Наименование Программы | республиканская целевая программа "Развитие агропромышленного комплекса Чувашской Республики на 2001 - 2003 годы" | ||
Дата принятия решения о разработке Программы | протокол заседания Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 июня 2000 г. N 12 | ||
Государственный заказчик Программы | Кабинет Министров Чувашской Республики | ||
Основные разработчики Программы | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики | ||
Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели | стратегические цели Программы: остановка спада производства и создание условия для его роста в размерах, необходимых для удовлетворения потребности населения республики в основных продуктах питания за счет местного производства по доступным ценам; | ||
Сроки реализации Программы | 2001 - 2003 годы | ||
Перечень подпрограмм и основных мероприятий | комплекс организационных, экономических, производственно-технологических, научно- технических и финансовых мероприятий, обеспечивающих выход из кризиса и развитие на качественно новом уровне агропромышленного комплекса республики, осуществляется в рамках отраслевых подпрограмм и направлений. | ||
земледелие и растениево дство; | |||
Исполнители Программы, подпрограмм и основных мероприятий | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики, Министерство экономики Чувашской Республики, Министерство строительства, дорожного и коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, управления сельского хозяйства и продовольствия администраций районов, предприятия агропромышленного комплекса Чувашской Республики | ||
Ожидаемые конечные результаты Программы | ожидаемыми результатами реализации Программы являются: | ||
зерна | 680 тыс. тонн; | ||
картофеля | 764 тыс. тонн; | ||
овощей | 172 тыс. тонн; | ||
хмеля | 1,1 тыс. тонн; | ||
мяса скота и плода | 106 тыс. тонн; | ||
молока | 490 тыс. тонн; | ||
яиц | 270 млн. штук | ||
Объемы и источники финансирования | объем бюджетных затрат на финансирование развития агропромышленного комплекса за годы реализации Программы составит 2769,59 млн. рублей, в том числе: | ||
федеральный бюджет | - 1019,53 млн. рублей; | ||
республиканский бюджет Чувашской Республики | - 1627,02 млн. рублей | ||
местный бюджет | - 123,04 млн. рублей; | ||
кроме того, | |||
внебюджетные источники | - 3028,92 млн. рублей | ||
всего на реализацию Программы | - 5798,51 млн. рублей | ||
Система контроля исполнения Программы | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики ежегодно к 1 апреля представляет Кабинету Министров Чувашской Республики информацию о ходе реализации Программы |
Современное состояние агропромышленного комплекса и необходимость его развития программными методами
Агропромышленный комплекс Чувашской Республики - многоотраслевая система, в состав которой входят 879 предприятий и организаций агропромышленного комплекса, в том числе 484 сельскохозяйственных предприятия, 36 предприятий по первичной переработке сельскохозяйственного сырья, 35 предприятий пищевой промышленности, 14 предприятий хлебопродуктов, 190 предприятий производственной инфраструктуры.
Из общей численности населения республики (1358,6 тыс. человек) в сельской местности проживают 530,2 тыс. человек (39,0%).
В результате проводимой аграрной реформы в агропромышленном комплексе произошли значительные социально-экономические преобразования. Практически полностью завершены реорганизация колхозов и совхозов, приватизация предприятий перерабатывающей и пищевой промышленности. Паевой раздел земли и имущества в сельскохозяйственных организациях превратил их в юридически независимые от государства хозяйствующие субъекты, за которыми закреплено право самостоятельно распоряжаться произведенной продукцией, определять направления, структуру и объемы производства, устанавливать цены на производимую продукцию.
Открыты возможности для развития различных форм сельскохозяйственного производства, но основными производителями товарной сельскохозяйственной продукции являются крупные предприятия. Создано 1286 крестьянских хозяйств, хотя их доля в объемах производства незначительна. Развитие личных подсобных хозяйств увеличило возможность самообеспечения населения сельскохозяйственными продуктами, способствовало сохранению социальной стабильности, компенсировало спад производства продукции животноводства, картофеля, овощей в общественном секторе.
В структуре агропромышленного комплекса республики по объемам произведенной продукции в текущих ценах сельское хозяйство занимает ведущее место. Возможности отрасли по производству и реализации сельскохозяйственной продукции определяются количественным и качественным составом земельных, материальных и трудовых ресурсов. Кризисные направления последних лет в экономике республики привели к снижению ресурсного обеспечения отрасли и, как следствие, к спаду производства сельскохозяйственной продукции.
При этом снижение объемов производства по основным видам сельскохозяйственной продукции сопровождалось не только количественными изменениями (сокращение посевных площадей, поголовья скота и птицы), но и качественными (снижены валовые сборы зерна, хмеля, сократились надои молока и привесы скота). Посевные площади сельскохозяйственных культур уменьшились во всех категориях хозяйств - с 768,8 тыс. га в 1994 году до 725,7 тыс. га в 1999 году. Доля сельскохозяйственных предприятий в производстве картофеля, овощей сокращается, при этом оставаясь наибольшей по зерну - 92,8 процента в 1999 году, доля в производстве картофеля снизилась с 55,2 до 27,6 процента, овощей - с 82,5 до 42,3 процента соответственно в 1990 и 1999 годах.
Произошло значительное сокращение поголовья животных, включая маточное стадо. Поголовье крупного рогатого скота с 1994 по 1999 год в общественном секторе снизилось с 298,3 тыс. до 199,0 тыс. голов, т.е. на 33 процента, поголовье свиней - на 35 процентов.
Уменьшение поголовья сопровождалось снижением продуктивности сельскохозяйственных животных. Удой молока на 1 корову, имевшуюся на начало года в сельскохозяйственных предприятиях, упал с 3084 кг в 1990 году до 2546 кг в 1999 году.
В инженерно-технической сфере агропромышленного комплекса продолжается спад технического потенциала: удельные нагрузки на машинно-тракторный парк возросли в отдельных районах в 1,5 - 2 раза по сравнению с 1991 годом, парк основных машин сократился на 30 - 35 процентов и составляет 65 - 70 процентов от потребности по нормативам.
Разрушена материально-техническая основа роста сельскохозяйственного производства. Как следствие несоблюдения агротехнических сроков и технологии возделывания и уборки сельскохозяйственных культур, невыполнения мелиоративных работ, культуртехнических работ происходит снижение плодородия, падение урожайности, увеличиваются потери урожая.
Объем поставки техники, в том числе по лизингу, не обеспечивает достаточного обновления машинно-тракторного парка. Из-за финансовых трудностей обновление происходит крайне низкими темпами и составляет 0,8 - 1,5 процента при норме 10 - 12 процентов.
К числу объективных причин, приведших к падению объемов производства продукции сельского хозяйства, следует отнести потери сельского хозяйства, связанные с диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, неплатежами и дезинтеграцией производства, обусловленными переходом к рыночным отношениям.
С целью смягчения негативных последствий переходного периода на развитие сельскохозяйственного производства ежегодно из республиканского бюджета Чувашской Республики выделялись ассигнования. В рамках выделяемых средств были предприняты меры, направленные на стабилизацию ситуации на региональном рынке продовольствия и сельскохозяйственного сырья.
Государственная поддержка осуществлялась по следующим направлениям: выделялись бюджетные ассигнования на сохранение плодородия почв, дотировалось производство животноводческой продукции, создан республиканский лизинговый фонд, образован республиканский фонд льготного кредитования птицеводческих предприятий, свиноводческих комплексов и сельскохозяйственных предприятий, специализирующихся на производстве животноводческой продукции, производилась частичная компенсация процентов за пользование коммерческими кредитами.
Принятые меры способствовали снижению темпов падения сельскохозяйственного производства, а в 1999 году значительно увеличилось количество прибыльных хозяйств.
Снижены отрицательные тенденции спада производства основных видов продукции пищевой и перерабатывающей промышленности. Принимались меры по техническому перевооружению, модернизации производства, расширению ассортимента, организации выпуска конкурентоспособной продукции на ряде предприятий. В результате произошло увеличение объема выпуска кондитерских изделий, безалкогольных напитков, пива.
Из-за недостатка сырья на крупных перерабатывающих предприятиях республики снижено производство мяса, колбасных изделий, из-за снижения платежеспособного спроса населения упало производство масла животного и сыров жирных при увеличении объемов производства цельномолочной продукции.
Результаты хозяйственной деятельности существенным образом сказываются на платежеспособности сельскохозяйственных предприятий. Несмотря на улучшение финансово-экономической ситуации в 1999 году, продолжает расти кредиторская задолженность, остается невысокой дисциплина исполнения договорных обязательств, в том числе и по поставкам продукции в региональный продовольственный фонд.
Таким образом, без повышения эффективности сельскохозяйственного производства применение компенсационных выплат по отдельным видам сельскохозяйственных предприятий даже в сочетании с проведением политики льготного кредитования не обеспечивает гарантированной стабилизации объемов производства сельскохозяйственной продукции и финансовое оздоровление хозяйств.
Наряду с негативными тенденциями, находящими свое проявление в современном сельскохозяйственном производстве, происходят процессы, усугубляющие кризисное состояние агропромышленного комплекса, определяющие его долговременный характер, например:
свертывание инвестиционной деятельности, разрушение материально-производственной базы и снижение научно-технического уровня сельского хозяйства;
обесценивание сельскохозяйственного труда, падение жизненного уровня сельского населения и снижение качественного состава руководителей и специалистов сельского хозяйства.
При сохранении сложившихся тенденций произойдут необратимые процессы, что может привести к потере продовольственной и экономической независимости.
Вместе с тем вышеназванные процессы протекают в условиях, когда республика обладает достаточным агроприродным потенциалом, способным обеспечить не только удовлетворение собственных потребностей по основным видам, но и осуществлять вывоз отдельных видов сельскохозяйственной продукции за пределы республики.