ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 06 мая 2011 года N 140
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 3 АВГУСТА 2010 ГОДА N 286 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ НА 2011-2015 ГОДЫ"
{Утратило силу: постановление Правительства Орловской области от 26.12.2013 г. N 460; НГР: ru57000201301061}
В целях приведения долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы" в соответствие с подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы", Правительство Орловской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Орловской области от 3 августа 2010 года N 286 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011- 2015 годы" следующие изменения:
1) приложение изложить в новой редакции согласно приложению 1 к настоящему постановлению;
2) приложение 3 к долгосрочной областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы" изложить в новой редакции согласно приложению 2 к настоящему постановлению.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока социального развития О. Н. Ревякина.
Председатель Правительства
Орловской области
А. П. Козлов
Приложение 1 к постановлению
Правительства Орловской области
от 06.05.2011 г. N 140
Приложение к постановлению
Правительства Орловской области
от 3 августа 2010 г. N 286
Долгосрочная областная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы" Орловская область 2011 год
Паспорт долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы"
Наименование программы | "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы" (далее также -программа) |
Основание для разработки программы | распоряжение Правительства Орловской области от 3 июня 2010 года N 203-р |
Заказчик программы | Правительство Орловской области |
Разработчик программы | Депар тамент образования, культуры и спорта Орловской области |
Руководитель программы | руководитель Департамента образования, культуры и спорта Орловской области |
Ответственный исполнитель программы | заместитель руководителя Департамента образования, культуры и спорта Орловской области |
Цель и задача программы | основная цель программы -государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы | количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием заемных средств) при оказании содействия за счет средств федерального бюджета, бюджета Орловской области и местных бюджетов; |
приобретение жилья в общем количестве свидетельств на приобретение жилья, выданных молодым семьям | |
Сроки и этапы реализации программы | 2011-2015 годы |
Объемы и источники финансирования программы | в 2011-2015 годах общий объем |
В том числе по направлениям затрат | капитальные вложения - 0; |
Ожидаемые конечные результаты | успешное выполнение мероприятий программы в 2011—2015 годах позволит обеспечить жильем 1650 молодых семей, а также обеспечит: |
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
В современных условиях развития социально-экономической и политической системы России выявляется ряд негативных тенденций, характерных, в первую очередь, для молодого поколения. Такими проблемами являются: общее снижение рождаемости, увеличение числа неполных семей и, как следствие, уменьшение численности коренного населения. В комплексе эти проблемы и являются первостепенной составляющей депопуляционных тенденций.
Для Орловщины, где традиционно большое внимание уделяется вопросам стабилизации демографической ситуации, данная проблема также актуальна.
Поэтому главная задача, которую призваны решать органы государственной власти, - создание комплексной системы государственной поддержки молодых семей, в первую очередь, через оказание им со стороны государства финансовой субсидиарной помощи в целях приобретения и строительства жилья.
В настоящее время на территории области проживает более 200 000 молодых граждан в возрасте до 30 лет, насчитывается более 13 000 молодых семей. Ежегодно в данной возрастной группе населения регистрируется более 5 тыс. браков и более 2 тыс. разводов.
Трудное жилищное положение оказывает отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи. Неудовлетворительное жилищное положение, вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижают уровень рождаемости и увеличивают количество разводов среди молодых семей. В целом, средний количественный состав каждой семьи, занимающей отдельную квартиру или дом, значительно выше, чем в семьях, которые снимают комнату, живут с родителями или в общежитии.
Реализация областной целевой комплексной программы "Обеспечение жильем молодых семей (2006-2010 годы)", утвержденной Законом Орловской области от 24 ноября 2006 года N 634-ОЗ "Об областной целевой комплексной программе "Обеспечение жильем молодых семей (2006-2010 годы)", позволила частично решить указанную проблему. Всего на территории области за период 2006-2009 годов в рамках реализации областной целевой комплексной программы "Обеспечение жильем молодых семей (2006-2010 годы)" улучшили свои жилищные условия 714 семей. На реализацию областной целевой комплексной программы "Обеспечение жильем молодых семей (2006-2010 годы)" в указанный период из средств муниципальных бюджетов выделено 36,6 млн рублей, из средств областного бюджета - 100,4 млн рублей, из средств федерального бюджета -99,6 млн рублей, в реализации мероприятий данной программы приняли участие 25 муниципальных образований Орловской области.
Вместе с тем, заявления на участие в областной целевой комплексной программе "Обеспечение жильём молодых семей (2006-2010 годы)" уже подали более 1600 молодых семей. Увеличивающееся количество молодых семей, желающих участвовать в указанной программе, и активное участие муниципальных образований в реализации ее мероприятий говорит о ее популярности среди молодых семей и необходимости продолжить работу по реализации данной программы в 2011—2015 годах.
Молодые семьи в основном не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки, даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, поскольку не в состоянии оплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи чаще всего являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилья, которое можно было бы использовать как актив для оплаты первоначального взноса при получении ипотечного кредита, а также еще не имели возможности накопить средства на эти цели. При этом данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь на оплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов будет являться для молодежи хорошим стимулом для дальнейшего профессионального роста.
Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы является основой стабильных условий жизни для данной наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в регионе. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых граждан позволит сформировать экономически активный слой населения.
В этой связи использование программно-целевого метода позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на программных мероприятиях, которые будут оказывать молодым семьям целевую государственную поддержку в вопросах приобретения (строительства) жилья путем дифференцированного и адресного предоставления социальных выплат из средств муниципального, областного и федерального бюджетов.
Отказ от программно-целевого метода в решении задач программы не позволит молодым семьям получить помощь в улучшении жилищных условий, кроме того, эту возможность потеряют молодые семьи, уже поставленные на учет по областной целевой комплексной программе "Обеспечение жильём молодых семей (2006-2010 годы)", что негативным образом отразится на социальной обстановке в регионе.
Долгосрочная областная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы" позволит улучшить жилищные условия молодых семей в Орловской области, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, создаст условия для развития ипотечного жилищного кредитования путем снижения рисков ипотечного кредитования для банков, сокращения затрат на оформление ипотечных жилищных кредитов, развития вторичного рынка ипотечного кредитования и привлечения долгосрочных ресурсов в ипотеку.
Долгосрочная областная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы" разработана для реализации на территории Орловской области мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 и предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома.
II. Цель и задача программы, целевые индикаторы и показатели, сроки и этапы реализации
Основной целью программы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Участником программы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей, и нуждающаяся в жилых помещениях (далее - молодая семья).
Основной задачей программы является обеспечение предоставления молодым семьям-участникам программы социальных выплат на приобретение жилья экономического класса или строительство индивидуального жилого дома экономического класса (далее - социальные выплаты).
Молодые семьи-участники программы могут обратиться в уполномоченную организацию для оказания услуг по приобретению жилого помещения (жилых помещений) экономического класса на первичном рынке жилья.
Отбор уполномоченных организаций осуществляется органами исполнительной государственной власти Орловской области, участвующими в реализации программы.
Основными принципами реализации программы являются:
добровольность участия в программе молодых семей;
признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями программы;
возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств, предоставляемых в рамках программы из федерального бюджета, бюджета Орловской области и (или) из местных бюджетов, при улучшении жилищных условий только один раз.
Целевые индикаторы и показатели программы приведены в приложении 1 к настоящей программе.
Сроки реализации программы - 2011-2015 годы, этапы реализации не выделяются.
Условиями прекращения реализации программы являются досрочное достижение целей и задач программы, а также изменение механизмов реализации государственной жилищной политики.
III. Система программных мероприятий, индикаторы оценки результатов реализации основных мероприятий программы
Реализация задач программы предполагает осуществление ряда мероприятий программы, не требующих дополнительного финансирования, по следующим направлениям:
нормативное правовое и методологическое обеспечение реализации программы;
финансовое обеспечение реализации программы;
организационное обеспечение реализации программы.
Мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы включают в себя разработку и обновление нормативных правовых документов, связанных с механизмом реализации мероприятий программы.
Основными мероприятиями по финансовому обеспечению реализации программы являются:
разработка и обновление финансовых и экономических механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий;
подготовка необходимых технико-экономических обоснований и расчетов при разработке проектов федерального бюджета на соответствующий год и плановый период.
Организационные мероприятия на областном уровне предусматривают:
1) ведение и обновление базы данных о молодых семьях, участвующих в программе, предоставляемых органами местного самоуправления, обеспечивающими реализацию мероприятий программы, и формирование единой информационной базы данных об участниках программы по Орловской области;
2) определение ежегодного объема бюджетных ассигнований, выделяемых из бюджета Орловской области на реализацию мероприятий программы;
3) отбор муниципальных образований для участия в программе и распределение субсидий (субвенций) между муниципальными образованиями по методике, утверждаемой законами Орловской области в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации;
4) отбор банков в соответствии с установленными на федеральном уровне критериями для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат молодым семьям;
5) отбор уполномоченных организаций, осуществляющих оказание услуг для молодых семей-участников программы по приобретению жилого помещения (жилых помещений) экономического класса на первичном рынке жилья;
6) осуществление контроля за реализацией программы на областном и муниципальном уровнях в пределах своих полномочий;
7) обеспечение освещения цели и задачи программы в средствах массовой информации Орловской области;
8) проведение мониторинга реализации программы на областном уровне, подготовка информационно-аналитических и отчетных материалов для представления государственному заказчику программы.
Организационные мероприятия на муниципальном уровне предусматривают:
1) признание молодых семей нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном требованиями программы;
2) формирование списков молодых семей для участия в программе;
3) определение ежегодного объема бюджетных ассигнований, выделяемых из местного бюджета на реализацию мероприятий программы;