КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 ноября 2010 года N 385
О республиканской целевой программе "Развитие биоэкономики в Чувашской Республике до 2020 года"
Признано утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 февраля 2014 г. N 44
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 мая 2013 г. N 187}
В целях формирования единого инновационного пространства развития биоэкономики в Чувашской Республике и во исполнение постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 марта 2010 г. N 84 "О Стратегии "Чувашия - биорегион" до 2020 года" Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие биоэкономики в Чувашской Республике до 2020 года" (далее - Программа).
2. Утвердить Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики государственным заказчиком - координатором Программы.
3. Установить, что:
при формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период Программа включается в перечень республиканских целевых программ Чувашской Республики в составе перечня государственных программ Чувашской Республики, предлагаемых для финансирования из республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период;
{Абзац второй в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 мая 2013 г. N 187}
объем финансирования мероприятий Программы подлежит ежегодному уточнению исходя из реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.
4. Органам исполнительной власти Чувашской Республики обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов, организациям независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности принять участие в реализации мероприятий Программы.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики Н.Суслонова
Республиканская целевая программа "Развитие биоэкономики в Чувашской Республике до 2020 года"
{Паспорт в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 мая 2013 г. N 187}
Паспорт Программы
Наименование Программы | - | республиканская целевая программа "Развитие биоэкономики в Чувашской Республике до 2020 года" | ||
Основание для принятия решения о разработке Программы | - | Закон Чувашской Республики " О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года "; | ||
Государственный заказчик - координатор Программы | - | Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики | ||
Основной разработчик Программы | - | Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики | ||
Цель Программы | - | формирование на территории Чувашской Республики высокотехнологичных секторов инновационной экономики, ориентированных на использование биотехнологий во всех сферах деятельности | ||
Задачи Программы | - | интеграция имеющихся в Чувашской Республике ресурсов и организационных структур, их сосредоточение на приоритетных направлениях развития биотехнологий; | ||
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - | увеличение к 2020 году: | ||
Сроки реализации Программы | - | 2010-2020 годы | ||
Объемы и источники финансирования Программы | - | предполагаемый общий объем финансирования за 2010-2020 годы составляет 16340,677 млн. рублей (в ценах 2010 года), в том числе: | ||
республиканского бюджета Чувашской Республики - 88,65 млн. рублей, в том числе: | ||||
бюджетов муниципальных районов - 35,0 млн. рублей, в том числе: | ||||
внебюджетных источников -16217,027 млн. рублей, в том числе: | ||||
Планируемые результаты реализации Программы и показатели бюджетной и социальной эффективности | - | в результате реализации Программы к 2021 году ожидается: | ||
Система организации контроля за выполнением Программы | - | контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики. |
республиканского бюджета Чувашской Республики - 88,65 млн. рублей, в том числе: | ||
бюджетов муниципальных районов - 35,0 млн. рублей, в том числе: | ||
внебюджетных источников -16217,027 млн. рублей, в том числе: |
Республиканская целевая программа "Развитие биоэкономики в Чувашской Республике до 2020 года" (далее - Программа) является инструментом реализации Стратегии "Чувашия – биорегион" до 2020 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 марта 2010 г. N 84.
Программа направлена на достижение цели трансформации Чувашской Республики в биорегион и коррелирована с задачами и подходами:
Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года;
Стратегии "Чувашия - биорегион" до 2020 года.
По заключению экспертов Организации Объединенных Наций, в XXI веке биотехнологии будут определять развитие человечества во всех сферах его деятельности, в первую очередь в получении продуктов питания, медицинских препаратов, в сельском хозяйстве, экологии, энергетике.
Для вовлечения в процесс инновационных преобразований по реализации Стратегии "Чувашия - биорегион" до 2020 года субъектов экономической деятельности (сельскохозяйственного производства, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, строительства, транспорта, здравоохранения, науки и образования) необходим широкий спектр активных механизмов, позволяющих не только наблюдать за ситуацией, но и влиять на нее.
Именно программно-целевой метод обеспечивает реализацию одновременно трех типов интеграции:
пространственной (охватывает все муниципальные районы Чувашской Республики);
временной (соблюдение четкой последовательности этапов и единства этапных мероприятий);
объектной (реализация политики в области стандартов и регламентов, развития сельского хозяйства и социальной сферы, стимулирования малого бизнеса и предпринимательства, инвестиционной и налоговой политики, политики в области межрегиональных и внешнеэкономических связей, поддержки системы высшего образования и фундаментальных исследований).
Применение программно-целевого метода необходимо для:
комплексного обеспечения достижения миссии, целей и задач Стратегии "Чувашия - биорегион" до 2020 года;
базового развития интеллектуального потенциала и человеческого капитала биоэкономики;
решения проблемных вопросов биотехнологических процессов в Чувашской Республике.
1.2.1. Подготовка специалистов для биоэкономики в Чувашской Республике
В Чувашской Республике рынок образовательных услуг государственных и негосударственных учреждений профессионального образования слабо связан с рынком труда и инновационным развитием Чувашии. Из 22 высших и 31 среднеспециального образовательных учреждений потенциально подготовку специалистов в сфере биотехнологий могут осуществлять не более семи (табл. 1.1 приложения N 1).
Специалист, получивший среднеспециальное образование в сфере технологий обработки сырья и производства пищевых продуктов, практически не имеет возможности продолжить обучение в республике.
Из 146 направлений и специальностей, по которым ведется подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием, ни одно не предполагает обучение непосредственно в сфере биотехнологий. Отдельные дисциплины преподаются в рамках специальностей по растениеводству, животноводству, агрономии.
Ситуация осложняется и тем, что потребности в специалистах по применению биотехнологий в пределах нашей республики небольшие (не более 10-15 человек в год), следовательно, учебные заведения не заинтересованы в их обучении даже на контрактной основе.
В республике функционируют 10 советов по защите кандидатских и докторских диссертаций. С 2005 года наблюдается тенденция к росту численности аспирантов в вузах (диаграмма 1.1 приложения N 1). Их число к 2009 году выросло в 1,53 раза, однако выпуск аспирантов с защитой диссертации по отдельным специальностям не превышает 40 процентов. Несмотря на более высокие показатели относительно среднероссийского уровня (30 процентов), прослеживается недостаточная мотивация ведения исследовательской деятельности. Одновременно наблюдается отсутствие как кандидатских, так и докторских диссертаций по вопросам разработок в сфере биотехнологий.
1.2.2. Научая база
Наличие определенной "массы" интеллектуальной собственности и вовлечение ее в рыночный оборот способствуют более интенсивному ее внедрению в производственную и социальную сферы.
За период с 2005 года количество заявок на изобретения и полезные модели, поданных резидентами Чувашской Республики в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, выросло в 1,4 раза, а количество патентов, выданных резидентам Чувашской Республики, - в 1,7 раза (диаграммы 1.2 и 1.3 приложения N 1). Однако данные темпы роста недостаточны для качественного рывка в сфере наращивания интеллектуального потенциала и обеспечения базы развития нано- и биотехнологической промышленности в регионе. Так, по количеству полученных патентов в расчете на 1 млн. жителей Чувашская Республика занимает 58-е место в рейтинге субъектов Российской Федерации, причем ни один из патентов не относится к сфере биотехнологий.
Всего в 2009 году физическими лицами, проживающими в Чувашской Республике, и юридическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории Чувашской Республики, было подано 125 заявок на изобретения и 108 заявок на полезные модели, 43 процента из них исходили от физических и 57 процентов от юридических лиц. Фактически же патентной защитой было обеспечено 119 (95 процентов) и 108 (79 процентов) заявок соответственно.
По показателю количества поданных заявок республику опережают не только такие признанные лидеры, как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирская область, но и регионы, имеющие более низкие социально-экономические показатели, как-то: Ивановская область, Пермский край.
Среди регионов, сопоставимых с Чувашской Республикой по площади и совокупности имеющихся природных ресурсов, Чувашия занимает среднюю позицию (диаграмма 1.4 приложения N 1).
В сравнении же с европейскими странами республика опережает только Литву и Люксембург (диаграмма 1.5 приложения N 1).
Инертность исследовательской деятельности сочетается с традиционной неразвитостью механизмов коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в Чувашской Республике, в результате чего средний процент коммерциализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ вузовской науки составляет всего 65 процентов.
1.2.3. Недостаточное развитие интеграционных процессов бизнеса и учреждений образования
Общеизвестно, что в США наука практически создается в системе высшего образования. Каждый университетский профессор курирует не один десяток студентов, между которыми он распределяет договорную работу, заказанную какой-либо компанией. В вузах республики студенческий потенциал практически не используется. Нарушается причинно-следственная связь: учащиеся не только не вовлечены в исследовательский процесс, но и не представляют реальные потребности и проблемы промышленных предприятий, а предусмотренная для этих целей производственная практика превращена в написание типовых отчетов о социально-экономическом положении субъектов бизнеса на основе бухгалтерской отчетности.
Десинхронизация рынка труда и рынка образовательных услуг привела к тому, что наблюдается временной разрыв в 5-8 лет между возникновением потребности в специалистах инновационной экономики и готовностью высших учебных заведений удовлетворить кадровый голод.
Отсутствие необходимых навыков и знаний приводит к удешевлению трудовых ресурсов. Так, доля годового фонда заработной платы в объеме валового регионального продукта по республике составляет всего 43,7 процента (в развитых странах - 75 процентов). Вместе с тем дешевый труд малопроизводителен, подавляет инициативу, консервирует низкий уровень организации и условий труда и в конечном счете обусловливает низкий уровень жизни населения.
1.2.4. Низкая инновационная активность организаций