КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 января 2011 года N 21

О внесении изменения в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 ноября 2010 г. N 380

Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

Внести изменение в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 ноября 2010 г. N 380 "О Республиканской целевой программе дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Чувашской Республики на 2011 год", изложив Республиканскую целевую программу дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Чувашской Республики на 2011 год, утвержденную указанным постановлением, в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики Н. Суслонова


Приложение
к постановлению Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 27.01.2011 N 21


РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Чувашской Республики на 2011 год

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

-

Республиканская целевая программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Чувашской Республики на 2011 год (далее - Программа)

Наименование уполномоченного органа исполнительной власти Чувашской Республики

?

Государственная служба занятости населения Чувашской Республики

Основание для принятия решения о разработке Программы

-

Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" ;

 постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации"

Государственный заказчик Программы

-

Государственная служба занятости населения Чувашской Республики

Основные разработчики Программы

-

Государственная служба занятости населения Чувашской Республики, Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики, Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики, Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (по согласованию)

Срок реализации Программы

?

2011 год

Цель Программы

-

стабилизация ситуации на рынке труда Чувашской Республики, обеспечение защиты от безработицы и содействие в трудоустройстве населения Чувашской Республики

Задачи Программы

?

повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения, работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства  в соответствии с инвестиционными проектами;

 оказание государственной поддержки по созданию и сохранению рабочих мест организациям, осуществляющим модернизацию и реструктуризацию производства;

 организация профессиональной переподготовки врачей в соответствии с Программой модернизации здравоохранения Чувашской Республики на 2011-2012 годы;

 развитие системы малого бизнеса и предпринимательства путем оказания содействия безработным гражданам в организации самозанятости;

 содействие занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности, инвалидов, выпускников образовательных учреждений, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей)

Основные мероприятия Программы

-

опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения;

 опережающее профессиональное обучение работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами;

   опережающее профессиональное обучение и стажировка женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода из вредного производства;

 организация профессионального обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности;

 организация профессиональной переподготовки врачей в соответствии с Программой модернизации здравоохранения Чувашской Республики на 2011-2012 годы;

 организация общественных работ, временного трудоустройства работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, проживающих в моногородах республики с напряженной ситуацией на рынке труда;

 стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы;

 содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;

 содействие трудоустройству инвалидов;

 содействие трудоустройству родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей

Объемы и источники финансирования Программы

?

общий объем финансирования Программы в 2011 году составляет 238202,6 тыс. рублей, в том числе:
 субсидии из федерального бюджета - 226292,4 тыс. рублей, в том числе 49770,9 тыс. рублей – остатки неиспользованных средств субсидии, полученной на реализацию Республиканской целевой программы снижения напряженности на рынке труда Чувашской Республики на 2010 год;

 средства республиканского бюджета Чувашской Республики - 11910,2 тыс. рублей

Показатели результативности Программы

-

реализация мероприятий Программы позволит:
 направить на опережающее обучение 597 работников, находящихся под угрозой увольнения;

 направить на опережающее профессиональное обучение 2977 работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами;

 направить на профессиональное обучение и стажировку 54 женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода из вредного производства;

 направить на профессиональное обучение 1358 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности;

 направить на профессиональную переподготовку 59 врачей;

 трудоустроить на общественных и временных работах не менее 2016  работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения, признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, проживающих в моногородах республики с напряженной ситуацией на рынке труда;

 направить на стажировку не менее 1035 выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы под руководством 310 наставников;

 оказать содействие в организации самозанятости не менее 1500 безработным гражданам (1440 - индивидуальные предприниматели, 60 – безработные граждане, трудоустроенные на рабочих местах, созданных индивидуальными предпринимателями);

 трудоустроить в организациях республики  300 инвалидов, имеющих показания к трудовой деятельности;

 трудоустроить в организациях республики 170 родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей.
 Уровень регистрируемой безработицы к концу 2011 года в среднегодовом исчислении не превысит 2,25 процента от численности экономически активного населения, коэффициент напряженности на рынке труда снизится до 2,0 единицы

Система организаци и контроля за выполнением Программы

-

контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Государственная служба занятости населения Чувашской Республики.
 Исполнители мероприятий Программы до
 15 февраля 2012 г. представляют информацию в Государственную службу занятости населения Чувашской Республики об итогах реализации Программы.
 Государственная служба занятости населения Чувашской Республики:
 до 20 февраля 2012 г. представляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики на согласование доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации;

 до 1 марта 2012 г. представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.

Введение

Республиканская целевая программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Чувашской Республики на 2011 год (далее - Программа) представляет собой комплекс мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на поддержание занятости населения и снижение напряженности на рынке труда.

Основанием для разработки Программы стали Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", от 27 декабря 2010 г. N 1143 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1011".

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Социально-экономическое развитие Чувашской Республики в январе - ноябре 2010 г. характеризуется ростом объемов производства (услуг) по основным видам экономической деятельности по сравнению с соответствующим периодом 2009 года.

Индекс промышленного производства составил 115,4 процента, в том числе в обрабатывающем производстве - 116,8 процента. В строительстве рост объемов работ составил 107,6 процента. Инвестиции в основной капитал увеличились на 23,0 процента, оборот розничной торговли – на 6,6 процента. Рост объема платных услуг составил 101,6 процента.

В связи с неблагоприятными погодными условиями в январе - ноябре 2010 г. объем производства сельскохозяйственной продукции снизился на 27,0 процента.

Суммарная численность работников, работающих неполную рабочую неделю, находящихся в простоях или в вынужденных отпусках, снизилась с 32 тыс. человек на начало 2010 года до 14,5 тыс. человек к концу года. Из организаций в связи с их ликвидацией либо сокращением численности или штата работников за 2010 год уволено 5,74 тыс. человек (7,76 тыс. человек за 2009 год).

В целях стабилизации ситуации на рынке труда в 2010 году осуществлялась реализация Республиканской целевой программы снижения напряженности на рынке труда Чувашской Республики на 2010 год и Республиканской целевой программы дополнительной поддержки занятости населения Чувашской Республики (за счет возвращенных остатков неиспользованных средств субсидии 2009 года).

В 2010 году в мероприятиях Республиканской целевой программы снижения напряженности на рынке труда Чувашской Республики на 2010 год приняли участие около 1,5 тыс. организаций и 46,7 тыс. человек, что составляет 150,4 процента от запланированной численности участников. Из них работники, находящиеся под угрозой увольнения, составили 40,4 тыс. человек, ищущие работу и безработные граждане - 6,3 тыс. человек, в том числе выпускники образовательных учреждений – 1,34 тыс. человек.

На реализацию Программы израсходовано 570,5 млн. рублей, что составляет 92,0 процента от запланированного объема финансирования.

В мероприятиях Республиканской целевой программы дополнительной поддержки занятости населения Чувашской Республики (за счет возвращенных остатков неиспользованных средств субсидии 2009 года) в 2010 году приняли участие 496 человек (126,5 процента от запланированной численности участников), израсходовано 10,2 млн. рублей (100,0 процента от запланированного объема финансирования).

Наиболее массовыми и эффективными мероприятиями вышеуказанных республиканских целевых программ стали организация общественных и временных работ для работников, находящихся под угрозой увольнения, безработных и ищущих работу граждан, которыми охвачено свыше 80 процентов участников указанных программ, и привлечение безработных граждан к предпринимательской деятельности. В результате предоставления субсидии на организацию собственного дела обеспечена занятость 3058 безработных граждан.

Улучшение общей ситуации в экономике в 2010 году, а также реализация дополнительных мероприятий по поддержке занятости населения оказали положительное влияние на ситуацию на рынке труда.

Начиная с марта 2010 г., когда в республике наблюдался "пик" безработицы, сформировалась тенденция к последовательному снижению ее масштабов (табл. 1):

Таблица 1

N
 пп

Показатели

Безработица по методологии Международной организации труда - 2010 год

Регистрируемая безработица - 2010 год

в среднем

на
 1 марта

на
 1 июля

на
 1 января
 2011 г .

за январь - март

за
 май - июль

за сентябрь - ноябрь

1.

Численность безработных граждан, тыс. человек

77,4

58,1

53,1

25,5

20,2

14,5

2.

Уровень безработицы, % от численности экономически активного населения

11,6

8,4

7,9

3,8

2,9

2,1

Численность безработных граждан (по методологии Международной организации труда (далее - МОТ) уменьшилась за указанный в табл. 1 период на 31,4 процента, численность зарегистрированных безработных граждан – на 32,1 процента.

Улучшение экономической деятельности привело к повышению спроса на рабочую силу в организациях различных видов экономической деятельности.

Количество вакансий, заявленных в органы службы занятости организациями обрабатывающих производств, увеличилось за 2010 год по сравнению с 2009 годом на 19,8 процента, строительства - на 23,2, оптовой и розничной торговли – на 28,2 процента. В результате этого коэффициент напряженности рынка труда (численность незанятых граждан, состоящих на учете в органах службы занятости, в расчете на одну заявленную вакансию) снизился с 8,3 единицы на начало года до 2,9 единицы на 1 января 2011 года.

Вместе с тем снижение объемов производства сельскохозяйственной продукции усложнило ситуацию с занятостью сельского населения. Количество вакансий, заявленных сельскохозяйственными организациями, уменьшилось на 40,5 процента.

По прогнозу индекс физического объема валового регионального продукта в 2011 году по сравнению с 2010 годом составит 105,9-107,5 процента, индекс промышленного производства – 107,5–110,5, темп роста отгруженной продукции по видам деятельности "добыча полезных ископаемых", "обрабатывающие производства", "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" в действующих ценах – 109,4–111,6, темп роста объема выполненных работ по виду деятельности "строительство" – 102–104, инвестиций в основной капитал – 104,5 – 105,7 процента.

Прогнозные показатели в области труда и занятости приведены в табл. 2. Они разработаны в соответствии с балансом рабочих мест и балансом трудовых ресурсов по Чувашской Республике на 2011 год (приложения N 1, 2 к Программе).

Таблица 2

(в среднегодовом исчислении)

Показатели

2009
 год
 (отчет)

2010
 год
 (оценка)

2011
 год
 (прогноз)*

Численность занятого населения, тыс. человек

608,4

599,8

600,7

Численность безработных граждан (по методологии МОТ), тыс. человек

79,2

64,0

6 0 ,0

Численность зарегистрированных безработных граждан, тыс. человек

20,0

19,7

14,83

Уровень безработицы (по методологии МОТ), процентов по отношению к численности экономически активного населения

11,5

9,6

9,1

Уровень регистрируемой безработицы, процентов по отношению к численности экономически активного населения

2,9

2,86

2,25


_______

* Целевой сценарий прогноза.

Коэффициент напряженности рынка труда в Чувашской Республике на конец 2010 года составил 2,9 единицы, а по прогнозу на конец 2011 года - 2,0 единицы.

В рамках реализации инвестиционных проектов в 2011 году в республике предполагается создать от 4,54 до 5,63 тыс. рабочих мест, в том числе в рамках крупных инвестиционных проектов - 1,32 тыс. рабочих мест, в соответствии с основной кадровой потребностью для реализации крупных инвестиционных проектов в Чувашской Республике на 2011 год (приложение N 3 к Программе).

Для замещения указанных рабочих мест в промышленности в основном потребуются следующие профессии: операторы станков с программным управлением, сварщики, сборщики пластмассовых изделий, монтажники, токари, фрезеровщики, штамповщики, а также инженеры-электронщики, конструкторы, технологи. В сельском хозяйстве будут нужны птицеводы, трактористы, специалисты ветеринарной службы и другие сельскохозяйственные рабочие.

В 2011 году численность работников, находящихся под угрозой увольнения (введение режима неполного рабочего времени, простои, предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведение мероприятий по высвобождению работников), может составить в среднем в течение года 15 тыс. человек (в 2010 году указанная численность работников составит по оценке около 25 тыс. человек).

В результате банкротства организаций или оптимизации численности персонала может быть ликвидировано 3,5 тыс. рабочих мест (в 2010 году количество ликвидированных рабочих мест составило свыше 5 тысяч).

Кроме того, на рынок труда республики выйдут 14,9-15,8 тыс. выпускников образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Из них имеют риск не быть трудоустроенными 1,1 тыс. выпускников (приложение N 4 к Программе).

Данные анализа состава безработных граждан из числа выпускников образовательных учреждений профессионального образования свидетельствуют, что на рынке труда отмечается существенный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы среди выпускников. Поскольку большинство из них имеют специальности экономики и управления, гуманитарных наук, напряженность на рынке труда в разрезе данных специальностей является одной из самых высоких.

Количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, занятых женщинами, составляет в республике 2430 единиц. 65 процентов женщин находятся в возрасте от 30 до 45 лет, 17 - от 46 до 55 лет, 6 процентов – от 18 до 29 лет. 51 процент женщин, работающих во вредных и опасных условиях, имеют среднее профессиональное образование, 23 – высшее профессиональное, 7 процентов – начальное профессиональное образование. Планы по выводу женщин из вредного производства имеют 7 крупных предприятий республики (ФГУП "Чебоксарское производственное объединение им. В.И. Чапаева", ОАО "Промтрактор", ОАО "Чебоксарский агрегатный завод", ООО "Промтрактор-Промлит", ОАО "Волжская текстильная компания", ОАО "Дорисс, ОАО "Химпром"). Работницам данных предприятий будет предложено пройти профессиональную подготовку (переподготовку) на новые профессии, в том числе необходимые для реализации проектов модернизации производства.

Определенные трудности с трудоустройством будут испытывать инвалиды, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет.

За 2010 год в органы службы занятости населения обратилось свыше 2,8 тыс. инвалидов, что на 10,5 процента меньше, чем в 2009 году. Численность инвалидов, имеющих официальный статус безработного, к концу 2010 года составила 1,47 тыс. человек, или 10,2 процента от общей численности зарегистрированных безработных граждан.

Вместе с тем даже в условиях экономической стабильности, возможности для трудоустройства инвалидов ограниченны. Одной из причин отказа работодателей в приеме на работу лиц с ограниченными возможностями являются отсутствие достаточного количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а также отсутствие у работодателей экономической заинтересованности в использовании их труда.

Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, также испытывают трудности при новом трудоустройстве или при возвращении на прежнее место работы. Это связано, с одной стороны, с потерей или отсутствием у таких женщин профессиональных навыков, а с другой - с нежеланием работодателей нести дополнительные издержки при их трудоустройстве (более низкая производительность труда, обусловленная потерей ряда профессиональных навыков; значительные потери рабочего времени, связанные с больничными листами и отпусками по уходу за ребенком).

Результаты проведенного в 2010 году Государственной службой занятости населения Чувашской Республики (далее - Госслужба занятости Чувашии) социологического опроса подтвердили актуальность данной проблемы и необходимость организации профессионального обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, планирующих вернуться к трудовой деятельности.

Примерно каждая четвертая женщина, принявшая участие в социологическом опросе, желает пройти профессиональное обучение или повысить квалификацию перед выходом из отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, из них около 80 процентов планируют вернуться на прежнее место работы, а около 30 процентов - приступить к трудовой деятельности до исполнения ребенку трехлетнего возраста. Свыше 20 процентов женщин планируют сменить место работы после завершения обучения.

Комплекс мер по предоставлению государственных услуг в сфере занятости населения, предусмотренный Ведомственной целевой программой содействия занятости населения Чувашской Республики на 2011-2013 годы, позволит в 2011 году:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»