КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 марта 2013 года N 95
О республиканской целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в Чувашской Республике в 2013-2020 годах"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Кабинета Министров ЧР от 08.04.2014 N 93, вступившего в силу через 10 дней после дня его официального опубликования и распространяющегося на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года (опубликовано на Портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет http://www.cap.ru - 17.04.2014).
____________________________________________________________________
В целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, направленной на снижение аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий, Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Повышение безопасности дорожного движения в Чувашской Республике в 2013-2020 годах" (далее – Программа).
2. Утвердить государственным заказчиком Программы Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики.
3. Установить, что:
при формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период Программа включается в перечень республиканских целевых программ в составе перечня государственных программ Чувашской Республики, предлагаемых для финансирования из республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период;
объемы финансирования мероприятий Программы подлежат ежегодному уточнению исходя из реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.
4. Рекомендовать:
органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики, организациям независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности принять участие в реализации и финансировании мероприятий Программы;
органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики разработать и утвердить соответствующие муниципальные программы повышения безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах с учетом мероприятий Программы.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики И.Моторин
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Повышение безопасности дорожного движения в Чувашской Республике в 2013-2020 годах"
Наименование Программы | - | республиканская целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в Чувашской Республике в 2013-2020 годах" |
Основание для принятия решения по разработке Программы | - | Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" ; |
Государственный заказчик Программы | - | Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее - Минтранс Чувашии) |
Основной разработчик Программы | - | Минтранс Чувашии |
Цель Программы | - | сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий и количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, а также обеспечение охраны жизни, здоровья граждан и их имущества, повышение гарантий их законных прав на безопасные условия движения на дорогах в Чувашской Республике |
Задачи Программы | - | предотвращение дорожно-транспортных происшествий, вероятность гибели людей в которых наиболее высока; |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | - | к 2021 году ожидается достижение следующих значений целевых индикаторов: |
Срок реализации Программы | - | 2013-2020 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | - | общий объем финансовых средств для реализации Программы составляет 1531685 тыс. рублей, из них средства: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социальной и бюджетной эффективности | - | сох ранение жизни участникам дорожного движения и предотвращение социально-экономического и демографического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; |
Система организации контроля за выполнением Программы | - | контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Минтранс Чувашии. |
Обеспечение безопасности дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут и становятся инвалидами дети.
Ежегодно в Чувашской Республике в результате дорожно-транспортных происшествий (далее также - ДТП) погибают и получают ранения более 2,5 тыс. человек. На дорогах за последние 7 лет погибло 86 детей в возрасте до 16 лет, было ранено 1674 ребенка. Демографический ущерб от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за 2006–2012 годы составил более 5465 человек, социально-экономический ущерб – более 12 млрд. рублей.
Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью национальных задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни, содействия региональному развитию. Сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения (за счет повышения дисциплины на дорогах, качества дорожной инфраструктуры, организации дорожного движения, повышения качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим и т.д.) и, как следствие, сокращение демографического и социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий согласуются с приоритетами социально-экономического развития Чувашской Республики в долгосрочной и среднесрочной перспективе.
Одним из главных направлений демографической политики является снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте от внешних причин, в том числе в результате дорожно-транспортных происшествий. Инструментом достижения целей демографической политики Чувашской Республики должна стать республиканская целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в Чувашской Республике в 2013-2020 годах" (далее – Программа).
В Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года одной из заявленных целей государственной политики в сфере развития транспорта является создание условий для повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения, включая повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы, одним из элементов которой также является обеспечение безопасности дорожного движения.
Результаты реализации республиканской целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Чувашской Республике на 2006- 2012 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 августа 2006 г. N 219, свидетельствуют о том, что использование программно-целевых методов управления в этой сфере позволило улучшить ситуацию с дорожно-транспортной аварийностью в республике в условиях значительного роста количества автотранспортных средств.
На сегодняшний день ситуация с аварийностью в Чувашской Республике характеризуется следующими показателями:
число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в 2012 году составило 265 человек, количество ДТП - 2060, социальный риск – 19,2 погибшего на 100 тыс. населения, транспортный риск – 9,9 погибшего на 10 тыс. транспортных средств;
около 60 процентов дорожно-транспортных происшествий в Чувашской Республике происходит на территории городов и других населенных пунктов, в них погибают более 30 процентов и получают ранения более 50 процентов от общего числа пострадавших;
основными видами дорожно-транспортных происшествий продолжают оставаться происшествия с высокой тяжестью последствий: наезд на пешехода (35,4 процента от всех ДТП и 35,5 процента погибших) и столкновение (38,4 процента от всех ДТП и 43 процента погибших);
свыше половины погибших в дорожно-транспортных происшествиях в 2012 году составили лица в возрасте 26-60 лет, из которых более половины – наиболее трудоспособного возраста (26–40 лет);
в 2012 году зарегистрировано 251 дорожно-транспортное происшествие с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет (12,2 процента от общего количества ДТП), в которых погибли 8 (рост на 33,3 процента к уровню 2011 года) и получили ранения 277 детей (рост на 10,8 процента к уровню 2011 года);
в 2012 году зарегистрировано 112 наездов на несовершеннолетних пешеходов, в результате которых погиб один ребенок и было ранено 111 детей. Переход детьми проезжей части в неустановленном месте или неожиданный выход на проезжую часть из-за транспортных средств, деревьев, сооружений - самые распространенные причины наездов на них. Каждое четвертое ДТП с участием детей совершено из-за нарушений детьми правил дорожного движения (26,7 процента);
наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий происходит по причине нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств, при этом удельный вес таких дорожно-транспортных происшествий ежегодно возрастает (с 78,2 процента от общего количества ДТП в 2006 году до 86,2 процента в 2012 году); в таких дорожно-транспортных происшествиях погибают и получают ранения подавляющее большинство пострадавших в результате ДТП (83 процента от общего числа погибших и 90,5 процента от общего числа раненых);
три четверти всех дорожно-транспортных происшествий по причине нарушения водителями транспортных средств правил дорожного движения связаны с водителями легковых автомобилей; каждое десятое дорожно-транспортное происшествие данной категории совершается водителями в состоянии алкогольного опьянения (10,3 процента, рост на 0,3 процента по сравнению с 2011 годом);
основной причиной почти каждого седьмого дорожно-транспортного происшествия, гибели каждого четвертого и ранения каждого седьмого участника дорожного движения являются недостатки транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети (в 2012 году - 14,7 процента ДТП, 27,5 процента погибших, 14,9 процента раненых);
около 50 процентов летальных исходов при совершении дорожно-транспортных происшествий приходится на догоспитальный период;
примерно каждая четвертая технологическая операция при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий связана с оказанием первой помощи пострадавшим, каждая седьмая - с деблокированием и извлечением пострадавших из транспортных средств.
Из расчета прогнозных показателей аварийности следует, что при отказе от продолжения применения программно-целевого метода управления сферой обеспечения безопасности дорожного движения число погибших в дорожно-транспортных происшествиях к 2021 году достигнет 313 человек. Рост к аналогичному показателю 2012 года составит более 18 процентов. При этом социальный риск может возрасти с 19,2 до 22,9 погибшего на 100 тыс. населения, транспортный риск - с 9,9 до 10,6 погибшего на 10 тыс. транспортных средств, а тяжесть последствий – с 9,1 до 11,2 погибшего на 100 пострадавших.
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода после 2012 года также могут стать:
разрозненные действия органов власти на всех уровнях управления, снижение их ответственности и появление бессистемности в решении стоящих перед государством задач в области обеспечения безопасности дорожного движения;
невозможность формирования единых целевых индикаторов и показателей в данной сфере;
распыление бюджетных средств, отсутствие условий для привлечения внебюджетных средств в целях решения проблем обеспечения безопасности дорожного движения;
отсутствие эффективных механизмов контроля за реализацией мероприятий по повышению безопасности дорожного движения.
Государственная политика в области обеспечения безопасности дорожного движения в республике может свестись преимущественно к совершенствованию организационно-правовых основ деятельности в этой области, что обеспечит лишь локальную результативность в части снижения основных показателей аварийности.
Для эффективного решения проблем, связанных с дорожно-транспортной аварийностью и обеспечением снижения ее показателей, необходимы продолжение системной реализации мероприятий по повышению безопасности дорожного движения и их финансирование.
Продолжение применения программно-целевого метода при решении указанных проблем позволит сохранить накопленный потенциал и привести к достижению целевого ориентира сокращения числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях в Чувашской Республике к 2021 году.
Основными причинами высокого уровня аварийности в Чувашской Республике являются:
низкая дорожно-транспортная дисциплина участников дорожного движения;
отсутствие эффективных механизмов реализации государственной политики, механизмов финансирования и стимулирования деятельности по повышению безопасности дорожного движения на республиканском и местном уровнях;
массовое пренебрежение требованиями безопасности дорожного движения со стороны участников дорожного движения, недостаточное информирование населения о соответствующих мероприятиях, отсутствие должной ответственности у руководителей организаций, осуществляющих автомобильные перевозки;
недостатки технического обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения, в первую очередь несоответствие современным требованиям технического уровня дорожных хозяйств, транспортных средств, средств организации дорожного движения и систем оперативной связи, приводящие к несвоевременному обнаружению ДТП и оказанию первой помощи пострадавшим;
увеличивающаяся диспропорция между приростом количества автомобилей и пропускной способностью улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки.
Сведения об уровне аварийности и количестве дорожно-транспортных происшествий, совершенных в Чувашской Республике за 2006-2012 годы, приведены в табл. 1–9 (по отчетным данным УГИБДД МВД по Чувашской Республике).
Показатели аварийности в чувашской республике за 2006-2012 годы
Годы | Количество | Прирост (снижение) | Тяжесть по следствий ДТП (число погибших на 100 постра давших в ДТП) | ||||
ДТП, единиц | погибших, человек | раненых, человек | ДТП | погибших | раненых | ||
2006 | 1873 | 286 | 2280 | 9,8 | -7,1 | 11,9 | 11,1 |
2007 | 2227 | 329 | 2698 | 18,9 | 15,0 | 18,3 | 10,9 |
2008 | 1900 | 297 | 2330 | -14,7 | -9,7 | -13,6 | 11,3 |
2009 | 1756 | 282 | 2243 | -7,6 | -5,1 | -3,7 | 11,2 |
2010 | 1738 | 288 | 2200 | -1,0 | 2,1 | -1,9 | 11,6 |
2011 | 1799 | 261 | 2352 | 3,5 | -9,4 | 6,9 | 10,0 |
2012 | 2061 | 265 | 2652 | 14,5 | 1,5 | 12,8 | 9,1 |