Динамика потребления электроэнергии за 2004-2008 годы в разрезе основных потребителей, млн. кВт?ч
Наименование | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | |||||
млн. кВт ? ч | % | млн. кВт ? ч | % | млн. кВт ? ч | % | млн. кВт ? ч | % | млн. кВт ? ч | % | |
Промышленность | 2082,9 | 44,1 | 2187,9 | 46 | 2285,5 | 45,8 | 2313,5 | 47 | 2242,8 | 45,3 |
Сельское хозяйство | 159 | 3,4 | 143 | 3 | 143 | 2,9 | 128 | 2,6 | 130 | 2,6 |
Транспорт | 836 | 17,7 | 895 | 18,8 | 929 | 18,6 | 840 | 17,1 | 1195 | 24,1 |
Строительство | 89 | 1,9 | 91 | 1,9 | 92 | 1,8 | 108 | 2,2 | 95 | 1,9 |
Бюджетная сфера | 206 | 4,4 | 205 | 4,4 | 212 | 4,2 | 214 | 4,4 | 212 | 4,3 |
Население | 659,5 | 14 | 628,9 | 13,2 | 666,8 | 13,5 | 714,7 | 14,5 | 784,6 | 15,8 |
Прочие виды деятельности | 688,4 | 14,5 | 602,6 | 12,7 | 660,4 | 13,2 | 599,1 | 12,2 | 292,3 | 5,9 |
Всего | 4720,8 | 100 | 4753,4 | 100 | 4988,7 | 100 | 4917,3 | 100 | 4951,7 | 100 |
Рисунок на бумажном носителе.
Рис. 1. Доля потребления электроэнергии в разрезе основных потребителей
Основным инструментом управления энергосбережением является программно-целевой метод, предусматривающий разработку, принятие и исполнение республиканской и муниципальных целевых программ энергосбережения, а также целевых программ субъектов хозяйственной деятельности.
Программа направлена на повышение эффективности энергетических обследований, учета и контроля за потреблением энергоресурсов, совершенствование системы нормирования в бюджетной сфере, разработку системы мониторинга внедряемых мероприятий по энергосбережению, стимулирование мер по снижению энергоемкости, формирование условий и механизмов, способствующих появлению и реализации проектов в области энергосбережения.
В связи с этим Программа предусматривает осуществление комплекса организационных мер по пропаганде и популяризации вопросов энергосбережения, проведению конкурсов на лучшую постановку работы по энергосбережению среди промышленных предприятий, муниципальных образований, на освещение этой темы в средствах массовой информации, по повышению культуры энергопотребления среди населения, формированию и проведению энергосберегающей политики в Чувашской Республике, участию в межрегиональных, национальных и международных проектах.
Дефицит энергии и ограниченность топливных ресурсов приводят к неизбежному переходу к нетрадиционным, альтернативным источникам энергии. Неуклонный рост цен на энергоносители, растущие выбросы углекислого газа, окислов азота и серы оказывают негативное воздействие на климат и экологию. Для Чувашской Республики решение этих вопросов возможно только путем инновационного развития, внедрения новых экономичных технологий и повышения эффективности уже имеющихся технологий.
На протяжении более 30 последних лет государственная энергетическая стратегия всех промышленно развитых стран была направлена на энергосбережение и переход от ископаемого топлива к поиску альтернативных источников энергии, основанных на использовании возобновляемых экологически чистых источников энергии.
Рациональное использование и экономное расходование органического топлива (угля, нефти, природного газа), повышение эффективности конечного потребления энергии во всех секторах экономики, развитие возобновляемых источников энергии (биомассы, гидроэнергии, солнечной энергии, энергии ветра и др.) могут обеспечить потребности в энергии и являются действенным средством повышения устойчивости развития экономики и сохранения окружающей среды.
В Энергетической стратегии России на период до 2030 года обозначена необходимость расширения использования возобновляемых источников энергии, в том числе в целях:
обеспечения устойчивого тепло- и электроснабжения населения и производства в зонах децентрализованного энергоснабжения;
обеспечения гарантированного минимума энергоснабжения населения и производства в зонах централизованного энергоснабжения, испытывающих дефицит энергии, предотвращения ущерба от аварийных и ограничительных отключений;
снижения вредных выбросов от энергетических установок в городах и населенных пунктах со сложной экологической обстановкой, а также в местах массового отдыха населения.
Между тем Республиканской целевой программой развития энергетики Чувашской Республики на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 августа 2006 г. N 208, в целях обеспечения надежности теплоснабжения предусмотрены:
установка резервных котлов на твердом топливе в котельной д. Новые Тренькасы Чебоксарского района;
строительство установок резервного топлива в котельных на газовом топливе в МУЗ "Шумерлинская городская больница", МУЗ "Красночетайская центральная районная больница" (котельная "Квартальная"), МУП "Коммунальник", с. Шемурша.
Не все газовые котельные организаций, в том числе социально значимых объектов, имеют сегодня резервные топливные хозяйства. Это создает угрозу безопасности теплоснабжения и в условиях ограниченности бюджетных средств вынуждает искать альтернативные, более дешевые в части проектирования, монтажа и эксплуатации установки резервного топливного хозяйства.
Одним из таких вариантов является использование газогенераторных установок, позволяющих использовать любые органические отходы, включая пеллеты, древесный уголь, щепу и т.д. Получаемый силовой газ в зависимости от модификации газогенератора и используемого дополнительного оборудования может использоваться как для производства тепла, горячего водоснабжения, так и для производства в когенеративных установках электричества.
При получении генераторного газа из древесины его теплотворная способность составляет 12-13 МДж/кг, удельная масса – 1,10 до 1,15 кг/куб. м. Выход газа в среднем составляет 1,8–2,5 куб. м на каждый килограмм газифицируемой древесины.
Благодаря высокой эффективности процесса газификации (выход генераторного газа - 85–90 процентов), а также удобству использования газообразного топлива подобная схема сжигания является более чистым и эффективным способом получения тепла, чем сжигание твердого топлива непосредственно в топке котла.
Еще одним важным преимуществом является то, что для работы газогенератора используется топливо низкого качества - опилки, измельченная кора, щепа, то есть топливо, малопригодное для сжигания в обычном котле.
С учетом перспективы роста стоимости природного газа экономически оправданным является вариант перевода котлов, сжигающих природный газ, на сжигание генераторного газа.
Кроме того, использование газогенераторных установок решает проблему утилизации низкосортной, нетоварной древесины в лесном хозяйстве Чувашской Республики, где на долю дровяной древесины приходится около 40 процентов лесных ресурсов.
Реализация мероприятий по использованию газогенераторных установок позволит: