КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 1998 года N 388
О Республиканской целевой программе социально-экономического развития Алатырского района на 1999 - 2002 годы
Признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 июня 2008 г. N 179
В целях улучшения экономической и социальной ситуации, обеспечения комплексного развития Алатырского района Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу социально-экономического развития Алатырского района на 1999 - 2002 годы (далее - Программа).
2. Определить Министерство экономики Чувашской Республики государственным заказчиком Программы.
3. Министерству экономики Чувашской Республики и Министерству финансов Чувашской Республики включить указанную Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию из республиканского бюджета Чувашской Республики, начиная с бюджета 1999 года.
4. Рекомендовать администрации Алатырского района определить конкретных исполнителей по направлениям Программы.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики - Э.Аблякимов
Наименование Программы | Республиканская целевая программа социально-экономического развития Алатырского района на 1999 - 2002 годы |
Основание для разработки Программы | Указ Президента Чувашской Республики от 16.02.98 г. N 21 "О мерах по финансовому оздоровлению и развитию экономики Чувашской Республики" |
Государственный заказчик Программы | Министерство экономики Чувашской Республики |
Основной разработчик Программы | Администрация Алатырского района |
Цели и задачи Программы | Повышение в клада района в социально-экономическое развитие Чувашской Республики, развитие аграрного сектора, промышленных предприятий, решение социальных проблем |
Сроки реализации Программы | 1999 - 2002 годы |
Основные направления Программы | Повышение устойчивости функционирования сельскохозяйственного производства, увеличение выпуска конкурентоспособной продукции в промышленности, развитие инженерной и социальной инфраструктуры |
Исполнители мероприятий Программы | Администрация Алатырского района |
Объемы и источники Программы | Общий объем финансирования Программы - 376674 тыс. рублей финансирования в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Стабилизация и увеличение объемов сельскохозяйственного и промышленного производства, увеличение налоговых и других поступлений в бюджеты всех уровней, сохранение существующих и создание дополнительных рабочих мест, решение ряда социальных проблем |
Система организации контроля за исполнением Программы | Министерство экономики Чувашской Республики, администрация Алатырского района |
ВВЕДЕНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМ МЕТОДОМ
Основанием для разработки Республиканской целевой программы социально-экономического развития Алатырского района на 1999 - 2002 годы служат Указ Президента Чувашской Республики от 16 февраля 1998 г. N 21 "О мерах по финансовому оздоровлению и развитию экономики Чувашской Республики" и постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 марта 1998 г. N 38 "Об основных направлениях экономического и социального развития г. Алатыря и Алатырского района на 1998 год и на период до 2002 года".
Программа сформирована в соответствии с Порядком разработки и реализации целевых программ, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 сентября 1995 г. N 243.
Необходимость разработки целевой программы вызвана рядом причин, которые еще более обострились в рыночных условиях и требуют особого внимания и поддержки со стороны Правительства Чувашской Республики.
Району присущи проблемы сельскохозяйственных районов: задолженность перерабатывающих предприятий сельским товаропроизводителям, недостаток финансовых средств на приобретение сельскохозяйственной техники, снижение плодородия почв, спад производства животноводческой продукции, низкая оплата труда.
Величина среднемесячной заработной платы работающих Алатырского района за 1997 год составила 67,1 процента от среднереспубликанской, или 92 процента от прожиточного минимума населения в трудоспособном возрасте (по республике среднемесячная заработная плата превышает прожиточный минимум на 37 процентов).
В районе по сравнению со среднереспубликанским показателем низкий удельный вес лиц в трудоспособном возрасте - 47,8 процента против 56,3 процента. Вместе с тем доля лиц старше трудоспособного возраста в 1,6 раза превышает аналогичный показатель по республике. Наблюдается тенденция к снижению общей численности населения в результате значительного превышения численности умерших над численностью родившихся (январь - ноябрь 1997 г. - в 3,2 раза).
Положение в агропромышленном комплексе района остается сложным, продолжается спад производства, сокращение общественного поголовья скота. За 1997 год в сельскохозяйственных предприятиях производство мяса сократилось на 28 процентов, поголовье коров - на 9, свиней - на 4 процента.
В объеме валовой продукции сельского хозяйства сельскохозяйственных предприятий района 60 процентов занимает продукция растениеводства.
По данным агрохимического обследования в районе из 42242 гектаров требует известкования 56 процентов обследованной площади, фосфоритования - 48, каливания - 12. Низкое содержание гумуса имеют 29 процентов площади.
В последние годы по расчетам баланса гумуса и питательных веществ в почве прочно удерживается отрицательный результат.
Объемы работ по известкованию, фосфоритованию и внесению органических удобрений значительно сокращены, что снижает плодородие почв.
Реализация мероприятий по повышению плодородия почв в районе в соответствии с Республиканской программой повышения плодородия почв будет способствовать увеличению урожайности сельскохозяйственных культур и объема производства растениеводческой продукции.
Сужается материальная база агропромышленного комплекса вследствие усиления диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. В связи с сокращением инвестиций резко снизились закупки техники, минеральных удобрений, свертываются мелиоративные работы. Увеличивается разрыв в уровне заработной платы и доходов сельского и городского населения.
Из-за недостатка финансовых средств не решается ряд проблемных вопросов в животноводстве. В 2 хозяйствах района заморожено начатое строительство животноводческих ферм.
В целях возобновления птицеводства в районе необходимо поддержать бизнес - проект птицефабрики "Алатырская" на приобретение племенного молодняка птицы, инкубатора и инкубационного молодняка.
Требуется поддержка республиканских органов власти в строительстве полносистемного рыбного хозяйства "Сура" по выделению необходимых объемов финансовых средств в рамках осуществляемой на территории района федеральной программы "Рыба".
Большие трудности испытывают лесопромышленные предприятия со сбытом производимой продукции и перерабатывающая промышленность - в обеспечении сырьем.
В результате лесокомбинаты района вынуждены сдерживать объемы производства, а производственные мощности перерабатывающих предприятий загружены лишь частично.
Особенно в тяжелом положении как по объему производства продукции, так и по пополнению доходной части бюджета находится открытое акционерное общество "Алатырский лесокомбинат". Его доля в общерайонном объеме выпуска лесопромышленной продукции с 26 процентов в 1994 году уменьшилась до 10 процентов на начало 1998 года, соответственно снижены и бюджетные поступления.
Ввиду отсутствия оборотных средств муниципальное предприятие "Алатырский химлесхоз" не имеет возможности возобновления смоло-скипидарного производства.
Отсутствие оборотных средств, сложившаяся высокая себестоимость производимой продукции в связи с частичной загрузкой производственных мощностей и, как результат, потеря рынка сбыта пагубно отразились на финансово-экономической деятельности акционерного общества "Алатырский мясокомбинат".
В районе совместно с республиканскими органами требуют рассмотрения вопросы разработки полезных ископаемых и, в первую очередь, трепелов. В 1997 году за счет федеральных средств в районе завершены поисковые работы по выявлению запасов трепелов. Оконтуренная площадь распространения трепелов в районе составляет 56 кв. километров. Ориентировочные запасы трепелов определены в объеме 1700 млн. кубометров. Трепел может быть использован в качестве мелиоранта кислых почв, минеральной подкормки животных, жидкого стекла, наполнителя линолеума, строительного и облицовочного материала.
В этой связи актуальной проблемой, требующей поддержки республиканских органов власти, является решение вопроса повышения качества глиняного кирпича на Атратском кирпичном заводе путем добавления трепела в сырьевую смесь и более полного использования производственных мощностей этого предприятия в строительстве социального жилья.
Необходимо отметить, что минерально-сырьевая база Алатырского района позволяет наладить производство строительного стекла, керамзита, известняковой муки и высококачественного кирпича.
Проблемы в сфере производства, отсутствие стабильной и достаточной базы местного бюджета не позволяют в полной мере решать вопросы развития инженерной инфраструктуры и социальной сферы.
Не в полной мере осуществляются работы, связанные с газификацией и углубленной электрификацией района.
В районе существует потребность соединения населенных пунктов дорогами с твердым покрытием общей протяженностью 63,1 км, требуется капитально отремонтировать 39,7 км дорог.
Одной из наиболее острых проблем в Алатырском районе является обеспечение жителей пос. Киря, его предприятий, школ, дошкольных учреждений питьевой водой. Население пользуется поверхностной грунтовой водой, качество которой не соответствует требованиям стандарта на питьевую воду. Для решения этой проблемы в поселке необходимо построить одно мощное водозаборное сооружение и создать единую систему водоснабжения.
Необходимость разработки Программы вызвана решением проблем в социальной сфере. В ветхом и аварийном состоянии находятся 5 общеобразовательных школ района. Приостановлено строительство Сурмайданской, Первомайской и Староайбесинской средних школ.
Из-за отсутствия источников финансирования не ведется строительство объектов здравоохранения.
В течение 25 лет районная детская юношеская спортивная школа располагается на базе Алтышевской средней школы, где нет соответствующих условий для размещения спортшколы, организации учебно-тренировочного процесса. Вопрос строительства отдельного типового спортзала, где могла бы разместиться спортшкола, ставился на республиканском уровне, так как решить эту проблему только силами района невозможно. В связи с этим строительство указанного объекта необходимо включить в республиканскую программу и оказать финансовую помощь из республиканского бюджета Чувашской Республики.
При наличии в районе несовершеннолетних детей из неблагополучных семей возникла необходимость открытия центра реабилитации этих детей в с. Кувакино.
Вместе с тем в районе имеются необходимые условия и потенциальные возможности для выхода из кризиса и дальнейшего социально-экономического развития.
В районе функционируют ряд крупных и средних предприятий промышленности, в том числе муниципальные предприятия "Кирский лесокомбинат", "Первомайский лесокомбинат", акционерные общества "Алатырский лесокомбинат", "Алатырский сыродельный комбинат", "Алатырский мясокомбинат".
Положительные результаты работы некоторых предприятий и организаций, наметившиеся в 1997 году, позволят обеспечить рост производства продукции и развивать инженерную и социальную инфраструктуру.
Стабилизация и рост промышленного производства в 1999 - 2002 годах предусматривается с помощью разработанных программ финансового оздоровления, мероприятий по стабилизации работы предприятий, ряда проектов, обеспечивающих структурную перестройку, ликвидацию энергоемких производств, обновление ассортимента и увеличение выпуска конкурентоспособной продукции.
Для увеличения объемов сельскохозяйственного производства намечается разработка комплексных мер по повышению плодородия почвы и продуктивности в животноводстве.
При реализации данных мероприятий прогнозируется до 2002 года довести производство основной сельскохозяйственной и промышленной продукции предприятиями района до следующих объемов.
Основные виды продукции | Единица измерения | 2002 год | в % к 1997 году |
Зерно | тонн | 38000 | 126 |
Картофель | -"- | 3000 | 159 |
Овощи | -"- | 1100 | 160 |
Скот и птица в живом весе | -"- | 1650 | 169 |
Молоко | -"- | 12000 | 165 |
Продукция промышленности: | -"- | ||
Вывозка древесины | т. кбм | 64 | 144 |
Пиломатериал | -"- | 19 | 139 |
Стандартные щитовые дома | тыс.кв. м | 15 | 156 |
Масло животное | тонн | 220 | 112 |
Сыр жирный | -"- | 260 | 110 |
Мясо | -"- | 95 | 106 |
Колбасные изделия | -"- | 118 | 108 |
Винно-водочные изделия | т.далл | 16 | 124 |
Кирпич строительный | штук | 1300 | 185 |
Основными целями Программы являются создание условий для стабилизации экономики района и увеличение его вклада в социально -экономическое развитие Чувашской Республики, повышение налоговых и других поступлений в бюджет, сохранение и создание дополнительных рабочих мест, решение проблем в социальной сфере.