ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 2012 года N 159
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 16 АВГУСТА 2011 ГОДА N 272 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ (ДОСТУПНАЯ СРЕДА) НА 2012-2014 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Орловской области от 16.04.2014 N 89.
____________________________________________________________________
В связи с уточнением объемов финансирования долгосрочной областной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов (доступная среда) на 2012-2014 годы" Правительство Орловской области постановляет:
1. Внести изменение в постановление Правительства Орловской области от 16 августа 2011 года N 272 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов (доступная среда) на 2012-2014 годы", изложив приложение в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока социального развития О. Н. Ревякина.
Председатель Правительства Орловской области
А. П. Козлов
Приложение к постановлению
Правительства Орловской области
от 18 мая 2012 г. N 159
Приложение к постановлению
Правительства Орловской области
Долгосрочная областная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов (доступная среда) на 2012-2014 годы" Орловская область 2011 год
Паспорт долгосрочной областной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов (доступная среда) 2012-2014 годы"
Наименование программы | "Социальная поддержка инвалидов (доступная среда) на 2012-2014 годы" (далее - программа) |
Основание для разработки программы | Распоряжение Правительства Орловской области от 31 декабря 2010 года N 616-р |
Заказчик программы | Прави тельство Орловской области |
Разработчики программы | Департамент здравоохранения и социального |
Руководитель программы | Руководитель Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области |
Ответственный | Начальник управления социальной защиты населения Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области |
Цель и задачи программы | Целью программы является формирование к 2015 году условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в жизненно важных сферах для инвалидов и других маломобильных групп населения в Орловской области, а также создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни. Для достижения цели необходимо решение следующих задач: |
образования, культуры и спорта; | |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы | 1) количество обследуемых общественных зданий и |
Срок и этапы реализации программы | Срок реализации программы: 2012-2014 годы. Основания для выделения этапов отсутствуют. Реализация программы осуществляется в один этап |
Объемы и источники | 61 497,6 тыс. рублей из средств областного бюджета, в том числе по годам: |
По нап равлениям затрат: | |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально- экономической эффективности | Ожидаемым конечным результатом программы является повышение уровня и качества жизни инвалидов за счет предоставления им более широких возможностей в реализации прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Показатели социально-экономической эффективности: |
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Приоритетные направления государственной политики в отношении инвалидов ориентированы на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации экономических, социальных, культурных, личных и политических прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, восстановление социального статуса инвалидов, достижение ими материальной независимости.
Несмотря на предпринимаемые меры, сопровождающиеся значительными, ежегодно возрастающими объемами финансирования из бюджетов всех уровней, выделяемыми на социальные нужды, в Орловской области, как и в целом в Российской Федерации, остается нерешенной важнейшая социальная задача - создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, информации и связи.
Доступность для инвалидов различных структур общества является одной из важнейших предпосылок создания условий для обеспечения их прав и свобод.
Начиная с 90-х годов прошлого века, в России было принято более 300 нормативных правовых актов, направленных на защиту интересов инвалидов. Правительством Российской Федерации утверждались федеральные целевые программы, направленные на социальную поддержку инвалидов. В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года (далее - Конвенция), что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.
Особое значение имеет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющий приоритетные направления государственной политики в области социальной защиты инвалидов.
К основным гарантированным правам инвалидов относятся права на реабилитацию, обеспечение трудовой занятости, медицинскую помощь, санаторно-курортное лечение, обеспечение техническими средствами реабилитации, беспрепятственный доступ к информации, доступ к жилым зданиям, учреждениям образования и здравоохранения, спортивным сооружениям, местам отдыха и учреждениям культуры.
Федеральным законом от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", Федеральным законом от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливаются обязательства Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций (независимо от организационно-правовых форм) по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к информации, объектам социальной инфраструктуры, транспорту, средствам связи и информации, а также ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию этих условий.
Несмотря на существующую правовую основу, доступность для инвалидов различных структур общества практически во всех субъектах Российской Федерации находится на низком уровне.
Вопрос обеспечения доступа инвалидов, особенно ограниченных в передвижении, к объектам инфраструктуры, а также приспособление к их нуждам жилых помещений является одним из наиболее проблемных, трудноразрешимых и самым финансово затратным.
Создание безбарьерной среды - это основная составляющая реализации прав инвалидов. Большинство из них в настоящее время не имеют возможности выйти из своих жилых домов. Для граждан с ограниченными возможностями недоступными также являются общественный транспорт, уличные переходы, автовокзалы, вокзалы и многие другие жизненно важные объекты.
Доступными для инвалидов должны стать все объекты социальной инфраструктуры, и в первую очередь те, в которые инвалиды обращаются наиболее часто. Анализ наиболее часто посещаемых инвалидами объектов показал, что они относятся к различным организационно-правовым формам. В решении данного вопроса необходим комплексный подход с участием органов государственной, муниципальной власти, различных служб, организаций и учреждений.
В регионе существует ряд факторов, отрицательно влияющих на обеспечение доступности среды для инвалидов и других маломобильных групп населения:
несовершенство законодательного и нормативного регулирования доступности среды;
недостаточная эффективность взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса и общественных организаций инвалидов по созданию доступной среды, в том числе при реализации целевых программ и отдельных мероприятий;
отсутствие системы независимой экспертизы и контроля за решениями и действиями по проектированию, строительству и реконструкции большей части объектов с позиций доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения;
несоответствие выделяемых в настоящее время ресурсов масштабности и сложности задач по созданию доступной среды.
В свою очередь, нерешенность данной проблемы влечет за собой возникновение социально-экономических последствий для большого количества инвалидов, среди которых:
дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно отражается на их занятости, образовательном и культурном уровне, качестве их жизни, что, в свою очередь, увеличивает потребность в бюджетных средствах для обеспечения доходов и предоставления инвалидам мер социальной поддержки в различных формах (льготы, компенсации);
высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации, которая, в свою очередь, выступает в качестве самостоятельного фактора инвалидизации и предопределяет возрастание спроса инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;
негативное отношение к инвалидам в массовом сознании, социальная разобщенность инвалидов и неинвалидов, предопределяющая необходимость проведения соответствующих разъяснительных, образовательно- информационных кампаний;
дискомфорт, ограничения жизнедеятельности других маломобильных групп населения: лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста.
Таким образом, учитывая потенциал инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, их желание и право работать на производстве, заниматься спортом, творчеством, совершенствовать и развивать себя, перед государством и обществом стоит задача помочь им в этом путём формирования доступной среды.
В Орловской области проживают 80 тысяч граждан, являющихся инвалидами, из которых почти 3 тысячи - это дети-инвалиды.
Динамика численности инвалидов за последние три года имела следующую тенденцию: 2008 год - 85 065 человек, 2009 год - 82 075 человек, 2010 год-80 830 человек.
Однако, несмотря на снижение общей численности инвалидов, проживающих в области, следует отметить, что анализ показателей первичной инвалидности за последние три года в различных возрастных группах трудоспособного периода жизни свидетельствует о том, что уровень первичной инвалидности у лиц молодого и среднего возраста в Орловской области имеет тенденцию к росту как у городского, так и у сельского населения. У городского населения от 41,7 % в 2007 году до 47,1 % и 46,9 % в 2008 и 2009 годах соответственно. У сельского населения от 42,6 % в 2007 году до 46,4 % и 48,9 % в 2008 и 2009 годах соответственно. Приведенные данные свидетельствуют о неблагоприятной динамике первичной инвалидности среди лиц молодого и среднего возраста. Это связано с множеством социальных и экономических факторов: безработица, спад производства, несовершенство системы охраны и укрепления здоровья работающего населения, недостаточность мероприятий по профилактике заболеваемости, рост стрессовых воздействий на организм, а также невозможность трудоустройства лиц с незначительно и умеренно выраженными нарушениями функций организма в связи с отсутствием подходящих вакансий и удаленностью деревень от районных центров.
Вызывает озабоченность и ситуация, складывающаяся в среде детского населения области. На протяжении последних трёх лет в Орловской области превалирующие причины детской инвалидности как первичной, так и при повторном освидетельствовании постоянны. Лидируют психические заболевания, врожденные аномалии (пороки развития) и болезни нервной системы. При анализе распространенности отдельных нозологических форм, в значительной степени обусловливающих инвалидизацию детей, в качестве основных выделяют:
болезни нервной системы, которые связаны с патологическими состояниями плода и новорожденного в перинатальном периоде;
врожденные и наследственные заболевания;
психические расстройства.
Не теряет своей актуальности инвалидность, связанная с болезнями мочеполовой системы, болезнями крови, онкопатологией.
Общие данные по результатам проведения медико-социальной экспертизы инвалидности у детей
Годы | Всего освидетельствовано, | Всего | Первично | Повторно |
2007 | 2499 | 2073 | 253 | 1820 |
2008 | 2423 | 2142 | 286 | 1856 |
2009 | 2334 | 2057 | 311 | 1746 |
На протяжении последних лет в Орловской области абсолютное большинство больных, признанных инвалидами, составляют повторно освидетельствованные инвалиды. При этом, доля детей, первично признанных инвалидами, возросла.
Традиционно среди лиц в возрасте до 18 лет, признаваемых инвалидами в течение ряда лет, городские жители доминируют над сельскими. В 2007 году это соотношение было следующим: город - 1233 (59,5 %), село - 840 (40,5 %); в 2008 году: город - 1253 (58,5 %), село - 889 (41,5 %); в 2009 году: город - 1193 (58,0 %), село - 864 (42,0 %).
Среди больных детей, которым устанавливается инвалидность, отмечается преобладание лиц мужского пола в возрастной группе от 8 до 14 лет (2007 год -27,4 %, 2008 год - 26,6 %, 2009 год - 25,3 % от общего числа детей, признанных инвалидами).
Дети-инвалиды нуждаются в особой заботе государства. Из 2 628 детей-инвалидов, проживающих в Орловской области, 85 % детей-инвалидов проживают в семьях, 15 % находятся на полном государственном обеспечении в специализированных учреждениях здравоохранения, образования, социальной защиты.
В настоящее время проблемы существования и развития системы специального образования, коррекционного обучения, профессиональной ориентации и социальной реабилитации увеличивающегося числа детей с ограниченными возможностями здоровья имеют чрезвычайную актуальность и получают большой социальный резонанс.
По состоянию на 1 января 2010 года в учреждениях Орловской области получают образовательные услуги 2 325 детей-инвалидов, из них в учреждениях дошкольного образования - 306 детей, в общеобразовательных школах - 1 101 человек (1-4 класс - 358, 5-9 класс - 577, 10-11 класс -166). Количество детей-инвалидов, обучающихся на дому, составляет 362 человека, из них получают образование по специальным (коррекционным) программам I - VIII вида 167 человек, по общеобразовательным программам -195 человек.
Орловская область вошла в число регионов, включенных в рамках приоритетного национального проекта "Образование" в проект "Дистанционное образование детей-инвалидов с использованием информационно-коммуникационных технологий". В рамках его реализации 110 детей с ограниченными возможностями обучаются на дому.
В учреждениях интернатного типа обучается 556 детей-инвалидов, из них 266 детей-сирот. В общеобразовательных школах-интернатах получают образовательные услуги 45 детей-инвалидов, в специальных (коррекционных) школах-интернатах - 511 детей-инвалидов, из них 152 ребенка - в школах-интернатах I - II вида (для глухих и слабослышащих детей), 64 ребенка - в школах-интернатах V вида (для детей с нарушением речи), 295 детей - в школах-интернатах VIII вида (для детей с умственной отсталостью).
С целью оказания психолого-педагогической поддержки и создания специальных образовательных условий для развития детей с умеренной умственной отсталостью при специальных (коррекционных) школах-интернатах VIII вида открыты специальные классы-группы для детей данной категории.
В системе образования области создана и функционирует служба психолого-медико-социального сопровождения. Она представлена сетью образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, в которых осуществляется практическая работа по комплексному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья, разрабатываются и реализуются индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения.