С учетом складывающейся конъюнктуры рынка, как в нашей стране, так и за рубежом, в ближайшее десятилетие ожидается стабильный спрос на гранулы хмеля и на его экстракт.
Определенную долю рынка хмеля и продуктов его переработки должна занимать пивоваренная промышленность Чувашской Республики. Однако снижение качества чувашского хмеля привело к сокращению его использования и к увеличению закупок импортного. Необходимо учитывать и тот факт, что внедряемые в настоящее время технологии варки пива, в том числе и у нас в республике, требуют закладки хмеля с высоким содержанием альфа-кислот и только в конце процесса варки для придания аромата и вкуса пива добавляется хмель, относящийся к ароматической группе, в объеме до 15%. Возделываемые в республике сорта, имея даже 6-7% альфа-кислот, относятся именно к этой группе. Из требуемого объема хмеля для пивоваренной отрасли Российской Федерации (9 тыс.тонн) доля ароматных сортов составляет 15-20% или 1350-1800 тонн, что вполне покрывается планируемым в республике производством (1230 тонн в 2005 году).
С учетом применяемых технологий варки пива пивоваренные заводы Чувашской Республики производили закупки хмеля (при базисной альфа-кислоте 3,5%) за последние три года в следующих объемах:
Таблица 2
(тонн) | |||||||
Предприятие | 2000 год | 2001 год | 2002 год | ||||
закуплено всего | в том числе в Чувашии | закуплено всего | в том числе в Чувашии | закуплено всего | в том числе в Чувашии | ||
ОАО "Букет Чувашии" | 111,0 | 48,6 | 101,1 | 21,9 | 89,0 | - | |
ОАО "Янтарь" | 11,0 | 4,0 | 11,1 | 8,0 | 14,7 | 14,7 | |
ЗАО "Булгар-Хмель" | 20,0 | - | |||||
Всего | 122,0 | 52,6 | 112,1 | 29,9 | 123,7 | 14,7 | |
(43%) | (26,6%) | (11,8%) |
При повышении качества хмеля, адаптировании технологии приготовления пива к местным сортам, близость перевозки позволит уже в ближайшие 2-3 года пивоваренным заводам Чувашии увеличить объемы закупок гранул и экстракта не ухудшая качества конечного продукта - пива.
Прогнозируемые объемы производства пива пивоваренными заводами с учетом улучшения качества выращиваемого и перерабатываемого хмеля позволит им закупать его в следующих объемах:
Таблица 3
(тонн) | |||||||
Предприятие | 2003 год | 2004 год | 2005 год | ||||
будет закуплено всего | в том числе в Чувашии | будет закуплено всего | в том числе в Чувашии | будет закуплено всего | в том числе в Чувашии | ||
ОАО "Букет Чувашии" | 100 | 10 | 120 | 30 | 135 | 50 | |
ОАО "Янтарь" | |||||||
ЗАО "Булгар-Хмель" | 14 | 14 | 16 | 16 | 18 | 18 | |
Всего | 234 | 29 | 344 | 66 | 361 | 98 | |
(12,4%) | (19,2%) | (27,1%) |
Анализ потребления хмелепродуктов фармацевтической, парфюмерной и пищевой промышленностью свидетельствует о стремлении предприятий этих отраслей приобретать более дешевые, не облагаемые пошлинами отечественные хмель, хмелевой экстракт, масло и дистиллят при условии их хорошего качества.
Выполнение подпрограммных мероприятий позволит ежегодно расширять рынки сбыта хмеля и продуктов его переработки. В таблице 4 представлен прогноз сбыта хмеля и продуктов его переработки по годам.
Таблица 4
(тонн) | |||
Годы | |||
2003 | 2004 | 2005 | |
Валовое производство хмеля | 600 | 960 | 1230 |
Реализация хмеля потребителям: | |||
пивзаводам России | 550 | 854 | 1035 |
пивзаводам Чувашии | 29 | 56 | 98 |
прочим потребителям: | |||
фармацевтическая промышленность | 11 | 30 | 50 |
парфюмерная промышленность | 5 | 10 | 30 |
пищевая промышленность | 5 | 10 | 20 |
Делая резюме данного раздела, можно с уверенностью считать, что реализация названных задач, активная рекламная кампания об экологически безопасной продукции хмелеводов Чувашии, отсутствие искусственных красителей гранул позволит значительно расширить рынок сбыта продукции.
Маркетинговые исследования показали, что основная причина, приведшая к потере чувашскими хмелеводами рынков сбыта - это резкое ухудшение качества хмеля и продуктов его переработки. Высокотехнологичные предприятия индустрии пива в связи с отсутствием внутреннего рынка качественного хмеля стали закупать импортный. Однако сочетание протекционистской политики Правительства Российской Федерации по отношению к российскому хмелепроизводителю и насыщенность внутреннего рынка качественным хмелем позволит чувашским хмелеводам реализовывать в 2003-2005 годах весь производимый хмель.
Необходимо также учитывать и потребности других отраслей экономики страны - фармацевтической, парфюмерной, пищевой и дрожжевой.