КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 03 апреля 2001 года N 69
О Программе содействия занятости населения Чувашской Республики на 2001-2003 годы
Признано утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.12.2003 г. N 330
Признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.12.2003 г. N 330
В целях реализации Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и осуществления государственной политики занятости на территории Чувашской Республики Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу содействия занятости населения Чувашской Республики на 2001-2003 годы (далее - Программа).
Определить государственным заказчиком по реализации Программы Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
Министерству финансов Чувашской Республики при формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на 2002 и 2003 годы предусматривать выделение средств в части, касающейся софинансирования мероприятий Программы.
Министерствам, иным органам исполнительной власти Чувашской Республики обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.
Рекомендовать администрациям районов и городов разработать территориальные мероприятия по содействию занятости населения с учетом положений Программы.
Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 1 апреля 1998 г. N 90 "О Программе содействия занятости населения Чувашской Республики на 1998-2000 годы".
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики - Э. Аблякимов
ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2001-2003 ГОДЫ г.Чебоксары, 2001 г.
Наименование Программы | Программа содействия занятости населения Чувашской Республики на 2001-2003 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Закон Российской Федерации "О занятости Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ); |
Государственный заказчик Программы | Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике |
Основной разработчик Программы | Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике |
Основные исполнители Программы | Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике, Министерство социальной политики Чувашской Республики, Министерство экономики Чувашской Республики, Министерство юстиции Чувашской Республики, Министерство по развитию предпринимательства, торговли и ремесел Чувашской Республики, Министерство промышленности, энергетики и транспорта Чувашской Республики, Министерство строительства, дорожного и коммунального хозяйства Чувашской Республики, Государственный комитет Чувашской Республики по делам молодежи, администрации районов и городов |
Цель Программы | создание условий для развития эффективного цивилизованного рынка труда, оперативно обеспечивающего работодателей рабочей силой необходимой квалификации, а граждан, ищущих работу, - соответствующей работой, позволяющей за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень потребления |
Задачи Программы | усиление государственного регулирования ситуации в сфере занятости в отраслях экономики, городах и районах; |
Сроки реализации Программы | 2001-2003 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | объем финансирования Программы в 2001-2003 годах - 100,1 млн.рублей, в том числе в 2001 году - 27,3 млн.рублей, из них по источникам финансирования: федеральный бюджет- 78,8 млн.рублей, в том числе в 2001 года - 20,8 млн.рублей; |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Реализация Программы в течение 2001-2003 годов позволит: оказать консультационные усл уги по вопросам трудоустройства 180-186 тыс.человек, в том числе в 2001 году- 61 тыс. человек; |
Контроль за исполнением Программы | контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике с ежегодным информированием Кабинета Министров Чувашской Республики к 1 марта |
В 1998-2000 годах в экономике Чувашской Республики наметились некоторые позитивные тенденции. Начиная с 1999 года наблюдается рост объема промышленной продукции, услуг предприятий транспорта и связи.
Темп роста валового регионального продукта в 1999 году составил 102,3 процента, индекс физического объема промышленной продукции - 110,6 процента, а в 2000 году - 110,3 процента. В течение трех лет объемы производства ежегодно увеличивались в химической и нефтехимической, легкой, пищевой промышленности, в производстве строительных материалов.
В результате оживления инвестиционной активности предприятий и организаций в этот период на них введено около 13 тыс. новых рабочих мест.
Благоприятные тенденции в развитии отдельных отраслей экономики оказали положительное воздействие на ситуацию в сфере занятости и на рынке труда.
Численность экономически активного населения составила в 2000 году 659,0 тыс. человек, или 48,5 процента от общей численности населения республики. В их числе 596,0 тыс. человек (90,4%) заняты в экономике и 63,0 тыс. человек (9,6%) не имеют занятия, но активно его ищут и, в соответствии с методологией Международной организации труда (далее - МОТ), классифицируются как безработные.
Численность занятого в экономике населения уменьшилась по сравнению с 1999 годом на один процент. В отдельных отраслях, отличающихся более стабильными результатами экономической деятельности, высоким уровнем оплаты труда, а также в организациях, обеспечивающих формирование и развитие рыночных отношений в республике, наблюдается рост численности работающих. Среди них: электроэнергетика, химическая и пищевая промышленность, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, операции с недвижимым имуществом.
В процессе развития рыночных отношений в республике продолжается перераспределение занятых в экономике по формам собственности. Сокращение численности занятых происходит в государственном и муниципальном секторах экономики (с 38,8% в 1997 году до 35,6% в 1999 году). Растет численность занятых в частном секторе экономики и в общественных организациях (соответственно с 36,7% до 46,2 % и с 0,8% до 1,0%). После августовского 1998 года кризиса финансовой системы сократилась численность занятых в организациях со смешанной формой собственности (с иностранным и без иностранного участия). Если в 1997 году на них работало 134,3 тыс. человек, то в 1999 году - 103,2 тыс. человек.
В 1998-1999 годах структурные сдвиги в отраслевой структуре занятости происходили в пользу отраслей материального производства. В 1997 году доля занятых в этих отраслях составляла 71,2 процента, а в 1999 году - 73,4 процента. Доля занятых в отраслях непроизводственной сферы снизилась соответственно с 28,8 процента до 26,6 процента.
В ходе структурной перестройки экономики происходят изменения в профессионально квалификационном составе занятых. В численности промышленно-производственного персонала с 21,2 процента в 1997 году до 21,5 процента в 1999 году возросла доля служащих и соответственно с 78,8 процента до 78,5 процента снизилась доля рабочих. Увеличение доли служащих характерно для химической и нефтехимической промышленности, машиностроения и металлообработки, производства строительных материалов, пищевой промышленности, что связано с укреплением на предприятиях этих отраслей служб, осуществляющих маркетинговую, менеджерскую, коммерческую деятельность.
В течение последних трех лет значительно сократилось отрицательное сальдо между выбытием работников с крупных и средних предприятий и их приемом на освободившиеся рабочие места, что свидетельствует о повышении спроса отдельных отраслей экономики на рабочую силу. В 1997 году отрицательное сальдо составляло 11,5 тыс. человек, а в 2000 году - 9,0 тыс. человек. В машиностроении и металлообработке, пищевой промышленности, организациях связи, науке и научном обслуживании, органах управления прием работников превышает их выбытие. Вместе с тем в сельском хозяйстве, строительстве, в большинстве отраслей непроизводственной сферы прием работников по-прежнему меньше их выбытия, в результате чего в указанных отраслях экономики в 2000 году продолжалось снижение общей численности занятых.
В 1998-1999 годах ликвидация рабочих мест в республике не компенсировалась вводом новых рабочих мест и только в 2000 году на дополнительно введенные рабочие места было принято работников почти в три раза больше, чем выбыло их по причине сокращения штатов. Наибольшее число новых рабочих мест создано за три года в промышленности и торговле. Более половины от общего числа новых рабочих мест введено на предприятиях г. Чебоксары, свыше 20 процентов - на предприятиях г. Новочебоксарска.
В процессе оживления экономики республики происходит постепенное сокращение масштабов неполной занятости. В 1998 году 37,0 тыс. работников крупных и средних предприятий работали в режиме неполного рабочего времени (8,2% к среднесписочной численности работающих), находились в вынужденных отпусках по инициативе администрации 55,5 тыс. работников (12,2%), а в 2000 году - соответственно 17,6 тыс. (4,1%) и 33,7 тыс. человек (7,8%).
Около 80 процентов от общего объема неполной занятости приходится на промышленность республики, в том числе наибольшие ее размеры отмечены на предприятиях машиностроения и металлообработки, легкой промышленности.
Последовательный рост численности занятых в промышленности республики, с одной стороны, и наличие неполной занятости с другой, свидетельствуют о существовании на предприятиях неэффективных производств, где содержится излишняя рабочая сила. В результате разрушения системы внутрипроизводственного обучения многие предприятия вынуждены привлекать работников со стороны, а не производить перераспределение внутри производственных подразделений. Сдерживаются прогрессивные структурные сдвиги в сфере занятости, снижается производительность труда, уменьшаются возможности человека эффективным трудом обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни. Одним из основных направлений повышения эффективности использования рабочей силы в условиях роста объемов производства является формирование в республике системы непрерывного профессионального обучения, переобучения, переподготовки кадров непосредственно на предприятиях и организациях, развитие возможностей самообучения.
В течение 1998-1999 годов в отдельных отраслях экономики республики наблюдался рост численности работников, занятых во вредных условиях труда.
В 1997 году на предприятиях промышленности, строительства, транспорта и связи в неблагоприятных условиях труда было занято 35,9 процента работников, а в 1999 году - 36,2 процента. Доля занятых тяжелым физическим трудом за этот период возросла с 1,7 процента до 1,9 процента.
Степень износа основных фондов в экономике республики составляет около 50 процентов. Высокая изношенность производственного оборудования приводит к травматизму среди работников, к затратам по возмещению вреда, причиненного трудовым увечьем или профессиональным заболеванием.
Тем не менее, в результате усиления работы по охране труда в последние годы уровень производственного травматизма в расчете на 1000 работающих снизился с 3,9 человека в 1997 году до 3,1 человека в 1999 году.
В течение 1998-2000 годов в экономике республики наблюдалось постепенное увеличение реальной среднемесячной заработной платы. В 1997 году реальная среднемесячная заработная плата составила к уровню 1996 года 108,8 процента, а в 2000 году - 112,2 процента к уровню 1999 года. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих увеличилась с 541,5 рубля в 1997 году до 1173,0 рублей в 2000 году.
Самый высокий размер средней заработной платы сложился в информационно-вычислительном обслуживании (в 4,7 раза выше, чем в среднем по экономике), науке и научном обслуживании (в 3,3 раза), финансировании, кредитовании, страховании, пенсионном обеспечении (в 2,5 раза), а также в электроэнергетике, химической и нефтехимической промышленности, железнодорожном и трубопроводном транспорте, органах управления.
В целях поддержания занятости населения республики в 1998-2000 годах осуществлялась реализация свыше десяти республиканских программ, оказывающих влияние на ситуацию в сфере занятости и на рынке труда, среди них Программа социально-экономического развития Чувашской Республики на 1999-2001 годы, Программа содействия занятости населения Чувашской Республики на 1998-2000 годы, республиканские целевые программы социально-экономического развития гг. Алатыря, Канаша, Новочебоксарска, Шумерли, а также Алатырского, Вурнарского, Козловского и некоторых других районов. С 1997 года реализуется Федеральная целевая программа развития экономики и бюджетного потенциала Чувашской Республики на 1997-2000 годы. В целях повышения эффективности промышленного производства Кабинетом Министров Чувашской Республики утверждена Программа развития экспортно-ориентированных производств в Чувашской Республике на 1999-2001 годы. Развитие и поддержка агропромышленного комплекса осуществлялись в соответствии с Программой стабилизации развития агропромышленного производства в Чувашской Республике на период до 2000 года, а развитие строительного комплекса - в соответствии с Программой развития строительного комплекса Чувашской Республики на 1998-2001 годы.
В вышеназванных программах предусмотрены мероприятия, направленные на подъем экономики республики, ее городов и районов, создание и сохранение рабочих мест, развитие гибких форм занятости, а также на обеспечение социальной защиты и гарантий занятости малоимущих категорий граждан и граждан с особыми потребностями.
Развитию системы общественных работ в республике способствовало принятие постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 1998 г. N 367 "Об организации общественных работ в Чувашской Республике", содействию занятости различных социально-демографических групп населения - принятие постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 1 марта 1999 г. N 49 "О квотировании рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите".
Положительные изменения, произошедшие в сфере занятости в 1998-2000 годах, обусловили снижение общей численности безработных. В 2000 году общая численность безработных по методологии МОТ составила 63,0 тыс. человек против 86,7 тыс. человек в 1997 году.
Уровень общей безработицы по отношению к экономически активному населению снизился с 13,3 процента в 1997 году до 9,6 процента в 2000 году .
Масштабы регистрируемой безработицы в течение трех последних лет уменьшались более быстрыми темпами, чем масштабы общей безработицы, что вызвано рядом причин, основными из которых являются:
активизация деятельности министерств и иных органов исполнительной власти Чувашской Республики, администраций районов и городов во взаимодействии с органами службы занятости по реализации основных направлений государственной политики занятости;
увеличение спроса на рабочую силу в отдельных отраслях экономики.
В 1997 году на учете в территориальных отделах Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике (далее - Департамента) состояло в среднем 34,0 тыс. безработных, в 2000 году - 15,2 тыс. безработных. Уровень регистрируемой безработицы по отношению к численности экономически активного населения снизился за этот период с 4,9 процента до 2,3 процента.
(тыс.человек)
1997 год | 1998 год | 1999 год | 2000 год | |
Безработные - всего | 86,7 | 88,1 | 89,9 | 63,0 |
в процентах к экономическиактивному населению | 13,3 | 13,7 | 13,0 | 9,6 |
зарегистрированы в органахслужбы занятости | 34,0 | 20,1 | 16,6 | 15,2 |
в процентах к экономическиактивному населению | 4,9 | 3,1 | 2,4 | 2,3 |
Изменение состава безработных граждан в течение 1998-2000 годов характеризуется следующими данными:
N N пп | Показатели | Мужчины | |||
на | на | на | на | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Численность безработных всего, человек | 8749 | 4943 | 15542 | 10277 |
2 | То же, в процентах | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
3 | Из пункта 2 по причинам не занятости: | 58,6 | 64,6 | 42,1 | 52,2 |
4. | Из пункта 2 по образованию: | 8,1 | 11,3 | 7,4 | 12,8 |
5. | Из пункта 2 по возрасту: | 33,9 | 34,1 | 47,8 | 43,3 |
6. | Из пункта 2 отдельные категории населения: | 31,1 | 20,7 | 34,1 | 20,5 |
7. | Средняя продолжительность безработицы - месяцев | 6,5 | 6,0 | 7,3 | 5,9 |