СОВЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ CCР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 1991 года N 170
О Концепции обновления и развития национальных школ Чувашской ССР
Признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 февраля 2002 г. N 40
В соответствии с Законом Чувашской ССР "О языках в Чувашской ССР" и в целях возрождения национальной школы, широкого приобщения подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа Совет Министров Чувашской ССР постановляет:
1. Утвердить представленную Министерством народного образования Чувашской ССР Концепцию обновления и развития национальных школ Чувашской ССР.
2. Министерству народного образования Чувашской ССР совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработать программу обновления и развития национальных школ Чувашской ССР.
Зам. Председателя Совета Министров
Чувашской ССР - Г. Волков.
И.о. Управляющего делами Совета
Министров Чувашской ССР - Ю. Марков.
Потребности возрождения языков, расширения их функций, развития национальных культур, сохранения самобытности народов, населяющих нашу республику, требуют осмысления положения, в котором находятся национальные школы, определения путей их обновления и развития.
Сложившаяся система народного образования с ее жесткой централизацией содержания обучения и воспитания не проявляла заботы о сохранении и развитии национальных языков, не приобщала учащихся к материальной и духовной культуре своего народа, его традициям, не способствовала формированию у подрастающего поколения национального самосознания и достоинства. В результате появилось поколение чувашей, татар, мордвы, не знающее языка родителей, обычаев, истории и культуры своего народа, укрепилась тенденция отхода молодежи от традиционного образа жизни, и за чего произошла утрата сформированных веками нравственно-эстетических понятий, духовных ценностей народов, что приводит к деформации сознания нации. В последнее время Министерством народного образования и общественностью Чувашской ССР приняты кардинальные меры по исправлению деформации в этом деле. С учетом достигнутых результатов разработана Концепция обновления и развития национальных школ, отвечающая жизненным интересам народов нашей республики.
Концепция определяет собственный путь развития сферы общего среднего образование в республике, устанавливает приоритет национально-республиканского компонента с учетом региональных и национальных особенностей республики. В ней реализуются и развиваются применительно к системе народного образования положения вошедшего в силу Закона Чувашской ССР " О языках Чувашской ССР.
Основные положения и принципы Концепции
Исходным положением Концепции является реализация конституционного права обучения и воспитания учащихся на их родном языке.
Родной язык - основа развития интеллекта, формирования эмоциональной сферы ребенка, становления творческой личности, способной создавать национальные ценности. Это наилучшее средство гуманизации воспитания через познание истории народа, его самобытного духа, воспитания любви и уважения к родному народу, чувства гордости за тот вклад, который он вносит в общечеловеческую культуру, Функционирование родного языка в качестве языка дошкольного воспитания и школьного обучения является решающим фактором возрождения национальных языков, развития национальных культур, самосохранения коренных народов нашей республики. Для полноправного использования национальных языков как средства обучения и воспитания необходимо наличие по всем предметам полных комплектов учебной, методической и популярной литературы на чувашском, татарском, мордовском и русском языках.
Содержание воспитания и обучения, учебники и методические пособия, литература для детей разрабатываются в соответствии с этнопсихологическими особенностями восприятия, памяти, воображения и стилем мышления детей данной национальности, учитывают специфику её языка.
Концепция предполагает в перспективе продолжение обучения на родном языке параллельно с русским языком в средних и старших классах общеобразовательной школы. Национальная школа обеспечивает передачу из поколения в поколение многовекового опыта народа, его нравственных устоев, которые способны предотвратить духовное обнищание молодежи, противостоять примитивной массовой культуре.
Новый принцип положен в основу определения содержания и структуры предметов познавательного характера (природоведение, география, биология, история), эстетического, правового, физического и трудового воспитания. Для удовлетворения запросов учебных заведений, находящихся в различных условиях, создаются условия для варьирования учебного процесса в общих рамках школы. Предполагается введение вариантов учебных планов, введение профильного обучения и посильной специализации с учетом желания учащихся и спроса на рынке труда в конкретном районе или городе. Меняется отношение и последовательность союзного, республиканского и школьного компонентов, предусмотренных базисным учебным планом, национально-региональный компонент этих предметов становится не только приоритетным, но и ядром содержания обучения. Изучив историю и географию родного края, ученик переходит к географии всей нашей страны, истории русского народа, а затем -другим странам и народам.
Разработка и утверждение учебных планов и программ по названным предметам переходит в компетенцию Чувашской республики.
При реализации Концепции учитываются учебные планы Татарской, Мордовской ССР, а также РСФСР, специфика языков, различие городских, сельских, малокомплектных школ и дошкольных учреждений, районов со смешанным составом населения, предполагается разнообразие учебных планов, введение профильного обучения и специализация с учетом желания учащихся и спроса производства.
Обучение в дошкольных учреждениях, а также в 1-4 классах ведется на родном языке детей, в 5-11 классах родной язык изучается как предмет. Постепенно будет реализовываться переход на параллельное обучение на родном и русском языках до окончания средней школы.
Таким образом, основными принципами Концепции являются:
1. Реализация права родителей обучения и воспитания ребенка на его родном языке с дошкольного возраста до окончания средних учебных заведений.
2. Формирование интеллектуальных способностей и нравственных качеств детей с учетом этнопсихологических особенностей познавательных процессов и традиций народной педагогики.
3. Приобщение подрастающего поколения с самого раннего возраста к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственно-этическим ценностям.