Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 сентября 2011 года N 399

О государственной программе Чувашской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики" на 2012-2020 годы

Признано утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18 декабря 2012 г. N 567

В целях повышения эффективности и обеспечения устойчивого функционирования агропромышленного комплекса Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить государственную программу Чувашской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики" на 2012-2020 годы (далее – Государственная программа).

2. Утвердить ответственным исполнителем Государственной программы Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики.

3. Министерству финансов Чувашской Республики при формировании проекта республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период предусматривать бюджетные ассигнования на реализацию Государственной программы.

4. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов принять участие в реализации мероприятий Государственной программы.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики.

6. Настоящее постановление вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики - О.Макаров

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 21.09.2011 N 399

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ" НА 2012-2020 ГОДЫ


Ответственный исполнитель:

Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики

Дата составления проекта Государственной программы:

4 августа 2011 года

Непосредственный исполнитель Государственной программы:

начальник отдела экономического анализа и прогнозирования Просуков Павел Владимирович
 ( т . 62-04-44, e-mail agro26@ cap.ru )

Заместитель Председателя Кабинета

Министров Чувашской Республики -

министр сельского хозяйства

Чувашской Республики С.В. Павлов

П а с п о р т государственной программы Чувашской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики" на 2012-2020 годы


Ответственный исполнитель Государственной программы

-

Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики (далее - Минсельхоз Чувашии)

Соисполнители Государственной программы

-

Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики;

 Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики;

 Министерство культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики;

 Министерство по физической культуре, спорту и туризму Чувашской Республики;

 Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Чувашской Республики;

 подведомственные Минсельхозу Чувашии государственные учреждения

Подпрограмма Государственной программы

-

"Развитие приоритетных отраслей агропромышленного комплекса"

Программно-целевые инструменты Государственной программы

-

подпрограмма "Развитие приоритетных отраслей агропромышленного комплекса", включающая в себя ведомственные целевые программы:
 "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Чувашской Республике на 2009-2012 годы";

 "Развитие несельскохозяйственной деятельности в сельской местности Чувашской Республики на 2009-2012 годы";

 "Производство картофеля в Чувашской Республике на 2009-2012 годы";

 "Техническое перевооружение агропромышленного комплекса Чувашской Республики на 2009-2012 годы";

 "Развитие птицеводства Чувашской Республики на 2010-2015 годы";

 "Развитие свиноводства Чувашской Республики на 2010-2012 годы";

 "Развитие мясного скотоводства в Чувашской Республике на период до 2020 года";

 "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности в Чувашской Республике на 2011-2013 годы";

 республиканские целевые программы:
 "Развитие агропромышленного комплекса Чувашской Республики и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2015 годы";

 "Социальное развитие села в Чувашской Республике до 2013 года";

 "Инновационное развитие - основа конкурентоспособности агропромышленного комплекса Чувашской Республики" на 2010–2015 годы и на период до 2020 года"

Цели Государственной программы

-

повышение эффективности агропромышленного комплекса;

 обеспечение устойчивого функционирования и развития агропромышленного комплекса;

 улучшение продовольственного обеспечения населения;

 создание социально-экономических условий для повышения уровня жизни сельского населения

Задачи Государственной программы

-

стимулирование роста основных видов сельскохозяйственной продукции;

 поддержка развития перерабатывающих производств АПК и инфраструктуры агропродовольственного рынка;

 стимулирование инвестиционной деятельности и инновационного развития агропромышленного комплекса;

 повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей;

 обеспечение устойчивого развития сельских территорий;

 поддержка малых форм хозяйствования;

 повышение эффективности регулирования внутренних рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

 создание условий для сохранения и восстановления плодородия почв, развития мелиорации сельскохозяйственных земель;

 стимулирование эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения;

 осуществление противоэпизоотических и ветеринарно-санитарных мероприятий;

 обеспечение функций управления в сфере агропромышленного комплекса;

 научное обеспечение реализации мероприятий по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

 совершенствование системы информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства

Целевые индикаторы и показатели Государственной программы

-

в 2020 году индикаторы составят:
 среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, занятых в сфере сельского хозяйства, - 25723 рубля;

 удельный вес прибыльных крупных и средних сельскохозяйственных организаций - 90 процентов;

 расходы консолидированного бюджета Чувашской Республики на сельское хозяйство в расчете на 1 рубль произведенной сельскохозяйственной продукции - 0,01 рубля;

 доля обрабатываемой пашни в общей площади пашни - 100 процентов

Срок реализации Государственной программы

-

2012-2020 годы

Объемы бюджетных ассигнований Государственной программы

-

объемы бюджетных ассигнований Государственной программы в 2012-2020 годах составят 9122,7 млн. рублей, из них:
 за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 7091,8 млн. рублей;

 за счет средств местных бюджетов - 2030,9 млн. рублей

Ожидаемые результаты реализации Государственной программы

-

увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 году по отношению к 2009 году* в 1,5 раза;

 рост производительности труда к 2020 году по отношению к ее уровню в 2009 году* в 2,1 раза;

 повышение уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций до 20 процентов;

 доведение соотношения уровней заработной платы в сельском хозяйстве и в среднем по экономике республики до 58 процентов;

 располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности на одного члена хозяйства в месяц - 24387 рублей.

___________

* В связи с низкими показателями в 2010 году из-за аномальных погодных условий.

Раздел I. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы


Государственная программа Чувашской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики" на 2012-2020 годы (далее – Государственная программа) разработана в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 апреля 2011 г. N 145 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Чувашской Республики".

Государственная программа определяет цели, задачи и направления развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, меры государственной аграрной политики, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности. Государственная программа базируется на положениях Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", Указа Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы".

Государственная программа призвана создать необходимые условия для решения основных производственных, финансово-экономических и социальных проблем в сельском хозяйстве, пищевой и перерабатывающей промышленности и на сельских территориях.

Агропромышленный комплекс (далее - АПК) является одним из крупнейших и важнейших секторов экономики Чувашской Республики. Доля сельского населения в республике составляет 41 процент, что заметно превышает среднероссийский показатель. Доля сельского хозяйства в 2009 году в валовом региональном продукте составляет 9,7 процента.

В этой связи Государственная программа определяет основные цели, задачи и способы обеспечения динамичного развития АПК и социальной сферы сельских территорий исходя из необходимости повышения благосостояния населения, выравнивания его уровня у сельских жителей со среднереспубликанскими показателями. Она учитывает сложившиеся в последние годы позитивные и негативные изменения в макроэкономической политике и социально-экономическом положении аграрного сектора экономики, усиление воздействия на него процессов, связанных с экономическим кризисом, природными аномалиями.

Благоприятное влияние на развитие АПК Чувашской Республики оказала реализация начиная с 2006 года приоритетного национального проекта "Развитие АПК", основными направлениями которого являются ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК, обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе.

Начиная с 2008 года приоритетный национальный проект "Развитие АПК" реализуется в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

Индекс производства продукции сельского хозяйства в 2008 году составил 104,9 процента, в 2009 году - 106,6 процента.

Объемы сельскохозяйственного производства в 2008-2009 годах к уровню 2007 года увеличились: производство зерна - на 58,1 процента, картофеля – на 20,1 процента, мяса – на 8,5 процента, молока – на 0,9 процента.

В результате неблагоприятных погодных условий в 2010 году не удалось сохранить сложившиеся позитивные тенденции в развитии сельского хозяйства. Индекс физического объема сельскохозяйственного производства уменьшился и составил 74,2 процента (по Российской Федерации - 88,1 процента, Приволжскому федеральному округу – 75,1 процента), произошло снижение производства продукции растениеводства, а также мяса и молока.

Индекс физического объема производства пищевых продуктов, включая напитки, в 2010 году увеличился на 1,4 процента.

Чрезвычайные погодные условия лета 2010 года отразились и на результатах работы сельхозтоваропроизводителей республики в первом полугодии 2011 года. Объем валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в январе - июне 2011 г. составил 99,6 процента.

Засушливая погода в летний период 2010 года отрицательно повлияла на заготовку кормовой базы для животноводства, и из-за нехватки грубых и сочных кормов в январе - июне 2011 г. продуктивность молочного скота в сельскохозяйственных организациях составила 94,3 процента к аналогичному периоду прошлого года (2125 кг). В результате валовой надой молока в первом полугодии текущего года снизился на 4,2 процента к соответствующему периоду прошлого года и составил 245,0 тыс. тонн.

В республике удалось сохранить поголовье продуктивного скота. На 1 июля текущего года поголовье коров во всех категориях хозяйств составило 119,9 тыс. голов, или 100,8 процента к 1 июля прошлого года. Численность птицы увеличилась почти на 14 процентов и составила 3438,3 тыс. голов, поголовье овец и коз незначительно снизилось (99,9 процента и 205,4 тыс. голов), свиней - сократилось на 5,6 процента (231,5 тыс. голов).

В республике создаются благоприятные организационные и финансовые условия для развития АПК. Сохранены и расширены меры государственной поддержки и принцип приоритетности при выделении средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на развитие сельскохозяйственного производства. Дополнительно с 2011 года оказывается государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей на внедрение мелиоративных систем, организаций, осуществляющих глубокую переработку сельскохозяйственной продукции, внедряющих биотехнологии, создающих новые виды производства и расширяющих производство, обеспечивающих увеличение доходов республиканского бюджета Чувашской Республики.

Учитывая чрезвычайные погодные условия лета 2010 года, в целях поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей принят Указ Президента Чувашской Республики от 4 октября 2010 г. N 144 "О дополнительных мерах по созданию условий для устойчивого развития сельского хозяйства при неблагоприятных природных явлениях", в котором определены основные задачи органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления и организаций АПК по созданию условий, обеспечивающих устойчивость сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Высокий удельный вес сельского населения в общей численности населения обусловил приоритетность в социально-экономической политике комплексного и устойчивого развития сельских территорий, полноценного инфраструктурного обустройства села. Положительную динамику решения указанных задач обеспечило применение программно-целевого метода при решении социальных проблем сельского развития в рамках реализации постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2002 г. N 335 "О республиканской целевой программе "Социальное развитие села в Чувашской Республике до 2013 года". За 2003-2010 годы в рамках соответствующих отраслевых республиканских целевых программ введено 3,3 млн. кв. метров жилья, более 3000 сельских семей улучшили свои жилищные условия, из них почти 1100 молодых семей и молодых специалистов. Природным газом пользуются жители всех подлежащих газификации сельских населенных пунктов, введено 6,6 тыс. км распределительных газовых сетей, газифицировано более 96 тыс. домов (квартир), что позволило довести уровень газификации жилья до 77,2 процента (против 25,2 процента в 2002 году). Построены и введены в эксплуатацию общеобразовательные школы на 5,6 тыс. ученических мест, районные и участковые больницы на 150 мест, амбулаторно-поликлинические учреждения на 2775 посещений в смену, в 18 сельских муниципальных образованиях построены и функционируют современные физкультурно-оздоровительные центры. В 2008 году реализована программа строительства автодорог с твердым покрытием к сельским населенным пунктам, введено более 1000 км дорог. Повышение инженерной и социальной обустроенности позволило создать условия для развития малого и среднего бизнеса на селе. Значительно расширилась сеть бытового обслуживания и розничной торговли за счет открытия более 2,2 тыс. объектов розничной торговли, общественного питания, объектов по оказанию населению услуг производственной деятельности.

Вместе с тем актуальными остаются проблемы обеспечения сельского населения качественной питьевой водой, лишь 52,9 процента сельского населения обеспечены питьевым водоснабжением, темпы электрификации сельских населенных пунктов и их новых улиц не соответствуют реальным потребностям населения, большинство сельских населенных пунктов не имеют благоустроенных улиц и дорог, спрос на дошкольные образовательные услуги превышает предложение.

Значимым инструментом решения задачи по повышению уровня и качества жизни на селе должна стать республиканская целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий Чувашской Республики на 2014-2020 годы". Результаты ее реализации будут способствовать повышению комфортности и престижности проживания в сельской местности, приближению условий жизнедеятельности на селе к городскому уровню, укреплению предпосылок для развития АПК.

Наряду со снижением производства продукции растениеводства (индекс физического объема производства продукции растениеводства в 2010 году по Чувашской Республике составил 44,3 процента, по Российской Федерации - 74,6 процента, по ПФО – 47,5 процента) последствия засухи повлияли также на результаты животноводства (индекс физического объема производства продукции животноводства в 2010 году по Чувашской Республике составил 98,2 процента, по Российской Федерации – 102,6 процента, по ПФО – 98,1 процента). В хозяйствах всех категорий производство мяса снижено на 3,7 процента, молока – на 0,6 процента.

Аграрный сектор имеет высокие риски банкротства хозяйств из-за недостатка финансовых средств для своевременного погашения обязательств и обновления материально-технической базы.

Недобор урожая и произведенные дополнительные затраты, связанные с пересевом погибших культур, не позволили сельхозтоваропроизводителям получить в 2010 году прибыль.

Острой проблемой являются наличие неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения и недостаточная обеспеченность сельскохозяйственной техникой и оборудованием.

Актуальным является вопрос повышения квалификации кадров в АПК. Трудности с внедрением новых технологий возникают не только из-за недостатка средств на покупку новой техники, но и в связи с недостаточной квалификацией специалистов, обслуживающих ее.

Данные факторы сдерживают развитие в данной сфере деятельности.

Достигнутые результаты развития АПК и имеющиеся проблемы обусловливают необходимость определения новых стратегических целей и направлений аграрной политики.

АПК будет развиваться под воздействием мер по повышению устойчивости агропромышленного производства, способствующих его росту, это - увеличение объемов и направлений государственной поддержки; внедрение новых инновационных технологий в сельскохозяйственное производство и приобретение энергоресурсосберегающей техники; более полное использование имеющегося природно-экономического потенциала для производства конкурентоспособной продукции; расширение агропродовольственного рынка.

Развитие АПК на долгосрочную перспективу характеризуется показателями, приведенными в табл. 1.

Таблица 1

Показатели развития АПК на долгосрочную перспективу

N
 пп

Показатель

Единица измерения

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1.

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий

процентов к 2009 году*

90,5

98,7

105,6

111,9

117,5

123,4

129,6

136,0

142,8

150,0

2.

Рост производительности труда

процентов к 2009 году*

90,7

109,0

123,9

139,8

159,6

169,3

179,5

190,4

202,0

214,2

3.

Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности на одного члена хозяйства в месяц

рублей

10343

11377

12514

13766

15142

16657

18322

20155

22170

24387

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»