1.1. Чувашская Республика располагает незначительными земельными ресурсами, но и это национальное богатство используется не всегда эффективно. Начатая в 1991 году земельная реформа не доведена до конца. Принятыми законами и нормативными правовыми актами регулируются отдельные вопросы земельных отношений, однако ими не создана целостная система земельного законодательства. С целью восполнения правового вакуума в регулировании земельных отношений, возникшего в результате признания недействующими значительной части статей Земельного кодекса РСФСР, был издан Указ Президента Чувашской Республики от 22 мая 1994 г. N 55 "О регулировании земельных отношений в Чувашской Республике", в соответствии с которым осуществляется регулирование земельных отношений на территории республики. Земельный рынок, его инфраструктура находятся в начальной стадии становления и отстают от потребностей реальной экономики. Отсутствует система реальных гарантий прав на земельные участки, что приводит к снижению инвестиционной привлекательности Чувашской Республики. Финансирование мероприятий в сфере землепользования мизерно и осуществляется по остаточному принципу, вследствие чего система землеустройства находится на неудовлетворительном уровне и не имеет перспективы дальнейшего развития.
Таким образом, перед Чувашской Республикой сегодня стоит сложная задача по завершению реформирования земельных отношений и созданию республиканской системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при ее предоставлении.
Настоящая республиканская целевая программа "Развитие земельной реформы в Чувашской Республике на 2000-2002 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии со стратегическими целями земельной реформы.
Стратегические цели земельной реформы диктуют выбор приоритетов и сужают в 2000 - 2002 годах проблематику земельных преобразований, которые, с одной стороны требуют минимума затрат, а с другой стороны, уже в ближайшее время могут обеспечить экономическую и социальную отдачу. По мере стабилизации экономики республики спектр решаемых земельных проблем будет расширяться.
1.2. Основные итоги земельных преобразований в Чувашской Республике в 1991-1998 годах.
В Чувашской Республике завершен первый этап земельных преобразований. В ходе первого этапа произошли принципиальные, глубинные изменения в формах собственности на землю. Сельским и городским жителям бесплатно переданы в собственность и пожизненное наследуемое владение тысячи гектаров продуктивных земель. Они получили земельные участки под коллективное садоводство и огородничество, индивидуальное жилищное строительство. расширение личных подсобных и организацию крестьянских (фермерских) хозяйств. В результате земельной реформы к 1999 году достигнуты определяющие в становлении нового земельного строя преобразования:
1) ликвидирована монополия государственной собственности на землю. Проведена реорганизация колхозов и совхозов, осуществлена приватизация их земель. В итоге более 258 тысяч работников бывших колхозов и совхозов, сельских жителей, стали собственниками земельных долей. Организовано 1229 крестьянских (фермерских) хозяйств, в распоряжение которых передано более 10 тыс. га земель. Сформирован фонд перераспределения земель на площади более 34,5 тыс. га. В собственность и пожизненно наследуемое владение граждан передано более 128 тыс. га, или 12,3% всех сельскохозяйственных угодий республики.
В ведение органов местного самоуправления передано более 315 тыс. га земель (1669 сельских населенных пунктов с прилегающими территориями, 17 городов и поселков);
2) в основном решена проблема обеспечения граждан земельными участками. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, индивидуального жилищного строительства имеют 422 тыс. граждан. В настоящее время в их собственности, владении и пользовании находится 121,6 тыс. га земель. Средний размер земельных участков личных подсобных хозяйств вырос с 0,30 до 0,52 га:
3) зарегистрированы права граждан и юридических лиц на большую часть земельных участков. Документы, удостоверяющие права на землю, выданы 284,1 тыс. гражданам и 4,2 тыс. юридическим лицам и крестьянским (фермерским) хозяйствам;
4) введена платность землепользования. Ставки земельного налога и арендной платы дифференцированы в зависимости от местоположения и качества земельных участков.
Обеспечены поступления земельных платежей в бюджеты всех уровней: в 1997 году - в сумме 54,7 млн. рублей, в 1998 году - 66,9 млн. рублей;
5) формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры. Количество сделок с землей постоянно возрастает, в 1998 году оно достигло 3,6 тысяч в год. Создается государственная автоматизированная система ведения земельного кадастра. Завершаются работы по оценке земель сельскохозяйственного назначения.
1.3. Несмотря на ряд позитивных итогов первого этапа земельной реформы, процессы реформирования в целом протекали непоследовательно, бессистемно и крайне медленно.
1) земельная реформа коснулась в основном земель сельскохозяйственного назначения, хотя она не может ограничиваться преобразованиями только в сельском хозяйстве. Сегодня большое экономическое значение имеет использование потенциала земель городов, промышленности, а также других категорий земель:
2) принятые в 1991 году принципы налогообложения земли и взимания арендной платы не соответствуют требованиям настоящего времени и нуждаются в пересмотре. В нарушение действующего законодательства земельные платежи в основном расходуются не на проведение земельных преобразований;
3) до сих пор не проведено разграничение земель, находящихся в федеральной собственности, собственности Чувашской Республики и муниципальных образований:
4) в аграрном секторе первый этап реформы не решил возложенных на него задач:
не используется экономический потенциал земли как источника инвестиций;
собственниками земельных долей не полностью реализуются права по распоряжению долями;
5) крайне медленно идет приватизация земли в городах, что не позволяет привлекать достаточные объемы инвестиций и тормозит перераспределение городских земель на основе требований рынка и развития городов;
6) финансовое, материальное и кадровое обеспечение реформ осуществляется крайне неудовлетворительно. В итоге в 1997-1998 годах практически свернуты землеустроительные работы, тормозятся создание земельного кадастра, оформление документов о правах на землю, проведение массовой оценки земель, экономического зонирования территорий и другие работы.