КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 2011 года N 649
О государственной программе Чувашской Республики "Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышение экологической безопасности" на 2012-2020 годы
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 января 2013 г. N 26;
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 декабря 2013 г. N 543}
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Кабинета Министров Чувашской Республики
от 29 октября 2013 года N 439
____________________________________________________________________
В целях создания благоприятных условий жизнедеятельности и обеспечения социального и экономического развития Чувашской Республики на долгосрочную перспективу Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Чувашской Республики "Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышение экологической безопасности" на 2012-2020 годы (далее – Государственная программа).
2. Утвердить ответственным исполнителем Государственной программы Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.
3. Министерству финансов Чувашской Республики при формировании проекта республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период предусматривать бюджетные ассигнования на реализацию Государственной программы.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.
5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2012 года.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики И.Моторин
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ПРИРОДНО-СЫРЬЕВЫХ РЕСУРСОВ И ПОВЫШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ" НА 2012-2020 ГОДЫ
{Титульный лист в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 января 2013 г. N 26}
Ответственный исполнитель: | Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики | |
Дата составления проекта Государственной программы: | 1 сентября 2011 года | |
Непосредственный исполнитель Государственной программы: | первый заместитель министра природных ресурсов и экологии Чувашской Республики Юшин Евгений Васильевич |
Министр природных ресурсов
и экологии Чувашской Республики И.В. Исаев
{Паспорт в редакции постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 января 2013 г. N 26, от 27 декабря 2013 г. N 543}
Ответственный исполнитель Государственной программы | - | Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики |
Соисполнители Государственной программы | - | государственные учреждения лесного хозяйства, находящиеся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, казенное учреждение Чувашской Республики "Дирекция особо охраняемых природных территорий и объектов Чувашской Республики" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, казенное учреждение Чувашской Республики "Гидроресурс" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, бюджетное учреждение Чувашской Республики "Чувашский республиканский радиологический центр" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, автономное учреждение Чувашской Республики "Научно-исследовательский институт экологии и природопользования" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики |
Участник Государственной программы | Государственная служба Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания | |
Подпрограммы Государственной программы | - | "Использование минерально-сырьевых ресурсов и оценка их состояния"; |
Программно-целевые инструменты Государственной программы | - | подпрограмма "Использование минерально-сырьевых ресурсов и оценка их состояния"; |
Цели Государственной программы | - | устойчивое сбалансированное развитие минерально-сырьевой базы для обеспечения текущих и прогнозируемых потребностей экономики Чувашской Республики в минерально-сырьевых ресурсах; |
Задачи Государственной программы | - | реализация государственной политики в области минерально-сырьевых ресурсов на основе комплексного межотраслевого подхода; |
Целевые индикаторы и показатели Государственной программы | - | достижение к 2021 году следующих показателей: |
Срок реализации Государственной программы | - | 2012-2020 годы |
Объемы финансирования Государственной программы с разбивкой по годам реализации | - | общий объем финансирования Государственной программы составит 6840486,95 тыс. рублей, в том числе по годам: |
Ожидаемые результаты | - | реализация Государственной программы позволит: |
Чувашская Республика располагает значительными запасами разнообразных твердых полезных ископаемых. На 1 января 2011 г. государственным балансом запасов полезных ископаемых учтено 170 месторождений глинистых, карбонатных пород, кварцевого песка, гипса, ангидрита, трепела, торфа. Из разведанных месторождений разрабатывается около 30 процентов. Добывается преимущественно строительное и агропромышленное минеральное сырье (песок, глина, карбонатные породы, торф, трепел), а горнотехническое закупается за пределами республики.
Актуальной задачей является обеспечение минерально-сырьевыми ресурсами мероприятий, реализуемых в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", указов Президента Чувашской Республики, связанных со строительством и модернизацией автомобильных дорог. Требуют безотлагательного решения проблемы высокой активности опасных экзогенных геологических процессов, связанные с значительным воздействием хозяйственной деятельности на геологическую среду.
В последние годы добыча минерального сырья заметно увеличилась и по некоторым видам превзошла прежний уровень. Если в 90-х годах произошло сокращение добычи (до 1000-1200 тыс. куб. м), то в последние годы наблюдается стабильный рост добычи твердых полезных ископаемых: в 2004 году – 1349 тыс. куб. м, в 2005 году – 1980 тыс. куб. м, в 2006 году – 2256 тыс. куб. м, в 2007 году – 2826 тыс. куб. м, в 2008 году – 3206 тыс. куб. м. В 2009 году в связи с экономическим и финансовым кризисом значительно уменьшился объем дорожного и жилищного строительства, добыча твердых полезных ископаемых сократилась более чем в 2 раза по сравнению с уровнем 2004 года.
В 2010 году объем добычи общераспространенных полезных ископаемых в республике почти в 2 раза превысил уровень 2009 года, в январе - августе 2011 года он составил 1 733 тыс. куб. м, или 139,2 процента к аналогичному периоду 2010 года.
В 2011 году за счет средств недропользователей выполнены работы по геологическому изучению и разведке месторождений трепелов в Алатырском районе и строительных песков в Красночетайском районе Чувашской Республики.
Экспертной комиссией Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики утверждены запасы трепела в объеме 10948,3 тыс. куб. м, что почти в 5 раз больше уровня 2010 года, в том числе:
Новоайбесинского месторождения трепелов (Алатырский район) в объеме 5454,7 тыс. куб. м;
Пандиковского месторождения строительных песков (Красночетайский район) в объеме 5493,6 тыс. куб. м.
В целях обеспечения минерально-сырьевыми ресурсами организаций в республике в 2008-2010 годах добыто 6403 тыс. куб. м общераспространенных полезных ископаемых (2008 год – 3206 тыс. куб. м, 2009 год – 1327 тыс. куб. м, 2010 год – 1870 тыс. куб. м).
К 2021 году объем добычи общераспространенных полезных ископаемых предполагается довести до 4000 тыс. куб. м.
Приоритетными задачами в области воспроизводства минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых Чувашской Республики являются поддержание сложившегося баланса запасов и добычи строительных материалов с учетом их оптимального размещения по территории, завершение строительства шахты по добыче гипса и ангидрита Анастасово-Порецкого месторождения; разработка Баевского месторождения стекольных песков, начало освоения Новоайбесинского месторождения трепелов и светложгущихся глин Тузи-Чуринского месторождения в Красноармейском районе, привлечение инвесторов для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых с целью дальнейшего развития строительного и аграрного комплекса республики.
В настоящее время трепела используются в незначительных объемах. Трепел является весьма перспективным видом сырья. Он может использоваться в качестве адсорбента, кормовых добавок для животных и птиц, удобрений, активной добавки к вяжущим материалам, а также в фармацевтической промышленности. Уникальность трепелов и полученных на их основе образцов новых строительных материалов позволяет считать их перспективным сырьем для массового производства облегченных самонесущих стеновых блоков по современным технологиям.
В связи с высокой плотностью населения республики, распаханностью и расчлененностью ее территории овражно-балочной сетью и игнорированием практикой сельскохозяйственного производства принципов адаптивно-ландшафтного подхода к использованию природных ресурсов в последние десятилетия наблюдается нарастание негативных процессов: потеря земель в результате плоскостной и овражной эрозии, снижение уровня потенциального и эффективного плодородия почв, деградация природных кормовых угодий, загрязнение грунтовых вод и водоемов, ухудшение общего фитосанитарного состояния сельскохозяйственных угодий (ежегодно с полей смывается значительный объем верхнего плодородного слоя, уносятся в реки питательные вещества - 16 тыс. тонн азота, 7 тыс. тонн фосфора, 107 тыс. тонн калия и до 20 тыс. тонн гумуса).
Для решения этих вопросов и повышения продуктивности аграрного производства в современных условиях, а также стабилизации экологической обстановки необходимо провести планомерный перевод земледелия на ландшафтно-экологические основы при тесной увязке с природным и микрозональным районированием, рельефом и ландшафтом местности.
Получение достоверной информации о состоянии земель как важнейшего компонента окружающей среды возможно обеспечить при осуществлении государственного мониторинга земель в порядке ведения базовых, периодических и оперативных наблюдений, обследований и съемок, особенно на территориях, подверженных опасным негативным процессам, вызывающим резкое ухудшение состояния земель, значительные потери, убытки и ущерб.
{абзац пятнадцатый в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 января 2013 г. N 26}
Своевременное выявление изменений состояния земель Чувашской Республики, критических уровней контролируемых показателей государственная мониторинга земель позволит принимать экстренные меры по устранению негативных явлений и процессов, заблаговременно информировать соответствующие органы государственной власти Чувашской Республики, органы местного самоуправления, граждан и юридических лиц о необходимости принятия мер по предупреждению негативного воздействия на земли.
{абзац шестнадцатый в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 января 2013 г. N 26}
При наличии на территории республики необрабатываемых земель сельскохозяйственного назначения продолжается распахивание земель в охранных зонах водоемов и в непосредственной близости от оврагов и балок, что приводит к дальнейшей эрозии и потери земель сельскохозяйственного назначения.
Учитывая, что в республике 80 процентов сельскохозяйственных угодий (более 600 тыс. га) подвержены водной эрозии, необходимо предусмотреть на землях сельскохозяйственного назначения проведение комплекса противоэрозионных мероприятий, включая агролесомелиоративные.
Внедрение новых технологий и проведение экологически безопасных мероприятий по предотвращению всех видов деградации почв, увеличение производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции и продуктов их переработки с учетом природных особенностей районов республики позволят удовлетворить спрос населения на экологически чистую сельскохозяйственную продукцию и продукты ее переработки.
В течение 2012-2020 годов предполагается выявить 27 тыс. га земель, отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, пригодных для производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции.
Леса представляют собой один из главных компонентов природы Чувашской Республики и занимают 632 тыс. га, или 32 процента общей территории республики.
Леса - это возобновляемые природные ресурсы, которые удовлетворяют множественные потребности индустрии, общества и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции. На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлись стратегически важной задачей.
В республике на душу населения приходится 0,51 га леса. Из общей площади земель лесного фонда лесные земли занимают 568,2 тыс. га (95,2 процента), нелесные земли - 28,7 тыс. га (4,8 процента). Лесные земли представлены покрытыми лесной растительностью землями, на которые приходятся 559,2 тыс. га (98,4 процента), и не покрытыми лесной растительностью землями - 9,1 тыс. га (1,6 процента). По целевому назначению леса, расположенные в границах Чувашской Республики, делятся на защитные и эксплуатационные леса. Защитные леса занимают 327,2 тыс. га (54,8 процента).
Ежегодный допустимый объем изъятия древесины по всем видам рубок (расчетная лесосека) в лесном фонде Чувашской Республики, установленный Лесным планом Чувашской Республики и лесохозяйственными регламентами лесничеств, составляет 633 тыс. куб. м ликвидного запаса древесины, из них 335 тыс. куб. м деловой древесины. За счет привлечения инвестиций в лесопромышленный комплекс республики и передачи в аренду лесных участков для заготовки древесины предусматривается увеличение освоения расчетной лесосеки с 49 процентов в 2012 году до 64 процентов к 2021 году.
{Абзац двадцать четвертый в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 января 2013 г. N 26}
Из общей площади земель лесного фонда площадь переданных в аренду в целях использования лесов для заготовки древесины составляет 57 тыс. га, или 9,5 процента общей площади. Объем заготовки древесины арендаторами лесных участков составил 106 тыс. куб. м, или 16,7 процента.
Всего в 2011 году предусмотрено заготовить 350 тыс. куб. м ликвидной древесины, что составляет 56 процентов расчетной лесосеки и больше показателя прошлого года на 9,8 процента. Из указанного количества 175 тыс. куб. м, или 50 процентов, предусматривается отпустить населению по договорам купли-продажи для собственных нужд. При этом в первую очередь разрабатываются площади лесных насаждений, пройденные в 2010 году верховыми и высокоинтенсивными низовыми пожарами, требующие санитарно-оздоровительных мероприятий в виде сплошных санитарных рубок.
В настоящее время из-за устаревших данных лесоустройства необходима актуализация базы данных лесного фонда, что позволит планировать проведение лесохозяйственных работ с учетом всех лесоводственных требований, осуществлять регистрацию лесопользователей в установленном порядке при постановке на кадастровый учет. Для решения данной проблемы необходимо поэтапное проведение лесоустройства на территории 11 лесничеств (по 2-3 ежегодно) с привлечением средств федерального бюджета, а также за счет средств арендаторов лесных участков.
Ежегодное неосвоение расчетной лесосеки затрудняет проведение лесохозяйственных и лесовосстановительных мероприятий, захламляет лес. Необходимы развитие долгосрочных арендных отношений, привлечение инвестиций в переработку низкосортной, мелкотоварной и мягколиственной древесины, реализация инвестиционных проектов в области освоения лесов.
В результате интенсивного проведения работ по восстановлению лесов в последние годы в республике не допущен разрыв между рубкой и восстановлением лесов, площадь не покрытых лесной растительностью земель ежегодно снижается. Так, в 2009 году лесовосстановительные мероприятия проведены на площади 805 га, в 2010 году - 700 га. Уменьшение объемов работ по лесовосстановлению связано в основном с неполным освоением расчетной лесосеки (ежегодным объемом изъятия древесины) и сокращением площади земель, нуждающихся в лесовосстановлении.
{Абзац тридцатый признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 января 2013 г. N 26}