Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 августа 2011 года N 263

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У НАСЕЛЕНИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012-2016 ГОДЫ"

{Утратило силу: постановление Правительства Орловской области от 15.07.2013 N 223; НГР: ru57000201300479}

Во исполнение распоряжения Правительства Орловской области от 30 декабря 2010 года N 606-р Правительство Орловской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Формирование здорового образа жизни у населения Орловской области на 2012-2016 годы".

2. Департаменту финансов Орловской области (В. Г. Щипкова) обеспечить финансирование расходов, связанных с реализацией мероприятий, предусмотренных долгосрочной областной целевой программой "Формирование здорового образа жизни у населения Орловской области на 2012-2016 годы".

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока социального развития О. Н. Ревякина.

Председатель Правительства

Орловской области

А. П. Козлов


Приложение к постановлению Правительства Орловской области от 10.08.2011 N 263

Долгосрочная областная целевая программа "Формирование здорового образа жизни у населения Орловской области на 2012—2016 годы"

Паспорт долгосрочной областной целевой программы


Наименование
 программы

"Формирование здорового образа жизни у населения Орловской области на 2012-2016 годы" (далее также – Программа)

Основание для
 разработки Программы

Распоряжение Правительства Орловской области от 30 декабря 2010 года N 606-р

Заказчик Программы

Правительство Орловской области

Разработчик
 Программы

Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области

Руководитель
 Программы

Руководитель Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области

Ответственный
 исполнитель Программы

Начальник управления здравоохранения Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области

Цель и задачи
 Программы

Цель - формирование мотивации на ведение здорового образа жизни у населения Орловской области.
 Задача 1.
 Создание и поддержание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний всех категорий населения о влиянии на здоровье всех негативных факторов, а также путях и возможностях уменьшения этого влияния.
 Задача 2.
 Обучение граждан гигиеническим навыкам и мотивирование их к отказу от вредных привычек, включающих помощь по отказу от потребления алкоголя и табака.
 Задача 3.
 Обучение медицинских специалистов и граждан эффективным методам профилактики заболеваний

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

1) смертность населения;

 2) заболеваемость синдромом зависимости от алкоголя , хроническим алкоголизмом;

 3) количество жителей области, посетивших Центры здоровья

Сроки и этапы реализации Программы

2012 - 2016 годы

Исполнитель Программы

Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области

Объемы и источники
 финансирования
 Программы

Общий объем финансирования Программы из областного бюджета в 2012-2016 годах составит 5000,0 тыс. руб., в том числе:
 2012 год - 1000,0 тыс. руб.;

 2013 год - 1000,0 тыс. руб.;

 2014 год - 1000,0 тыс. руб.;

 2015 год - 1000,0 тыс. руб.;

 2016 год - 1000,0 тыс. руб.
 Направление расходов - прочие нужды

Ожидаемые конечные результаты Программы и показатели социально-экономической эффективности

1) снижение смертности населения до 16,1 на 1000 населения;
 2) снижение заболеваемости синдромом зависимости от алкоголя, хроническим алкоголизмом до 106,0 на 100 тыс. населения;
 3) увеличение количества жителей области, посетивших Центры здоровья, до 2700 человек ежегодно

I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


Здоровье населения является важнейшим фактором успешного общественного развития и национальной безопасности, важным ресурсом для обеспечения стабильности государства, а по уровню качества жизни и состоянию здоровья населения можно судить об эффективности государственной политики в области социальной сферы. Неустойчивое развитие экономики страны, недостаточное правовое, ресурсное, информационное и финансовое обеспечение мероприятий по сохранению общественного здоровья и развитию здравоохранения, затянувшиеся реформы способствовали значительному ухудшению здоровья населения. В последние годы наметилась положительная тенденция к увеличению показателя естественного прироста населения с -8,9 в 2006 году до -6,1 в 2010 году как за счет увеличения рождаемости с 9,1 в 2006 году до 10,7 в 2010 году, так и за счет снижения показателя общей смертности, который составил (на 1000 населения) 16,8 (2006 год - 18,0). Несмотря на положительные изменения, показатель общей смертности остается еще довольно высоким (в Российской Федерации – 14,3 в 2010 году).

Среди всех умерших преобладают умершие от болезней системы кровообращения: в 2009 году показатель составил - 105,6 на 10 тыс. населения, что выше, чем по Российской Федерации, на 24 % (2008 год – 111,7; 2007 год - 111,6), по Российской Федерации - 83,5. Основными причинами смертей стали: гипертоническая болезнь - 1,4 (2008 год – 1,1; 2007 год - 1,4); острый и повторный инфаркт миокарда - 4,2 (2008 год - 3,8; 2007 год - 3,8); цереброваскулярные болезни - 22,4 (2008 год – 23,2; 2007 год - 25,4).

В большинстве случаев данная патология обусловлена образом жизни и поведения пациентов. Важнейшими факторами риска являются: курение табака, чрезмерное употребление алкоголя, нездоровое питание и недостаточная физическая активность. Факторы риска, обусловленные поведением, приводят к биологическим факторам риска: отклонению в показателях липидов крови, ожирению и артериальной гипертонии.

Как Правительством Российской Федерации, так и Правительством Орловской области уделяется большое внимание формированию мотивации у населения к здоровому образу жизни. В области с 2009 года реализуется долгосрочная областная целевая программа "Формирование здорового образа жизни у населения Орловской области на 2009-2011 годы", утвержденная постановлением Правительства Орловской области от 29 июня 2009 года N 67 (далее также - долгосрочная областная целевая программа "Формирование здорового образа жизни у населения Орловской области на 2009-2011 годы"). Благодаря реализации указанной программы в качестве софинансирования поступили ассигнования из федерального бюджета в сумме 1496,9 тыс. рублей в 2009 году и 2164,1 тыс. рублей в 2010 году. Данные средства были использованы на создание и оснащение Центров здоровья.

При расчете показателя общего числа умерших от несчастных случаев, отравлений и травм (на 10 000 населения) в целом отмечается положительная

динамика - 16,4 (2008 год – 18,7; 2007 год – 20,0; 2006 год – 21,7; 2005 год – 23,5; в Российской Федерации: 2006 год - 19,8). Однако снижение показателя общего числа умерших от отравления алкоголем превышает показатель по Российской Федерации – 2,6 (2008 год - 3,2; 2007 год – 3,6; 2006 год – 4,1; 2005 год – 5,0; в Российской Федерации: 2006 год - 2,3; 2005 год – 2,9).

Наметилась положительная тенденция к снижению числа больных алкоголизмом, впервые зарегистрированных в отчетном году, на 100 тыс. населения и количества несовершеннолетних, находящихся под наблюдением по поводу злоупотребления алкоголем. К сожалению, доля подростков и молодежи, вовлеченных в профилактические мероприятия, по отношению к общей численности указанной категории последние 3 года остается стабильной и не имеет тенденции к росту.

Заболеваемость алкоголизмом

Нозологическая форма

На 100 тыс. населения

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

Синдром зависимости от алкоголя, хронический алкоголизм (диспансерный учет)

126,6

115,3

110,2

106,6

118,1

Количество несовершеннолетних, находящихся под наблюдением по поводу злоупотребления алкоголем


Нозологическая форма

Абсолютное количество

2007
 год

2008 год

2009 год

2010 год

Синдром зависимости от алкоголя, хронический алкоголизм (диспансерный учет)

3

2

1

2

Употребление алкоголя без синдрома зависимости (профилактическое наблюдение)

334

308

314

291

Всего

337

310

315

293

Количество и доля подростков и молодежи, вовлеченных в профилактические мероприятия, по отношению к общей численности указанной категории в % по Орловской области


Критерии оценки

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

1

2

3

4

5

Охвачено профилактической работой, всего

16 213

15 076

15 983

16 980

Из них:

1

2

3

4

5

Количество вовлеченных подростков и молодежи (человек)

11 863

11 746

11 730

12 962

Доля подростков и молодежи в %

73,2

77,9

73,4

76,3

Отсутствие не только в Орловской области, но и в Российской Федерации налаженной системы мониторинга факторов риска не позволяет получить полную картину распространения и тенденций по основным факторам неинфекционных заболеваний.

Реализация долгосрочной областной целевой программы "Формирование здорового образа жизни у населения Орловской области на 2012-2016 годы" будет очередным важным шагом на пути формирования ответственности каждого члена общества за свое здоровье и здоровье своих детей, а следовательно, формирования здорового образа жизни и мотивации на здоровье сберегающее поведение, а также послужит основанием для получения ассигнований из федерального бюджета на проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у населения Орловской области и в дальнейшем.

II. Цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели


Целью Программы является формирование мотивации на ведение здорового образа жизни у населения Орловской области.

Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:

1. Создание и поддержание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний всех категорий населения о влиянии на здоровье всех негативных факторов, а также путях и возможностях уменьшения этого влияния.

2. Обучение граждан гигиеническим навыкам и мотивирование их к отказу от вредных привычек, включая помощь по отказу от потребления алкоголя и табака.

3. Обучение медицинских специалистов и граждан эффективным методам профилактики заболеваний.

Выполнение данных задач позволит оптимизировать систему профилактики развития заболеваний и приведет к снижению смертности населения до 16,1 на 1000 населения; снижению заболеваемости синдромом зависимости от алкоголя, хроническим алкоголизмом до 106,0 на 100 тыс. населения; увеличению количества жителей области, посетивших Центры здоровья, до 2700 человек ежегодно.

Целевыми индикаторами Программы являются:

смертность населения;

заболеваемость синдромом зависимости от алкоголя, хроническим алкоголизмом;

количество жителей области, посетивших Центры здоровья.

Сбор данных осуществляется ежегодно на основе статистических форм, утвержденных приказом Федеральной службы государственной статистики от 29 июля 2009 года N 154 "Об утверждении статистического инструментария для организации Минздравсоцразвития России федерального статистического наблюдения в сфере здравоохранения", и ежемесячно на основе формы N 68, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 августа 2009 года N 597н "Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака".

Целевые индикаторы и показатели результативности Программы представлены в приложении 1 к Программе.

В Программе предусматривается реализация комплекса взаимоувязанных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни на протяжении всего срока действия Программы, в связи с чем отдельные этапы ее реализации не выделяются.

III. Система программных мероприятий, индикаторы оценки результатов реализации основных мероприятий Программы


Мероприятия Программы формируются по степени важности и необходимости для достижения поставленной цели и решения задач.

Задача 1. Создание и поддержание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний всех категорий населения о влиянии на здоровье всех негативных факторов, а также путях и возможностях уменьшения этого влияния.

В рамках реализации данной задачи предусмотрен следующий комплекс мероприятий:

1) приобретение необходимого медицинского оборудования для ведения выездной работы Центров здоровья, ОГУЗ "Орловский областной наркологический диспансер";

2) приобретение расходных материалов для медицинского оборудования.

Задача 2. Обучение граждан гигиеническим навыкам и мотивирование их к отказу от вредных привычек, включая помощь по отказу от потребления алкоголя и табака.

В рамках реализации данной задачи предусмотрен следующий комплекс мероприятий:

1) приобретение необходимой офисной техники для ведения выездной работы Центров здоровья;

2) приобретение расходных материалов для офисной техники.

Задача 3. Обучение медицинских специалистов и граждан эффективным методам профилактики заболеваний.

В рамках реализации данной задачи предусмотрено следующее мероприятие - разработка и издание методических рекомендации и информационных листков для медицинских работников и жителей Орловской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»