Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 05 июля 2005 года N 171

О подпрограмме "Строительство физкультурно-спортивных комплексов в Чувашской Республике на период до 2010 года" Республиканской комплексной программы развития физической культуры, спорта и здорового образа жизни населения Чувашской Республики на 2003-2006 годы

Признан утратившим силу с 1 января 2007 г. постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 9 октября 2006 г. N 251

Во исполнение Указа Президента Чувашской Республики от 6 марта 2002 г. N 52 "О дополнительных мерах по поддержке и развитию массового спорта в Чувашской Республике", в целях дальнейшего развития материально-технической базы и создания сети современных физкультурно-спортивных комплексов, формирования здорового образа жизни населения Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую подпрограмму "Строительство физкультурно-спортивных комплексов в Чувашской Республике на период до 2010 года" Республиканской комплексной программы развития физической культуры, спорта и здорового образа жизни населения Чувашской Республики на 2003-2006 годы (далее - подпрограмма).

2. Определить государственным заказчиком - координатором подпрограммы Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики.

3. При формировании проекта республиканского бюджета Чувашской Республики предусматривать ежегодно выделение средств на реализацию мероприятий подпрограммы.

Установить, что объемы средств, направляемых на реализацию подпрограммы, могут корректироваться с учетом реальных бюджетных возможностей.

Внести подпрограмму в Государственный Совет Чувашской Республики для утверждения совместно с проектом закона о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год.

4. Министерству физической культуры и спорта Чувашской Республики при разработке проекта республиканской комплексной программы развития физической культуры, спорта и здорового образа жизни населения Чувашской Республики на 2007-2010 годы учесть мероприятия, предусмотренные подпрограммой.

5. Рекомендовать органам местного самоуправления Чувашской Республики принять меры по выполнению и финансированию мероприятий, предусмотренных подпрограммой.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики.

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики С.Гапликов

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 05.07.2005 N 171

Подпрограмма "Строительство физкультурно-спортивных комплексов в Чувашской Республике на период до 2010 года" Республиканской комплексной программы развития физической культуры, спорта и здорового образа жизни населения Чувашской Республики на 2003-2006 годы

ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ


подпрограмма "Строительство физкультурно-спортивных комплексов в Чувашской Республике на период до 2010 года" Республиканской комплексной программы развития физической культуры, спорта и здорового образа жизни населения Чувашской Республики на 2003-2006 годы

c:\content\ngr\RU21DMJ200200065.doc

Государственный заказчик - координатор подпрограммы

цели подпрограммы: повышение уровня здоровья населения, эффективное использование средств физической культуры и спорта в профилактике заболеваний, правонарушений, поддержании высокой работоспособности людей;

 задачи подпрограммы:
 изменение мотивационных приоритетов, формирование потребности в занятиях физической культурой у различных групп населения через развитие массового спорта и расширение доступности, разнообразия оказываемых населению спортивно-оздоровительных услуг;

 разработка и внедрение республиканских компонентов государственных образовательных стандартов и нормативов физического воспитания;

 улучшение качества процесса физического воспитания и образования населения, особенно среди детей и молодежи, через развитие и укрепление организационно-управленческих структур и кадров в отрасли физической культуры и спорта;

 развитие инфраструктуры службы физкультурно-оздоровительной медицины и лечебной физкультуры, совершенствование их организационного, кадрового и материально-технического обеспечения;

 профилактика асоциального поведения молодежи, выработка социально-психологического иммунитета к употреблению наркотиков, алкоголя, табачных изделий;

 укрепление материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом;

 широкая пропаганда здорового образа жизни, занятий физкультурой и спортом, средств закаливания и оздоровления путем создания в средствах массовой информации культа здорового человека

улучшение системы физического воспитания, начиная с дошкольного возраста, путем формирования в качестве приоритетной формы досуга активный отдых, преимущественно семейный;

 повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы, физического воспитания в образовательных учреждениях, системе дополнительного образования, специализированных спортивных школах и по месту жительства на базе физкультурно-спортивных комплексов, создание которых предполагается в каждом районе республики;

 развитие системы мониторинга физического состояния здоровья населения, физической подготовленности и развития, в первую очередь, детей и учащейся молодежи;

 апробация и внедрение новых образовательных профессиональных программ, внедрение новых педагогических и информационных технологий в учебный и исследовательский процессы в рамках функционирования физкультурно-спор-тивных комплексов;

 реконструкция и введение в эксплуатацию незавершенных строительством объектов под физкультурно-спортивные сооружения и объекты физкультурно-спортивной направленности;

 модернизация физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, на базе которых решаются вопросы физического воспитания и оздоровления населения, в том числе создание физкультурно-спортивных комплексов;

 открытие кабинетов лечебной физической культуры (ЛФК) при физкультурно-спортивных комплексах

из федерального бюджета - 515000 тыс. рублей (45,8 процента);

 из республиканского бюджета Чувашской Республики - 241700 тыс. рублей (22,6 процента);

 средства местных бюджетов - 277100 тыс. рублей (23,5 процента);

 средства внебюджетных источников - 92600 тыс. рублей (8,1 процента)

Введение


Подпрограмма "Строительство физкультурно-спортивных комплексов в Чувашской Республике на период до 2010 года" Республиканской комплексной программы развития физической культуры, спорта и здорового образа жизни населения Чувашской Республики на 2003-2006 годы (далее - подпрограмма) разработана в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 6 марта 2002 г. N 52 "О дополнительных мерах по поддержке и развитию массового спорта в Чувашской Республике", постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 2 марта 2005 г. N 47 "Об итогах экономического и социального развития, исполнения республиканского бюджета Чувашской Республики в 2004 году и задачах на 2005 год" и в рамках реализации государственной политики в области развития физической культуры и спорта в Чувашской Республике, базируется на приоритетных принципах развития, заложенных в Комплексной программе экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003-2010 годы, утвержденной Законом Чувашской Республики от 25 ноября 2003 г. N 39.

Строительство физкультурно-спортивных комплексов вызвано необходимостью улучшения материально-технической базы для систематических занятий физической культурой и спортом населения Чувашской Республики. Основные направления и методы решения данной проблемы разработаны в настоящей подпрограмме.

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Забота о своем здоровье - важнейшая составляющая культуры человека, а здоровье, прежде всего, зависит от нашего образа жизни. Мировая практика свидетельствует, что занятия физической культурой и спортом являются одними из наиболее доступных и эффективных средств формирования здорового образа жизни. Помимо непосредственного физиологического воздействия на организм человека двигательная активность имеет большое социальное значение. Вовлеченность в занятия физической культурой различных социально-демографических групп населения решает сложнейшие задачи социализации личности, приобщения человека к ценностно-нормативной системе общества, воспитания морально-волевых и нравственных качеств личности.

Значительное влияние на здоровье человека, социально-экономические основы благополучия семьи, сообществ и государств оказывает употребление веществ, вызывающих зависимость. По оценке ООН, ежегодно употребляют наркотики 3-4 процента мирового населения, в экономически развитых странах показатель числа людей, злоупотребляющих алкоголем, составляет от 1 до 10 процентов взрослого населения. Процент людей, злоупотребляющих наркотическими веществами, по официальным данным, в республике в течение 5 лет не меняется и составляет 0,04-0,06, злоупотребляющих алкоголем - 0,72-1,0. Распространенность наркомании в республике, по данным 2004 года, в 3 раза ниже среднего по России показателя, токсикомании - в 1,8 раза. За последние три года уменьшилось число впервые выявленных наркозависимых (на 11,9 процента) и больных токсикоманией (на 40 процентов), число злоупотребляющих наркотическими веществами несовершеннолетних - в 2 раза, в течение 2 последних лет не регистрировались случаи наркомании среди несовершеннолетних.

В настоящее время 19,7 процента жителей (256 тыс. человек) республики занимаются физической культурой и спортом (среднероссийский показатель - 10-11 процентов), в то время как в экономически развитых странах мира этот показатель составляет от 40 до 60 процентов.

В республике функционируют 48 детско-юношеских спортивных школ и 11 специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, где по 36 видам спорта занимаются свыше 29 тыс. детей и подростков.

Одной из эффективных форм массового привлечения населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом являются клубные объединения физкультурно-спортивной направленности, которых в республике насчитывается более 150 единиц с контингентом занимающихся свыше 30 тыс. человек.

В республике с большой интенсивностью открываются тренажерные залы, оздоровительные и фитнесс-центры, большинство из которых находятся в гг. Чебоксары, Новочебоксарске. К сожалению, в малых городах и сельской местности еще недостаточно организована физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства населения.

В Чувашии сохранена сеть физкультурно-спортивных сооружений. Ежегодно на строительство и реконструкцию физкультурно-спортивных объектов выделяются финансовые средства. Так, в 2004 году из республиканского бюджета Чувашской Республики на эти цели выделено 11 200 тыс. рублей.

К услугам населения республики предоставлены свыше 3500 единиц спортивных сооружений (диаграмма 1) с единовременной пропускной способностью около 80 тыс. человек. Согласно социальным нормативам, обеспеченность населения Чувашской Республики спортивными залами составляет 36,2 процента, плавательными бассейнами - 7,2 процента, плоскостными сооружениями - 59,4 процента. Имеющаяся материально-техническая база не в полной мере отвечает социальным нормативам по массовому привлечению всех возрастных групп и категорий населения к занятиям физической культурой и спортом. В основном спортивные сооружения, расположенные в сельской местности, предназначены для организации образовательного процесса по физическому развитию детей. Учитывая то, что занятия водными видами спорта оказывают наибольший оздоровительный эффект для населения, большую тревогу вызывает крайне низкая обеспеченность населения плавательными бассейнами.

Особое внимание уделяется физическому воспитанию детей. В республике насчитываются 617 общеобразовательных учреждений (75 процентов из них находятся в сельской местности), которые посещают 165,7 тысяч учащихся.

Углубленный анализ состояния здоровья детей по материалам Всероссийской диспансеризации в 2002 году показал, что в Чувашской Республике практически здоровые дети составляют лишь 21,8 процента, функциональные отклонения в состоянии здоровья имеют 60,8 процента, различные хронические заболевания - 17,4 процента детей.

Диаграмма 1

Количество спортивных сооружений, в том числе плавательных бассейнов, в 2001-2004 годах


На основании анализа существующих норм в общеобразовательных учреждениях республики введен третий урок физической культуры, обеспечена 6-8-часовая двигательная активность всех учащихся. По данным статистики, в спортивных клубах и секциях занимается 33,8 процента школьников (в 2004 году - 29 процентов), что является недостаточным для формирования физически и нравственно здорового человека.

Многие образовательные учреждения разрабатывают и внедряют собственные здоровье сберегающие технологии. Так, в 16 районах республики созданы экспериментальные площадки по внедрению здоровьесберегающих технологий в сельских школах, где реализуется опыт межведомственного взаимодействия в охране здоровья детей. В республике реализован проект ЕС ТАСИС "Обучение здоровью в образовательных учреждениях Российской Федерации" и отработана модель обеспечения медицинского компонента проекта в сельской школе. В результате проведенных реабилитационных мероприятий улучшилось состояние здоровья детей на 13 процентов, острая заболеваемость снизилась на 4,5 процента, обострения хронических заболеваний - на 15 процентов.

Однако, несмотря на принимаемые меры, к основной группе для занятий физической культурой отнесены всего 75,4 процента школьников, каждый четвертый ребенок занимается в подготовительной и специальной группах.

В условиях ограниченности финансовых, кадровых и иных ресурсов особую значимость приобретает использование комплексного подхода к решению имеющихся проблем. Снижение уровня физической подготовки различных групп населения, отсутствие потребностей и возможностей у большей части населения регулярно заниматься физической культурой и спортом наряду с ростом антиобщественных проявлений в молодежной среде создают реальную угрозу здоровью населения, устойчивому социально-экономическому развитию республики. В связи с этим необходимо создать систему, генерирующую в себе решение проблем и задач здравоохранения, образования, социальной политики, развития материально-технической базы физической культуры и спорта. Решению этой задачи способствует создание на территории Чувашской Республики физкультурно-спортивных комплексов.

Физкультурно-спортивный комплекс (далее - ФСК) - быстро воздвигаемый комплекс, состоящий из нескольких модулей (объектов) спортивного назначения, мобильно монтирующийся в соответствии с меняющимися требованиями, на базе которого реализуются апробация и внедрение новых образовательно-профессиональных, реабилитационно-оздоровительных программ с использованием внешкольных и внеурочных форм работы по физическому воспитанию населения различных возрастных групп, с различным уровнем состояния здоровья и физической подготовленности. ФСК включает социально гарантированный уровень обслуживания, размещается в местах компактного проживания населения, максимально приближаясь по территориальному принципу к потребителям своих услуг.

ФСК обеспечивает массовое привлечение всех слоев населения к ежедневным занятиям физкультурой, предоставляет набор услуг для поддержания здоровья и занятий населения доступными, не экстремальными, не наносящими вреда здоровью, общеоздоровительными видами спорта: гимнастика, легкая атлетика, плавание, футбол и мини-футбол, бадминтон, бильярд, волейбол, баскетбол, настольный теннис, городки, шахматы, шашки, роликовые коньки, аэробика (шейпинг), хоккей, коньки, лыжи и др. При наличии медицинских показаний под контролем врача ФСК оказываются реабилитационно-оздоровительные услуги (медицинский массаж, физиотерапия, лечебная физкультура и др.).

Спортивно-тренажерное оборудование ФСК предназначено для людей различного уровня здоровья, подготовки, может использоваться людьми с ограниченными возможностями.

Кроме того, при ФСК оборудуются специальные комнаты (залы) для занятий людей с ограниченными возможностями лечебными видами физической культуры (развитие мелкой моторики кистей и т.д.). Требования к размещению и эксплуатации ФСК соответствуют санитарным правилам и нормам (в составе ФСК обязательны душевые кабины, раздевалки, комнаты отдыха).

II. Цель, задачи и сроки реализации подпрограммы


Стратегической целью подпрограммы является повышение уровня здоровья населения, эффективное использование средств физической культуры и спорта в профилактике заболеваний, правонарушений, поддержании высокой работоспособности людей.

В рамках реализации подпрограммы необходимо решить следующие задачи:

изменение мотивационных приоритетов, формирование потребности в занятиях физической культурой у различных групп населения через развитие массового спорта и расширение доступности, разнообразия оказываемых населению спортивно-оздоровительных услуг;

улучшение качества процесса физического воспитания и образования населения, особенно среди детей и молодежи, через развитие и укрепление организационно-управленческих структур и кадров в отрасли физической культуры и спорта;

развитие инфраструктуры службы физкультурно-оздоровительной медицины и лечебной физкультуры, совершенствование организационного, кадрового и материально-технического обеспечения;

профилактика асоциального поведения молодежи, выработка социально-психологического иммунитета к употреблению наркотиков, алкоголя, табачных изделий;

укрепление материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом;

широкая пропаганда здорового образа жизни, занятий физкультурой и спортом, средств закаливания и оздоровления путем создания в средствах массовой информации культа здорового человека.

Подпрограмма будет реализована в период с 2005 по 2010 годы.

Основные мероприятия по реализации подпрограммы изложены в приложении к настоящей подпрограмме.

III. Система программных мероприятий


Для реализации вышеназванных задач предполагается использование накопленного опыта интеграции учреждений образования, спорта, культуры, здравоохранения и создания социокультурных центров, школьных реабилитационных центров для комплексного предоставления качественных образовательных, культурных, социальных и других услуг. Создание ФСК станет логическим продолжением начатой работы и позволит комплексно использовать кадровые, финансовые, материально-технические ресурсы для целенаправленной непрерывной деятельности по формированию культуры здорового образа жизни детей, молодежи, населения.

В ходе реализации подпрограммы предполагается осуществить мероприятия, направленные на:

улучшение системы физического воспитания, начиная с дошкольного возраста, путем формирования в качестве приоритетной формы досуга активный отдых, преимущественно семейный;

повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы, физического воспитания в образовательных учреждениях, системе дополнительного образования, специализированных спортивных школах и по месту жительства на базе ФСК, создание которых предполагается в каждом районе республики;

развитие системы мониторинга физического состояния здоровья населения, физической подготовленности и развития, в первую очередь, детей и учащейся молодежи;

апробацию и внедрение новых образовательных профессиональных программ, внедрение новых педагогических и информационных технологий в учебный и исследовательский процессы в рамках функционирования ФСК, в том числе:

вариантов оптимального комплекта учебного спортивного оборудования для образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей и молодежи, спортивных площадок, стадионов по месту жительства;

разных типов физкультурно-спортивных комплексов для городской и сельской местности;

систем контроля за индивидуальным развитием физической подготовленности детей и молодежи;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»