Недействующий

ПРЕЗИДЕНТ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

УКАЗ

от 15 июня 2011 года N 50

О внесении изменений в Указ Президента Чувашской республики от 2 декабря 2008 г. N 123

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Указа Главы ЧР от 03.06.2014 N 77.
____________________________________________________________________

Руководствуясь статьей 73 Конституции Чувашской Республики, постановляю:

1. Внести в Указ Президента Чувашской Республики от 2 декабря 2008 г. N 123 "О республиканской целевой программе "Обеспечение населения Чувашской Республики качественной питьевой водой на 2009-2020 годы" (в редакции Указа Президента Чувашской Республики от 9 июля 2010 г. N 84) изменения согласно приложению к настоящему Указу.

2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Чувашской Республики М.Игнатьев

г. Чебоксары

15 июня 2011 года


N 50


Приложение
к Указу Президента
Чувашской Республики
от 15.06.2011 N 50

Изменения, вносимые в Указ Президента Чувашской Республики от 2 декабря 2008 г. N 123 "О республиканской целевой программе "Обеспечение населения Чувашской Республики качественной питьевой водой на 2009-2020 годы"


1. Пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Утвердить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, государственными заказчиками Программы – Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.".

2. В республиканской целевой программе "Обеспечение населения Чувашской Республики качественной питьевой водой на 2009-2020 годы" (далее – Программа), принятой данным Указом:

1) паспорт Программы изложить в следующей редакции:

"ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Програм  мы

-

республиканская целевая программа "Обеспечение населения Чувашской Республики качественной питьевой водой на 2009-2020 годы"

Основания для принятия решения о разработке Программы

-

постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 г. N 1092 "О федеральной целевой программе "Чистая вода" на 2011-2017 годы ";

 Закон Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. N 8 "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года";

 Указ Президента Чувашской Республики от
 21 мая 2001 г. N 45 "О дальнейшем развитии общественной инфраструктуры в Чувашской Республике"
;

 Указ Президента Чувашской Республики от
 18 июня 2004 г. N 65 "О Концепции охраны здоровь я населения Чувашской Республики на 2004-2010 годы";

 Указ Президента Чувашской Республики от
 23 сентября 2004 г. N 109 "О дополнительных мерах по обеспечению жителей Чувашской Республики качественной питьевой водой"

Государственный заказчик - координатор Программы

-

Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики

Государственные заказчики Программы

-

Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики;

 Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики

Разработчики Программы

-

Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики;

 Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики

Цели Программы

-

обеспечение населения Чувашской Республики питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами, в объеме, достаточном для жизнедеятельности, улучшение на этой основе состояния здоровья жителей и социально-экологической обстановки на территории Чувашской Республики;

 восстановление, охрана и рациональное использование источников питьевого водоснабжения

Задачи Программы

-

развитие системы государственного регулирования в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, включая установление современных целевых показателей качества услуг, эффективности и надежности деятельности сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

 создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в том числе путем применения долгосрочного тарифообразования и использования методов государственно-частного партнерства;

 строительство и модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в рамках реализации инвестиционных проектов;

 создание групповых систем водоснабжения;

 повышение эффективности и надежности функционирования систем водообеспечения за счет

 реализации водоохранных, технических и санитарных мероприятий;

 внедрение новых технологий обработки воды на водоочистных станциях;

 предотвращение загрязнения источников питьевого водоснабжения

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

-

увеличение доли населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям безопасности:
 по показателю удельного веса проб воды, не отвечающей гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, который должен снизиться с 16,7 процента в 2009 году до
 13,1 процента к 2021 году;

 по показателю удельного веса проб воды, не отвечающей гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, который должен снизиться с 0,9 процента в 2009 году до 0,1 процента к 2021 году;

 уменьшение доли уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, с 36,3 процента в
 2009 году до 23 процентов к 2021 году;

 уменьшение доли уличной канализационной сети, нуждающейся в замене, с 44,2 процента в 2009 году до 21,5 процента к 2021 году;

 уменьшение числа аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с 29,8 на 1000 км сетей в 2009 году до 20 аварий к 2021 году;

 увеличение доли объема сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод с 61,4 процента в 2009 году до 100 процентов к 2021 году;

 увеличение доли объема сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, с 6,4 процента в 2009 году до 56 процентов к 2021 году;

 уменьшение числа зарегистрированных больных брюшным тифом и паратифами A, B, C, сальмонеллезными инфекциями, острыми кишечными инфекциями с 6,27 на 1000 человек в 2010 году до 6,22 к 2021 году;

 уменьшение числа зарегистрированных больных вирусными гепатитами с 66,3 на 1000 человек в 2009 году до 56 к 2021 году;

   уменьшение числа зарегистрированных больных с болезнями органов пищеварения с 49,84 на
 1000 человек в 2009 году до 48 к 2021 году;

 уменьшение числа зарегистрированных больных злокачественными образованиями с 2,79 на
 1000 человек в 2009 году до 2,68 к 2021 году;

 увеличение доли капитальных вложений в системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в общем объеме выручки организаций сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с 10,5 процента в 2010 году до 33 процентов к 2021 году;

 увеличение доли заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с 9 процентов в 2011 году до 31 процента к 2021 году;

 увеличение доли воды, поставляемой организациями коммунального комплекса, работающими на основании концессионных соглашений (в городах с населением более 300 тыс. человек), с
 0 процентов в 2009 году до 65 процентов к
 2021 году;

 увеличение доли воды, поставляемой организациями коммунального комплекса по тарифам, установленным на долгосрочный период регулирования, с 0 процентов в 2009 году до 80 процентов к 2021 году (при утверждении на федеральном уровне нормативных документов по установке долгосрочных тарифов);

 увеличение доли населения, обеспеченного централизованными услугами водоснабжения, с
 48,9 процента в 2010 году до 65 процентов к 2021 году;

 увеличение доли населения, обеспеченного централизованными услугами водоотведения, с
 45,9 процента в 2010 году до 59,1 процента к 2021 году

Срок реализации Программы

-

2009-2020 годы

Направления Программы и основные мероприятия

-

1. Мероприятия, направленные на рост инвестиционной привлекательности организаций коммунального комплекса, осуществляющих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод:
   1.1. Создание правовых, организационных и экономических усло вий, направленных на рост инвестиционной привлекательности организаций коммунального комплекса, осуществляющих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод.
 1.2. Мероприятия по совершенствованию системы государственного регулирования сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
 1.3. Внедрение современных целевых показателей развития и оценки качества деятельности сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в том числе с использованием международного опыта.
 2. Мероприятия по строительству и модернизации систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, охране и восстановлению водных объектов - источников питьевого водоснабжения:
 2.1. Развитие систем водоснабжения муниципальных образований.
 2.2. Охрана и восстановление водных объектов.
 2.3. Очистка сточных вод

Объемы и источники финансирования Программы

-

общий объем финансирования Программы составляет 23636,558 млн. рублей, в том числе:
 средства федерального бюджета - 1682,256 млн. рублей (7,1 процента);

 средства республиканского бюджета Чувашской Республики - 19084,266 млн. рублей (80,8 процента);

 средства местных бюджетов - 48,054 млн. рублей (0,2 процента);

 внебюджетные источники - 2821,982 млн. рублей (11,9 процента).
 Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению с учетом возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.
 Программа предусматривает софинансирование мероприятий из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011-2017 годы

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической и экологической эффективности

-

увеличение доли населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям безопасности;

 увеличение доступа населения к централизованным системам водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

 сокращение потерь воды в сетях централизованного водоснабжения с одновременным снижением числа аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

 увеличение доли сточных вод, соответствующих нормативам;

 переход на долгосрочное регулирование тарифов, в том числе методом доходности инвестированного капитала;

 повышение инвестиционной активности частных инвесторов.
 Экологическая эффективность Программы будет выражена в реализации права населения на здоровую окружающую среду, обеспечении экологической безопасности населения, сохранении экосистем, повышении уровня экологической культуры

Система организации контроля за выполнением Программы

-

контроль за ходом выполнения Программы осуществляется Министерством градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики.
 Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики ежеквартально к 7 числу месяца, следующего за отчетным кварталом, и к 15 февраля ежегодно до 2021 года представляет информацию о ходе выполнения мероприятий Программы в Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики.
 Министерство градостроительс тва и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики ежегодно до 1 марта до 2021 года представляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики доклад о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств.
 По окончании срока реализации Программы Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики до 20 февраля 2021 г. представляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики на согласование доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.
 После согласования с Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерством финансов Чувашской Республики Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики до
 1 марта 2021 г. представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.";

2) раздел I "Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа" изложить в следующей редакции:

"I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Республиканская целевая программа "Обеспечение населения Чувашской Республики качественной питьевой водой на 2009-2020 годы" (далее – Программа) разработана в целях:

обеспечения населения Чувашской Республики питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами, в объеме, достаточном для жизнедеятельности;

улучшение состояния здоровья жителей и социально-экологической обстановки на территории Чувашской Республики;

восстановление, охрана и рациональное использование источников питьевого водоснабжения.

В настоящее время в некоторых районах Чувашской Республики существует проблема с обеспечением населения доброкачественной питьевой водой - необходимым элементом жизнедеятельности человека. От качества питьевой воды зависят состояние здоровья людей, уровень их санитарно-эпидемиологического благополучия, степень комфортности и, следовательно, социальная стабильность общества. Поэтому обеспечение населения безопасной для здоровья питьевой водой является приоритетной задачей социально-экономического развития республики.

Качество воды в большинстве природных водоисточников, из которых осуществляется подача воды населению, не удовлетворяет нормативным требованиям, что обусловлено присутствием в воде загрязняющих веществ природного и антропогенного происхождения. Это наряду с введением новых нормативных требований к качеству питьевой воды, значительным износом сооружений и оборудования систем водоснабжения и водоотведения определяет актуальность проблемы обеспечения жителей республики доброкачественной питьевой водой.

Масштабность проблемы обусловливает необходимость применения увязанного по задачам, ресурсам и срокам комплекса долгосрочных программных мероприятий, требующих значительных финансовых расходов.

На первом этапе решения проблемы обеспечения населения Чувашской Республики питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, была реализована республиканская целевая программа "Обеспечение населения Чувашской Республики качественной питьевой водой на 2005-2008 годы", утвержденная Указом Президента Чувашской Республики от 29 декабря 2004 г. N 142.

Мероприятия Программы предусматривают завершение строительства наиболее значимых объектов водоснабжения и водоотведения, а также строительство новых и модернизацию существующих объектов, в первую очередь в районах Чувашской Республики, испытывающих дефицит питьевого водоснабжения.

Конечным результатом реализации Программы является увеличение доли сельских населенных пунктов, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества (централизованными системами водоснабжения), за счет строительства систем водоснабжения с вводом в жилые дома.

1.1. Итоги реализации республиканской целевой программы "Обеспечение населения Чувашской Республики качественной питьевой водой на 2005-2008 годы"

Несмотря на недостаточное финансирование, в рамках реализации данной программы проведена большая работа - осуществлены строительство и реконструкция объектов водоснабжения 19 муниципальных образований, при этом инвестировано более 1000,0 млн. рублей за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и федерального бюджета, что позволило обеспечить централизованными системами водоснабжения более 34 тыс. жителей 57 сельских населенных пунктов, а также улучшить качество и надежность водообеспечения отдельных микрорайонов 7 городских поселений Чувашской Республики.

С целью обеспечения хозяйственно-питьевого водоснабжения населения крупных населенных пунктов Чувашской Республики практически завершены поисково-разведочные работы с переоценкой эксплуатационных запасов подземных вод. В ходе работ изучены геологическое строение и гидрогеологические условия территорий, оценены эксплуатационные запасы подземных вод в объеме более 150,0 тыс. куб. м/сут.

Проведена инвентаризация эксплуатационных запасов существующих месторождений подземных вод. Получены данные для обоснования оптимального размещения и глубины эксплуатационных скважин, выбора нагрузки на каждую скважину с учетом минимизации воздействия на окружающую среду и сохранения качества подземных вод. Даны рекомендации по рациональной эксплуатации водозаборов.

Разработано обоснование инвестиций в строительство водозабора подземных вод на участке "Волжский" для хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Чебоксары.

В 2005 году начато строительство двух крупных водохранилищ на рр. Малый Цивиль и Карла, являющихся частью групповых систем водоснабжения населения центральных и южных районов республики.

Построены и приняты в эксплуатацию защитные сооружения от паводковых вод р. Цивиль в г. Цивильске. Защищены от затопления весенними паводковыми водами 150-170 жилых домов и территория Тихвинского Богородицкого православного женского монастыря, являющегося объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) федерального значения.

Построены 9 противопаводковых, берегоукрепительных и противооползневых сооружений на малых реках Чувашской Республики и р. Волге.

В 2005 году проведено гидрогеохимическое районирование территории Чувашской Республики по содержанию бора с целью оценки пригодности подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения. Изучено распространение бора на территории Чувашской Республики, построены карты распространения бора в подземных водах.

Построен и введен в эксплуатацию первый этап группового водовода пгт Ибреси, строительство которого начато в 1994 году за счет средств федерального бюджета и продолжено с 2005 года за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.

Введен в эксплуатацию водовод от с. Полянки до г. Ядрина.

Продолжено строительство группового водовода пос. Киря Алатырского района и второго этапа водовода "Высоковка - Канаш".

Ведется разработка проектно-сметной документации на строительство группового водовода Шемуршинского, Батыревского и южной части Комсомольского районов.

За счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики построено и модернизировано 5 очистных сооружений и 25,8 км канализационных сетей в 9 населенных пунктах Чувашской Республики.

На реализацию задач, поставленных республиканской целевой программой "Обеспечение населения Чувашской Республики качественной питьевой водой на 2005-2008 годы", было выделено 2482,3 млн. рублей (31,6 процента от утвержденного объема финансирования – 7846,4 млн. рублей), в том числе средства федерального бюджета – 899,9 млн. рублей (35,6 процента), республиканского бюджета Чувашской Республики – 1500,6 млн. рублей (45,7 процента), местных бюджетов - 33,35 млн. рублей (3,6 процента), внебюджетных источников - 44,9 млн. рублей (4,3 процента), иностранных инвестиций - 3,6 млн. рублей (5,5 процента).

1.2 Характеристика нерешенных проблем

Общая численность населения в Чувашской Республике по состоянию на 1 января 2007 г. составила 1286,2 тыс. человек, в том числе проживающих в городских поселениях - 736,6 тыс. человек (57 процентов), сельской местности – 549,6 тыс. человек (42,7 процента). Среднесуточное потребление холодной воды на 1 человека составляет: в городах и поселках – 194 л, сельских населенных пунктах – 37 л.

За счет поверхностных вод обеспечиваются питьевой водой 4 города, в них проживают 49 процентов населения Чувашской Республики. Другие населенные пункты используют подземные воды.

Для защиты поверхностных источников водоснабжения от негативного воздействия ливневых и талых вод необходимо провести берегоукрепительные, противоэрозионные и противооползневые мероприятия.

Наибольшие проблемы в обеспечении качественной питьевой водой испытывают центральные и южные районы Чувашской Республики - Вурнарский, Батыревский, Шемуршинский, Комсомольский, Ибресинский. Данные районы республики недостаточно обеспечены ресурсами подземных и поверхностных вод питьевого качества. Обеспечение населения питьевой водой нормативного качества в указанных районах возможно только за счет строительства водохранилищ поверхностных вод.

После завершения строительства основных сооружений водохранилищ питьевой воды в Вурнарском и Шемуршинском районах, а также после окончания строительства водозабора подземных вод в Порецком районе необходимо начать строительство групповых водоводов со станциями водоочистки, насосными станциями, магистральными и разводящими сетями водоснабжения в населенных пунктах.

В 2010 году удельный вес проб воды (из водопроводной сети, по результатам исследованных проб за отчетный год), не отвечающей:

гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, составил 16,7 процента;

гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, составил 0,9 процента.

В результате нарушений правил санитарной охраны водоисточников, частично из-за отсутствия водоочистных сооружений качество питьевой воды во многих населенных пунктах не удовлетворяет гигиеническим нормативам.

Действующие подземные источники водоснабжения в северных, центральных и южных районах Чувашской Республики характеризуются повышенной минерализацией, повышенным содержанием сульфатов, бора, железа, бария, лития и требуют специальных современных методов очистки.

С введением новых нормативных требований к качеству подземных вод (СанПиН 2.1.4.1074-01) на многих действующих водозаборах выявлено превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) природного бора в 3-5 раз и более. Повышенное содержание бора в воде наблюдается почти на 40 процентах территории Чувашии, в основном в северной, западной и центральной частях.

Для обеспечения населения Чебоксарского, Моргаушского, Ядринского, Красноармейского, Канашского, частично Мариинско-Посадского, Цивильского и Ибресинского районов качественной питьевой водой необходимо бурение разведочно-эксплуатационных скважин с целью выявления подземных вод, в которых содержание бора превышает ПДК, в первую очередь для крупных населенных пунктов. Для тех районов, где содержание бора в подземных водах обычно превышает ПДК по всему разрезу и нет другого водоносного горизонта, пригодного для использования в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения (Красночетайский, Аликовский, Шумерлинский), необходима соответствующая водоподготовка.

Для Вурнарского и Шемуршинского районов проблема обеспечения населения качественной питьевой водой, не содержащей бор в концентрациях, превышающих ПДК, будет решена за счет поверхностных источников (водохранилищ питьевой воды) и строительства групповых систем водоснабжения.

Ввиду того что только 20 процентов добытой воды используются населением непосредственно для питья и приготовления пищи, а остальная вода - на хозяйственно-бытовые нужды, целесообразно проведение обезборивания подземных вод в объемах, необходимых только для питьевых целей, с последующим бутилированием и реализацией в торговой сети.

Централизованными системами водоснабжения в Чувашской Республике пользуются 972,6 тыс. человек, или 76 процентов населения. В сельской местности централизованными системами водоснабжения пользуются 45 процентов населения, или 256,5 тыс. человек.

По данным ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике", высокий удельный вес проб воды в источниках централизованного водоснабжения, не соответствующей гигиеническим требованиям по санитарно-химическим показателям, отмечается в Батыревском (68,4 процента), Ибресинском (67,7 процента), Аликовском (50 процентов), Вурнарском (43,3 процента) районах и г. Чебоксары (52,5 процента).

По микробиологическим показателям 3,7 процента исследованных проб воды, взятых из источников централизованного водоснабжения, не соответствовало гигиеническим нормативам, в том числе из поверхностных источников - 10,9 процента, из подземных – 3,3 процента.

Выше среднереспубликанского показателя доля нестандартных проб воды отмечается в Ибресинском (31,5 процента), Алатырском (13,3 процента), Шумерлинском (10,5 процента), Яльчикском (8,3 процента) и Вурнарском (6,3 процента) районах.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»