Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 2011 года N 649

О государственной программе Чувашской Республики "Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышение экологической безопасности" на 2012-2020 годы

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 января 2013 г. N 26;
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 декабря 2013 г. N 543}

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Кабинета Министров Чувашской Республики
 от 29 октября 2013 года N 439

____________________________________________________________________

В целях создания благоприятных условий жизнедеятельности и обеспечения социального и экономического развития Чувашской Республики на долгосрочную перспективу Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Чувашской Республики "Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышение экологической безопасности" на 2012-2020 годы (далее – Государственная программа).

2. Утвердить ответственным исполнителем Государственной программы Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.

3. Министерству финансов Чувашской Республики при формировании проекта республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период предусматривать бюджетные ассигнования на реализацию Государственной программы.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.

5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2012 года.

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики И.Моторин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 28.12.2011 N 649

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ПРИРОДНО-СЫРЬЕВЫХ РЕСУРСОВ И ПОВЫШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ" НА 2012-2020 ГОДЫ


{Титульный лист в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 января 2013 г. N 26}

Ответственный исполнитель:

Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики

Дата составления проекта Государственной программы:

1 сентября 2011 года

Непосредственный исполнитель Государственной программы:

первый заместитель министра природных ресурсов и экологии Чувашской Республики Юшин Евгений Васильевич
 ( т . 62-56-27, e-mail: minpriroda103@cap.ru)".

Министр природных ресурсов

и экологии Чувашской Республики И.В. Исаев

ПАСПОРТ государственной программы Чувашской Республики "Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышение экологической безопасности" на 2012-2020 годы


{Паспорт в редакции постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 января 2013 г. N 26, от 27 декабря 2013 г. N 543}

Ответственный исполнитель Государственной программы

-

Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики

Соисполнители Государственной программы

-

государственные учреждения лесного хозяйства, находящиеся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, казенное учреждение Чувашской Республики "Дирекция особо охраняемых природных территорий и объектов Чувашской Республики" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, казенное учреждение Чувашской Республики "Гидроресурс" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, бюджетное учреждение Чувашской Республики "Чувашский республиканский радиологический центр" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, автономное учреждение Чувашской Республики "Научно-исследовательский институт экологии и природопользования" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики

Участник Государственной программы

Государственная служба Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания

Подпрограммы Государственной программы

-

"Использование минерально-сырьевых ресурсов и оценка их состояния";

Программно-целевые инструменты Государственной программы

-

подпрограмма "Использование минерально-сырьевых ресурсов и оценка их состояния";

 республиканские целевые программы:
 республиканская целевая программа "Повышение экологической безопасности в Чувашской Республике на 2010-2015 годы";

 республиканская целевая программа "Охрана и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания, в том числе охотничьих ресурсов, на территории Чувашской Республики на 2011-2015 годы";

 республиканская целевая программа "Развитие лесного хозяйства в Чувашской Республике на 2012-2020 годы";

 республиканская целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Чувашской Республики в 2012-2020 годах";

Цели Государственной программы

-

устойчивое сбалансированное развитие минерально-сырьевой базы для обеспечения текущих и прогнозируемых потребностей экономики Чувашской Республики в минерально-сырьевых ресурсах;

 совершенствование системы государственного мониторинга земель, обеспечивающей реализацию государственной политики в области рационального использования и охраны земель;

 соблюдение природоохранного законодательства в области рекультивации земель, подвергшихся нарушению, включая земли, подвергшиеся радиоактивному и химическому загрязнению;

 устойчивое управление лесами при соблюдении требований непрерывного, рационального и неистощительного использования лесного фонда,  повышение эффективности профилактики, обнаружения и тушения лесных пожаров;

 сохранение, воспроизводство и рациональное использование животного мира;

 обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод;

 обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;

 повышение уровня экологической безопасности и улучшение состояния окружающей среды

Задачи Государственной программы

-

реализация государственной политики в области минерально-сырьевых ресурсов на основе комплексного межотраслевого подхода;

 своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по пре дупреждению и устранению последствий негативных процессов;

 обеспечение соблюдения природоохранного законодательства в области рекультивации земель, подвергшихся нарушению, включая земли, подвергшиеся радиоактивному и химическому загрязнению;

 сохранение экологического и ресурсного потенциала лесов, их биологического разнообразия путем своевременного воспроизводства, поддержания состава и структуры лесного фонда;

 улучшение охраны животного мира, процессов управления охотой и пользования животным миром;

 охрана водных объектов и увеличение их пропускной способности;

 предотвращение негативного воздействия вод;

 защита населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от подтопления и затопления за счет строительства новых и реконструкции существующих защитных сооружений;

 обеспечение безаварийной эксплуатации гидротехнических сооружений за счет проведения ремонтно-восстановительных мероприятий;

 обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду

Целевые индикаторы и показатели Государственной программы

-

достижение к 2021 году следующих показателей:
 увеличение годового объема добычи общераспространенных полезных ископаемых до 4000 тыс. куб. м;

 увеличение доли рекультивированных земель в общей площади земель, подвергшихся нарушению, включая земли, подвергшиеся радиоактивному и химическому загрязнению, до 51 процента;

 освоение расчетной лесосеки до 64 процентов;

 увеличение численности основных видов охотничьих ресурсов на 28,4 процента по отношению к уровню 2011 года;

 увеличение доли водохозяйственных участков, класс качества которых (по индексу загрязнения вод) повысился, в общем количестве водохозяйственных участков, расположенных на территории Чувашской Республики, до 61,3 процента;

 увеличение доли субъектов хозяйственной и иной деятельности с установленными нормативами предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в общем количестве субъектов хозяйственной и иной деятельности, расположенных на территории Чувашской Республики и подлежащих федеральному статистическому наблюдению, до 89 процентов;

 уменьшение объемов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников и зарегистрированного на территории Чувашской Республики автомобильного транспорта в расчете на единицу валового регионального продукта до 439,4 кг/млн. рублей;

 увеличение доли использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся в процессе производства и потребления отходов до 80 процентов;

 увеличение доли площади территории, занятой особо охраняемыми природными территориями, в общей площади территории Чувашской Республики до 5,5 процента;

 увеличение доли расходов консолидированного бюджета Чувашской Республики на охрану окружающей среды, в том числе на реализацию республиканских и ведомственных целевых программ Чувашской Республики в области охраны окружающей среды, в общем объеме расходов консолидированного бюджета Чувашской Республики до 0,07 процента;

 увеличение доли расходов консолидированного бюджета Чувашской Республики на охрану окружающей среды в общем объеме средств, поступивших в республиканский бюджет Чувашской Республики в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду, денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, сумм по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, до 38,4 процентов

Срок реализации Государственной программы

-

2012-2020 годы

Объемы финансирования Государственной программы с разбивкой по годам реализации

-

общий объем финансирования Государственной программы составит 6840486,95 тыс. рублей, в том числе по годам:
 2012 год - 631522,5 тыс. рублей;

 2013 год - 656281,7 тыс. рублей;

 2014 год - 1086046,75 тыс. рублей;

 2015 год - 1145720,5 тыс. рублей;

 2016 год - 693553,9 тыс. рублей;

 2017 год - 741885,9 тыс. рублей;

 2018 год - 749050,0 тыс. рублей;

 2019 год - 545001,2 тыс. рублей;

 2020 год - 591424,5 тыс. рублей;

 из них средства федерального бюджета -
 2803701,4 тыс. рублей (41,0 процента), в том числе:
 2012 год - 239283,0 тыс. рублей;

 2013 год - 263610,0 тыс. рублей;

 2014 год - 318285,4 тыс. рублей;

 2015 год - 294091,0 тыс. рублей;

 2016 год - 361 750,4 тыс. рублей;

 2017 год - 397190,4 тыс. рублей;

 2018 год - 391370,4 тыс. рублей;

 2019 год - 244510,4 тыс. рублей;

 2020 год - 293610,4 тыс. рублей;

 средства республиканского бюджета Чувашской Республики - 1512104,15 тыс. рублей (22,1 процента), в том числе:
 2012 год - 134157,5 тыс. рублей;

 2013 год - 171624,7 тыс. рублей;

 2014 год - 167507,35 тыс. рублей;

 2015 год - 181474,6 тыс. рублей;

 2016 год - 204530,2 тыс. рублей;

 2017 год - 182180,1 тыс. рублей;

 2018 год - 190384,7 тыс. рублей;

 2019 год - 138178,7 тыс. рублей;

 2020 год - 142066,3 тыс. рублей;

 средства местных бюджетов - 253381,0 тыс. рублей (3,7 процента), в том числе:
 2012 год - 58634,0 тыс. рублей;

 2013 год - 29873,0 тыс. рублей;

 2014 год - 54267,0 тыс. рублей;

 2015 год - 43587,0 тыс. рублей;

 2016 год - 12000,0 тыс. рублей;

 2017 год - 15390,0 тыс. рублей;

 2018 год - 18000,0 тыс. рублей;

 2019 год - 20640,0 тыс. рублей;

 2020 год - 990,0 тыс. рублей;

 средства внебюджетных источников -
 2271300,4 тыс. рублей (33,2 процента), в том числе:
 2012 год - 199448,0 тыс. рублей;

 2013 год - 191174,0 тыс. рублей;

 2014 год - 545987,0 тыс. рублей;

 2015 год - 626567,9 тыс. рублей;

 2016 год - 115273,3 тыс. рублей;

 2017 год - 147125,4 тыс. рублей;

 2018 год - 149294,9 тыс. рублей;

 2019 год - 141672,1 тыс. рублей;

 2020 год - 154757,8 тыс. рублей.
 Объемы и источники финансирования уточняются при формировании республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период

Ожидаемые результаты
 реализации Государственной программы

-

реализация Государственной программы позволит:
 создать новые рабочие места, повысить занятость и уровень жизни населения, осуществить строительство и ремонт автомобильных дорог, жилья;

 усовершенствовать информационную базу оценки земель;

 обеспечить оценку минерально-сырьевой базы Чувашской Республики в целях рационального комплексного использования недр;

 восстановить земли, подвергшиеся нарушению, включая земли, подвергшиеся радиоактивному и химическому заражению, для определенного целевого использования;

 устойчиво управлять лесами, сохранить биологическое разнообразие лесов и повысить их потенциал, обеспечить многоцелевое, рациональное, непрерывное, неистощительное использование лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;

 достичь нормативных показателей численности основных видов охотничьих ресурсов;

 снизить вероятность нарушения жизнедеятельности населения вследствие негативного воздействия вод;

 предотвратить загрязнение водных объектов за счет установления специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах водоохранных и прибрежных защитных полос;

 увеличить количество гидротехнических сооружений, имеющих безопасное техническое состояние;

 уменьшить негативное воздействие хозяйственной и иной деятельности на компоненты природной среды за счет снижения выбросов в атмосферный воздух, очистки поверхностных и хозяйственно-бытовых стоков, переработки, обезвреживания и безопасного размещения отходов.";

Раздел 1. Общая характеристика потенциала природно-сырьевых ресурсов и экологической безопасности в Чувашской Республике


Чувашская Республика располагает значительными запасами разнообразных твердых полезных ископаемых. На 1 января 2011 г. государственным балансом запасов полезных ископаемых учтено 170 месторождений глинистых, карбонатных пород, кварцевого песка, гипса, ангидрита, трепела, торфа. Из разведанных месторождений разрабатывается около 30 процентов. Добывается преимущественно строительное и агропромышленное минеральное сырье (песок, глина, карбонатные породы, торф, трепел), а горнотехническое закупается за пределами республики.

Актуальной задачей является обеспечение минерально-сырьевыми ресурсами мероприятий, реализуемых в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", указов Президента Чувашской Республики, связанных со строительством и модернизацией автомобильных дорог. Требуют безотлагательного решения проблемы высокой активности опасных экзогенных геологических процессов, связанные с значительным воздействием хозяйственной деятельности на геологическую среду.

В последние годы добыча минерального сырья заметно увеличилась и по некоторым видам превзошла прежний уровень. Если в 90-х годах произошло сокращение добычи (до 1000-1200 тыс. куб. м), то в последние годы наблюдается стабильный рост добычи твердых полезных ископаемых: в 2004 году – 1349 тыс. куб. м, в 2005 году – 1980 тыс. куб. м, в 2006 году – 2256 тыс. куб. м, в 2007 году – 2826 тыс. куб. м, в 2008 году – 3206 тыс. куб. м. В 2009 году в связи с экономическим и финансовым кризисом значительно уменьшился объем дорожного и жилищного строительства, добыча твердых полезных ископаемых сократилась более чем в 2 раза по сравнению с уровнем 2004 года.

В 2010 году объем добычи общераспространенных полезных ископаемых в республике почти в 2 раза превысил уровень 2009 года, в январе - августе 2011 года он составил 1 733 тыс. куб. м, или 139,2 процента к аналогичному периоду 2010 года.

В 2011 году за счет средств недропользователей выполнены работы по геологическому изучению и разведке месторождений трепелов в Алатырском районе и строительных песков в Красночетайском районе Чувашской Республики.

Экспертной комиссией Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики утверждены запасы трепела в объеме 10948,3 тыс. куб. м, что почти в 5 раз больше уровня 2010 года, в том числе:

Новоайбесинского месторождения трепелов (Алатырский район) в объеме 5454,7 тыс. куб. м;

Пандиковского месторождения строительных песков (Красночетайский район) в объеме 5493,6 тыс. куб. м.

В целях обеспечения минерально-сырьевыми ресурсами организаций в республике в 2008-2010 годах добыто 6403 тыс. куб. м общераспространенных полезных ископаемых (2008 год – 3206 тыс. куб. м, 2009 год – 1327 тыс. куб. м, 2010 год – 1870 тыс. куб. м).

К 2021 году объем добычи общераспространенных полезных ископаемых предполагается довести до 4000 тыс. куб. м.

Приоритетными задачами в области воспроизводства минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых Чувашской Республики являются поддержание сложившегося баланса запасов и добычи строительных материалов с учетом их оптимального размещения по территории, завершение строительства шахты по добыче гипса и ангидрита Анастасово-Порецкого месторождения; разработка Баевского месторождения стекольных песков, начало освоения Новоайбесинского месторождения трепелов и светложгущихся глин Тузи-Чуринского месторождения в Красноармейском районе, привлечение инвесторов для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых с целью дальнейшего развития строительного и аграрного комплекса республики.

В настоящее время трепела используются в незначительных объемах. Трепел является весьма перспективным видом сырья. Он может использоваться в качестве адсорбента, кормовых добавок для животных и птиц, удобрений, активной добавки к вяжущим материалам, а также в фармацевтической промышленности. Уникальность трепелов и полученных на их основе образцов новых строительных материалов позволяет считать их перспективным сырьем для массового производства облегченных самонесущих стеновых блоков по современным технологиям.

В связи с высокой плотностью населения республики, распаханностью и расчлененностью ее территории овражно-балочной сетью и игнорированием практикой сельскохозяйственного производства принципов адаптивно-ландшафтного подхода к использованию природных ресурсов в последние десятилетия наблюдается нарастание негативных процессов: потеря земель в результате плоскостной и овражной эрозии, снижение уровня потенциального и эффективного плодородия почв, деградация природных кормовых угодий, загрязнение грунтовых вод и водоемов, ухудшение общего фитосанитарного состояния сельскохозяйственных угодий (ежегодно с полей смывается значительный объем верхнего плодородного слоя, уносятся в реки питательные вещества - 16 тыс. тонн азота, 7 тыс. тонн фосфора, 107 тыс. тонн калия и до 20 тыс. тонн гумуса).

Для решения этих вопросов и повышения продуктивности аграрного производства в современных условиях, а также стабилизации экологической обстановки необходимо провести планомерный перевод земледелия на ландшафтно-экологические основы при тесной увязке с природным и микрозональным районированием, рельефом и ландшафтом местности.

Получение достоверной информации о состоянии земель как важнейшего компонента окружающей среды возможно обеспечить при осуществлении государственного мониторинга земель в порядке ведения базовых, периодических и оперативных наблюдений, обследований и съемок, особенно на территориях, подверженных опасным негативным процессам, вызывающим резкое ухудшение состояния земель, значительные потери, убытки и ущерб.

{абзац пятнадцатый в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 января 2013 г. N 26}

Своевременное выявление изменений состояния земель Чувашской Республики, критических уровней контролируемых показателей государственная мониторинга земель позволит принимать экстренные меры по устранению негативных явлений и процессов, заблаговременно информировать соответствующие органы государственной власти Чувашской Республики, органы местного самоуправления, граждан и юридических лиц о необходимости принятия мер по предупреждению негативного воздействия на земли.

{абзац шестнадцатый в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 января 2013 г. N 26}

При наличии на территории республики необрабатываемых земель сельскохозяйственного назначения продолжается распахивание земель в охранных зонах водоемов и в непосредственной близости от оврагов и балок, что приводит к дальнейшей эрозии и потери земель сельскохозяйственного назначения.

Учитывая, что в республике 80 процентов сельскохозяйственных угодий (более 600 тыс. га) подвержены водной эрозии, необходимо предусмотреть на землях сельскохозяйственного назначения проведение комплекса противоэрозионных мероприятий, включая агролесомелиоративные.

Внедрение новых технологий и проведение экологически безопасных мероприятий по предотвращению всех видов деградации почв, увеличение производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции и продуктов их переработки с учетом природных особенностей районов республики позволят удовлетворить спрос населения на экологически чистую сельскохозяйственную продукцию и продукты ее переработки.

В течение 2012-2020 годов предполагается выявить 27 тыс. га земель, отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, пригодных для производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции.

Леса представляют собой один из главных компонентов природы Чувашской Республики и занимают 632 тыс. га, или 32 процента общей территории республики.

Леса - это возобновляемые природные ресурсы, которые удовлетворяют множественные потребности индустрии, общества и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции. На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлись стратегически важной задачей.

В республике на душу населения приходится 0,51 га леса. Из общей площади земель лесного фонда лесные земли занимают 568,2 тыс. га (95,2 процента), нелесные земли - 28,7 тыс. га (4,8 процента). Лесные земли представлены покрытыми лесной растительностью землями, на которые приходятся 559,2 тыс. га (98,4 процента), и не покрытыми лесной растительностью землями - 9,1 тыс. га (1,6 процента). По целевому назначению леса, расположенные в границах Чувашской Республики, делятся на защитные и эксплуатационные леса. Защитные леса занимают 327,2 тыс. га (54,8 процента).

Ежегодный допустимый объем изъятия древесины по всем видам рубок (расчетная лесосека) в лесном фонде Чувашской Республики, установленный Лесным планом Чувашской Республики и лесохозяйственными регламентами лесничеств, составляет 633 тыс. куб. м ликвидного запаса древесины, из них 335 тыс. куб. м деловой древесины. За счет привлечения инвестиций в лесопромышленный комплекс республики и передачи в аренду лесных участков для заготовки древесины предусматривается увеличение освоения расчетной лесосеки с 49 процентов в 2012 году до 64 процентов к 2021 году.

{Абзац двадцать четвертый в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 января 2013 г. N 26}

Из общей площади земель лесного фонда площадь переданных в аренду в целях использования лесов для заготовки древесины составляет 57 тыс. га, или 9,5 процента общей площади. Объем заготовки древесины арендаторами лесных участков составил 106 тыс. куб. м, или 16,7 процента.

Всего в 2011 году предусмотрено заготовить 350 тыс. куб. м ликвидной древесины, что составляет 56 процентов расчетной лесосеки и больше показателя прошлого года на 9,8 процента. Из указанного количества 175 тыс. куб. м, или 50 процентов, предусматривается отпустить населению по договорам купли-продажи для собственных нужд. При этом в первую очередь разрабатываются площади лесных насаждений, пройденные в 2010 году верховыми и высокоинтенсивными низовыми пожарами, требующие санитарно-оздоровительных мероприятий в виде сплошных санитарных рубок.

В настоящее время из-за устаревших данных лесоустройства необходима актуализация базы данных лесного фонда, что позволит планировать проведение лесохозяйственных работ с учетом всех лесоводственных требований, осуществлять регистрацию лесопользователей в установленном порядке при постановке на кадастровый учет. Для решения данной проблемы необходимо поэтапное проведение лесоустройства на территории 11 лесничеств (по 2-3 ежегодно) с привлечением средств федерального бюджета, а также за счет средств арендаторов лесных участков.

Ежегодное неосвоение расчетной лесосеки затрудняет проведение лесохозяйственных и лесовосстановительных мероприятий, захламляет лес. Необходимы развитие долгосрочных арендных отношений, привлечение инвестиций в переработку низкосортной, мелкотоварной и мягколиственной древесины, реализация инвестиционных проектов в области освоения лесов.

В результате интенсивного проведения работ по восстановлению лесов в последние годы в республике не допущен разрыв между рубкой и восстановлением лесов, площадь не покрытых лесной растительностью земель ежегодно снижается. Так, в 2009 году лесовосстановительные мероприятия проведены на площади 805 га, в 2010 году - 700 га. Уменьшение объемов работ по лесовосстановлению связано в основном с неполным освоением расчетной лесосеки (ежегодным объемом изъятия древесины) и сокращением площади земель, нуждающихся в лесовосстановлении.

{Абзац тридцатый признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 января 2013 г. N 26}

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»