Недействующий

О Республиканской комплексной программе государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2005-2010 годы

II Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Принципиальные положения государственной жилищной политики были определены в Программе жилищного строительства в Чувашской Республике на 1998-2001 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 2 апреля 1998 г. N 93. В ходе практической ее реализации наметился устойчивый рост объемов жилищного строительства. Ввод жилья в 1998 году за счет всех источников финансирования составил 427,7 тыс. кв. метров, в 1999 году - 500,7 тыс. кв. метров, в 2000 году -502,3 тыс. кв. метров, в 2001 году - 507,8 тыс. кв. метров, в 2002 году -515,2 тыс. кв. метров, в 2003 году - 542,9 тыс. кв. метров.

По вводу в действие жилых домов на 1000 человек населения по итогам 2002 года Чувашия заняла 7 место среди 89 регионов Российской Федерации и 2 место - в Приволжском федеральном округе. В 2003 году по этому показателю Чувашская Республика заняла уже первое место среди территорий Приволжского федерального округа.

Численность семей, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий, уменьшилась с 1998 года в полтора раза и составила на начало 2004 года 57411 семей (таблица 1).

Радикальные изменения произошли в системе финансирования жилищного строительства. Были усовершенствованы правовые и организационные основы государственной жилищной политики применительно к развивающимся рыночным отношениям. Созданы условия для внедрения и развития кредитно-финансовых механизмов. Основную инвестиционную роль в отрасли стали играть ипотечные кредитные ресурсы, средства частных и индивидуальных застройщиков. В результате доля частного жилищного фонда в 2003 году составила 73,7 процента по сравнению с 59 процентами на начало 1998 года.

С использованием республиканских бюджетных источников продолжалось строительство и предоставление на льготных условиях жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Из федерального бюджета поддержку получали отдельные категории граждан, перед которыми государство имеет определенные обязательства в решении их жилищных проблем, через предоставление безвозмездных субсидий или бесплатного жилья в пределах социальных стандартов.

Вместе с тем наряду с положительными результатами в жилищном строительстве ряд поставленных задач не удалось осуществить в полном объеме. Темпы решения жилищной проблемы в республике явно недостаточны. В настоящее время проживает в общежитиях более 10 тыс. семей, в ветхих и аварийных домах - около 3,2 тыс. семей, состоят в очереди на улучшение жилищных условий 10 лет и более 22,17 тыс. семей. Обеспеченность жильем на одного человека в республике в 2003 году составила 19,8 кв. метра, что меньше среднего показателя по Российской Федерации (20,2 кв. м) и в большинстве регионов Приволжского федерального округа.

Сохраняется высокая стоимость строительства жилья. Недостаток недорогих малогабаритных квартир на первичном рынке (особенно в крупных городах) привел к тому, что необоснованно возросла стоимость вторичного жилья с низкими потребительскими качествами. В этих условиях для основной части работающего населения приобретение квартиры недоступно, а лимиты льготных социальных ипотечных кредитов недостаточны для удовлетворения спроса всех нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Особенно остро стоит проблема выполнения государством на федеральном уровне своих обязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан. В настоящее время в улучшении жилищных условий нуждаются 330 семей участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, 73 семьи граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. При этом выделяемые Чувашской Республике федеральные инвестиции позволяют решать жилищную проблему ежегодно только 2-3 семьям указанных категорий граждан.