КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 1999 года N 210
О Программе развития потребительского рынка в Чувашской Республике на 1999 - 2001 годы
Признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 февраля 2009 г. N 44
В целях дальнейшего развития потребительского рынка в Чувашской Республике Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу развития потребительского рынка в Чувашской Республике на 1999 - 2001 годы (далее - Программа).
2. Министерствам и иным органам исполнительной власти Чувашской Республики организовать работу по реализации Программы.
3. Возложить на Министерство по развитию предпринимательства, торговли и ремесел Чувашской Республики координацию работы по выполнению Программы и обеспечение контроля за ее реализацией.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики - Э.Аблякимов
Наименование Программы | Программа Развития потребительского рынка в Чувашской Республике на 1999-2001 годы |
Основание для разработки Программы | Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 января 1999 г. N 10 "О Программе социально-экономического развития Чувашской Республики на 1999-2001годы" |
Государственный заказчик Программы | Министерство по развитию предпринимательства торговли и ремесел Чувашской Республики |
Основные разработчики Программы | Министерство по развитию предпринимательства, торговли и ремесел Чувашской Республики |
Цель Программы | Стабилизация, дальнейшее развитие и совершенствование отрасли торговли, в том числе сфер общественного питания и бытового о бслуживания для наиболее полного удовлетворения разнообразных потребностей населения |
Основные направления | Первое направление-формирование современной инфраструктуры товарных рынков |
Основные исполнители Программы | Министерство по развитию предпринимательства, торговли и ремесел Чувашской Республики, Министерство экономики Чувашской Республики, Министерство промышленности, энергетики и транспорта Чувашской Республики, Министерство труда Чувашской Республики, Министерство строительства, дорожного и коммунального хозяйства Чувашской республики, Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Чувашской Республике, Чувашский центр стандартизации, метрологии и сертификации, администрации районов и городов |
Сроки реализации | 1999-2001 годы |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Реализация Программы обеспечит: |
Объем и источник финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы-65,4 млн. рублей, в том числе средства республиканского бюджета-0,18 млн. рублей, средства местных бюджетов-1,1 млн. рублей, средства предприятий и иные источники-64,12 млн. рублей |
Контроль за выполнением Программы | Организацию контроля за выполнением Программы осуществляет государственный заказчик-Министерство по ра звитию предпринимательства, торговли и ремесел Чувашской Республики |
ВВЕДЕНИЕ
Программа развития потребительского рынка Чувашской Республики на 1999-2001 годы (далее - Программа) разработана в целях реализации Программы социально-экономического развития Чувашской Республики на 1999-2001 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 января 1999 г. N 10.
Положения Программы исходят из необходимости стабилизации, дальнейшего развития и совершенствования сферы торговли и услуг для наиболее полного удовлетворения разнообразных потребностей населения, развития производства и предпринимательской деятельности на потребительском рынке и обеспечения защиты прав потребителей.
Розничная торговля-это конечный этап каналов сбыта, необходимое условие развития производства и его продолжения. Торговля отражает экономическое состояние страны, она тесно связана с денежным обращением, выполняет социальные задачи. Это также важная область занятости населения в условиях рынка.
По состоянию на 1 января 1999 г. всего в республике насчитывалось 2956 предприятий розничной торговли, 780 павильонов и киосков, 67 рынков и мини - рынков, 795 предприятий общественного питания, 186 предприятий бытового обслуживания.
Переход экономики на рыночные отношения, развитие высокими темпами частной и других негосударственных форм собственности в торговле, увеличение объемов неорганизованного завоза и продажи потребительских товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках, а также рост цен на товары и услуги и снижение покупательской способности значительной части населения оказали заметное влияние на структуру розничного товарооборота.
До 1992 года население республики потребительскими товарами обеспечивали несколько крупных государственных торгующих организаций и потребительская кооперация, а в настоящее время эту задачу решают предприятия различных форм собственности и видов деятельности.
Доля предприятий государственного сектора в объеме розничного товарооборота значительно сокращается, что связано с их приватизацией. По итогам первого полугодия 1999 г. в общем объеме продаж товаров удельный вес предприятий государственной формы собственности составляет 16 процентов, негосударственной - 84 процента, в том числе потребкооперации - 10,7 процента. Объем продажи товаров по предприятиям различных форм собственности характеризуется данными, приведенными в приложении 1.
Наряду с изменениями в распределении товарооборота по формам собственности под влиянием различных социально-экономических условий, в том числе с падением реальной покупательской способности населения, меняется и макроструктура розничного товарооборота. Из-за скачкообразного роста потребительских цен население большую часть денежных доходов направляет на покупку продуктов питания, что приводит к значительному увеличению доли продовольственных товаров в общем объеме товарооборота. По итогам первого полугодия 1999 г. доля продовольственных товаров в розничном товарообороте составляет 66,3 процента.
Состояние розничной торговли к концу 1998 года характеризовалось снижением объема товарных запасов, который на 1 января 1999 г. составил 353,9 млн. рублей, что в товарной массе на 3 процента меньше, чем было на начало 1 января 1998 года.
Итоги ежеквартальных выборочных обследований деловой активности розничной торговли, проведенных Государственным комитетом Чувашской Республики по статистике в 1998-1999 годах, показали, что развитие деятельности организаций розничной торговли сдерживалось действием следующих неблагоприятных факторов: недостаток собственных оборотных средств, высокий уровень налогов и недостаточный платежеспособный спрос, высокая арендная плата и процент коммерческого кредита, недостаточный ассортимент и трудности в приобретении товаров. Все это сказалось на понижении эффективности финансово-хозяйственной деятельности торговых предприятий.
В целом крупные и средние предприятия розничной торговли и общественного питания закончили 1998 год с положительным финансовым результатом (69,7% предприятий). Превышение суммы прибыли над убытками составило 27,8 млн. рублей (в 1997 году - 36,0 млн. рублей). В 1998 году 235 предприятий получили прибыль 38,9 млн. рублей, 102 предприятия имели убыток на сумму 11,1 млн. рублей.
Уровень рентабельности реализованной продукции за 1998 год к затратам на производство реализованной продукции составил 1,02 процента, а к коммерческим и управленческим расходам - 5,44 процента.
Субъекты малого предпринимательства всех отраслей экономики также закончили 1998 год с положительным финансовым результатом (61,3 процента предприятий). Превышение суммы прибыли над убытками составило 85,7 млн. рублей (в 1997 году-83,9 млн. рублей). В 1998 году 841 предприятие получило прибыль 105,8 млн. рублей, 530 предприятий имели убыток на сумму 20,0 млн. рублей.
Общий объем розничного товарооборота во всех каналах реализации в первом полугодии 1999 г. составил 3325,5 млн. рублей и сократился по сравнению с первым полугодием 1998 г. на 26,9 процента.
В республике существует большое различие между городами и районами по уровню продажи товаров в расчете на душу населения. Если розничный товарооборот, включая общественное питание, на душу населения в г.г.Канаше, Новочебоксарске, Чебоксары в 1998 году составлял 3073-3859 тыс. рублей, то в г. Алатыре - 1469 тыс. рублей. В Ядринском, Алатырском, Козловском районах в 1998 году на душу населения продано потребительских товаров на 2495-2895 тыс. рублей, а в Яльчикском, Шемуршинском, Шумерлинском районах - только на 734-942 тыс. рублей.
В настоящее время в республике сформировалось два основных канала реализации потребительских товаров - это предприятия розничной торговли и общественного питания и рынки (вещевые, продовольственные и смешанные). Динамика общего товарооборота на предприятиях торговли и рынках представлена в приложении 2.
В первом полугодии текущего года предприятиями общественного питания реализовано продукции на 211,3 млн. рублей, что в сопоставимых ценах по сравнению с соответствующим периодом прошлого года меньше на 25,9 процента, а удельный вес товарооборота общественного питания в общем объеме реализации составил 6,4 процента.
Положительные тенденции наметились в реализации алкогольных напитков. В первом полугодии 1999 г. было реализовано алкогольной продукции (включая пиво) на 458,1 млн. рублей, что больше по сравнению с первым полугодием 1998 г. на 8,6 процента и составляет 25,1 процента от объема продаж продовольственных товаров.
Объем реализованных населению бытовых услуг в первом полугодии 1999 г. составил 182,0 млн. рублей, или 20,8 процента от общего объема платных услуг. По сравнению с первым полугодием 1998 г. их объем в сопоставимых ценах уменьшился на 10,4 процента. Структура оказанных бытовых услуг по районам и городам республики представлена в приложении 3.
Предприятиями и организациями республики оказано населению бытовых услуг на сумму 68,7 млн. рублей, по сравнению с первым полугодием 1998 г. объем их реализации в сопоставимых ценах уменьшился на 0,1 процента.
Объем бытовых услуг, оказанных населению физическими лицами, оценивается в 113,3 млн. рублей, или 62,2 процента от общего объема реализации бытовых услуг.
Бытовое обслуживание населения до 1991 года развивалось как социально ориентированная отрасль экономики. Проходившая в течение 1992 - 1993 годов интенсивная структурная перестройка привела к ликвидации профессионального управления отраслью и ликвидации ее инфраструктуры на федеральном и республиканском уровнях. Были упразднены отраслевые объединения, входившие в их состав специализированные предприятия, в обязательном порядке обслуживавшие сельских жителей, были переданы в муниципальную собственность.
Разделение собственности лишило сельскую службу быта производственной базы, а население сельской местности потеряло возможность получать услуги по месту жительства. Недостаточная поддержка государственных и местных органов власти, низкая рентабельность, а чаще убыточность, в связи с ростом цен на энергоносители, коммунальные услуги, материалы, препараты, аренду помещений, делаются экономически непривлекательным предпринимательство в этой социально необходимой сфере.
Упомянутые причины вместе с низкой платежеспособностью населения привели к искусственному снижению потребительского спроса на бытовые услуги, оттоку высококвалифицированных специалистов, закрытию и перепрофилированию предприятий.
Однако в настоящее время сложившаяся ситуация после августовского кризиса 1998 года создала условия для востребованности различного вида услуг. Увеличились объемы услуг по ремонту, окраске и пошиву обуви, ремонту и пошиву меховых и кожаных изделий, текстильной галантереи, ремонту, пошиву и вязанию трикотажа, ремонту и техническому обслуживанию бытовой, радиоэлектронной аппаратуры, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, химической чистке и крашению, услуг бань и душевых, услуг парикмахерских.
Для дальнейшего развития потребительского рынка необходимо преодолеть ряд сдерживающих факторов.
В ходе приватизации в значительной мере оказались утерянными рычаги государственного регулирования потребительского рынка. Было ослаблено внимание к решению общесистемных проблем развития потребительского рынка, прежде всего - формированию его инфраструктуры. Отсутствие единой политики и эффективных систем информации сдерживает развитие конкурентных отношений, необходимых для установления реальных и обоснованных цен на товары и услуги. Произошел разрыв хозяйственных связей, изменились пропорции между оптовой и розничной торговлей. Сложилась нерациональная система товародвижения и хранения товарных запасов. Проблема усугубляется ростом числа посредников при движении товаров, что является одной из причин неоправданного роста цен.
Кроме того, частный сектор внес существенные изменения в отраслевую структуру потребительского рынка и размещение сети предприятий. В результате возникла достаточно острая проблема территориальной и ценовой доступности товаров и услуг. Данные экономического анализа свидетельствуют о наличии в обществе четко идентифицируемых доходных групп, потребительские предпочтения которых, спрос и фактический уровень потребления товаров и услуг имеют качественные различия. В особо сложном положении оказались граждане, относящиеся к малообеспеченным группам населения. Для низко- и среднедоходных групп определяющим фактором поведения на потребительском рынке является цена товара и услуги; для населения, доходы которых находятся ниже величины прожиточного минимума, проблема ценовой доступности не может быть решена без адресной социальной помощи. Обеспечение территориальной и ценовой доступности торговых услуг предполагается решить путем совершенствования размещения, улучшения материально-технической базы и развития видового разнообразия предприятий потребительского рынка в секторах торговли, общественного питания, бытового обслуживания.
На потребительском рынке сложилась в целом достаточно сложная с элементами дублирования система контроля качества и безопасности товаров, в результате чего на прилавках торговых предприятий нередко оказываются некачественные и опасные для жизни и здоровья потребителя товары. Система сертификации услуг розничной торговли и общественного питания формируется медленно.
Развитие потребительского рынка и его дальнейшее реформирование невозможно без проведения грамотной научно-технической политики, которая включала бы в себя разработку и внедрение предложений программы научно - исследовательской и опытно-конструкторской работы, позволяющей усовершенствовать организационно-экономическую деятельность и нормативно-правовую базу предприятий потребительского рынка, повысить их технический и технологический уровень.
Наличие квалифицированных руководящих кадров, владеющих механизмами функционирования рыночной экономики, также оказывает влияние на развитие потребительского рынка.
Необходимо создание единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для предприятий торговли и услуг по следующим направлениям:
кадры отраслевых органов исполнительной власти;
управленческие и финансовые кадры предприятий.
За счет реализации мероприятий Программы необходимо решение проблем занятости населения путем сохранения и создания новых рабочих мест на предприятиях торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
В настоящее время общественные отношения в сфере потребительского рынка регулируются значительным количеством нормативных правовых актов, многие из которых устарели и не отвечают сложившимся отношениям, а также вступают в противоречие друг с другом. Границы полномочий органов управления устанавливаются неопределенно. Обширность правовой базы, регулирующей торговлю, в настоящее время не обеспечивает равноценного правового регулирования различных видов торговой деятельности - оптовой, розничной торговли, общественного питания.
Анализ ситуации показывает, что развитие внутренней торговли в текущем году осложнено негативными последствиями финансового кризиса августа 1998 года. Однако положение на потребительском рынке Чувашской Республики продолжает стабилизироваться. Принимаемые Кабинетом Министров Чувашской Республики меры позволили нормализовать ситуацию и сохранить насыщенность торговой сети основными продуктами питания и социально-значимыми непродовольственными товарами. Выплаты пенсий и пособий, заработной платы работникам бюджетной сферы обеспечивают увеличение денежной массы на восстановление спроса товаров и услуг.
Для придания дополнительного импульса развитию потребительского рынка республики необходимо устранить сдерживающие негативные факторы за счет реализации системы мероприятий настоящей Программы.
Основными целями Программы являются стабилизация, дальнейшее развитие и совершенствование отрасли торговли, в том числе сфер общественного питания и бытового обслуживания, для наиболее полного удовлетворения разнообразных потребностей населения, укрепление и развитие предпринимательской деятельности на потребительском рынке, республиканская поддержка социально значимых торговых и бытовых услуг, обеспечение защиты прав потребителей на потребительском рынке.
Основными задачами Программы являются:
создание благоприятных экономических, организационных, правовых и иных условий для дальнейшего развития сферы торговли и услуг;
дальнейшее развитие оптового звена торговли, комплексное развитие инфраструктуры товарных рынков;
создание эффективной конкурентоспособной среды на рынке товаров и услуг за счет увеличения числа хозяйствующих субъектов;
создание эффективного информационного обеспечения функционирования товарных рынков;
восстановление полного финансового контроля над товарооборотом;
обеспечение прав граждан на безопасность и качество товаров и услуг;
обеспечение доступности потребительского рынка для абсолютного большинства населения;
восстановление оптимального соотношения магазинных и внемагазинных форм продажи товаров;