КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 1999 года N 275
О Республиканской целевой программе "Развитие земельной реформы в Чувашской Республике на 2000 - 2002 годы"
Признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10.10.2003 г. N 247
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 мая 2001 года N 97}
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 г. N 694 "О федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы" Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие земельной реформы в Чувашской Республике на 2000-2002 годы" (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком-координатором Программы Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Чувашской Республике Федеральной службы земельного кадастра России. (в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 мая 2001 года N 97)
3. Министерству экономики Чувашской Республики и Министерству финансов Чувашской Республики при формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на соответствующие годы предусматривать выделение средств на финансирование Программы.
4. Рекомендовать администрациям районов и городов обеспечивать реализацию мероприятий Программы, финансируемых за счет средств местного бюджета.
(в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 мая 2001 года N 97)
Наименование Программы | республиканская целевая программа "Развитие земельной реформы в Чувашской Республике на 2000 - 2002 годы" |
Основание для разработки Программы | постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 г. N 694 |
Государственный заказчик | Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Чувашской Республике Федеральной службы земельного кадастра России |
Основной разработчик П рограммы | Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Чувашской Республике Федеральной службы земельного кадастра России |
Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели | повышение эффективности использования земель, создание условий для увеличения социального, инвестиционного и производственного потенциала земли |
Сроки реализации Программы | 2000 - 2002 годы |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий | разработка и совершенствование нормативной правовой базы; |
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий | Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Чувашской Республике Федеральной службы земельного кадастра России, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, Министерство экономики Чувашской Республики, Министерство строительства, дорожного и коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерство юстиции Чувашской Республики, Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Чувашской Республике |
Объемы и источники финансирования | всего по Программе - 68,7 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 17,4 млн. рублей, республиканского бюджета Чувашской Республики - 27,4 млн.рублей, местных бюджетов - 23,9 млн.рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | закрепление конституционных прав граждан свободно распоряжаться участками земли и земельной долей под контролем государства; |
Система организации контроля за выполнением Программы | контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляется Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Чувашской Республике Федеральной службы земельного кадастра России с ежегодным информированием Кабинета Министров Чувашской Республики к 10 февраля 2003 года |
(в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 мая 2001 года N 97)
1.1. Чувашская Республика располагает незначительными земельными ресурсами, но и это национальное богатство используется не всегда эффективно. Начатая в 1991 году земельная реформа не доведена до конца. Принятыми законами и нормативными правовыми актами регулируются отдельные вопросы земельных отношений, однако ими не создана целостная система земельного законодательства. С целью восполнения правового вакуума в регулировании земельных отношений, возникшего в результате признания недействующими значительной части статей Земельного кодекса РСФСР, был издан Указ Президента Чувашской Республики от 22 мая 1994 г. N 55 "О регулировании земельных отношений в Чувашской Республике", в соответствии с которым осуществляется регулирование земельных отношений на территории республики. Земельный рынок, его инфраструктура находятся в начальной стадии становления и отстают от потребностей реальной экономики. Отсутствует система реальных гарантий прав на земельные участки, что приводит к снижению инвестиционной привлекательности Чувашской Республики. Финансирование мероприятий в сфере землепользования мизерно и осуществляется по остаточному принципу, вследствие чего система землеустройства находится на неудовлетворительном уровне и не имеет перспективы дальнейшего развития.
Таким образом, перед Чувашской Республикой сегодня стоит сложная задача по завершению реформирования земельных отношений и созданию республиканской системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при ее предоставлении.
Настоящая республиканская целевая программа "Развитие земельной реформы в Чувашской Республике на 2000-2002 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии со стратегическими целями земельной реформы.
Стратегические цели земельной реформы диктуют выбор приоритетов и сужают в 2000 - 2002 годах проблематику земельных преобразований, которые, с одной стороны требуют минимума затрат, а с другой стороны, уже в ближайшее время могут обеспечить экономическую и социальную отдачу. По мере стабилизации экономики республики спектр решаемых земельных проблем будет расширяться.
1.2. Основные итоги земельных преобразований в Чувашской Республике в 1991-1998 годах.
В Чувашской Республике завершен первый этап земельных преобразований. В ходе первого этапа произошли принципиальные, глубинные изменения в формах собственности на землю. Сельским и городским жителям бесплатно переданы в собственность и пожизненное наследуемое владение тысячи гектаров продуктивных земель. Они получили земельные участки под коллективное садоводство и огородничество, индивидуальное жилищное строительство. расширение личных подсобных и организацию крестьянских (фермерских) хозяйств. В результате земельной реформы к 1999 году достигнуты определяющие в становлении нового земельного строя преобразования:
1) ликвидирована монополия государственной собственности на землю. Проведена реорганизация колхозов и совхозов, осуществлена приватизация их земель. В итоге более 258 тысяч работников бывших колхозов и совхозов, сельских жителей, стали собственниками земельных долей. Организовано 1229 крестьянских (фермерских) хозяйств, в распоряжение которых передано более 10 тыс. га земель. Сформирован фонд перераспределения земель на площади более 34,5 тыс. га. В собственность и пожизненно наследуемое владение граждан передано более 128 тыс. га, или 12,3% всех сельскохозяйственных угодий республики.
В ведение органов местного самоуправления передано более 315 тыс. га земель (1669 сельских населенных пунктов с прилегающими территориями, 17 городов и поселков);
2) в основном решена проблема обеспечения граждан земельными участками. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, индивидуального жилищного строительства имеют 422 тыс. граждан. В настоящее время в их собственности, владении и пользовании находится 121,6 тыс. га земель. Средний размер земельных участков личных подсобных хозяйств вырос с 0,30 до 0,52 га:
3) зарегистрированы права граждан и юридических лиц на большую часть земельных участков. Документы, удостоверяющие права на землю, выданы 284,1 тыс. гражданам и 4,2 тыс. юридическим лицам и крестьянским (фермерским) хозяйствам;
4) введена платность землепользования. Ставки земельного налога и арендной платы дифференцированы в зависимости от местоположения и качества земельных участков.
Обеспечены поступления земельных платежей в бюджеты всех уровней: в 1997 году - в сумме 54,7 млн. рублей, в 1998 году - 66,9 млн. рублей;
5) формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры. Количество сделок с землей постоянно возрастает, в 1998 году оно достигло 3,6 тысяч в год. Создается государственная автоматизированная система ведения земельного кадастра. Завершаются работы по оценке земель сельскохозяйственного назначения.
1.3. Несмотря на ряд позитивных итогов первого этапа земельной реформы, процессы реформирования в целом протекали непоследовательно, бессистемно и крайне медленно.
1) земельная реформа коснулась в основном земель сельскохозяйственного назначения, хотя она не может ограничиваться преобразованиями только в сельском хозяйстве. Сегодня большое экономическое значение имеет использование потенциала земель городов, промышленности, а также других категорий земель:
2) принятые в 1991 году принципы налогообложения земли и взимания арендной платы не соответствуют требованиям настоящего времени и нуждаются в пересмотре. В нарушение действующего законодательства земельные платежи в основном расходуются не на проведение земельных преобразований;
3) до сих пор не проведено разграничение земель, находящихся в федеральной собственности, собственности Чувашской Республики и муниципальных образований:
4) в аграрном секторе первый этап реформы не решил возложенных на него задач:
не используется экономический потенциал земли как источника инвестиций;
собственниками земельных долей не полностью реализуются права по распоряжению долями;
5) крайне медленно идет приватизация земли в городах, что не позволяет привлекать достаточные объемы инвестиций и тормозит перераспределение городских земель на основе требований рынка и развития городов;
6) финансовое, материальное и кадровое обеспечение реформ осуществляется крайне неудовлетворительно. В итоге в 1997-1998 годах практически свернуты землеустроительные работы, тормозятся создание земельного кадастра, оформление документов о правах на землю, проведение массовой оценки земель, экономического зонирования территорий и другие работы.
2.1. Целью земельной реформы является повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного и производительного потенциала земли, превращение ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста.
2.2. Земельная реформа - важнейший элемент структурной перестройки экономики, одно из основных направлений государственной политики, содержанием которого в Чувашской Республике на нынешнем этапе являются:
осуществление практического перехода к гарантированным Конституцией Российской Федерации и Конституцией Чувашской Республики формам собственности на землю и их стабилизация посредством государственной регистрации и гарантирования прав;
вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание регулируемого государством земельного рынка и его инфраструктуры;
приватизация земли имеющими на это право в соответствии с действующим законодательством гражданами и юридическими лицами;
разграничение неприватизированных земель на находящиеся в федеральной собственности, государственной собственности Чувашской Республики и муниципальной собственности;
создание государственной автоматизированной системы ведения земельного кадастра и государственной регистрации прав и сделок с землей, проведение массовой оценки земли на территории республики.
2.3. Целью настоящей Программы является обеспечение разработки и реализации комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых, научно-технических, землеустроительных и иных мер, позволяющих к началу 2002 года в целом завершить осуществление земельной реформы в Чувашской Республике и создать эффективный механизм регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами.
Выделяются два этапа реализации Программы:
I этап (2000 год), на котором осуществляются мероприятия, которые должны привести к существенным (качественным) изменениям земельных отношений, не требуют значительных финансовых затрат и обеспечивают экономическую базу для проведения второго этапа. В основном это меры правового, организационно-управленческого, информационно-просветительского и технологического характера.
II этап (2001-2002 годы), в течение которого проводятся ресурсоемкие (финансовые и землеустроительные) мероприятия, направленные на достижение количественных изменений, необходимых для завершения земельной реформы.
3.1. Государственная политика в области развития и стабилизации отношений собственности на землю состоит в реализации положений Конституции Российской Федерации и Конституции Чувашской Республики о многообразии и равной защите всех форм собственности и осуществляется по следующим основным направлениям:
передача государственных и муниципальных земель при миновании государственных и муниципальных нужд в собственность граждан и юридических лиц (за исключением земель, которые в соответствии с федеральным и республиканским законодательством изъяты из гражданского оборота);
установление принципов, порядка, согласительных процедур и сроков разграничения объектов права федеральной собственности, государственной собственности Чувашской Республики и муниципальной собственности на землю;
инвентаризация, межевание и закрепление на местности границ земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
установление порядка управления и распоряжения землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности;
определение принципов и порядка передачи земель, необходимых для государственных и муниципальных нужд, в государственную либо муниципальную собственность;
создание на местном уровне системы правового зонирования муниципальных территорий.
3.2. Решение задачи укрепления гарантий конституционных прав граждан на землю предполагает:
обеспечение по возможности всем гражданам, проживающим на территории Чувашской Республики, получить (за плату или бесплатно) в собственность земельный участок, за исключением предусмотренных федеральным и республиканским законами земель, участки из состава которых не могут быть переданы в частную собственность;
обеспечение прав граждан на приватизацию в установленном законодательством порядке законно используемой ими земли;
обеспечение всем гражданам-собственникам земельных участков и земельных долей свободы в распоряжении участками и долями в той мере, в какой их оборот допускается федеральным и республиканским законодательством;
активизацию информационно-разъяснительной работы среди населения о правах собственников земельных участков и долей, создание на республиканском уровне специализированных информационно-консультационных центров.
3.3. Становление и развитие рынка земли и другой недвижимости, отвечающего требованиям качественных структурных и институциональных преобразований в экономике республики, обеспечивается разработкой и реализацией ряда взаимосвязанных государственных мероприятии, направленных на преодоление проблем функционирования рынка недвижимости с его важнейшей и неотъемлемой частью - рынком земельных участков. Его развитие будет осуществляться во взаимосвязи таких основных сегментов, как развитие оборота земли, развитие рынка в области управления использования земли, развитие рынка воспроизводства и улучшения земли.
Основные направления государственной политики по развитию рынка земли включают в себя:
развитие оборота земли, в том числе в комплексе со связанной с ней недвижимостью;
создание инфраструктуры рынка земли и другой недвижимости;
информационное обеспечение земельного рынка.
Государственная политика по развитию оборота земли и другой недвижимости основана на решении следующих задач:
введение режима рассрочки платежей при получении в собственность земельных участков;