ВВЕДЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Исходное положение экономического и социального комплекса г. Канаша, содержание проблемы и обоснование необходимости ее реализации программным методом
Канаш - это индустриальный город, транспортный центр Чувашии и крупный железнодорожный узел страны с населением свыше 56 тысяч рублей.
История, развитие и становление г. Канаша неразрывно связаны с железной дорогой.
В начале декабря 1893 г. завершилось строительство железной дороги Москва - Казань через Рязань, Саранск, Алатырь.
В середине декабря по ней началось сквозное движение поездов.
С этого времени начинают свою летопись станция Шихраны и поселок при ней - будущий город Канаш.
С открытием станции появился удобный выход на рынок лесных и сельскохозяйственных товаров, появляются склады местных и иностранных купцов, строятся паровые и ветряные мельницы. К 1911 году в Шихранах действовало более 40 торговых фирм. В 1912 году в поселке открылось высшее начальное училище, в 1914 - учительская семинария. В 1919 году Шихраны становятся узловой станцией, в 1920 году переименовываются в станцию Канаш, а в 1925 году станция Канаш получила статус города (постановление ВЦИК от 6 июня 1925 года). Население Канаша к этому времени составляло 2323 человека.
В 1926 году завершается строительство второй станции Канаш, на которую были перенесены основные грузовые работы, 7 ноября 1929 года вступила в строй первая электростанция, которая впоследствии снабжала электроэнергией железнодорожную станцию, часть города и 13 близлежащих деревень.
Новым этапом в развитии города стало сооружение вагоноремонтного завода, которое началось в марте 1934 года. Завод был рассчитан на ремонт 6 тысяч грузовых вагонов в год.
1 сентября 1935 г. завод выпустил первую партию капитально отремонтированных вагонов.
В 1939 году вступила в строй железнодорожная ветка Канаш-Чебоксары, Канаш становится большим железнодорожным узлом, работающим на 4 направления.
К 1940 году в городе проживало 17,3 тыс. человек, работали 4 школы, финансовый техникум, медицинское училище, было построено новое здание педагогического училища.
В годы войны город работал под лозунгом "Все для фронта, все для Победы!". Станция Канаш добилась пропускной способности поездов в 2 - 3 раза больше чем в довоенное время. Вагоноремонтный завод строил, восстанавливал и вооружал бронепоезда, отремонтировал 16000 вагонов. Более 2500 канашцев с оружием в руках сражались на фронтах Великой Отечественной войны, 827 из них не вернулись с полей сражений. Более 800 канашцев награждены орденами и медалями, двум из них присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1946 году Канашскому вагоноремонтному заводу на вечное хранение было передано переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны. В 50-70 годах промышленность города становится многоотраслевой. В эти годы вступили в строй действующих швейная и мебельная фабрики, заводы резцов, технологической оснастки, полимерных материалов, пластмассовых и лакокрасочных изделий, авторемонтный, электропогрузчиков. В эти же годы были построены новый железнодорожный вокзал, Дворец культуры вагоноремонтного завода, отделенческая больница, детские учреждения, школы, велось благоустройство улиц и площадей.
В 1993 году в Канаше отмечался 100-летний юбилей станции Канаш, а в 1995 году - 70-летие города. В связи с подготовкой к этим датам в городе были решены многие проблемы, связанные со строительством и благоустройством. В 2000 году будет отмечаться 75-летие города Канаша. Город очень молод, но он имеет свои традиции, которые необходимо поддерживать, он растет и развивается, и в нем накопилось много проблем, которые требуют решения: дальнейшее развитие инфраструктуры малого города, создание более благоприятных условий для жизни его жителей, активизация культурной жизни. Для решения этих и других вопросов жизнеобеспечения города разработана нижеследующая Программа.
Республиканская целевая программа социально-экономического развития г. Канаша на 1999 - 2001 годы (далее - Программа) разработана в связи с 75-летием г. Канаша.
Необходимость разработки Программы вызвана рядом проблем, решение которых требует финансовой поддержки со стороны Правительства Чувашской Республики.
Ведущим сектором экономики города является промышленность, она служит основным источником формирования доходной части бюджета.
В 1997 году в городе продолжалось реформирование экономики, преодоление кризисных явлений и закрепление позитивных тенденций.
За 1997 год промышленными предприятиями города произведено продукции в действующих ценах на 369,6 млн. рублей, что на 4,6% больше, чем за тот же период прошлого года. Более половины предприятий промышленности города в 1997 году работали в условиях наращивания производства. Это - открытое акционерное общество "Канашский автоагрегатный завод", открытое акционерное общество "Завод "Стройтехника", открытое акционерное общество "Канашская керамика". В натуральном выражении из 21 важнейшего вида продукции, выпускаемого предприятиями города, объем производства за 1997 год по сравнению с предыдущим увеличился по 8 позициям. Больше чем в 1996 году выпущено полуприцепов и прицепов (на 104 штуки), оргтехоснастки (в 2,1 раза), осей к автобусам (на 124,2%), запасных частей к автомобилям (на 115,2%), стеновых материалов (на 109,4%).
За счет всех источников финансирования в 1997 году введено 13025 кв. метров жилья, газифицированы 2619 квартир и 1 частный дом.
Сдан в эксплуатацию специальный жилой дом на 58 квартир социального использования со службами комплексного социально-бытового обслуживания для ветеранов, одиноких престарелых граждан. Рост цен, обесценивание оборотных средств предприятий, отсутствие государственной поддержки, резкое сокращение конечного спроса на выпускаемую продукцию, потеря традиционных поставщиков не могли не вызвать в 1998 году экономического спада.
Объем выпускаемой продукции и оказанных предприятиями и организациями города услуг за 1998 год составил 349 млн. рублей, или 95,4% к уровню 1997 года.
Не удается также в течение последних двух лет преодолеть снижения производства потребительских товаров промышленными предприятиями, сокращения суммы полученной прибыли хозяйствующими субъектами города. В 1998 году увеличилась задолженность по заработной плате. Задолженность по выплате ежемесячных пособий на детей на 1 января 1999 г. составила 7682,4 тыс. рублей.
Отсутствие оборотных средств блокирует инвестиционную активность хозяйствующих субъектов. Особенно в тяжелой ситуации оказались открытое акционерное общество "Канашский завод электропогрузчиков", закрытое акционерное общество "Мебельная фабрика".
Проблемы в сфере производства, отсутствие стабильной и достаточной базы местного бюджета не позволяют в полной мере решать вопросы по развитию инженерной инфраструктуры и социальной сферы.
Одной из острых проблем города является водоснабжение. В настоящее время из-за дефицита питьевой воды водоснабжение г. Канаша осуществляется по графику. Для улучшения водоснабжения города необходимо завершить строительство водопровода Высоковского водозабора по основному варианту протяженностью 7 км. С увеличением канализационных стоков требуется построить дополнительный блок на 10 тыс. куб. метров в сутки.