Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 марта 2003 года N 78

О Программе развития и улучшения качества потребительских услуг в Чувашской Республике на 2003-2005 годы

Признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 октября 2006 г. N 270

В целях реализации государственной политики в области потребительского рынка и в соответствии с постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 октября 2001 г. N 224 "О Республиканской целевой программе управления качеством в Чувашской Республике на 2001-2004 годы (программа "Качество")" и от 30 июля 2002 г. N 205 "Об итогах экономического и социального развития, исполнения республиканского бюджета Чувашской Республики в первом полугодии 2002 года" Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу развития и улучшения качества потребительских услуг в Чувашской Республике на 2003-2005 годы (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики.

3. Министерству финансов Чувашской Республики при формировании республиканского бюджета Чувашской Республики на соответствующие годы предусматривать выделение средств на финансирование Программы с учетом реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.

4. Министерствам, иным органам исполнительной власти Чувашской Республики обеспечить своевременное выполнение мероприятий Программы.

5. Рекомендовать администрациям районов и городов Чувашской Республики принять участие в финансировании Программы за счет средств местных бюджетов.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики.

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики - Н. Партасова

Утверждена
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 31 марта 2003 г. N 78

Программа развития и улучшения качества потребительских услуг в Чувашской Республике на 2003-2005 годы


Паспорт Программы

Введение

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

II. Основные цели и задачи Программы

III. Основные мероприятия Программы

IV. Ресурсное обеспечение Программы

V. Организация управления Программой и механизм ее реализации

VI. Оценка ожидаемой эффективности

Приложение N 1. Основные мероприятия по реализации Программы развития и улучшения качества потребительских услуг в Чувашской Республике на 2003-2005 годы

Приложение N 2. Перечень индикаторов ожидаемой эффективности реализации основных мероприятий Программы

Наименование Програм мы

Программа развития и улучшения качества потребительских услуг в Чувашской Республике на 2003-2005 годы

Основание для разработки

постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от "О Республиканской целевой программе управления качеством в Чувашской Республике на 2001-2004 годы (программа "Качество")" и от 30 июля 2002 г. N 205 "Об итогах экономического и социального развития, исполнения республиканского бюджета Чувашской Республики в первом полугодии 2002 года"

Государственный заказчик

Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики

Основной разработчик

Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики

Цели и задачи

повышение качества обслуживания населения республики при одновременном совершенствовании и развитии материально-технической базы организаций потребительского рынка и услуг;

 создание организационно-экономических условий для эффективной деятельности субъектов потребительского рынка и удовлетворения потребностей граждан в качественных товарах и услугах;

 совершенствование законодательной и нормативной базы в сфере потребительского рынка;

 создание условий для роста эффективности производственно-хозяйственной деятельности субъектов потребительского рынка;

 создание механизмов финансово-имущественной поддержки предприятий;

 совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров,
 осуществляющих деятельность в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания;

 организация научно-методического и информационного обеспечения субъектов потребительского рынка;

 разработка и реализация комплекса мер по обеспечению качества и безопасности услуг торговли, общественного питания и платных услуг;

 повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики и местного самоуправления;

 дальнейшее развитие и совершенствование деятельности организаций оптовой торговли и рынков;

 стимулирование развития бытового обслуживания населения и платных услуг в сельской местности;

 содействие совершенствованию технологических процессов, направленных на расширение номенклатуры и ассортимента потребительских товаров и услуг, повышение их качества;

 поддержка социально значимых видов услуг;

 содействие в развитии новых видов услуг;

 повышение культуры и качества обслуживания населения;

 обеспечение прав граждан на безопасность и качество товаров и услуг;

 защита прав потребителей;

 орга низация рекламы товаров и услуг;

 дальнейшее проведение государственной политики предупреждения недобросовестного предпринимательства;

 обеспечение для абсолютного большинства населения республики доступности потребительского рынка в цивилизованных формах его функционирования;

 совершенствование выставочно-ярмарочной работы для дальнейшего развития хозяйственных связей участников рынка;

 устранение административных барьеров, препятствующих нормальному развитию конкуренции

Основные мероприятия

подготовка и издание методических рекомендаций;

 информационное обеспечение;

 кадровое обеспечение;

 развитие и улучшение качества потребительских услуг и защита прав потребителей;

 организация новых видов услуг по приоритетным направлениям;

 совершенствование и комплексное развитие инфраструктуры потребительского рынка

Основные исполнители

Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики;

 Министерство здравоохранения Чувашской Республики;

 Министерство культуры и по делам национальностей Чувашской Республики;

 Министерство образования Чувашской Республики;

 Министерство печати и информационной политики Чувашской Республики;

 Министерство промышленности, транспорта и связи Чувашской Республики;

 Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики;

 Министерство социальной политики Чувашской Республики;

 Министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Чувашской Республики;
Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики;

 Министерство финансов Чувашской Республики;

 Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики;

 Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике (по согласованию);

 Федеральное государственное учреждение "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Чувашской Республике" (по согласованию);

 Чувашский центр стандартизации, метрологии и сертификации (по согласованию);

 Чувашское территориальное управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (по согласованию);

 администрации районов и городов (по согласованию)

Сроки реализации

2003-2005 годы

Объемы и источники финансирования Программы

общий объем финансирования Программы составляет 151405,1 тыс. рублей, в том числе за счет:
 республиканского бюджета Чувашской Республики - 1085 тыс. рублей;

 местных бюджетов - 200 тыс. рублей;

 собственных средств предприятий и организаций - 150120,1 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

реализация Программы обеспечит: рост физических объемов товарооборота на 5,8-7 процентов ежегодно, объема платных услуг - на 2,5-3,5 процента;
привлечение в развитие инфраструктуры, реконструкцию и строительство предприятий потребительского рынка инвестиций из негосударственных источников (средства организаций, инвесторов и другие) в сумме 150120,1 тыс. рублей

Система организации контроля за выполнением Программы

министерства, иные органы исполнительной власти, администрации районов и городов Чувашской Республики, другие организации, обеспечивающие выполнение мероприятий Программы, ежегодно до 1 февраля представляют в Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики информацию о выполнении Программы.

Государственный заказчик

- Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики ежегодно до 2006 года к 15 февраля информирует Кабинет Министров Чувашской Республики о ходе реализации Программы

Программа развития и улучшения качества потребительских услуг в Чувашской Республике на 2003-2005 годы (далее - Программа) разработана во исполнение постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 октября 2001 г. N 224 "О Республиканской целевой программе управления качеством в Чувашской Республике на 2001-2004 годы (программа "Качество")", от 30 июля 2002 г. N 205 "Об итогах экономического и социального развития, исполнения республиканского бюджета Чувашской Республики в первом полугодии 2002 года" и является продолжением Программы развития потребительского рынка в Чувашской Республике на 1999-2001 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 сентября 1999 г. N 210, которая успешно реализована.

Программа определяет цели, задачи, основные мероприятия по улучшению качества потребительских услуг в Чувашской Республике на 2003-2005 годы. При ее разработке использованы статистические данные, представленные Государственным комитетом Чувашской Республики по статистике за период с 1999 по 2002 годы, а также информация, полученная от администраций районов и городов Чувашской Республики, предложения органов исполнительной власти Чувашской Республики и общественных объединений в сфере потребительского рынка.

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Потребительский рынок Чувашской Республики развивается динамично. Его формируют такие отрасли как торговля (розничная и оптовая), общественное питание и сфера платных услуг (бытовое обслуживание населения, услуги пассажирского транспорта, связи, культуры, физической культуры и спорта, системы образования, услуги правового характера, жилищные, коммунальные, туристические, экскурсионные, санаторно-оздоровительные, ветеринарные и другие услуги).

Состояние отрасли торговли в последние годы характеризуется увеличением физической массы оборота розничной торговли и ее стабилизацией.

Общий оборот розничной торговли во всех каналах реализации за 2001 год составил 13337,9 млн. рублей. Он возрос по сравнению с 2000 годом (9916,7 млн. рублей) на 11,4 процента. В 2002 году этот показатель составил 15769,1 млн. рублей, увеличившись по сравнению с 2001 годом на 5,3 процента. Продолжается рост товарооборота непродовольственных товаров (108,4% к уровню 2001 года) по сравнению с розничным товарооборотом по продаже продовольственных товаров (101,7%).

Рост товарооборота рынков за 2002 год происходил более низкими темпами (102,0% к уровню 2001 года), чем товарооборот торговых организаций (107,1%).

Состояние отечественного производства, темпы его роста и развития в значительной мере определяют состояние потребительского рынка, ассортимент, а также соотношение отечественных и импортируемых товаров.

Реализация комплекса мероприятий Программы развития потребительского рынка в Чувашской Республике на 1999-2001 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 сентября 1999 г. N 210, способствовала тому, что потребительский рынок в настоящее время отличается относительно высокой насыщенностью. Динамизм объемов и структура реализации товаров и услуг приобретает все более устойчивый характер.

С каждым годом количество предприятий, оказывающих услуги розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, неуклонно растет. Ввиду роста реальных денежных доходов населения на потребительском рынке происходят качественные изменения в конъюнктуре спроса, усиливаются позиции отечественных товаропроизводителей, расширяется ассортимент товаров и услуг, достигается насыщенность рынка по основным группам товаров. Эта тенденция явилась стимулирующим фактором прогрессивных изменений в организации торговли. Стали открываться новые типы магазинов - супермаркеты, магазины самообслуживания, начали внедряться штрих-кодирование товаров, программно-технические комплексы для расчетов с населением с применением микропроцессорных карточек. Цивилизованную форму приобретает и летняя торговля. Развивается сеть социально ориентированных предприятий розничной торговли, которые обслуживают льготные категории граждан товарами первой необходимости по более низким ценам, фирменная сеть, создаются оптово-розничные объединения, торгово-промышленные группы. Открываются современные рынки и мини-рынки. С ростом розничного товарооборота укрепляется экономическое положение хозяйствующих субъектов. Улучшается культура обслуживания, повышается качество услуг.

Однако не в полной мере решены проблемы в организации торгового обслуживания сельского населения. Прослеживается явная не заинтересованность торгующих организаций и служб, оказывающих платные услуги, в работе на сельском потребительском рынке, в котором доминирует в основном система потребкооперации.

Кроме того, до сих пор участники рынка не имеют достоверной информации о движении товаров внутри республики и за ее пределами. Для них остаются характерными низкий уровень культуры рыночных отношений, склонность контрагентов к нарушению взаимных обязательств, большие транспортные издержки, несовершенство системы финансовых и кредитных отношений. Из-за недостаточного развития тароупаковочной индустрии велики потери товарной продукции. Низок удельный вес товаров, продаваемых в расфасованном и упакованном виде.

На потребительском рынке сложилась в целом достаточно сложная, с элементами дублирования, система контроля качества и безопасности товаров, которая не защищает потребителя от некачественных и опасных для жизни и здоровья товаров. Существующий порядок доступа продукции на потребительский рынок не совершенен. Один из способов его защиты - это применение практики добровольной маркировки продукции, усиление инспекционной деятельности, как со стороны государства, так и негосударственных инспекционных фирм, торгово-промышленных палат, обществ потребителей.

В 2001 году начата обязательная сертификация услуг розничной торговли, что позволит привести розничную сеть в соответствие с требованиями государственных стандартов, норм и правил. Необходимо также продолжить работу и по комплексному совершенствованию уличной торговли в городах и районах республики.

В сфере общественного питания изменился имидж предприятий, характер и качество работы, повысился уровень сервисного обслуживания. Ежегодно предприятия и специалисты общественного питания республики становятся лауреатами всероссийских и региональных конкурсов.

В 2001 году оборот общественного питания составил 762,8 млн. рублей, или 104,3 процента к уровню 2000 года, в 2002 году - 895 млн. рублей, или 100,7 процента к 2001 году.

Снижение спроса на услуги общественного питания в столовых промышленных предприятий связано с высоким уровнем цен, что негативно отразилось на состоянии предприятий общественного питания (столовых учебных заведений и промышленных предприятий). Чтобы восстановить их материально-техническую базу, квалифицированные кадры и внедрить передовые технологии приготовления, нужны дополнительные инвестиции.

Требуют дальнейшего развития предприятия так называемого "быстрого питания", ориентированные на различные группы потребителей. Необходимо восстановить и расширить сеть социальных предприятий, стимулировать развитие сети предприятий общественного питания, опирающихся на индустриальные методы приготовления пищи и доставляющих ее по заказам потребителей, развить сеть общественного питания в зонах комплексного торгового, гостиничного обслуживания, вдоль автомагистралей, на заправочных станциях. При этом следует повышать их комфортность, качество торгового обслуживания, увеличивать набор предлагаемых услуг. Государственная гарантия безопасности услуг общественного питания должна обеспечиваться через сертификацию и систематический контроль.

В 2001 году населению Чувашии было оказано платных услуг на сумму 4343,3 млн. рублей, или 103,6 процента к уровню 2000 года. В общем объеме платных услуг возросла доля услуг пассажирского транспорта, образования, медицинских, коммунальных, санаторно-оздоровительных услуг, одновременно происходит снижение доли бытовых, жилищных, правовых услуг, физической культуры и спорта, туристско-экскурсионных, связи. В 2000 году оказано услуг на сумму 3157,5 млн. рублей. За 2002 год их объем составил 6248,1 млн. рублей и по сравнению с 2001 годом увеличился на 1904,8 млн. рублей, в том числе услуги, оказанные организациями, были выполнены на 4633,2 млн. рублей (74,2% от объема реализованных платных услуг), физическими лицами - на 1614,9 млн. рублей (25,8%). По сравнению с 2001 годом в общем объеме платных услуг возросла доля коммунальных услуг, услуг пассажирского транспорта, связи. В то же время снизилась доля бытовых, жилищных, медицинских, правовых, санаторно-оздоровительных, культуры и прочих видов услуг.

Общий объем реализованных населению бытовых услуг в 2001 году составил 876,6 млн. рублей, или 20,2 процента от общего объема платных услуг. Основную долю здесь занимали ремонт и строительство жилья и других построек (37,0%), ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий (16,4%), транспортно-экспедиторские услуги (11,3%).

Общий объем реализованных населению бытовых услуг за 2002 год составил 1237,8 млн. рублей, или 19,8 процента от общего объема платных услуг. По сравнению с 2001 годом их объем увеличился на 8 процентов. Организациями оказано населению бытовых услуг на сумму 481,1 млн. рублей. По сравнению с 2001 годом объем их реализации возрос на 18,4 процента. Физическими лицами оказано населению бытовых услуг на 756,7 млн. рублей, или 61,1 процента от общего объема реализации бытовых услуг.

В последние годы бытовые услуги стали занимать ведущее место в сфере платных услуг, опередив традиционно значительную долю жилищно-коммунальных услуг и услуг пассажирского транспорта. Улучшилось финансовое состояние непроизводственных видов бытового обслуживания населения. Более половины организаций стали рентабельными, и их количество растет. Высока доля частных предприятий, которые оперативно реагируют на изменения конъюнктуры рынка. Предприятия бытового обслуживания постоянно увеличивают объем оказываемых услуг. За последние годы увеличились и частные инвестиции, направленные на ремонт и развитие предприятий бытового обслуживания. Создаются новые рабочие места. Заметное влияние на увеличение физического объема бытовых услуг оказывает более низкий темп инфляции по сравнению с другими видами платных услуг.

Основной задачей в сфере бытового обслуживания остается обеспечение доступности основных видов услуг широким массам населения. Этого можно достичь путем повышения эффективности работы, улучшения качества и расширения ассортимента услуг при обязательном государственном контроле за их безопасностью и качеством. С этой целью в республике проводится сертификация бытовых услуг по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, ремонту бытовых машин и приборов, техническому обслуживанию автомототранспортных средств.

Однако анализ состояния бытового обслуживания населения показывает, что темпы проведения обязательной сертификации еще невелики. На большинстве предприятий в настоящее время нет конструкторских и технологических подразделений, отделов управления качеством. Как правило, отсутствуют или устарели технологические инструкции и нормативные документы, регулирующие процесс оказания услуг. Не совершенствуются условия труда работников, слабо внедряются современные технологии, низки уровень квалификации работников и культура обслуживания.

Для защиты граждан от недоброкачественных и опасных услуг нужны согласованные действия по обязательной сертификации бытовых услуг, координация и дальнейшее развитие работ по ее проведению. Необходимо совершенствовать работу по защите прав потребителей и разработать мероприятия по стимулированию организаций потребительского рынка, работающих без нарушений требований, установленных нормативными правовыми актами.

Предприятия бытового обслуживания сталкиваются в своей деятельности с целым рядом проблем. Отмечаются недостаточный потребительский спрос, дефицит собственных средств, неумение в полной мере задействовать существующие возможности по привлечению инвестиций.

II. Основные цели и задачи Программы


Основными целями Программы являются:

повышение качества обслуживания населения республики при одновременном совершенствовании и развитии материально-технической базы организаций потребительского рынка и услуг;

создание организационно-экономических условий для эффективной деятельности субъектов потребительского рынка и удовлетворения потребностей граждан в качественных товарах и услугах.

Задачами Программы являются:

совершенствование законодательной и нормативной базы в сфере потребительского рынка;

создание условий для роста эффективности производственно-хозяйственной деятельности субъектов потребительского рынка;

создание механизмов финансово-имущественной поддержки предприятий;

совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих деятельность в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания;

организация научно-методического и информационного обеспечения субъектов потребительского рынка;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»