Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 июля 2002 года N 187

О программе Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Чувашской Республики на 2003-2005 годы

Признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 февраля 2008 г. N 42

В целях создания эффективного механизма реализации кадровой политики как важнейшего фактора развития аграрной сферы, повышения эффективности агропромышленного производства и обеспечения его квалифицированными специалистами Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую программу "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Чувашской Республики на 2003 - 2005 годы" (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики.

3. Министерству экономического развития и торговли Чувашской Республики и Министерству финансов Чувашской Республики при формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на соответствующие годы предусматривать выделение средств на финансирование мероприятий Программы,

Установить, что в ходе реализации Программы объемы финансирования программных мероприятий подлежат ежегодной корректировке с учетом реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.

4. Рекомендовать администрациям районов Чувашской Республики разработать районные программы развития кадрового потенциала агропромышленного комплекса.

5. Контроль за выполнением Программы возложить на Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики с ежегодным представлением информации в Кабинет Министров Чувашской Республики.

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики - Н. Партасова

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 03.07.2002 N 187

ПРОГРАММА "КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2003-2005 ГОДЫ"


Наименование Программы

"Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Чувашской Республики на 2003 - 2005 годы"

Основание для разработки Программы

постановление Правительства Российской Федерации от c:\content\ngr\RU0000R200006645.doc "О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса", Основные направления агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001 - 2010 годы. Послание Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова "К стр атегии развития Чувашской Республики" Государственному Совету Чувашской Республики в 2002 году

Государственный заказчик Программы

Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики

Основной разработчик Программы

Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики

Цели и задачи Программы

Создание организационных, экономических, правовых и социальных условий для обеспечения агропромышленного комплекса республики высококвалифицированными кадрами, организация их качественной подготовки и переподготовки в учебных заведениях, подбора и расстановки на важнейших участках производства, закрепления молодых специалистов на селе, повышение ответственности руководителей всех уровней за работу с кадрами;

 создание единой и стройной системы доведения до сельскохозяйственных товаропроизводителей научно-технических достижений и передового производственного опыта: Республиканский центр сельскохозяйственного консультирования - межрайонные сельские консультационные центры - сельскохозяйственные товаропроизводители;

 адаптация образовательного комплекса и инфраструктуры кадровой работы к требованиям научно-технических программ реализации аграрной реформы, на более отдаленную перспективу - достижение мирового уровня качества аграрного образования и его конкурентоспособности

Сроки реализации Программы

2003 - 2005 годы

Основные мероприятия Программы

определение общей потребности в специалистах для сельскохозяйственных организаций республики;
развитие договорных отношений в системе подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов;
создание эффективного функционирования системы работы с номенклатурой и резервом кадров руководителей и специалистов на всех уровнях управления агропромышленного комплекса республики;
дальнейшее совершенствование системы целевой договорной подготовки специалистов, обучающихся за счет средств федерального бюджета и организаций трудоустройства выпускников;
создание эффективной и постоянно действующей системы оценки (аттестации) руководителей и специалистов на основе разработки и внедрения профессиональных стандартов и критериев;
разработка системы организации стажировок специалистов агропромышленного комплекса и производственной практики студентов аграрных образовательных учреждений;
совершенствование учебного процесса на основе интеграции образования, производства и науки;
разработка нормативных правовых актов, содержащих социальные и экономические мотивы закрепления квалифицированных кадров на селе;
формирование единой интегрированной системы информационно-консультационной службы (ИКС) агропромышленного комплекса, разработка научно-обоснованн ой стратегии развития многоуровневой и многовариантной модели службы, реализация мероприятий по координации деятельности в рамках схемы: "наука - инновации - производство - образование - социальная сфера";
восстановление и укрепление кадровых служб всех уровней квалифицированными специалистами

Исполнители и соисполнители Программы

Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики Министерство образования Чувашской Республики Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики Министерство финансов Чувашской Республики Государственный комитет Чувашской Республики по делам молодежи Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике Чувашская государственная сельскохозяйственная
 академия федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования специалистов "Чувашский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов агропромышленного комплекса" аграрные образовательные учреждения (средние специальные, профессионально-технические училища, учебно-курсовые комбинаты) ГУЛ "Республиканская ИКС АПК "АРИС" администрации районов и городов

Объемы и источники финансирования Программы

финансовые затраты на реализацию Программы составят в 2003 - 2005 годах 58261,3 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета 35547,9 тыс. рублей;
средства республиканского бюджета Чувашской Республики 1890 тыс. рублей;
средства муниципальных бюджетов 610 тыс. рублей;
внебюджетные источники 20213,4 тыс. рублей, в том числе: зарубежные инвестиции 11819,7 тыс. рублей;
средства сельскохозяйственных организаций 1750 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты Программы

обеспечение эффективного функционирования организаций агропромышленного комплекса, улучшение их финансово-экономического положения за счет укрепления всех звеньев квалифицированными кадрами;

 увеличение качественного состава руководителей и специалистов с высшим образованием;

 снижение сменяемости руководителей и специалистов;
увеличение
 закрепляемости молодых специалистов в производстве, уменьшение текучести кадров рабочих массовых профессий

Контроль за исполнением Программы

контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики с ежегодным информированием Кабинета Министров Чувашской Республики к 1 апреля до 2006 года

ПРОГРАММА "КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2003 - 2005 ГОДЫ"


Современное агропромышленное производство предъявляет новые, более высокие требования к профессиональному уровню работников, которые должны уметь быстро адаптироваться к меняющимся условиям, обладать высокой профессиональной мобильностью. Повышение эффективности работы аграрного сектора экономики во многом зависит от обеспечения отрасли кадрами новой формации с высоким уровнем общей культуры, профессионализма, экономической и правовой грамотности, способными внедрять новые технологии и организационные структуры производства.

На достижение этих целей направлены постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. N 117 "О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса". Послание Президента Чувашской Республики "К стратегии развития Чувашской Республики" Государственному Совету Чувашской Республики в 2002 году.

Однако ухудшение за последние годы условий труда и быта сельских тружеников, низкая заработная плата, снижение эффективности производства, неплатежеспособность хозяйств снижают престижность сельскохозяйственного труда, обостряют проблему обеспечения агропромышленного комплекса высококвалифицированными кадрами руководителей, специалистов, рабочих.

В сельскохозяйственном производстве уменьшается численность специалистов, в том числе с высшим образованием, ухудшается качественный состав руководителей и главных специалистов хозяйств, на должностях руководящих работников и специалистов растет число лиц, не имеющих соответствующего профессионального образования.

Поэтому в настоящее время назрела острая необходимость разработки более действенного механизма обеспечения агропромышленного производства квалифицированными кадрами.

Программой предусматривается комплекс мер по укреплению кадрового потенциала всех звеньев агропромышленного комплекса (далее - АПК) республики, создание организационных, экономических, правовых и социальных условий для обеспечения предприятий и организаций отрасли квалифицированными кадрами путем их целенаправленной и качественной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, создания резерва кадров руководителей, закрепления молодых специалистов на селе.

1.1. Состояние и проблемы кадрового обеспечения АПК Чувашской Республики


Кадровое обеспечение сельского хозяйства является важнейшим компонентом аграрной политики, направленной на надежное продовольственное обеспечение республики, развитие эффективного устойчивого агропромышленного производства, формирование развитых продовольственных рынков, повышение уровня доходов работников, качества жизни сельского населения и решения других жизненно важных задач. Поэтому необходимо сформировать соответствующий этим целям кадровый корпус, все звенья которого состояли бы из высокопрофессиональных, ответственных и преданных своему делу специалистов.

На необходимость формирования новой концепции кадрового обеспечения АПК направлены следующие нормативные правовые акты:

Закон Российской Федерации "Об образовании", предполагающий превращение образовательного комплекса в сложную социально-экономическую систему, находящуюся в тесном взаимодействии с производством;

постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. N 117 "О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса", определяющее концептуальные направления кадровой политики;

Послание Президента Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики, обозначившее задачи по целенаправленной работе с кадрами как инвестиционной политики настоящего и будущего.

Несмотря на принимаемые меры по осуществлению единой государственной политики в области кадрового обеспечения агропромышленного производства, в последние годы в системе АПК произошла недооценка роли кадрового потенциала.

За прошедшие десять лет из-за падения объемов производства, изменения социально-экономических условий и обострения демографической ситуации существенно сократилось число занятых в сельскохозяйственном производстве работающих специалистов, ухудшился их качественный состав и профессиональный уровень.

По состоянию на 1 января 2002 г. в сельской местности проживает 38,4% жителей республики, из них только 50,2% относится к категории трудоспособного населения. По сравнению с 1994 годом численность занятых в сельском хозяйстве сократилась на 24 тыс. человек.

Заметно ухудшился и качественный состав руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций республики.

Так, удельный вес руководителей сельскохозяйственных организаций, имеющих высшее образование, в 2001 году составил 70% против 83% в 1991 году, среди главных специалистов доля лиц с высшим образованием снизилась до 48% против 64%.

Среди главных инженеров сельскохозяйственных организаций республики не имеют специального образования (практики) 8% от их общего числа, а среди главных экономистов, главных агрономов, главных зоотехников - соответственно по 4%.

Никакие организационные, экономические и технологические меры не обеспечат необходимой отдачи, если на предприятиях не будет компетентных руководителей и специалистов. Несоответствие огромного производственного потенциала профессионализму управленческого корпуса является тормозом проведения реформ в АПК.

В Яльчикском районе доля главных специалистов, имеющих высшее образование, составляет 30% от их общего количества, в Алатырском районе - 31%, в Ибресинском районе - 36%, в Красночетайском, Порецком, Урмарском районах - по 40%.

Агрономическая служба как направляющая и определяющая сила в повышении культуры земледелия, в организации научного подхода возделывания земли не обеспечена кадрами. Если в Чебоксарском, Моргаушском районах на каждую сельскохозяйственную организацию приходится в среднем 1,5 агронома, Алатырском и Красноармейском районах - 0,7, то в Порецком и Урмарском районах - 0,6, а в 68 хозяйствах республики вообще нет агрономов.

Из-за отсутствия квалифицированных специалистов не улучшается селекционно-племенная работа в хозяйствах Ибресинского, Батыревского, Шемуршинского, Янтиковского, Вурнарского, Козловского районов.

На начало текущего года в сельскохозяйственных организациях республики были вакантными около 700 должностей руководителей и специалистов, в том числе 135 - зоотехников, 172 - экономистов.

Почти 7% руководителей хозяйств и предприятий АПК, 8% главных специалистов и около 46% руководителей и специалистов среднего звена не имеют специального образования.

Вместе с тем, из числа практиков в вузах и техникумах обучается по заочной форме всего лишь 8 руководителей хозяйств, 40 главных специалистов, 25 руководителей среднего звена.

В последние годы прослеживается явная тенденция к "старению" руководителей, специалистов хозяйств и предприятий АПК. За последние десять лет количество руководителей хозяйств и предприятий АПК, достигших пенсионного возраста, увеличилось в 2,6 раза, главных специалистов - в 1,3 раза. В то же время доля руководителей хозяйств и предприятий АПК моложе 30 лет составляет в настоящее время лишь 1,6% (в 1991 году - 6%), среди главных специалистов - 10%, а среди руководителей среднего звена - 8%.

Ухудшение кадровой ситуации в АПК республики характеризуется и такими показателями, как сменяемость руководителей. За десять последних лет в республике сменилось более 90% руководителей, а за 3 года - более 50%. Только за 2001 год в Аликовском районе сменилось 46% руководителей. Частая сменяемость руководителей не отражается на улучшении их качественного состава. Во многих случаях на замещение должности руководителей приходят недостаточно профессионально подготовленные, а нередко и случайные люди. По состоянию на 1 января 2002 г. 17-19% руководителей сельскохозяйственных предприятий Ибресинского, Урмарского, Порецкого районов составляют практики.

Низка закрепляемостъ молодых специалистов на селе. Ежегодно аграрными образовательными учреждениями республики выпускается около тысячи специалистов, в том числе 420 человек с высшим образованием, 600 человек со средним специальным образованием. Однако по данным управлений сельского хозяйства администраций районов в сельскохозяйственные организации прибыло работать в 2000 году 6,8% выпускников аграрных образовательных учреждений, в 2001 году - 10,5%.

Полностью разрушена государственная система распределения специалистов после окончания учебных заведений. Есть общие причины, которые усиливают этот процесс: реформы в сельском хозяйстве не дали желаемых результатов, нарушены формы социальной защиты молодых специалистов. Ухудшение за последние годы условий труда и быта сельских тружеников, низкая заработная плата, неплатежеспособность хозяйств снижают престижность сельскохозяйственного труда, еще более обостряют проблему обеспечения АПК высококвалифицированными кадрами руководителей и специалистов.

На должностях руководителей среднего звена работает 1924 специалиста, из них 46% не имеют среднего профессионального образования, а в Ибресинском, Порецком, Аликовском, Красночетайском районах их доля составляет от 56 до 63%.

Дефицит квалифицированных кадров массовых профессий в животноводстве составляет в последние годы около 8 тыс. человек, механизаторских кадров - более 2,3 тыс. человек.

Безусловно, одной из основных причин заметного ухудшения в последние годы показателей по обеспеченности АПК республики квалифицированными кадрами является разрушение сложившейся системы работы с кадрами.

Положение усугубляется отсутствием в настоящее время в штатном расписании большинства администраций районов и многих хозяйств специалистов и служб по работе с персоналом. Среди работников кадровых служб АПК республики лишь 17% имеют высшее образование, а 14% от их общего числа составляют практики.

Крайне отрицательное влияние на решение проблемы кадрового обеспечения АПК республики, восстановление эффективной системы работы с сельскохозяйственными кадрами оказывает и нынешнее социально-экономическое положение большинства подразделений АПК, социальное положение и моральное состояние людей, живущих и работающих на селе. Социально-профессиональная незащищенность работников, низкая мотивация труда, бедственное материальное положение и угнетенное психологическое состояние не способствуют ни росту квалификации и профессионального мастерства, ни переподготовке кадров на новые профессии и специальности, ни самообразованию.

Осознавая, что потеря квалифицированных кадров, способных вести отрасль на должном уровне, приобретает почти необратимый характер, и, в конечном итоге, это может вызвать процесс распада всех отраслей сельскохозяйственного производства. Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики постановлением - коллегии от 20 апреля 2000 г. N 49 "Об основных направлениях работы с кадрами в АПК Чувашской Республики" определило концептуальные направления кадровой политики, целью которой является формирование кадрового потенциала в профессионально-квалифицированном и деловом отношениях, соответствующего задачам, формам и методам проведения кардинальных преобразований в аграрной сфере.

Для реализации поставленных задач Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики начата подготовка специалистов в Московской сельскохозяйственной академии им. Тимирязева и аграрных образовательных учреждениях республики (40% от общего количества студентов-первокурсников, обучающихся за счет средств федерального бюджета) на целевой договорной основе: работодатель - студент - вуз. Целевые места определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1995 г. N 942 "О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием", договором между Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики и аграрным образовательным учреждением и отражаются в Правилах приема в конкретное аграрное образовательное учебное заведение. Договорная подготовка специалистов распространяется и на студентов-старшекурсников. Для этого Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики доводит до образовательных учреждений потребность хозяйств в специалистах с указанием размера среднемесячной зарплаты и социальных условий, льгот, также проводит ярмарки вакансий с участием представителей муниципальных органов власти и организаций АПК. Подписаны долгосрочные соглашения о подготовке специалистов между Чувашской государственной сельскохозяйственной академией и администрациями Аликовского, Моргаушского, Мариинско-Посадского, Урмарского и Ибресинского районов.

Разработана программа работы с резервом кадров, в рамках которой ежегодно планируется подготовить до 25 менеджеров на базе Чувашского института переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов АПК и Российской академии кадрового обеспечения АПК. Определены базовыми лучшие сельскохозяйственные организации республики для стажировки молодых руководителей предприятий, специалистов из числа резерва, а также для прохождения практики студентами аграрных образовательных учреждений по изучению новых технологий.

Второй год проводится обучение отдельной группой перспективных ' управленцев АПК, прошедших конкурсный отбор, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 1997 г. N 774 "О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации".

В соответствии с Договором между Министерством сельского хозяйства Земли Баден-Вюртемберг (Германия), Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики ежегодно не менее 20 специалистов АПК могут изучить систему сельскохозяйственного производства Германии. В настоящее время 15 специалистов сельского хозяйства республики находятся на 6-месячной стажировке в Земле Баден-Вюртемберг.

В рамках реализации Соглашения между Министерством сельского хозяйства Земли Бавария и Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики лучшие специалисты АПК республики имеют возможность прохождения в Германии стажировки по изучению немецкой технологии и сельхозтехники с последующим участием этих людей в создаваемом в Чувашской Республике совместном предприятии - центре сельскохозяйственной техники. Также 2 специалиста АПК приглашены на практику в Институт плодоводства г. Фрайзинг по изучению технологии переработки фруктов и ягод.

В целях изучения международного опыта в подготовке специалистов АПК и организации обмена практикантами, студентами, аспирантами и доцентами на уровне магистерской учебной программы по аграрному менеджменту Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики и Чувашская государственная сельскохозяйственная академия подписали договор с Университетом прикладных наук Вайнштефан о долгосрочном и всестороннем сотрудничестве. Финансирование Проекта осуществляет Министерство сельского хозяйства Земли Бавария. Реализация данного Проекта в последующем даст возможность лучшим студентам сельскохозяйственной академии, выдержавшим конкурсные испытания, получения двух дипломов о высшем образовании, включая диплом международного образца о присвоении квалификации "Мастер аграрного менеджмента". Пятеро выпускников Чувашской государственной сельскохозяйственной академии уже имеют возможность продолжения учебы в Германии, поступив в текущем году в Университет прикладных наук, где обучаются 95 студентов из 15 государств.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»