КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 1998 года N 223
О Концепции государственной национальной политики и Программе ее реализации в Чувашской Республике на 1998 - 2005 годы
Признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 сентября 2006 г. N 236.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 1 августа 1997 г. N 162 "О мерах по реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации в Чувашской Республике" и в целях обеспечения межнационального согласия и сотрудничества, сохранения и развития культур чувашского народа и других национальностей, проживающих в Чувашской Республике, Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию государственной национальной политики Чувашской Республики;
Программу реализации Концепции государственной национальной политики Чувашской Республики на 1998 - 2005 годы.
2. Министерству финансов Чувашской Республики, Министерству экономики и внешних связей Чувашской Республики совместно с Министерством культуры и по делам национальностей Чувашской Республики предусматривать при разработке проектов республиканского бюджета Чувашской Республики ежегодно средства на финансирование Программы реализации Концепции государственной национальной политики Чувашской Республики на 1998 - 2005 годы в пределах предусмотренных бюджетом средств.
3. Министерствам и другим республиканским органам исполнительной власти, а также общественным организациям обеспечить выполнение мероприятий Программы с информированием Министерства культуры и по делам национальностей Чувашской Республики до 15 февраля ежегодно до 2006 года.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство культуры и по делам национальностей Чувашской Республики с представлением в Кабинет Министров Чувашской Республики обобщенной информации ежегодно к 1 марта до 2006 года.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики - Н. Федоров
КОНЦЕПЦИЯ государственной национальной политики Чувашской Республики
Начавшиеся в конце 80-х - начале 90-х годов сложные и во многом противоречивые процессы обновления общества и человека, возрождения больших и малых народов подняли планку национального фактора на новую высоту. Национальные аспекты, присутствуя во всех экономических, социальных, политических и духовных процессах современного общества, занимают важное место в деятельности органов государственной власти.
Настоящая Концепция государственной национальной политики Чувашской Республики (далее - Концепция) направлена на построение современного демократического правового общества и разработана с учетом основных положений Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 года.
Концепция представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов в национальном вопросе и призвана стать основой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Чувашской Республики по решению задач национального развития и регулирования межнациональных отношений, укрепления государственности Чувашской Республики, дальнейшего развития федеративных отношений.
Государственная национальная политика Чувашской Республики основывается на общепризнанных нормах международного права, принципах и положениях Конституции Российской Федерации, Конституции Чувашской Республики, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Чувашской Республики, Декларации о государственном суверенитете Чувашской Республики, Концепции государственной национальной политики Российской Федерации и данной Концепции.
Современная этнополитическая ситуация и основные тенденции развития национальных и межнациональных отношений в Чувашской Республике обусловлены комплексом исторических, социально -экономических и этнокультурных факторов как общероссийского, так и регионального масштаба.
Чувашия исторически была местом пересечения торговых путей и хозяйственных связей, миграционных потоков, активного межэтнического и межконфессионального взаимодействия. Еще в древности на ее территории жили финно-угорские народы - мари и мордва, предки чувашей - булгары и сувары, позже здесь появились и осели татары и русские. Во второй половине XV в. формируется чувашская народность.
В 1551 году Чувашский край вошел в состав Московского государства. Исторические, политические и культурные последствия этого события с учетом последовавшего за этим обращения чуваш в православие оказались эпохальными для чувашского народа.
Судьбоносную роль в национальном и культурном развитии чувашей сыграла Симбирская чувашская учительская школа, основанная в 1868 году великим просветителем народов Поволжья и Приуралья И.Я. Яковлевым.
К концу XIX века население Чувашского края состояло в основном из чувашей, русских, татар и мордвы. В этот период 64 процента чувашей проживало в Казанской, 18 процентов - Симбирской, 11 процентов - Самарской, 6 процентов - Уфимской, Оренбургской, Саратовской и 1 процент - в других губерниях.
24 июня 1920 г. была образована Чувашская автономная область с территорией в 11,6 тыс. кв. км, преобразованная 21 апреля 1925 г. в автономную республику с территорией 18,3 тыс. кв. км. С образованием автономии 40 процентов чувашей, проживающих в стране, оказались вне территории республики и составили диаспору.
В истории Советской Чувашии плодотворными в формировании основ национальной государственности и развитии как общей, так и национальных культур были 20-е годы. Однако репрессии 30-х годов уничтожили значительную часть сформировавшейся в конце XIX начале XX в.в. национальной интеллигенции.
Началом нового этапа возрождения Чувашской Республики и чувашской нации стали 90-е годы. В 1990 году была принята Декларация о государственном суверенитете Чувашской Республики. 19 октября 1990 г. ЧАССР преобразована в ЧССР, а в 1992 году - в Чувашскую Республику. Учреждаются государственные Герб, Флаг и Гимн.
С 1994 года государственная власть в республике осуществляется Президентом Чувашской Республики, Кабинетом Министров Чувашской Республики и Государственным Советом Чувашской Республики.
В этот период в республике организуются Чувашский национальный конгресс (ЧНК), Чувашский общественно-культурный центр (ЧОКЦ), возникают чувашские национально-культурные объединения в других регионах и городах России.
В соответствии с федеральным законом "О национально-культурной автономии", принятым в июне 1996 года, образованы региональные национально-культурные автономии чувашей в Центральном округе города Москвы, Ульяновской области, Республике Татарстан.
Создаются общественные организации национальностей, проживающих в Чувашской Республике: Всетатарский общественный центр Чувашской Республики, Татарский общественно-культурный центр, Мордовский культурный центр, Еврейский общественно-культурный центр, Республиканский Марийский общественно-культурный центр.
27 мая 1996 г. Президентами Российской Федерации и Чувашской Республики подписан Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Чувашской Республики, в котором признаны и закреплены современный государственно-правовой статус Чувашской Республики и ее долговременные принципиальные политико-экономические интересы. Исходя их всего комплекса конкретно-исторических факторов и реалий, чуваши свое будущее видят в составе России.
Чувашия - одна из республик Российской Федерации. Площадь ее составляет 18,3 тыс. кв. км, численность населения на начало 1998 года составила 1358,9 тысяч человек, из них 828,1 тысяч (60,9%) - горожане, 530,8 тысяч (39,1%) - сельские жители.
Абсолютное большинство населения (98,6%) состоит из четырех национальностей - 906,9 тысяч чувашей (67,8%), 357,1 тысяч русских (26,7%), 35,7 тысяч татар (2,7%) и 18,7 тысяч мордвы (1,4%). Кроме того здесь живут 7,3 тысяч украинцев, 3,8 тысяч марийцев, 2,2 тысяч белорусов и еще 18 национальностей числом от 100 до 1000 человек.
В Чувашской Республике функционируют 694 общеобразовательные школы, из них 460 - чувашских, 211 - русскоязычных, 20 - татарских и 3 - мордовские. В чувашских и татарских национальных школах 80829 учащихся обучаются на родном языке. В 172 русскоязычных и татарских национальных школах 118380 учащихся изучают чувашский язык как предмет (в 1994 г. - 78106 учащихся). Вместе с тем работа по повышению статуса и авторитета родного языка должна быть продолжена.
Формированию законодательной базы и организационно-методических основ государственной деятельности в области национальных отношений способствовало принятие Законов Чувашской Республики "О языках в Чувашской Республике", "О культуре", республиканских программ по культуре, языку, образованию, здравоохранению, социальной и молодежной политике.
Важное значение приобрела проблема сохранения языка, культурных традиций чувашского народа, проживающего за пределами Чувашской Республики. По данным переписи 1989 года лишь 49,2 процента чувашей проживает в Чувашской Республике, остальные расселены в более чем 60 регионах России: в Татарстане (134,2 тыс.), Башкортостане (118,5 тыс.), Самарской (118 тыс.), Ульяновской (116,5 тыс.), Тюменской (31,2 тыс.) областях, Красноярском крае (27 тыс.), Казахстане (22,3 тыс.), на Украине (20,4 тыс.) и других регионах.
В последние годы в чувашской диаспоре наблюдается активная национально-культурная деятельность. Чувашская диаспора осознает себя органической частью единого этноса, проявляет стремление полноценно участвовать не только в культурной, но и общественно -политической жизни Чувашской Республики.
Этнополитическая ситуация в Чувашской Республике характеризуется как стабильная и располагающая достаточным резервом положительных тенденций. Вместе с тем современное состояние межнациональных отношений в Чувашской Республике требует новых концептуальных подходов и, прежде всего, осознания того, что полиэтничность общества - это поле развития и созидательной деятельности всех народов многонациональной Чувашии и что национальный вопрос не должен становиться предметом политической конъюнктуры и спекуляций в борьбе за власть.
При реализации данной Концепции, ее Программы на 1998 - 2005 годы нормой должны стать учет общественного мнения, опора на научный анализ, прогноз и оценка последствий принимаемых решений.
Национальная политика должна носить стратегический характер, давать надежные перспективы для равноправного развития и сотрудничества народов Чувашской Республики. В этой связи чрезвычайно важное значение приобретает единство позиций всех органов государственной власти и органов местного самоуправления республики, различных политических и общественных движений.
Государственная национальная политика Чувашской Республики базируется на определенных основополагающих принципах, нормах и приоритетах, которые обязательны для учета и исполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления. Эти принципы основываются на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и Конституции Чувашской Республики, а также на мировом и российском опыте решения национального вопроса, вытекают из современных реалий Российской Федерации и особенностей исторического и современного развития Чувашской Республики.
Основными принципами государственной национальной политики Чувашской Республики являются:
равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его национальности, языка, отношения к религии, социального положения, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;
право каждого гражданина самостоятельно и без принуждения определять и указывать свою национальную принадлежность;
запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, религиозной, национальной, расовой и языковой принадлежности;
свободный доступ граждан к информации;
укрепление межнационального и гражданского единства и согласия;
содействие развитию национальных культур и языков чувашского народа и национальностей, проживающих в Чувашской Республике;
запрещение создания и деятельности общественных объединений и организаций, цели и задачи которых несут угрозу стабильности и безопасности Чувашской Республики, разжигания расовой, национальной и религиозной розни;
защита прав и интересов граждан Чувашской Республики за ее пределами в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Чувашской Республики, нормами международного права;
поддержка чувашей, проживающих за пределами Чувашской Республики, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций.
Высшей целью национальной политики Чувашской Республики является обеспечение оптимальных условий и возможностей для полноправного участия проживающих на территории Чувашской Республики национальностей в политическом, социально-экономическом и национально-культурном развитии республики.
Практическая реализация государственной национальной политики Чувашской Республики предполагает решение следующих основных задач:
1. В политической и государственно-правовой сфере:
совершенствование правовой базы взаимоотношений органов государственной власти Чувашской Республики с федеральными органами государственной власти;
формирование правовой и нормативной базы, обеспечивающей реализацию национальной политики на уровне органов государственной власти и местного самоуправления Чувашской Республики;
объединение усилий всех звеньев государственной власти и общественно-политических структур для сохранения межнационального согласия, утверждения принципа равноправия граждан различных национальностей и вероисповеданий, укрепления солидарности между ними;
обеспечение равных правовых, организационных и материальных условий гражданам, общественным национально-культурным формированиям для их участия в общественно-политической, культурной жизни на основе законов, собственной инициативы и ответственности;
установление и координация на республиканском уровне регулярных связей со всеми тюркоязычными республиками, с регионами Российской Федерации с компактным проживанием чувашского населения, а также с другими регионами Российской Федерации и зарубежными странами в целях развития экономики, науки и культуры;
осуществление государственной поддержки представителей всех национальностей Чувашской Республики в установлении и поддержании связей с этнически родственными народами, проживающими за пределами Чувашской Республики;
выработка научных прогнозов и программ общественного, политического, социального, национального и культурного развития Чувашской Республики;
создание на уровне органов местного самоуправления городов и районов с многонациональным составом населения Чувашской Республики механизмов раннего учета и предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними криминальных проявлений;
создание сети автоматизированной системы информационного обеспечения сфер государственного управления, культуры, средств массовой информации и образования на государственных языках Чувашской Республики;
обеспечение правовой защиты национальной чести и достоинства граждан Чувашской Республики, решительная борьба со всеми проявлениями национализма и шовинизма.
2. В социально-экономической сфере:
учет национально-культурных особенностей Чувашской Республики и интересов чувашской диаспоры в ходе разработки и реализации федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации;
осуществление мер по выравниванию социально-экономического развития городов и районов Чувашской Республики;
реализация специальных программ, направленных на охрану окружающей среды, улучшение медицинского обслуживания и демографической ситуации в Чувашской Республике;
содействие развитию внешних экономических связей, региональных ассоциаций экономического взаимодействия как фактора гармонизации межнациональных интересов и обеспечения комплексного решения социально-экономических и национально-культурных вопросов и проблем чувашской диаспоры;
формирование собственного имиджа Чувашской Республики как удобного и выгодного регионального торгово-экономического центра, находящегося на стыке Востока и Запада, характеризующегося благоприятными межнациональными отношениями и бесконфликтным взаимодействием разных языков, культур и религий;
рациональное использование хозяйственных возможностей, природных ресурсов, накопленного научно-технического и кадрового потенциала, преимуществ территориальной специализации и производственной кооперации;