В республике формируется единая информационно-технологическая и телекоммуникационная инфраструктура электронного правительства, включающая:
Республиканский информационный центр;
удостоверяющий центр органов исполнительной власти Чувашской Республики в области использования электронной цифровой подписи.
Для обеспечения перехода органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления на электронный документооборот в 2004 году была разработана и в 2005 году внедрена система электронного документооборота Чувашской Республики.
Создаются условия для повышения качества оказания государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям, формирования состава государственных и муниципальных услуг, а также механизмов их оказания в электронном виде в рамках проведения административной реформы. Создан Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Чувашской Республики.
Благодаря реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в Чувашской Республике достигнуты существенные результаты в укреплении материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ), в целом решен вопрос оснащенности необходимой вычислительной техникой как ЛПУ, так и органов управления здравоохранением. В рейтинге регионов по индексу готовности регионов России к информационному обществу по значению подиндекса "информационно-коммуникационные технологии в медицине" Чувашская Республика по итогам 2009 года занимает 11-е место (в 2008 году – 26-е место).
Всего в Чувашской Республике по состоянию на 1 января 2011 г. в учреждениях здравоохранения эксплуатируется 3729 единиц компьютерной техники. Оснащенность компьютерами в расчете на 100 занятых в ЛПУ составила 12,9 единицы (в среднем по России - 12,9 единицы, 34-е ранговое место среди регионов Российской Федерации). На одно учреждение здравоохранения в среднем приходится 43 компьютера. 90 процентов ЛПУ имеют локальные вычислительные сети. Число персональных компьютеров в составе локальных вычислительных сетей – 7,1 на 100 занятых в ЛПУ.
Все учреждения здравоохранения в Чувашской Республике имеют широкополосный доступ к сети Интернет. В 2009 году создан Медицинский портал Чувашской Республики, на котором сконцентрирована информация о системе охраны здоровья населения Чувашской Республики.
В пилотных учреждениях (25 процентов ЛПУ) используется автоматизированная система "Электронная регистратура". Внедрение медицинской информационной системы в ряде ЛПУ обеспечило ведение электронных медицинских карт, а также автоматизацию всех ключевых диагностических и лечебных процессов, включая автоматизацию работы регистратуры. Доля медицинских учреждений, в которых ведутся электронные медицинские карты, составляет 4 процента. В рамках реализации пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, во всех ЛПУ республики в 2008 году инсталлировано программное средство для регистрации исполнения стандартов оказания медицинской помощи в стационарных отделениях.
Региональная телемедицинская система объединяет телемедицинские центры (на базе ведущих республиканских учреждений, оказывающих специализированную медицинскую помощь) и телемедицинские пункты, организованные в межрайонных многопрофильных ЛПУ. В 2008 году развернут сегмент региональной телемедицинской системы, объединяющий региональный сосудистый центр (на базе государственного учреждения здравоохранения "Республиканская клиническая больница" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики) и три первичных сосудистых отделения (на базе учреждений здравоохранения "Новочебоксарская городская больница", "Канашская городская больница", "Шумерлинская ЦРБ").
В республике проведена модернизация сельских библиотек. По состоянию на 1 января 2011 г. 93,6 процента библиотек оснащены компьютерным оборудованием, аудио- и видеоаппаратурой, электронными изданиями, 81 процент имеют доступ к сети Интернет. Объем электронных каталогов в государственных и муниципальных библиотеках в Чувашской Республике на 1 января 2011 г. составил 1126,2 тыс. записей. Внедряются корпоративные автоматизированные системы и технологии, формируется единая распределенная информационная сеть, действует республиканская корпоративная сеть библиотек по аналитической росписи статей местных периодических изданий. Формируется Национальная электронная библиотека Чувашской Республики, включающая электронные коллекции, издания и каталоги.
В музеях республики ведется планомерная работа по внедрению информационных технологий и автоматизации процессов музейной деятельности. На январь 2011 года в электронный каталог внесено 50 процентов предметов основного фонда музеев. По России этот показатель в 2009 году составил 32,1 процента, в Приволжском федеральном округе - 9,6 процента. Все государственные и муниципальные музеи подключены к сети Интернет, 66,6 процента имеют собственные сайты.
Сегодня информационный рынок Чувашии достаточно динамичен и разнообразен: на территории республики зарегистрировано 320 средств массовой информации.
В целях повышения эффективности и качества информационного обеспечения населения, реализации проектов в области средств массовой информации, стимулирования профессиональной деятельности журналистских коллективов осуществляется ежегодная государственная поддержка социально значимых проектов средств массовой информации.
За последние годы проведена большая работа по интегрированию информационных ресурсов Чувашии в мировое медиапространство. Сегодня эффективно функционируют информационные порталы "СМИ Чувашии" и "Интернет-вещание Чувашской Республики", интерес к которым постоянно растет.
Республиканской целевой программой "Развитие единой образовательной информационной среды в Чувашской Республике на 2011-2020 годы", принятой постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики 25 сентября 2008 г. N 293, разработан комплекс мер по стимулированию и повышению эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в образовательных учреждениях, особое внимание обращено на развитие использования автоматизированных систем управления учебным процессом.
В результате проведенной работы в общеобразовательных учреждениях республики достигнут высокий уровень оснащенности вычислительной техникой - 1 компьютер на 9,4 учащегося (по Российской Федерации – 13), в 138 ресурсных центрах (около 30 процентов от общего числа школ) достигнут почти европейский уровень – 1 компьютер на 5–8 школьников, все школы и более 75 процентов учителей имеют сайты, развиваются условия, способствующие повышению доступности качественных образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья. На базе школ впервые реализуются проекты инклюзивного и интеграционного (более 1000 детей), дистанционного образования (более 150 детей). В организацию школьной жизни активно внедряются интерактивные технологии (электронные расписания, журналы); домашние компьютеры учителей и детей интегрируются в единую образовательную сеть, действует республиканский образовательный портал "Образование в Чувашии", в результате чего все общеобразовательные учреждения подключены к единой точке доступа к сети Интернет.
В целях использования универсальных электронных карт гражданина в Чувашской Республике с учетом опыта их внедрения в ряде субъектов Российской Федерации, разработки порядка изготовления, оформления и выдачи универсальных электронных карт гражданина, а также единых требований к технологическому обеспечению использования универсальных электронных карт постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 июля 2008 г. N 222 утверждена Концепция создания интегрированной информационной системы поддержки предоставления и учета социальных услуг гражданам с использованием унифицированных социальных карт (ИИС "Социальная карта"), определяющая организационно-техническую политику создания и применения в Чувашской Республике автоматизированных информационных систем с использованием универсальных электронных карт.
Чувашская Республика характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации является одной из важнейших задач государства.
Динамика показателей развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры в Чувашии не позволяет рассчитывать на существенные изменения в ближайшем будущем без совместных целенаправленных усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса и гражданского общества. Необходимо уже в ближайшее время реализовать имеющийся культурный, образовательный и научно-технологический потенциал республики.
Проблемы, препятствующие росту эффективности использования информационных технологий в целях повышения качества жизни граждан, обеспечения конкурентоспособности Чувашской Республики, развития экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствования системы принятия государственных управленческих решений, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти.
Отсутствие комплексного подхода к решению задачи формирования и развития информационного общества как одного из необходимых этапов модернизации экономики создает негативные тенденции, которые при сохранении текущей экономической ситуации могут усиливаться.
Результаты разработки и внедрения информационных технологий не всегда носят системный характер, в частности:
внедрение средств информационных технологий носит преимущественно локальный, ведомственный характер;
недостаточными темпами развиваются инфраструктура доступа населения к сайтам органов государственной власти и другие средства информационно-справочной поддержки и обслуживания населения;
получение гражданами и организациями государственных услуг, а также информации, связанной с деятельностью органов государственной власти, в большинстве случаев требует их личного обращения в органы государственной власти, а также предоставления запросов и документов на бумажном носителе. Это приводит к большим затратам времени и создает значительные неудобства для населения;
не полностью сформирована необходимая нормативная правовая база Чувашской Республики, а также инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, а также с населением и организациями. Для электронных форм взаимодействия не реализованы такие услуги, как нотариальные услуги в электронном виде, официальная публикация электронных документов и другие услуги, аналогичные услуги при традиционных формах взаимодействия на основе использования бумажных документов.
Постоянное совершенствование информационных технологий требует регулярного повышения квалификации государственных гражданских служащих Чувашской Республики, а также оценки навыков использования информационных технологий в ходе аттестации.