоанатомов, врачей-лаборантов, в последние годы приток в практическое здравоохранение области специалистов этих категорий ничтожен. В рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" не предусмотрено целенаправленной дополнительной оплаты труда этих специалистов.
Современная подготовка кадров позволяет избежать неоправданных финансовых потерь, повысить эффективность и качество медицинской помощи населению области.
Учитывая актуальность кадровой проблемы в отрасли, необходимо принятие решения о подготовке врачебных кадров для здравоохранения за счет средств бюджетов всех уровней программно-целевым методом.
Выполнение мероприятий настоящей Программы будет способствовать рациональному использованию кадров, закреплению выпускников в учреждениях здравоохранения, их будущему трудоустройству, повышению эффективности и качества оказания медицинской помощи населению области, снижению текучести врачебных кадров в учреждениях здравоохранения сельской местности, повышению уровня их профессиональных знаний.
II. Цели и задачи Программы, целевые индикаторы и показатели, сроки и этапы ее реализации
Целью Программы является повышение качества медицинской помощи, оказываемой населению в лечебно-профилактических учреждениях Орловской области.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
1) Обеспечение учреждений здравоохранения области подготовленными специалистами;
2) подготовка, переподготовка и повышение квалификации медицинских и фармацевтических работников; (В редакции постановления Правительства Орловской области от 07.12.2012 г. N 455)
4) повышение социальной защищенности медицинских и фармацевтических работников.
Программа будет реализовываться в один этап 2012-2015 годах.
Для оценки эффективности реализации Программы предлагается использовать целевые индикаторы и показатели результативности, представленные в приложении 1 к Программе.
Предложенные программные показатели и индикаторы сложились на основании отчетов, подготовленных в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье".
В целях получения информации планируется использовать формы статистической отчетности и мониторинговых исследований по определенным направлениям развития системы здравоохранения.