Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 марта 2013 года N 95

О республиканской целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в Чувашской Республике в 2013-2020 годах"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Кабинета Министров ЧР от 08.04.2014 N 93, вступившего в силу через 10 дней после дня его официального опубликования и распространяющегося на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года (опубликовано на Портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет http://www.cap.ru - 17.04.2014).
____________________________________________________________________

В целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, направленной на снижение аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий, Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Повышение безопасности дорожного движения в Чувашской Республике в 2013-2020 годах" (далее – Программа).

2. Утвердить государственным заказчиком Программы Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики.

3. Установить, что:

при формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период Программа включается в перечень республиканских целевых программ в составе перечня государственных программ Чувашской Республики, предлагаемых для финансирования из республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период;

объемы финансирования мероприятий Программы подлежат ежегодному уточнению исходя из реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.

4. Рекомендовать:

органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики, организациям независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности принять участие в реализации и финансировании мероприятий Программы;

органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики разработать и утвердить соответствующие муниципальные программы повышения безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах с учетом мероприятий Программы.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики.

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики И.Моторин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 15.03.2013 N 95

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Повышение безопасности дорожного движения в Чувашской Республике в 2013-2020 годах"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

-

республиканская целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в Чувашской Республике в 2013-2020 годах"

Основание для принятия решения по разработке Программы

-

Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" ;

 Концепция федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. N 1995-р

Государственный заказчик Программы

-

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее - Минтранс Чувашии)

Основной разработчик Программы

-

Минтранс Чувашии

Цель Программы

-

сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий и количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, а также обеспечение охраны жизни, здоровья граждан и их имущества, повышение гарантий их законных прав на безопасные условия движения на дорогах в Чувашской Республике

Задачи Программы

-

предотвращение дорожно-транспортных происшествий, вероятность гибели людей в которых наиболее высока;

 снижение тяжести травм в дорожно-транспортных происшествиях;

 развитие современной системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

 совершенствование системы управления деятельностью по повышению безопасности дорожного движения;

 повышение правосознания и ответственности участников дорожного движения

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

-

к 2021 году ожидается достижение следующих значений целевых индикаторов:
 сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий на 24,9 процента по сравнению с
 2012 годом, в том числе детской смертности на
 25,0 процента;

 снижение социального риска (числа лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на
 100 тыс. населения) на 16,7 процента по сравнению с 2012 годом;

 снижение транспортного риска (числа лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на
 10 тыс. транспортных средств) на 30,3 процента по сравнению с 2012 годом;

 снижение тяжести последствий (числа лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 100 пострадавших) на 9,9 процента по сравнению с 2012 годом

Срок реализации Программы

-

2013-2020 годы

Объемы и источники финансирования Программы

-

общий объем финансовых средств для реализации Программы составляет 1531685 тыс. рублей, из них средства:
 республиканского бюджета Чувашской Республики - 909570 тыс. рублей (59,38 процента);

 местных бюджетов - 619965 тыс. рублей (40,47 процента);

 внебюджетных источников - 2150,0 тыс. рублей (0,15 процента).
 Финансирование мероприятий за счет средств федерального бюджета планируется выполнять в объемах и на условиях, предусмотренных федеральной целевой программой "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах"

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социальной и бюджетной эффективности

-

сох ранение жизни участникам дорожного движения и предотвращение социально-экономического и демографического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;

 формирование знаний и навыков по безопасному дорожному движению;

 обеспечение безопасных дорожных условий для движения транспорта и пешеходов, устранение и профилактика возникновения опасных участков дорожного движения;

 обеспечение оперативности и качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

 снижение уровня дорожно-транспортного травматизма в Чувашской Республике до уровня развитых стран

Система организации контроля за выполнением Программы

-

контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Минтранс Чувашии.
 Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 15 февраля до 2021 года представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в Минтранс Чувашии. Минтранс Чувашии ежегодно к
 1 марта до 2021 года представляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики доклад о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств.
 По окончании срока реализации Программы Минтранс Чувашии:
 до 20 февраля 2021 г. представляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики на согласование доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации;

 до 1 марта 2021 г. после согласования с Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерством финансов Чувашской Республики представляет в Кабинет Минист ров Чувашской Республики доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Обеспечение безопасности дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут и становятся инвалидами дети.

Ежегодно в Чувашской Республике в результате дорожно-транспортных происшествий (далее также - ДТП) погибают и получают ранения более 2,5 тыс. человек. На дорогах за последние 7 лет погибло 86 детей в возрасте до 16 лет, было ранено 1674 ребенка. Демографический ущерб от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за 2006–2012 годы составил более 5465 человек, социально-экономический ущерб – более 12 млрд. рублей.

Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью национальных задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни, содействия региональному развитию. Сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения (за счет повышения дисциплины на дорогах, качества дорожной инфраструктуры, организации дорожного движения, повышения качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим и т.д.) и, как следствие, сокращение демографического и социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий согласуются с приоритетами социально-экономического развития Чувашской Республики в долгосрочной и среднесрочной перспективе.

Одним из главных направлений демографической политики является снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте от внешних причин, в том числе в результате дорожно-транспортных происшествий. Инструментом достижения целей демографической политики Чувашской Республики должна стать республиканская целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в Чувашской Республике в 2013-2020 годах" (далее – Программа).

В Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года одной из заявленных целей государственной политики в сфере развития транспорта является создание условий для повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения, включая повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы, одним из элементов которой также является обеспечение безопасности дорожного движения.

Результаты реализации республиканской целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Чувашской Республике на 2006- 2012 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 августа 2006 г. N 219, свидетельствуют о том, что использование программно-целевых методов управления в этой сфере позволило улучшить ситуацию с дорожно-транспортной аварийностью в республике в условиях значительного роста количества автотранспортных средств.

На сегодняшний день ситуация с аварийностью в Чувашской Республике характеризуется следующими показателями:

число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в 2012 году составило 265 человек, количество ДТП - 2060, социальный риск – 19,2 погибшего на 100 тыс. населения, транспортный риск – 9,9 погибшего на 10 тыс. транспортных средств;

около 60 процентов дорожно-транспортных происшествий в Чувашской Республике происходит на территории городов и других населенных пунктов, в них погибают более 30 процентов и получают ранения более 50 процентов от общего числа пострадавших;

основными видами дорожно-транспортных происшествий продолжают оставаться происшествия с высокой тяжестью последствий: наезд на пешехода (35,4 процента от всех ДТП и 35,5 процента погибших) и столкновение (38,4 процента от всех ДТП и 43 процента погибших);

свыше половины погибших в дорожно-транспортных происшествиях в 2012 году составили лица в возрасте 26-60 лет, из которых более половины – наиболее трудоспособного возраста (26–40 лет);

в 2012 году зарегистрировано 251 дорожно-транспортное происшествие с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет (12,2 процента от общего количества ДТП), в которых погибли 8 (рост на 33,3 процента к уровню 2011 года) и получили ранения 277 детей (рост на 10,8 процента к уровню 2011 года);

в 2012 году зарегистрировано 112 наездов на несовершеннолетних пешеходов, в результате которых погиб один ребенок и было ранено 111 детей. Переход детьми проезжей части в неустановленном месте или неожиданный выход на проезжую часть из-за транспортных средств, деревьев, сооружений - самые распространенные причины наездов на них. Каждое четвертое ДТП с участием детей совершено из-за нарушений детьми правил дорожного движения (26,7 процента);

наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий происходит по причине нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств, при этом удельный вес таких дорожно-транспортных происшествий ежегодно возрастает (с 78,2 процента от общего количества ДТП в 2006 году до 86,2 процента в 2012 году); в таких дорожно-транспортных происшествиях погибают и получают ранения подавляющее большинство пострадавших в результате ДТП (83 процента от общего числа погибших и 90,5 процента от общего числа раненых);

три четверти всех дорожно-транспортных происшествий по причине нарушения водителями транспортных средств правил дорожного движения связаны с водителями легковых автомобилей; каждое десятое дорожно-транспортное происшествие данной категории совершается водителями в состоянии алкогольного опьянения (10,3 процента, рост на 0,3 процента по сравнению с 2011 годом);

основной причиной почти каждого седьмого дорожно-транспортного происшествия, гибели каждого четвертого и ранения каждого седьмого участника дорожного движения являются недостатки транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети (в 2012 году - 14,7 процента ДТП, 27,5 процента погибших, 14,9 процента раненых);

около 50 процентов летальных исходов при совершении дорожно-транспортных происшествий приходится на догоспитальный период;

примерно каждая четвертая технологическая операция при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий связана с оказанием первой помощи пострадавшим, каждая седьмая - с деблокированием и извлечением пострадавших из транспортных средств.

Из расчета прогнозных показателей аварийности следует, что при отказе от продолжения применения программно-целевого метода управления сферой обеспечения безопасности дорожного движения число погибших в дорожно-транспортных происшествиях к 2021 году достигнет 313 человек. Рост к аналогичному показателю 2012 года составит более 18 процентов. При этом социальный риск может возрасти с 19,2 до 22,9 погибшего на 100 тыс. населения, транспортный риск - с 9,9 до 10,6 погибшего на 10 тыс. транспортных средств, а тяжесть последствий – с 9,1 до 11,2 погибшего на 100 пострадавших.

Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода после 2012 года также могут стать:

разрозненные действия органов власти на всех уровнях управления, снижение их ответственности и появление бессистемности в решении стоящих перед государством задач в области обеспечения безопасности дорожного движения;

невозможность формирования единых целевых индикаторов и показателей в данной сфере;

распыление бюджетных средств, отсутствие условий для привлечения внебюджетных средств в целях решения проблем обеспечения безопасности дорожного движения;

отсутствие эффективных механизмов контроля за реализацией мероприятий по повышению безопасности дорожного движения.

Государственная политика в области обеспечения безопасности дорожного движения в республике может свестись преимущественно к совершенствованию организационно-правовых основ деятельности в этой области, что обеспечит лишь локальную результативность в части снижения основных показателей аварийности.

Для эффективного решения проблем, связанных с дорожно-транспортной аварийностью и обеспечением снижения ее показателей, необходимы продолжение системной реализации мероприятий по повышению безопасности дорожного движения и их финансирование.

Продолжение применения программно-целевого метода при решении указанных проблем позволит сохранить накопленный потенциал и привести к достижению целевого ориентира сокращения числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях в Чувашской Республике к 2021 году.

Основными причинами высокого уровня аварийности в Чувашской Республике являются:

низкая дорожно-транспортная дисциплина участников дорожного движения;

отсутствие эффективных механизмов реализации государственной политики, механизмов финансирования и стимулирования деятельности по повышению безопасности дорожного движения на республиканском и местном уровнях;

массовое пренебрежение требованиями безопасности дорожного движения со стороны участников дорожного движения, недостаточное информирование населения о соответствующих мероприятиях, отсутствие должной ответственности у руководителей организаций, осуществляющих автомобильные перевозки;

недостатки технического обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения, в первую очередь несоответствие современным требованиям технического уровня дорожных хозяйств, транспортных средств, средств организации дорожного движения и систем оперативной связи, приводящие к несвоевременному обнаружению ДТП и оказанию первой помощи пострадавшим;

увеличивающаяся диспропорция между приростом количества автомобилей и пропускной способностью улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки.

Сведения об уровне аварийности и количестве дорожно-транспортных происшествий, совершенных в Чувашской Республике за 2006-2012 годы, приведены в табл. 1–9 (по отчетным данным УГИБДД МВД по Чувашской Республике).

Таблица 1

Показатели аварийности в чувашской республике за 2006-2012 годы


Годы

Количество

Прирост (снижение)
 по сравнению с преды дущим годом, %

Тяжесть по следствий ДТП (число погибших на 100 постра давших в ДТП)

ДТП, единиц

погибших, человек

раненых, человек

ДТП

погибших

раненых

2006

1873

286

2280

9,8

-7,1

11,9

11,1

2007

2227

329

2698

18,9

15,0

18,3

10,9

2008

1900

297

2330

-14,7

-9,7

-13,6

11,3

2009

1756

282

2243

-7,6

-5,1

-3,7

11,2

2010

1738

288

2200

-1,0

2,1

-1,9

11,6

2011

1799

261

2352

3,5

-9,4

6,9

10,0

2012

2061

265

2652

14,5

1,5

12,8

9,1

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»