ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2012 года N 165
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 3 МАРТА 2010 ГОДА N 60"О ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА 2010-2015 ГОДЫ"
Во исполнение Закона Орловской области от 3 ноября 2011 года N 1289-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" и в целях корректировки объема финансирования долгосрочной областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупот-реблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2015 годы" Правительство Орловской областипостановляет:
1.Внести изменение в постановление Правительства Орловской области от 3 марта 2010 года N 60 "О долгосрочной областной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотикамии их незаконному обороту на 2010-2015 годы", изложив приложениев новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2.Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока социального развитияО. Н. Ревякина.
Председатель Правительства
Орловской области
А. П. Козлов
Приложение к постановлению
Правительства Орловской области
от _______________ 2012 г. N __
Приложение к постановлению
Правительства Орловской области
от 3 марта 2010 года N 60
Долгосрочная областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2015 годы"
Орловская область
2010 год
Паспорт
Наименование Программы | Долгосрочная областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2015 годы" (далее также – Программа) |
Основание для разработки Программы | Распоряжение Правительства Орловской области от 18 декабря 2009 года N 260-р |
Заказчик Программы | Правительство Орловской области |
Разработчики Программы | Департамент образования, молодежной политики и спорта Орловской области; |
Руководитель Программы | Руководитель Департамента образования, молодежной политики и спорта Орловской области |
Ответственный исполнитель Программы | Начальник управления по делам молодежи Департамента образования, молодежной политики и спорта Орловской области; |
Цели и задачи Программы | Целью Программы является обеспечение условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | Заболеваемость синдромом зависимости от наркотических веществ; |
Сроки и этапы реализации Программы | Сроки реализации Программы: 2010-2015 годы. |
Объемы и источники финансирования Программы | Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составит 13,1345 млн рублей, в том числе: |
в том числе | - |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | Снижение заболеваемости синдромом зависимости от наркотических веществ на 17 %; |
I .Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Наркомания как социально и криминально опасное явление присутствовала в жизни общества на всех стадиях его развития. Однако наиболее высокого уровня ее распространение достигло в последнее десятилетие XX века, сформировавшись в глобальную наркоугрозу, которая уже привела к необратимой деградации и гибели огромного числа людей, выступая катализатором общего роста преступности, теневой экономики и коррупции.
Высокая смертность значительной части больных наркоманией даже при их стабильном общем числе на деле означает наличие скрытого систематического притока новых больных вместо выбывающих. Как показывает практика, большинство наркозависимых лиц в течение короткого промежутка времени переходят из разряда трудоспособного населения в категорию безработных, ведущих асоциальный, а в некоторых случаях и противоправный образ жизни. При этом государству наносится серьезный экономический ущерб, возникающий как от производственных убытков (снижение количества трудовых ресурсов), ухудшения демографической ситуации в стране, увеличения социальных затрат на реабилитацию и лечение наркозависимых, так и от их криминальной деятельности.
Оперативная обстановка в Центральном федеральном округе (далее также - округ) в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ по-прежнему остается сложной.
Округ занимает лидирующее место среди индустриальных регионов страны и обладает развитой транспортной инфраструктурой, что делает его высокодоходным рынком сбыта наркотиков и позволяет наркопреступникам использовать его как часть наркотрафика из Азии в Европу.
За 9 месяцев 2009 года территориальными органами наркоконтроля зарегистрировано свыше 17,5 тысяч (17 544) наркопреступлений (снижение на 5 %, в аналогичном периоде прошлого года - 18 465). При этом 78 % из зарегистрированных преступлений являются тяжкими и особо тяжкими, что на 3 % превышает аналогичный показатель прошлого года.
Всего по округу из незаконного оборота изъято 1 634 кг наркотиков, и это больше показателя прошлого года на 9 % (1 493 кг). Следует отметить, что половина наркотических средств изъято на территории Москвы и Московской области, что вполне естественно, так как эти два субъекта являются самыми крупными транспортными узлами с высоким уровнем пассажиропотоков и грузоперевозок.
Благодаря предпринятым мерам территориальным органам округа удалось добиться неплохих показателей на линии противодействия контрабанде наркотиков. За 9 месяцев 2009 года выявлено 170 преступлений данной категории, что более чем на 19 % превышает показатели аналогичного периода прошлого года (142).
В 2009 году территориальными органами наркоконтроля округа ликвидирована деятельность 874 наркопритонов, что на 28 % превышает аналогичный показатель прошлого года.
Современное состояние проблемы противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Орловской области в целом характеризуется некоторым улучшением по отдельным показателям.
Так, если в 2004 году на учете в ОГУЗ "Орловский наркологический диспансер" находилось 923 наркопотребителя, то в 2008 году их количество составило 759 человек, а по состоянию на 1 октября 2009 года - 766. Таким образом, количество лиц, состоящих на учете по наркозависимости, за прошедшие шесть лет уменьшилось на 17 %, несовершеннолетних наркопотребителей - на 39 %.
За период 2004-2008 годов общее число выявленных в Орловской области наркопреступлений возросло почти в 2 раза, почти в 4 раза увеличилось количество расследованных групповых преступлений в общем объеме наркопреступности, в 2 раза увеличился удельный вес наркопреступлений в общеуголовной преступности.
Основные показатели деятельности правоохранительных органов по линии незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ представлены следующим образом:
Показатель | Зарегистрировано преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ | ||||
2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | |
Количество преступлений, всего | 535 (212+323) | 861 (316+545) | 1 108 (3 40 +768) | 1196 ( 372 + 824 ) | 1072 |
Тяжких и особо тяжких | 410 | 700 | 827 | 837 | 638 |
В крупном размере | 198 | 266 | 461 | 610 | 595 |
В особо крупном размере | 68 | 122 | 127 | 133 | 103 |
Изъято всего наркотических средств, психотропных веществ и сильнодей-ствующих веществ по оконченным производством уголовным делам, кг | 79,19 | 56,81 | 56,96 | 54 , 51 | 67,59 |
Расследовано преступлений | 401 | 563 | 814 | 933 | 770 |
В 2008 году впервые в Орловской области было ликвидировано преступное сообщество, связанное с наркопреступностью.
С 2004 года количество ВИЧ-инфицированных, заразившихся путем внутривенного введения наркотиков, остается на уровне 23-30 человек ежегодно.
За это же время несколько изменилась структура наркопотребления: уменьшилась доля потребителей наркотиков группы конопли, увеличилась доля потребителей наркотиков группы опия, появились потребители синтетических наркотиков.
Это позволяет говорить о том, что областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы" способствовала снижению наркозаболеваемости в Орловской области. Согласованные меры по реализации программных мероприятий, проводимых в целях обеспечения условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и развития системы профилактики их потребления различными группами населения, прежде всего –молодежью, позволили удержать наркоситуацию под контролем.
К числу негативных факторов, влияющих на развитие наркоситуации, относятся:
повышение уровня организованности лиц, занимающихся незаконным производством и распространением наркотиков;
высокая доходность операций, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что способствует сохранению рынка незаконного предложения наркотиков и втягиванию в него наиболее уязвимой части трудоспособного населения;
транснациональный характер наркопреступности, появление новых крупных источников производства наркотиков за рубежом и каналов поступления наркотиков на территорию Орловской области;
распространение видов наркотиков, зависимость от которых наступает быстрее, чем от традиционно используемых;
формирование новых элементов пропаганды и каналов сбыта наркотиков.
Отсутствие адекватных и эффективных мер по противодействию распространению наркомании может привести к утрате достигнутых в настоящее время положительных результатов и к возможному увеличению численности лиц, больных наркоманией, что будет представлять широкомасштабную угрозу для здоровья и благополучия населения Орловской области.
В этих условиях возникает необходимость подготовки и последующей реализации долгосрочной областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2015 годы".
Основными факторами, оказывающими комплексное действие на снижение распространения наркомании, должны стать:
целенаправленная работа правоохранительных органов и органов исполнительной власти;
повышение эффективности профилактической работы среди населения совместно с общественными организациями, всеми заинтересованными структурами;
пропаганда здорового образа жизни через средства массовой информации;
ужесточение мер по предотвращению поступления, изъятию из незаконного оборота наркотиков.
Основными резервами для улучшения показателей практически по всем направлениям являются:
общественная и социальная безопасность граждан, формирование устойчивой антинаркотической ценностной ориентации у населения и адекватного общественного мнения;
предупреждение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, а также иных правонарушений, связанных с этим видом преступности, обеспечение финансовых расследований в целях противодействия легализации (отмыванию) наркодоходов;
сотрудничество в противодействии незаконному обороту наркотиков, терроризму, религиозному экстремизму и организованной преступности на межрегиональном и международных уровнях;
выделение приоритетных направлений разработки и внедрения программ пропаганды здорового образа жизни, профилактики наркомании среди несовершеннолетних и молодежи.
Основанием для разработки Программы явились:
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (глава 9 "Молодежная политика"), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р;
Концепция долгосрочной областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2015 годы", утвержденная распоряжением Правительства Орловской области от 18 декабря 2009 года N 260-р.
Для решения проблемы предлагается применить программно-целевой подход с четким определением целей и задач Программы, выбором перечня скоординированных мероприятий по устранению причин и условий, способствующих незаконному распространению наркотиков, и согласованный с реальными возможностями областного бюджета.
В рамках Программы планируется продолжить реализацию адекватных и эффективных мер противодействия распространению наркомании.
Приоритетным направлением в рамках реализации Программы является совершенствование деятельности по профилактике наркомании и популяризации здорового образа жизни, лечению и реабилитации наркозависимых лиц.
II. Цели и задачи Программы, сроки и этапы реализации, целевые показатели и индикаторы