Недействующий

О республиканской целевой программе "Проведение административной реформы в Чувашской Республике в 2006 - 2013 годах"

I. Необходимость и условия реализации Программы


1.1. Анализ ситуации.

Для достижения стратегических целей развития Чувашской Республики одной из важнейших составляющих, кроме эффективности корпоративного управления бюджетообразующих организаций, создания позитивного бизнес-климата, необходимо повышение эффективности государственного управления. Избыточность функций государственного управления, их неэффективность оказывают чрезмерное давление на бизнес, формируют отрицательный имидж государственного аппарата и, в конечном счете, становятся сдерживающим фактором экономического развития.

Учитывая данную проблему, Кабинет Министров Чувашской Республики, начав с участия в Программе технической поддержки реформирования региональных бюджетных систем, реализованный Международным банком реконструкции и развития в 2001 - 2002 годах, впоследствии активно включился в ряд проектов, реализуемых Всемирным банком и Европейским Союзом.

Значительный опыт, накопленный Чувашской Республикой в сфере финансового управления, вкупе с имеющимся положительным опытом реформирования государственной гражданской службы Чувашской Республики легли в основу выбора Чувашии в качестве экспериментальной площадки для осуществления пилотного проекта по применению новых подходов к организации государственной гражданской службы Чувашской Республики (далее - государственная служба) в органах государственной власти Чувашской Республики и послужили катализатором процесса реформирования всей системы государственного управления. Необходимо отметить, что реформы велись по ряду направлений.

Участие Чувашской Республики в качестве пилотного региона по проведению эксперимента по внедрению современных методов прогнозирования, финансирования, оценки, стимулирования, материально-технического обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов власти Чувашской Республики (2003 - 2005 годы), реализованного по соглашению с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации в рамках республиканской программы "Реформирование государственной службы Чувашской Республики (2003 - 2005 годы)", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 9 июля 2003 г. N 171, а также участие в таких проектах, как оптимизация органов исполнительной власти (REAREF) компании "N ICO" и Британского Совета, "Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне", реализованного совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Международным банком реконструкции и развития, "Институциональный, правовой и экономический федерализм", реализованного Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации и Европейским Союзом, привели к четкому пониманию того, что реформы, направленные на повышение эффективности бюджетных расходов, предъявляют спрос на преобразования в сфере государственного и муниципального управления. Внедрение методов бюджетирования, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов, необходимо сопровождать изменением структуры органов власти, пересмотром их полномочий и функций. В этой ситуации административная реформа должна стать необходимой составляющей проводимых преобразований.

Составляющими элементами проводимых реформ являются:

анализ и изменение структуры органов исполнительной власти Чувашской Республики (далее также - органы исполнительной власти), функций и процессов;

отражение новых функций в положениях об органах исполнительной власти, административных регламентах, стандартах государственных услуг и должностных регламентах;

создание системы стимулов путем внедрения механизмов управления результатами;

стратегическое планирование;

разработка нормативных правовых актов Чувашской Республики в развитие Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации";

проведение радикальной реформы оплаты труда, укрепление заинтересованности государственных гражданских служащих Чувашской Республики (далее - государственные служащие) в результатах работы;

внедрение среднесрочной перспективы в планирование деятельности органов исполнительной власти;

отражение ключевых приоритетов развития в распределении финансовых ресурсов;

развитие бюджетирования, основанного на результатах;

повышение эффективности инвестиционных программ;

упразднение неприоритетных функций и программ;

разграничение расходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;

обеспечение соразмерности собственных доходов местных бюджетов;

улучшение системы предоставления публичных услуг населению (повышение качества и доступности предоставляемых услуг);

оптимизация стоимости публичных услуг;

создание механизмов взаимодействия, обеспечивающих эффективную координацию деятельности, постоянное сотрудничество и информационный обмен между различными уровнями власти и органами управления.

Все вышеназванные направления должны укрепить прозрачность принимаемых решений и обеспечить внешнюю подотчетность с помощью стандартов государственных услуг и отчетности.

1.2. Сильные стороны.

В Чувашии в рамках реализации вышеперечисленных направлений:

проведен функциональный анализ 875 выполняемых функций органов исполнительной власти (15 министерств и 4 государственных комитетов) с целью выявления излишних, дублирующих и фиктивных функций. Проведена классификация функций по следующим видам: политические, международные, нормативно-регулятивные, исполнительно-распорядительные, контрольные, управление государственным имуществом, оказание услуг;

осуществлена проверка на соответствие закрепленных и выполняемых функций действующему законодательству, разработаны паспорта функций;

предложения по оптимизации органов исполнительной власти, перераспределению функций в соответствии с принятой классификацией использованы при формировании новой структуры органов исполнительной власти, которая в настоящее время включает в себя 12 министерств, 2 государственных комитета и 2 службы;