КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2003 года N 330
О Программе содействия занятости населения Чувашской Республики на 2004-2006 годы
Признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2008 г. N 86
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 сентября 2004 г. N 225}
В целях реализации Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и обеспечения выполнения задач, определенных в Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 г. N 568-р, Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу содействия занятости населения Чувашской Республики на 2004-2006 годы (далее - Программа).
2. Определить государственными заказчиками по реализации Программы Министерство труда, социальной и демографической политики Чувашской Республики и Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике (по согласованию).
{пункт 2 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 сентября 2004 г. N 225}
3. Министерству финансов Чувашской Республики при формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на 2005 и 2006 годы предусматривать выделение средств в части, касающейся софинансирования мероприятий Программы.
3. Министерствам и иным органам исполнительной власти Чувашской Республики ежегодно до 1 февраля представлять в Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике информацию о ходе выполнения мероприятий Программы.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления обеспечить разработку территориальных мероприятий по содействию занятости населения с учетом положений Программы, софинансируемых за счет средств местных бюджетов.
5. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 3 апреля 2001 г. N 69 "О Программе содействия занятости населения Чувашской Республики на 2001-2003 годы".
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики - Н. Партасова
Программа содействия занятости населения Чувашской Республики на 2004-2006 годы
{в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 сентября 2004 г. N 225}
Закон c:\content\ngr\RU0000R199100242.doc | |
Министерство труда, социальной и демографической политики Чувашской Республики | |
Министерство труда, социальной и демографической политики Чувашской РеспубликиМинистерство промышленности и энергетики Чувашской РеспубликиМинистерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской РеспубликиМинистерство образования и молодежной политики Чувашской Республики | |
Министерство труда, социальной и демографической политики Чувашской Республики |
Программа содействия занятости населения Чувашской Республики на 2004-2006 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 апреля 2003 г. N 97 "О Комплексном плане реализации Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2010 года".
Разработка Программы осуществлялась с учетом Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 г. N 568-р, Плана мероприятий по реализации Концепции, прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на 2004-2006 годы, предложений министерств и госкомитетов Чувашской Республики по дальнейшему развитию рынка труда и повышению эффективности занятости населения.
Реализация Программы предусматривает координацию усилий органов власти всех уровней, службы занятости, работодателей, профсоюзов, других общественных организаций по обеспечению занятости населения.
Программа обеспечивает преемственность государственной политики занятости, которая реализовывалась в Российской Федерации и Чувашской Республике в предыдущие годы.
В 2001-2003 годах в Чувашской Республике отмечались позитивные сдвиги в социально-экономическом развитии. Положительными темпами характеризовалась динамика основных макроэкономических показателей.
Темп роста объема промышленного производства в 2001 году составил 104,5 процента, в 2002 году - 103,7 процента, в январе-сентябре 2003 г. - 105,3 процента. Этот рост обеспечили: машиностроение и металлообработка, химическая, легкая и пищевая промышленность, электроэнергетика, промышленность строительных материалов и полиграфическая промышленность.
Наблюдался заметный прогресс в торговле, общественном питании, связи и сфере бытовых услуг, которые не только расширили объемы производства, но и достигли современных стандартов в обслуживании населения.
Возросла инвестиционная активность организаций. За истекшие два года и девять месяцев объем инвестиций в основной капитал увеличился в 1,5 раза, в результате чего в крупных и средних организациях создано свыше 14 тыс. новых рабочих мест.
В республике отсутствует бюджетная задолженность по выплате заработной платы работникам здравоохранения, образования, культуры и других отраслей социальной сферы. Начиная с 2000 года не зарегистрирован ни один коллективный трудовой спор, что является позитивным результатом активного социального партнерства органов исполнительной власти всех уровней, профсоюзов и работодателей.
В январе-сентябре 2003 г. наиболее высокая заработная плата относительно среднереспубликанского уровня сложилась на трубопроводном транспорте (выше в 3,2 раза), в кредитовании, страховании и пенсионном обеспечении (в 2,5 раза), в науке и научном обслуживании (в 2,5 раза). Ниже среднереспубликанской - в сельском и лесном хозяйстве, культуре и искусстве, образовании, здравоохранении.
Увеличение объемов производства во многих отраслях экономики и последовательно проводимые мероприятия по развитию социально-трудовой сферы оказали определяющее воздействие на улучшение ситуации в сфере занятости населения.
В последние три года существенно увеличился спрос на рабочую силу в следующих отраслях экономики: пищевой промышленности, торговле, материально-технического снабжения и сбыта, информационно-вычислительного обслуживания, непроизводственных видов бытового обслуживания населения, а также в финансовых, кредитных и страховых учреждениях, органах судебной власти и прокуратуры, юридических учреждениях. Начиная с 2003 года с наращиванием объемов подрядных работ отмечается некоторое увеличение спроса на рабочую силу в строительном комплексе республики.
В остальных отраслях спрос на рабочую силу увеличился менее значительно или уменьшился.
В сельском хозяйстве продолжает иметь место значительное снижение спроса на рабочую силу. В 2002 году по сравнению с 2000 годом среднегодовая численность занятых в сельскохозяйственном производстве уменьшилась на 26,7 тыс. человек, или на 17,3 процента.
В целом по Чувашской Республике среднегодовая численность занятого в экономике населения составила в 2002 году (в соответствии с балансом трудовых ресурсов) 611,7 тыс. человек, что на 0,2 процента больше по сравнению с 2000 годом и на 0,4 процента больше по сравнению с 2001 годом.
Продолжалось перераспределение численности занятых в экономике по формам собственности. За счет уменьшения численности работающих в организациях государственной, муниципальной и смешанной форм собственности возросла численность работников частного сектора, общественных объединений и организаций с иностранным участием.
В процессе подъема экономики республики происходит постепенное сокращение масштабов неэффективных форм занятости населения. Численность работников организаций (за исключением субъектов малого предпринимательства), работавших в течение года неполное рабочее время по инициативе администрации, а также находившихся в вынужденных отпусках, в 2002 году по сравнению с 2000 годом снизилась на 19,6 процента и составила около 38 тыс. человек.
В целях сокращения неэффективной занятости населения, повышения рентабельности производства в последние годы в отдельных отраслях экономики республики (электроэнергетика, сельское хозяйство, железнодорожный транспорт, машиностроение и металлообработка и некоторых других) усилились процессы реструктуризации организаций. В результате несколько повысились масштабы высвобождения излишней рабочей силы. Так, в 2002 году из крупных и средних организаций в связи с сокращением численности или штата было уволено свыше 4,5 тыс. работников, что в 2 раза больше, чем в 2000 году.
Расширению сферы приложения труда в республике в определенной степени способствует развитие предпринимательской деятельности. В этих целях реализуется Республиканская программа государственной поддержки малого предпринимательства в Чувашской Республике на 2002-2004 годы. Сферой малого бизнеса и предпринимательства охвачено свыше 10 процентов от общей численности населения, занятого экономической деятельностью. Вместе с тем, доля валового внутреннего продукта, производимого предприятиями малого и среднего бизнеса, составляет в республике чуть более 6 процентов (в странах европейского сообщества - 55%).
Дальнейшее развитие малого предпринимательства является резервом, дающим возможность поднять жизненный уровень населения и создать новые рабочие места. Особое значение в силу ряда объективных экономических и социальных причин (рост численности трудоспособного населения, имеющиеся резервы в развитии агропромышленного комплекса, специфика условий сельского труда и ряд других факторов) имеет развитие малого предпринимательства для поддержания занятости сельского населения.
Определенную положительную роль в поддержании жизненного уровня населения продолжает играть вторичная занятость, включающая в себя работу по совместительству и по договорам гражданско-правового характера. Ежегодные масштабы вторичной занятости составляли в республике порядка 12-14 тыс. человек.
В целях формирования эффективной структуры занятости населения в 2001-2003 годах осуществлялась реализация пятнадцати республиканских программ, включающих мероприятия по рациональному размещению рабочей силы с учетом перспектив развития отраслей экономики, районов и городов республики, повышению профессионального уровня и квалификации работников, охране их труда и повышению уровня жизни населения. Среди них республиканские программы: Развитие агропромышленного комплекса на 2001-2003 годы, Профессиональное образование на 2001-2003 годы и на период до 2005 года, Республиканская программа улучшения условий и охраны труда в Чувашской Республике на 2002-2004 годы, Социальное развитие села в Чувашской Республике на период до 2010 года, "Молодежь Чувашской Республики: 2003-2005 годы" и другие.
Содействию занятости инвалидов, имеющих показания к труду, способствовало принятие постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2003 г. N 75 "О мерах по реализации Закона Чувашской Республики "О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях Чувашской Республики".
В целях укрепления взаимодействия государственных структур, работодателей и общественных организаций по решению проблем занятости населения, совершенствования социально-трудовых отношений было заключено Соглашение о социальном партнерстве между Кабинетом Министров Чувашской Республики, объединениями работодателей Чувашской Республики и Чувашским республиканским советом профсоюзов на 2002-2004 годы, действует Республиканская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений.
Основным программным документом, реализующим комплексный подход к решению проблем рынка труда с учетом специфики состояния и перспектив развития трудовой сферы, являлась Программа содействия занятости населения Чувашской Республики на 2001-2003 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 3 апреля 2001 г. N 69. Данная Программа выполнена в полном объеме.
В период с 2001 года по январь-сентябрь 2003 г. на реализацию программных мероприятий активной политики содействия занятости населения было израсходовано 70892,2 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 46104,5 тыс. рублей (65,0%), республиканского бюджета Чувашской Республики - 18670,1 тыс. рублей (26,3%), местных бюджетов - 889,4 тыс. рублей (1,3%), работодателей - 5228,2 тыс. рублей (7,4%). Всего с учетом средств на социальную поддержку безработных граждан израсходовано 296,8 млн. рублей.
Реализация программных мероприятий осуществлялась на основе партнерских отношений с министерствами и иными органами исполнительной власти Чувашской Республики, органами местного самоуправления, работодателями, общественными организациями. В этих целях было заключено десять соглашений о сотрудничестве по вопросам занятости населения и обеспечения дополнительных гарантий при трудоустройстве граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
В результате совместной работы обеспечено выполнение всех контрольных показателей по численности участников мероприятий по содействию трудоустройству населения, предусмотренных в вышеуказанной Программе. За период с 2001 года по январь-сентябрь 2003 г. трудоустроено при содействии органов службы занятости 97,3 тыс. человек (124,0% к заданию на 2001-2003 гг.), обеспечено временное трудоустройство на общественные работы 16,0 тыс. человек (139,1%), поддержана предпринимательская инициатива 5,5 тыс. человек (в 2 раза больше), организовано временное трудоустройство 34,2 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет (в 5 раз больше), предоставлена возможность для получения необходимых для последующего трудоустройства профессиональных навыков и знаний 12,0 тыс. безработных граждан (93,0%), проведена профориентационная работа с 380,5 тыс. гражданами (140,9%).
В 2001-2003 годах в Чувашской Республике сохранялась тенденция превышения предложения рабочей силы над спросом организаций в кадрах, при, как отмечалось, возросшей потребности в рабочей силе во многих отраслях экономики, увеличении численности населения, занятого экономической деятельностью, снижении напряженности на рынке труда.
Выход на пенсию относительно малочисленного поколения "детей войны" и вхождение в трудоспособный возраст среднего по численности поколения, родившегося в 80-е годы прошлого века, предопределили увеличение численности населения трудоспособного возраста с 803,5 тыс. человек на начало 2001 года до 818,3 тыс. человек на начало 2003 года. Доля населения трудоспособного возраста в общей численности населения возросла соответственно с 59,4 до 61,1 процента.
В республике продолжался подъем на рынке образовательных услуг, проявляющийся как в росте спроса на профессиональное образование, так и увеличении его предложения. Выпуск специалистов из учебных заведений профессионального образования всех уровней увеличился с 19,4 тыс. человек в 2000 году до 25,0 тыс. человек в 2002 году.
В течение трех последних лет в крупных и средних организациях постепенно сокращался разрыв между численностью выбывших и принятых работников. Тем не менее ежегодно в среднем 8-12 процентов от численности уволенных работников не сразу находили новую работу и оказывали существенное давление на рынок труда, пополняя количество безработных граждан.
Динамика общей и регистрируемой безработицы в анализируемый период (табл. 1):
Таблица 1
(по данным выборочных обследований по проблемам занятости)
2001 год | 2002 год | январь-сентябрь2003 года | |
Экономически активное население всего, тыс. человек | 667,6 | 683,4 | 670,0 |
занятые в экономике | 603,7 | 618,7 | 608,0 |
безработные | 63,9 | 64,7 | 62,0 |
в том числе зарегистрированные в органах службы занятости | 13,6 | 13,4 | 13,2 |
Уровень безработицы (в %): | |||
общей | 9,6 | 9,5 | 9,3 |
регистрируемой | 2,0 | 2,0 | 2,0 |
Как следует из приведенных в таблице данных, истекший период характеризовался постепенным сокращением среднегодовой численности безработных граждан, рассчитанной по методологии МОТ, и зарегистрированных безработных. Уровень общей безработицы уменьшился с 9,6 до 9,3 процента, а регистрируемой сложился в пределах 2,0 процентов по отношению к численности экономически активного населения (в Программе содействия занятости населения Чувашской Республики на 2001-2003 годы уровень регистрируемой безработицы предусматривался не выше 2,3% от численности экономически активного населения).