Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 апреля 2001 года N 69

О Программе содействия занятости населения Чувашской Республики на 2001-2003 годы

Признано утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.12.2003 г. N 330

Признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.12.2003 г. N 330

В целях реализации Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и осуществления государственной политики занятости на территории Чувашской Республики Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу содействия занятости населения Чувашской Республики на 2001-2003 годы (далее - Программа).

Определить государственным заказчиком по реализации Программы Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике Министерства труда и социального развития Российской Федерации.

Министерству финансов Чувашской Республики при формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на 2002 и 2003 годы предусматривать выделение средств в части, касающейся софинансирования мероприятий Программы.

Министерствам, иным органам исполнительной власти Чувашской Республики обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.

Рекомендовать администрациям районов и городов разработать территориальные мероприятия по содействию занятости населения с учетом положений Программы.

Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 1 апреля 1998 г. N 90 "О Программе содействия занятости населения Чувашской Республики на 1998-2000 годы".

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики - Э. Аблякимов

Утверждена:
постановление Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 3 апреля 2001 г. N 69

ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2001-2003 ГОДЫ г.Чебоксары, 2001 г.


Наименование Программы

Программа содействия занятости населения Чувашской Республики на 2001-2003 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Закон Российской Федерации "О занятости Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ);
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 октября 2000 г. N 198 "Об итогах экономического и социального развития, исполнения бюджета Чувашской Республики за девять месяцев 2000 года"

Государственный заказчик Программы

Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике

Основной разработчик Программы

Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике

Основные исполнители Программы

Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике, Министерство социальной политики Чувашской Республики, Министерство экономики Чувашской Республики, Министерство юстиции Чувашской Республики, Министерство по развитию предпринимательства, торговли и ремесел Чувашской Республики, Министерство промышленности, энергетики и транспорта Чувашской Республики, Министерство строительства, дорожного и коммунального хозяйства Чувашской Республики, Государственный комитет Чувашской Республики по делам молодежи, администрации районов и городов

Цель Программы

создание условий для развития эффективного цивилизованного рынка труда, оперативно обеспечивающего работодателей рабочей силой необходимой квалификации, а граждан, ищущих работу, - соответствующей работой, позволяющей за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень потребления

Задачи Программы

усиление государственного регулирования ситуации в сфере занятости в отраслях экономики, городах и районах;
совершенствование работы по профилактике безработицы;
реализация специальных мероприятий по профилированию безработных граждан в целях повышения эффективности предоставляемых им услуг и сокращения длительной безработицы;
улучшение информационного обеспечения политики занятости;
развитие кадрового потенциала путем совершенствования с учетом потребностей рынка труда системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан, незанятого и работающего населения;
повышение эффективности активных мер на рынке труда;
совершенствование нормативно-правовой базы в сфере занятости населения

Сроки реализации Программы

2001-2003 годы

Объемы и источники финансирования Программы

объем финансирования Программы в 2001-2003 годах - 100,1 млн.рублей, в том числе в 2001 году - 27,3 млн.рублей, из них по источникам финансирования: федеральный бюджет- 78,8 млн.рублей, в том числе в 2001 года - 20,8 млн.рублей;
республиканский бюджет Чувашской Республики - 21,3 млн. рублей, в том числе в 2001 году - 6,5 млн. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализация Программы в течение 2001-2003 годов позволит: оказать консультационные усл уги по вопросам трудоустройства 180-186 тыс.человек, в том числе в 2001 году- 61 тыс. человек;
повысить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на рынке труда путем заполнения 78,5 тыс.вакансий, в том числе в 2001 году-26,0 тыс.вакансий;
обеспечить временное трудоустройство на общественные работы 11,5 тыс.человек, в том числе в 2001 году -3,7 тыс.человек;
поддержать предпринимательскую инициативу 2700 человек, в том числе в 2001 году-800 человек;
организовать временное трудоустройство 6,3 тыс. несовершеннолетних граждан, в том числе в 2001 году - 2,0 тыс. человек;
предоставить возможность для получения необходимых для последующего трудоустройства профессиональных навыков и знаний 12,9 тыс. человек, в том числе в 2001 году-3,5 тыс. человек;
провести профориентационную работу с 270 тыс. человек, в том числе в 2001 году- с 88,0 тыс. человек;
не допустить превышения уровня регистрируемой безработицы в 2001-2003 годах за пределы 2,3 процента от численности экономически активного населения

Контроль за исполнением Программы

контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике с ежегодным информированием Кабинета Министров Чувашской Республики к 1 марта

I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


В 1998-2000 годах в экономике Чувашской Республики наметились некоторые позитивные тенденции. Начиная с 1999 года наблюдается рост объема промышленной продукции, услуг предприятий транспорта и связи.

Темп роста валового регионального продукта в 1999 году составил 102,3 процента, индекс физического объема промышленной продукции - 110,6 процента, а в 2000 году - 110,3 процента. В течение трех лет объемы производства ежегодно увеличивались в химической и нефтехимической, легкой, пищевой промышленности, в производстве строительных материалов.

В результате оживления инвестиционной активности предприятий и организаций в этот период на них введено около 13 тыс. новых рабочих мест.

1. Изменения в сфере занятости в 1998-2000 годах


Благоприятные тенденции в развитии отдельных отраслей экономики оказали положительное воздействие на ситуацию в сфере занятости и на рынке труда.

Численность экономически активного населения составила в 2000 году 659,0 тыс. человек, или 48,5 процента от общей численности населения республики. В их числе 596,0 тыс. человек (90,4%) заняты в экономике и 63,0 тыс. человек (9,6%) не имеют занятия, но активно его ищут и, в соответствии с методологией Международной организации труда (далее - МОТ), классифицируются как безработные.

Численность занятого в экономике населения уменьшилась по сравнению с 1999 годом на один процент. В отдельных отраслях, отличающихся более стабильными результатами экономической деятельности, высоким уровнем оплаты труда, а также в организациях, обеспечивающих формирование и развитие рыночных отношений в республике, наблюдается рост численности работающих. Среди них: электроэнергетика, химическая и пищевая промышленность, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, операции с недвижимым имуществом.

В процессе развития рыночных отношений в республике продолжается перераспределение занятых в экономике по формам собственности. Сокращение численности занятых происходит в государственном и муниципальном секторах экономики (с 38,8% в 1997 году до 35,6% в 1999 году). Растет численность занятых в частном секторе экономики и в общественных организациях (соответственно с 36,7% до 46,2 % и с 0,8% до 1,0%). После августовского 1998 года кризиса финансовой системы сократилась численность занятых в организациях со смешанной формой собственности (с иностранным и без иностранного участия). Если в 1997 году на них работало 134,3 тыс. человек, то в 1999 году - 103,2 тыс. человек.

В 1998-1999 годах структурные сдвиги в отраслевой структуре занятости происходили в пользу отраслей материального производства. В 1997 году доля занятых в этих отраслях составляла 71,2 процента, а в 1999 году - 73,4 процента. Доля занятых в отраслях непроизводственной сферы снизилась соответственно с 28,8 процента до 26,6 процента.

В ходе структурной перестройки экономики происходят изменения в профессионально квалификационном составе занятых. В численности промышленно-производственного персонала с 21,2 процента в 1997 году до 21,5 процента в 1999 году возросла доля служащих и соответственно с 78,8 процента до 78,5 процента снизилась доля рабочих. Увеличение доли служащих характерно для химической и нефтехимической промышленности, машиностроения и металлообработки, производства строительных материалов, пищевой промышленности, что связано с укреплением на предприятиях этих отраслей служб, осуществляющих маркетинговую, менеджерскую, коммерческую деятельность.

В течение последних трех лет значительно сократилось отрицательное сальдо между выбытием работников с крупных и средних предприятий и их приемом на освободившиеся рабочие места, что свидетельствует о повышении спроса отдельных отраслей экономики на рабочую силу. В 1997 году отрицательное сальдо составляло 11,5 тыс. человек, а в 2000 году - 9,0 тыс. человек. В машиностроении и металлообработке, пищевой промышленности, организациях связи, науке и научном обслуживании, органах управления прием работников превышает их выбытие. Вместе с тем в сельском хозяйстве, строительстве, в большинстве отраслей непроизводственной сферы прием работников по-прежнему меньше их выбытия, в результате чего в указанных отраслях экономики в 2000 году продолжалось снижение общей численности занятых.

В 1998-1999 годах ликвидация рабочих мест в республике не компенсировалась вводом новых рабочих мест и только в 2000 году на дополнительно введенные рабочие места было принято работников почти в три раза больше, чем выбыло их по причине сокращения штатов. Наибольшее число новых рабочих мест создано за три года в промышленности и торговле. Более половины от общего числа новых рабочих мест введено на предприятиях г. Чебоксары, свыше 20 процентов - на предприятиях г. Новочебоксарска.

В процессе оживления экономики республики происходит постепенное сокращение масштабов неполной занятости. В 1998 году 37,0 тыс. работников крупных и средних предприятий работали в режиме неполного рабочего времени (8,2% к среднесписочной численности работающих), находились в вынужденных отпусках по инициативе администрации 55,5 тыс. работников (12,2%), а в 2000 году - соответственно 17,6 тыс. (4,1%) и 33,7 тыс. человек (7,8%).

Около 80 процентов от общего объема неполной занятости приходится на промышленность республики, в том числе наибольшие ее размеры отмечены на предприятиях машиностроения и металлообработки, легкой промышленности.

Последовательный рост численности занятых в промышленности республики, с одной стороны, и наличие неполной занятости с другой, свидетельствуют о существовании на предприятиях неэффективных производств, где содержится излишняя рабочая сила. В результате разрушения системы внутрипроизводственного обучения многие предприятия вынуждены привлекать работников со стороны, а не производить перераспределение внутри производственных подразделений. Сдерживаются прогрессивные структурные сдвиги в сфере занятости, снижается производительность труда, уменьшаются возможности человека эффективным трудом обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни. Одним из основных направлений повышения эффективности использования рабочей силы в условиях роста объемов производства является формирование в республике системы непрерывного профессионального обучения, переобучения, переподготовки кадров непосредственно на предприятиях и организациях, развитие возможностей самообучения.

В течение 1998-1999 годов в отдельных отраслях экономики республики наблюдался рост численности работников, занятых во вредных условиях труда.

В 1997 году на предприятиях промышленности, строительства, транспорта и связи в неблагоприятных условиях труда было занято 35,9 процента работников, а в 1999 году - 36,2 процента. Доля занятых тяжелым физическим трудом за этот период возросла с 1,7 процента до 1,9 процента.

Степень износа основных фондов в экономике республики составляет около 50 процентов. Высокая изношенность производственного оборудования приводит к травматизму среди работников, к затратам по возмещению вреда, причиненного трудовым увечьем или профессиональным заболеванием.

Тем не менее, в результате усиления работы по охране труда в последние годы уровень производственного травматизма в расчете на 1000 работающих снизился с 3,9 человека в 1997 году до 3,1 человека в 1999 году.

В течение 1998-2000 годов в экономике республики наблюдалось постепенное увеличение реальной среднемесячной заработной платы. В 1997 году реальная среднемесячная заработная плата составила к уровню 1996 года 108,8 процента, а в 2000 году - 112,2 процента к уровню 1999 года. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих увеличилась с 541,5 рубля в 1997 году до 1173,0 рублей в 2000 году.

Самый высокий размер средней заработной платы сложился в информационно-вычислительном обслуживании (в 4,7 раза выше, чем в среднем по экономике), науке и научном обслуживании (в 3,3 раза), финансировании, кредитовании, страховании, пенсионном обеспечении (в 2,5 раза), а также в электроэнергетике, химической и нефтехимической промышленности, железнодорожном и трубопроводном транспорте, органах управления.

В целях поддержания занятости населения республики в 1998-2000 годах осуществлялась реализация свыше десяти республиканских программ, оказывающих влияние на ситуацию в сфере занятости и на рынке труда, среди них Программа социально-экономического развития Чувашской Республики на 1999-2001 годы, Программа содействия занятости населения Чувашской Республики на 1998-2000 годы, республиканские целевые программы социально-экономического развития гг. Алатыря, Канаша, Новочебоксарска, Шумерли, а также Алатырского, Вурнарского, Козловского и некоторых других районов. С 1997 года реализуется Федеральная целевая программа развития экономики и бюджетного потенциала Чувашской Республики на 1997-2000 годы. В целях повышения эффективности промышленного производства Кабинетом Министров Чувашской Республики утверждена Программа развития экспортно-ориентированных производств в Чувашской Республике на 1999-2001 годы. Развитие и поддержка агропромышленного комплекса осуществлялись в соответствии с Программой стабилизации развития агропромышленного производства в Чувашской Республике на период до 2000 года, а развитие строительного комплекса - в соответствии с Программой развития строительного комплекса Чувашской Республики на 1998-2001 годы.

В вышеназванных программах предусмотрены мероприятия, направленные на подъем экономики республики, ее городов и районов, создание и сохранение рабочих мест, развитие гибких форм занятости, а также на обеспечение социальной защиты и гарантий занятости малоимущих категорий граждан и граждан с особыми потребностями.

Развитию системы общественных работ в республике способствовало принятие постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 1998 г. N 367 "Об организации общественных работ в Чувашской Республике", содействию занятости различных социально-демографических групп населения - принятие постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 1 марта 1999 г. N 49 "О квотировании рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите".

2. Динамика общей и регистрируемой безработицы в 1998-2000 годах


Положительные изменения, произошедшие в сфере занятости в 1998-2000 годах, обусловили снижение общей численности безработных. В 2000 году общая численность безработных по методологии МОТ составила 63,0 тыс. человек против 86,7 тыс. человек в 1997 году.

Уровень общей безработицы по отношению к экономически активному населению снизился с 13,3 процента в 1997 году до 9,6 процента в 2000 году .

Масштабы регистрируемой безработицы в течение трех последних лет уменьшались более быстрыми темпами, чем масштабы общей безработицы, что вызвано рядом причин, основными из которых являются:

активизация деятельности министерств и иных органов исполнительной власти Чувашской Республики, администраций районов и городов во взаимодействии с органами службы занятости по реализации основных направлений государственной политики занятости;

увеличение спроса на рабочую силу в отдельных отраслях экономики.

В 1997 году на учете в территориальных отделах Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике (далее - Департамента) состояло в среднем 34,0 тыс. безработных, в 2000 году - 15,2 тыс. безработных. Уровень регистрируемой безработицы по отношению к численности экономически активного населения снизился за этот период с 4,9 процента до 2,3 процента.

Основные показатели безработицы (в среднегодовом исчислении)

(тыс.человек)

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

Безработные - всего

86,7

88,1

89,9

63,0

в процентах к экономическиактивному населению
 из них:

13,3

13,7

13,0

9,6

зарегистрированы в органахслужбы занятости

34,0

20,1

16,6

15,2

в процентах к экономическиактивному населению

4,9

3,1

2,4

2,3

Состав безработных, состоящих на учете в городских и районных отделах Департамента


Изменение состава безработных граждан в течение 1998-2000 годов характеризуется следующими данными:

N N пп

Показатели

Мужчины

на
 01.01.1998 г.

на
 01.01.2001 г.

на
 01.01.1998 г.

на
 01.01.2001 г.

1

2

3

4

5

6

1.

Численность безработных всего, человек

8749

4943

15542

10277

2

То же, в процентах

100,0

100,0

100,0

100,0

3

Из пункта 2 по причинам не занятости:
 уволившиеся по собственному желанию
 уволившиеся за нарушение трудовой дисциплины
 высвобожденные работники
 выпускники общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений

58,6
 2,6
 10,4
 5,0

64,6
 2,0
 5,9
 7,5

42,1
 0,6
 22,6
 8,3

52,2
 0,3
 14,5
 11,4

4.

Из пункта 2 по образованию:
 имеющие высшее и неполное высшее профессиональное образование
 имеющие среднее профессиональное образование
 имеющие начальное профессиональное образование
 имеющие среднее общее образование
 не имеющие полного среднего образования

8,1
 17,1
 14,8
 43,5
 16,5

11,3
 16,8
 28,2
 31,1
 12,6

7,4
 23,0
 18,1
 43,5
 8,0

12,8
 30,1
 19,9
 31,9
 5,4

5.

Из пункта 2 по возрасту:
 в возрасте 16-29 лет
 в возрасте от 30 лет до предпенсионного
 предпенсионного возраста

33,9
 58,3
 7,9

34,1
 58,2
 7,7

47,8
 48,7
 3, 5

43,3
 49,6
 7,0

6.

Из пункта 2 отдельные категории населения:
 имеющие длительный (более года) перерыв в работе
 не приступавшие к трудовой деятельности
 не имеющие профессии (специальности)
 инвалиды

31,1
 10,8
 13,6
 6,3

20,7
 10,3
 7,4
 9,9

34,1
 15,5
 15,7
 2,8

20,5
 12,1
 6,5
 4,9

7.

Средняя продолжительность безработицы - месяцев

6,5

6,0

7,3

5,9

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»