Недействующий

О республиканской целевой программе "Повышение экологической безопасности в Чувашской Республике на 2010-2015 годы" (утратил силу на основании постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.10.2013 N 439)

Таблица 1

Динамика достигнутых показателей эффективности реализации Программы


Наименование
 индикаторов

2006 г .

2007 г .

2008 г .

2009 г .

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

Демеркуризация ртутьсодержащих отходов, рост в процентах к предыдущему году

8

8,6

10

10,2

12

12

10

10

Селективный сбор ТБО, рост в процентах к 2005 году

11

87,7

23

252,9

34

340,1

45

521

Вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, тыс. тонн/год

-

-

не менее
 1,1

2,718

не менее
 1,25

2,907

не менее
 1,4

5,604

Снижение риска аварий на ГТС, создающих угрозу экологической безопасности, единиц, нарастающим итогом

-

-

4

4

9

9

12

12

Количество созданных ООПТ для формирования экологического каркаса Чувашской Республики и сохранения биологического разнообразия, единиц

3

3

3

3

1

1

1

1

Необходимость разработки настоящей Программы обусловлена актуальностью вопросов повышения экологической безопасности и улучшения состояния окружающей среды в целях формирования благоприятных условий жизнедеятельности, предусмотренного Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, утвержденной Законом Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. N 8.

В Чувашской Республике в 2009 году выбросы вредных веществ стационарными источниками в атмосферный воздух составили 35,637 тыс. тонн, выбросы стоящего на учете автотранспорта - 112,616 тыс. тонн, что превышает выбросы стационарных источников более чем в 3,1 раза. Осуществляя выбросы вредных веществ непосредственно в приземный слой атмосферы, автотранспорт является основным источником ее загрязнения.

Основной вклад в выбросы стационарных источников вносят организации транспорта и связи - 65,5 процента, производства и распределения электроэнергии, газа и воды – 11,2 процента, производства прочих неметаллических минеральных продуктов – 3,9 процента, производства машин и оборудования – 3,9 процента, химического производства – 2,2 процента.

Наибольшую антропогенную нагрузку испытывает атмосферный воздух в гг. Чебоксары и Новочебоксарске. В 2009 году уровни загрязнения атмосферного воздуха в этих городах характеризовались как высокие, комплексные показатели его загрязнения (индексы загрязнения атмосферы - ИЗА5), рассчитанные по приоритетным примесям, включающим формальдегид, бенз(а)пирен, взвешенные вещества, диоксид азота, оксид углерода, фенол, составили соответственно 9,2 и 12,4.

Значительное негативное воздействие на водные объекты оказывает сброс недостаточно очищенных сточных вод после очистных сооружений. Наиболее распространенными загрязняющими водные объекты веществами являются фенол, фторид-анион, легкоокисляющиеся органические вещества по величине БПК5, соединения меди, марганца, цинка, железа и никеля.

По состоянию на конец 2009 года объем сброса недостаточно очищенных сточных вод составил по Чувашской Республике 89,15 млн. куб. метров. Всего на территории республики насчитывается 216 очистных сооружений, практически все они морально устарели и в значительной мере изношены. Кроме того, многие из них перегружены, что приводит к несоблюдению технологических режимов очистки стоков.

В силу этих причин степень очистки на большинстве очистных сооружений не удовлетворяет нормативным требованиям, что способствует загрязнению водных объектов и вызывает необходимость проведения реконструкции или капитального ремонта таких очистных сооружений.

Основные мероприятия по восстановлению очистных сооружений реализуются в рамках республиканской целевой программы "Обеспечение населения Чувашской Республики качественной питьевой водой на 2009-2020 годы", принятой Указом Президента Чувашской Республики от 2 декабря 2008 г. N 123.

На территории Чувашской Республики имеется свыше 3,5 тыс. различных гидротехнических (водохозяйственных) сооружений, 1062 из них - капитальной постройки.

Среди ГТС имеются крупные: с объемом чаши пруда свыше 1 млн. куб. метров - 28 штук, от 1 млн. до 500 тыс. куб. метров – 69 штук, от 500 тыс. до 300 тыс. куб. метров – 99 штук и менее 300 тыс. куб. метров – 866 штук.

В основном ГТС имеют четвертый класс капитальности, то есть срок их службы ограничен 25 годами. Для 80 процентов ГТС этот срок уже истек, а для оставшихся истекает в ближайшие годы. Поэтому вышеуказанные сооружения являются потенциально опасными и требуют проведения мероприятий по обеспечению их безопасности.

Наиболее острой проблемой, приводящей к ухудшению качества окружающей среды и нарастанию экологической напряженности, является загрязнение отходами производства и потребления на территории Чувашской Республики.

Начиная с 2007 года в целом по республике наблюдается рост накопленных в организациях отходов (1,4-3,1 процента). Их количество является значительным. В 2009 году количество таких отходов составило 2037,332 тыс. тонн.

По отношению к 2004 году на 17,3-32,3 процента увеличились годовые объемы ТБО, образующихся в жилищно-коммунальном секторе, а также возросли объемы отходов, размещаемых на полигонах и свалках.

Количество использованных и обезвреженных отходов всех классов опасности в 2009 году составило 7,5 процента от общего количества имеющихся на предприятиях на начало года и образовавшихся за год отходов, что при незначительной составляющей обезвреживания свидетельствует о недостаточном вовлечении их в хозяйственный оборот.

В целях сокращения объемов накопления отходов за счет их переработки и обезвреживания необходимы создание и внедрение соответствующих экологически безопасных технологий, сортировки и селективного сбора ТБО.

Остается неблагоприятной обстановка с объектами размещения отходов. Из существующих на территории Чувашской Республики 22 объектов размещения ТБО только два полигона из четырех и шесть санкционированных свалок соответствуют природоохранным требованиям. Размещение отходов на не обустроенных в соответствии с указанными требованиями объектах размещения отходов, а также на стихийных несанкционированных свалках оказывает отрицательное влияние на окружающую среду и усугубляет экологическую обстановку в республике. Кроме того, вместимость объектов размещения отходов, за исключением полигонов, в основном исчерпана.

В настоящее время в Чувашской Республике имеются разрозненные материалы по инженерной геологии для отдельных хозяйственных объектов. Отсутствие обобщенных сведений в указанной сфере существенно затрудняет охрану и рациональное использование природных ресурсов, отвод земельных участков под объекты размещения отходов, определение расположения объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, а также оперативное реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в целях повышения экологической безопасности в республике.

В сложившихся условиях требуется создание общей цифровой инженерно-геологической карты Чувашской Республики с учетом геолого-геоморфологического строения, гидрогеологических условий, проявлений активных экзогенных геологических процессов, высокой техногенной нагрузки.

Одним из основных инструментов повышения экологической безопасности в республике является государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды), представляющий собой комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценку и прогноз изменений состояния окружающей среды.

{Абзац пятьдесят четвертый в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 02 октября 2012 г. N 406}

Наблюдения за загрязнением окружающей среды являются источником исходной информации для расчетов по определению допустимых антропогенных нагрузок на объекты окружающей среды, лежат в основе регулирования антропогенного воздействия на окружающую среду и обеспечения защищенности населения, животного и растительного мира от ее загрязнения.

В то же время высокая степень информированности о состоянии загрязнения объектов окружающей среды существенно повышает уровень инвестиционной привлекательности территорий, особенно для инвестиций иностранного капитала.

Серьезным недостатком действующей в республике системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) являются ее низкий технический уровень, неполное пространственное и временное разрешение, что приводят к отсутствию значимой информации. Например, республика не располагает сведениями о фактическом уровне загрязнения атмосферного воздуха и почвы в гг. Алатыре, Канаше, Шумерле, пгт Вурнары, других населенных пунктах.