Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2003-2010 ГОДЫ

Природопользование и охрана окружающей среды


Чувашская Республика входит в группу относительно благополучных регионов Российской Федерации по экологической обстановке, хотя и остаются проблемы, обусловленные выбросами предприятий топливно-энергетического комплекса, химической промышленности и автотранспорта.

Несмотря на частичное улучшение качества воды в Чебоксарском водохранилище и реках республики, экологическую ситуацию нельзя охарактеризовать как благополучную в связи с поступающими из соседних регионов по рекам Сура и Волга трансграничных переносов.

В общем объеме сброса сточных вод сохраняется высокий удельный вес неочищенных. В республике насчитывается 216 очистных сооружений, из них биологической очистки - 126, но в нормативном режиме работают 9 сооружений. Это обусловлено значительным износом очистных сооружений.

На территории республики на полигонах, свалках и в других хранилищах накоплено около 36 млн.куб.м твердых бытовых и промышленных отходов. Ежегодно в республике образуется около 1,1 млн.куб.м твердых бытовых отходов и основная их часть - в гг.Чебоксары и Новочебоксарске. Существующая свалка исчерпала свою емкость. В соответствии с республиканской целевой программой "Экологическая безопасность Чувашской Республики" на 2001-2003 годы и на период до 2005 года продолжается строительство полигона твердых бытовых отходов для гг. Чебоксары, Новочебоксарска и пос.Кугеси в районе д.Большой Чигирь Чебоксарского района. Необходимо строительство предприятий по переработке твердых бытовых отходов в районах республики.

Республика несет большие потери, связанные с оползневыми явлениями вследствие негативных последствий по зоне затопления водохранилища Чебоксарского гидроузла. Наблюдается активизация оползневых явлений и эрозионных процессов на берегах рек Волга и Сура.

В целях улучшения природопользования и охраны окружающей среды предусматривается решение следующих основных проблем:

ухудшение экологического состояния Чебоксарского водохранилища в районе водозаборных сооружений гг.Чебоксары и Новочебоксарска;

активизация оползневых явлений и эрозионных процессов на берегах рек Волга и Сура;

угроза от размыва и разрушения паводковыми водами населенных пунктов и объектов экономики;

активность опасных геологических процессов в результате значительного воздействия хозяйственной деятельности на геологическую среду вследствие неблагоприятных эколого-гидрогеологических условий (подземных вод);

реконструкция существующих полигонов твердых бытовых отходов и приведение их в соответствие с нормативами;

необходимость утилизации отходов гальванических производств предприятий республики.

Описание проблем в разделе IV " Природопользование и охрана окружающей среды" (п.п. 19.1-19.7 табл. 1.25).

Сокращение различий в социально-экономическом развитии муниципальных образований Чувашской Республики

Современными особенностями территориального развития городов и районов Чувашской Республики являются диспропорции в распределении экономического и социально-культурного потенциала между муниципальными образованиями; чрезмерная концентрация промышленности, населения и связанной с ними инфраструктуры в гг. Чебоксары и Новочебоксарске; тяготение северной части Чувашии к столице республики.

Согласно разработанной в 2002 году Методике комплексной оценки социально-экономического развития муниципальных образований Чувашской Республики муниципальные образования разделены на четыре группы: с уровнем развития выше среднего по республике - 2 муниципальных образования, средним - 7, низким - 15, крайне низким - 2 муниципальных образования (приложение N 9).

Разрыв в уровнях развития по отдельным показателям характеризуется следующим (табл. 1.23):

обеспеченность муниципальных образований собственными доходами на душу населения: различия в 6,8 раза, лучший показатель в 2002 году в г.Чебоксары (2320 рублей), худший - в Красночетайском районе (340 рублей). Дотационность бюджетов составляла от 36,6 % до 92,6 %;

уровень заработной платы: различия в 3,9 раза, лучший показатель в г.Чебоксары (3395 рублей), худший - в Аликовском районе (881,5 рубля);

объем промышленного производства на душу населения: различия в 156,1 раза, лучший показатель в г.Новочебоксарске (37620 рублей), худший - в Аликовском районе (241 рубль). Число муниципальных образований, имеющих отрицательную динамику промышленного производства (ниже 100 %), сократилось с 15 в 2000 году до 9 в 2002 году. Темпами свыше 110 % развивалась промышленность в 2000-2001 годах в 8 муниципальных образованиях, в 2002 году - в 10;

выпуск продукции сельского хозяйства на душу населения: различия в 4,1 раза, лучший показатель в Моргаушском районе (34893 рубля), худший - в Шемуршинском районе (8512 рублей);

уровень зарегистрированной безработицы: различия в 5,2 раза, лучший показатель в Моргаушском районе (0,64%), худший - в Алатырском районе (3,31%).

Территориальные диспропорции в развитии районов и городов являются существенным фактором, сдерживающим проведение эффективной социально-экономической политики в республике. Уменьшение дифференциации создаст благоприятные условия для расширения республиканского потребительского рынка, оптимизации социально-экономических преобразований, укрепления собственной экономической базы территорий и стимулов саморазвития.

Проводимая в республике государственная политика по преодолению территориальных диспропорций включает в себя:

установление рациональных межбюджетных отношений. Действует Закон Чувашской Республики "Об утверждении порядка образования и предоставления средств Фонда финансовой помощи (трансфертов) на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований Чувашской Республики", направленный на усиление заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственного экономического и налогового потенциала, максимальную стабилизацию формул и принципов предоставления средств Фонда финансовой помощи конкретным муниципальным образованиям. В 2002 году муниципальным образованиям выделено трансфертов на сумму свыше 1400 млн.рублей;

направление средств республиканской адресной инвестиционной программы и Фонда регионального развития федерального бюджета для обеспечения развития общественной инфраструктуры в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 21 мая 2000 г. N 45 "О дальнейшем развитии общественной инфраструктуры". В 2002 году за счет средств федерального и республиканского бюджетов на развитие общественной инфраструктуры муниципальных образований направлено свыше 1700 млн.рублей;

привлечение средств из внебюджетных источников, направляемых на социальную сферу - модернизацию образования, здравоохранения и культуры.

Мероприятия по сокращению различий между муниципальными образованиями находят отражение в программах социально-экономического развития муниципальных образований, разработанных на основе схем градостроительного планирования, программах реформирования муниципальных финансов.