КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 05 марта 2002 года N 48
Об итогах экономического и социального развития, исполнения республиканского бюджета Чувашской Республики в 2001 году и задачах на 2002 год
Признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 июня 2008 г. N 179
Кабинет Министров Чувашской Республики отмечает, что в 2001 году достигнуты заметные положительные результаты в социально-экономическом развитии республики. Увеличились объемы промышленной и сельскохозяйственной продукции, активизировалась инвестиционная деятельность и улучшилось финансовое состояние предприятий, возросли темпы газификации населенных пунктов, объемы розничного товарооборота, развивалась сфера услуг, повысился уровень жизни населения, достигнут более качественный уровень управления общественными финансами, увеличилась доходная база республиканского и местных бюджетов Чувашской Республики.
Динамика промышленного производства в течение всего года была выше среднероссийской. Индекс физического объема промышленной продукции составил 105,8 процента. При этом стабильный прирост выпуска продукции достигнут в таких крупных акционерных обществах, как "Промтрактор", "Чебоксарский агрегатный завод", "Чебоксарский электроаппаратный завод", "АККонд", "Чебоксарский трикотаж", государственном унитарном предприятии "Канашский вагоноремонтный завод".
В 2001 году из консолидированного бюджета Чувашской Республики на государственную поддержку сельского хозяйства выделено 112,3 млн. рублей. Кроме того, привлекались средства федерального бюджета в виде кредитов в сумме 45 млн. рублей для обеспечения сельхозтоваро-производителей горюче-смазочными материалами и минеральными удобрениями при проведении сезонных сельскохозяйственных работ. Осуществлялась практика субсидирования за счет республиканского бюджета Чувашской Республики части процентов по привлеченным организациями агропромышленного комплекса коммерческим кредитам, что позволило дополнительно привлечь в отрасль кредитов на 360 млн. рублей. В результате принятых мер производство сельскохозяйственной продукции увеличилось на 2,4 процента к уровню 2000 года. Урожайность зерновых культур с 1 га убранной площади возросла на 28,3 процента. В сельскохозяйственных предприятиях Цивильского, Чебоксарского, Яльчикского и Батыревского районов собрано зерна с каждого гектара значительно больше чем в среднем по республике. Урожайность картофеля превысила среднереспубликанский уровень в Батыревском, Вурнарском и Моргаушском районах. Своевременно проведены агротехнические мероприятия под урожай 2002 года. Наметились позитивные: тенденции в животноводстве. За 2001 год поголовье крупного рогатого скота увеличилось по сравнению с 2000 годом во всех категориях хозяйств на 1,5 процента, свиней - на 4,3 процента. Производство молока на крупных и средних сельскохозяйственных предприятиях возросло на 2,8 процента, продуктивность молочного стада - на 11 процентов.
Проводилась активная социальная политика. В 2001 году около 50 процентов расходов консолидированного бюджета Чувашской Республики направлено на развитие социально-культурной сферы. Замедлились темпы инфляции: среднемесячный прирост потребительских цен в 2001 году составил 1,47 процента против 1,96 в 2000 году. В сфере потребления произошло расширение оборота розничной торговли на 11,7 процента, реальные денежные доходы населения увеличились на 6 процентов, реальная заработная плата - на 17,6 процента, сократилась задолженность по заработной плате в организациях всех форм собственности на 9,4 процента.
Оживление хозяйственной деятельности и связанное с ним увеличение платежеспособного спроса сопровождалось улучшением показателей финансового состояния предприятий, 66 процентов организаций завершили год с прибылью. В целях финансово-экономического оздоровления организаций проводилась работа по реструктуризации их задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды. В 2001 году проведена реструктуризация задолженности 1051 организации на общую сумму 2,5 млрд. рублей. Положительным результатом проведения реструктуризации задолженности явилось снижение недоимки по налоговым платежам в республиканский бюджет Чувашской Республики на 60 процентов.
В 2001 году в республиканский бюджет Чувашской Республики поступило доходов в сумме 4743,2 млн. рублей, или 98,2 процента от прогноза на год. Расходная часть профинансирована на 4675,8 млн. рублей, что составляет 97,8 процента от объема, предусмотренного на год. Наиболее важными и приоритетными статьями расходов были выплаты заработной платы, ежемесячных пособий на ребенка и других социальных трансфертов населению, в первоочередном порядке решались проблемы развития социальной инфраструктуры и повышения надежности функционирования жизнеобеспечивающих отраслей. Поступления налоговых платежей обеспечивались исключительно в денежной форме. Внедрено и осуществляется в соответствии с федеральными стандартами казначейское исполнение расходов республиканского бюджета Чувашской Республики, с 1 января 2002 г. на казначейское исполнение расходов бюджетов переведены все районы и города. Своевременно и в полном объеме выполнены все обязательства по обслуживанию государственного долга Чувашской Республики. Успешно завершен первый этап реализации Программы реформирования системы управления общественными финансами в Чувашской Республике.
Республиканская адресная инвестиционная программа профинансирована в полном объеме, из федерального бюджета на реализацию федеральных программ и непрограммных направлений привлечено 708,7 млн. рублей, что на 27,2 процента больше чем в 2000 году. Активно осуществлялась программа ипотечного жилищного кредитования, в 2001 году 819 граждан получили ипотечный кредит на сумму 68,5 млн. рублей.
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования увеличился на 9,9 процента, сохраняется рост строительства жилья (101 %) и газораспределительных сетей (120,9 %). Кредитные вложения банков в экономику республики возросли на 55,5 процента, в реальный сектор экономики направлено около 85 процентов всех кредитных вложений.
В 2001 году обеспечено бесперебойное функционирование транспортного комплекса и средств связи. Оперативно решались вопросы снабжения организаций и населения топливом и энергией в осенне-зимний период.
Продолжалось реформирование жилищно-коммунального хозяйства, предусматривающее конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление и обслуживание жилищного фонда, энергосбережение и улучшение качества предоставляемых населению услуг. Уровень платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги доведен до установленного федерального стандарта. Адресные субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставлены более 17 процентов семей, из бюджетов районов и городов на эти цели направлено 75,2 млн. рублей.
Принимались меры по совершенствованию торгово-экономического сотрудничества и развитию экспорта. В 2001 году сложилось положительное сальдо внешнеторгового оборота на сумму 20 млн. долларов США.
Вместе с тем, не в полной мере выполнены принятые ранее решения Кабинета Министров Чувашской Республики, направленные на стабилизацию экономического положения в лесной и деревообрабатывающей промышленности, по преодолению отставания, допущенного отдельными предприятиями в выполнении согласованных объемов производства. Из 44 предприятий, которым установлены задания и определены согласованные объемы производства на 2001 год, 16 предприятий допустили сокращение объемов производства в сопоставимых ценах. Уменьшили выпуск промышленной продукции предприятия 9 районов. Остается слабой материально-техническая база сельского хозяйства, на крупных и средних сельскохозяйственных предприятиях допущено снижение производства мяса на 14,6 процента, яиц - на 1,2 процента. Финансовое положение значительного числа сельскохозяйственных предприятий остается сложным.
Не улучшается платежная дисциплина хозяйствующих субъектов. Превышение просроченной кредиторской задолженности над дебиторской на крупных и средних предприятиях составило 2962,4 млн. рублей, или 77,3 процента. Недостаточными темпами развивается сфера малого и среднего предпринимательства.
В целях обеспечения повышения эффективности экономики, устойчивого развития социальной сферы и последовательного роста благосостояния населения Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Министерствам и иным органам исполнительной власти Чувашской Республики совместно с администрациями районов и городов обеспечить:
безусловное и качественное выполнение задач, поставленных в Послании Президента Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики на 2002 и последующие годы, принятых республиканских целевых программ, мероприятий второго этапа Программы реформирования системы управления общественными финансами в Чувашской Республике;
реализацию экономической, бюджетной и налоговой политики на 2002 год в рамках Закона Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2002 год" и постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 декабря 2001 г. N 279 "О мерах по реализации Закона Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2002 год".
2. Министерству экономического развития и торговли Чувашской Республики с участием заинтересованных министерств и иных органов исполнительной власти Чувашской Республики организовать работу по:
обеспечению своевременного финансирования и выполнению республиканской адресной инвестиционной программы на 2002 год с привлечением' для долевого финансирования строительства объектов и инвестиционных расходов дополнительных средств за счет федерального и местных бюджетов и внебюджетных источников;
своевременной реализации утвержденных на 2002 год лимитов бюджетных обязательств по федеральным целевым программам и непрограммным направлениям.
3. Министерству финансов Чувашской Республики:
обеспечить качественное исполнение республиканского бюджета Чувашской Республики на 2002 год, в том числе путем своевременного привлечения источников покрытия дефицита республиканского бюджета Чувашской Республики в рамках Программы внутренних заимствований Кабинета Министров Чувашской Республики, установленной на 2002 год;
оказывать методологическую и практическую помощь администрациям районов и городов по казначейскому исполнению местных бюджетов, реформированию бюджетной системы на муниципальном уровне;
производить распределение целевых средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на погашение задолженности за энергоресурсы с учетом работ по повышению энергоэффективности и реализации муниципальных программ энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве, а также наличия энергетических паспортов жилых домов, объектов социальной сферы и теплоисточников;
обеспечить целевое использование средств, полученных из федерального бюджета в виде субвенций, субсидий и по целевым программам, в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год".
4. Рекомендовать Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Чувашской Республике:
проводить целенаправленную работу по повышению эффективности мер налогового администрирования;
при ненадлежащем исполнении налогоплательщиками обязанностей по уплате в республиканский бюджет Чувашской Республики налогов и сборов ужесточить меры по их взысканию и направлять соответствующие материалы в Территориальный орган Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в Чувашской Республике для проведения процедур финансового оздоровления и банкротства.
5. Министерству промышленности, транспорта и связи Чувашской Республики:
принять действенные меры по сохранению положительной динамики темпов роста объемов промышленного производства, улучшению хозяйственной деятельности промышленных предприятий, допустивших снижение выпуска продукции;
оказывать содействие предприятиям в проведении работ по сертификации систем качества на соответствие требованиям международных стандартов;
организовать активное участие лесоперерабатывающих предприятий республики в конкурсах на размещение заказов на закупку лесопромышленной продукции и мебели для республиканских и муниципальных нужд.
6. Министерству сельского хозяйства Чувашской Республики совместно с администрациями районов принять меры по:
подготовке до 15 марта 2002 г. проекта постановления Кабинета Министров Чувашской Республики о мерах по проведению весенних полевых сельскохозяйственных работ в 2002 году;
сохранению и наращиванию поголовья скота и птицы, увеличению объемов закупки скота у населения, улучшению кормовой базы за счет оптимизации структуры посевных площадей и рационов кормления;
более полному использованию производственных мощностей предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности республики, используя резервы по увеличению закупок у сельскохозяйственных предприятий и хозяйств населения;
выполнению условий реструктуризации задолженности по налогам и сборам, платежам во внебюджетные фонды в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации и Кабинета Министров Чувашской Республики;
погашению задолженности организаций агропромышленного комплекса по выданным в 2001 году кредитам на проведение весенних полевых и уборочных работ;
повышению оборачиваемости средств, выделенных на формирование республиканского продовольственного фонда, и эффективному их использованию;
полному и эффективному освоению средств, выделяемых в 2002 году из республиканского бюджета Чувашской Республики на государственную поддержку сельского хозяйства;
совершенствованию лизинговой деятельности для существенного увеличения поставок сельскохозяйственной техники и племенного скота.
7. Министерству строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Чувашской Республики:
разработать Стратегию развития строительного комплекса Чувашской Республики и внести ее на рассмотрение Кабинета Министров Чувашской Республики в III квартале 2002 года;
на основании первичной документации и прогнозных планов, представленных администрациями районов и городов, разработать до 20 марта 2002 г. комплексную программу газификации Чувашской Республики на 2002 год с определением источников финансирования и жесткими сроками ввода объектов;
обеспечить проведение до 1 мая 2002 г. конкурсов на строительство газораспределительных сетей.
8. Министерству промышленности, транспорта и связи Чувашской Республики, Министерству строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Чувашской Республики, Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерству сельского хозяйства Чувашской Республики подготовить и обеспечить подписание до 20 апреля 2002 г. соглашений с основными бюджетообразующими предприятиями.
9. Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики:
активизировать работу по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, реализации энергоэффективных проектов, развитию инженерной инфраструктуры районов и городов республики;
совместно с Министерством финансов Чувашской Республики, Министерством социальной политики Чувашской Республики организовать проведение эксперимента по использованию системы персонифицированных социальных счетов при предоставлении адресной целевой помощи гражданам;
совместно с Министерством финансов Чувашской Республики, Министерством образования Чувашской Республики, Министерством здравоохранения Чувашской Республики, Министерством культуры и по делам национальностей Чувашской Республики, Министерством физической культуры и спорта Чувашской Республики, Министерством социальной политики Чувашской Республики и Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики до 15 марта 2002 г. представить на рассмотрение Кабинета Министров Чувашской Республики порядок предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг работникам учреждений социально-культурной сферы, проживающим в сельской местности и рабочих поселках, и финансирования расходов на указанные цели.
10. Министерству экономического развития и торговли Чувашской Республики:
разработать и принять дополнительные меры для повышения эффективности деятельности предприятий сферы услуг, внедрения современных технологий и расширения ассортимента услуг, предоставляемых сельскому населению;
активизировать работу по сертификации услуг розничной торговли, общественного питания и услуг парикмахерских;
подготовить предложения по сокращению административных ограничений в деятельности субъектов малого предпринимательства, улучшению взаимодействия крупного и малого бизнеса, развитию лизинговой деятельности и совершенствованию законодательства Чувашской Республики о государственной поддержке малого предпринимательства;
разработать Концепцию развития внешнеэкономических связей Чувашской Республики и внести ее на рассмотрение Кабинета Министров Чувашской Республики в IV квартале 2002 года;
совместно с Территориальным органом Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в Чувашской Республике и заинтересованными министерствами организовать проведение мониторинга финансового состояния и платежеспособности крупных, экономически или социально значимых организаций Чувашской Республики и разработку программ финансового оздоровления организаций, не прошедших реструктуризацию задолженности по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды;
совместно с министерствами и иными органами исполнительной власти Чувашской Республики организовать до 15 апреля 2002 г. подготовку и заключение соглашений о социально-экономическом развитии муниципальных образований между Кабинетом Министров Чувашской Республики и администрациями районов и городов;
совместно с заинтересованными министерствами в I квартале 2001 г. подготовить и утвердить на заседании Комиссии по подведению итогов экономического соревнования между районами и городами республики предложения по совершенствованию исходных показателей (индикаторов) для оценки результатов экономического соревнования.
11. Министерству социальной политики Чувашской Республики:
обеспечить реализацию республиканских целевых программ, направленных на защиту прав и интересов граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, улучшить качество предоставляемых социальных услуг населению;
совместно с администрациями районов и городов усилить контроль за использованием средств фонда компенсаций, направляемых на реализацию федеральных законов от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
12. Рекомендовать Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации - Единой пенсионной службе по Чувашской Республике:
проводить конвертацию пенсионных прав пенсионеров с учетом всех имевшихся обстоятельств по состоянию на 1 января 2002 г. по данным пенсионных дел и представленных в течение I квартала 2002 г. недостающих сведений;
производить оценку пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. одновременно с назначением им трудовой пенсии;
организовать обязательное пенсионное страхование граждан всеми страхователями, включая физических лиц, добровольно вступающих в правоотношения по пенсионному страхованию;
провести широкую информационно-разъяснительную работу через средства массовой информации о проводимых мероприятиях по реформированию пенсионной системы.