Недействующий

О Республиканской целевой программе развития образования в Чувашской Республике на 2006-2010 годы

Таблица 1

Эффективность образования в образовательных учреждениях разных территорий (цена 1 балла ЕГЭ по русскому языку)


Тип населенного пункта и образовательного учреждения

Средний балл для образовательного учреждения данной категории

Расходы на обучение одного ученика (рублей/год)

Цена 1 балла ЕГЭ по русскому языку (рублей/год)

город

54,91

4670

85,05

село

46,58

7560

162,3

в том числе малокомплектная школа

46,26

8032

173,6

Эксперимент по введению ЕГЭ является одним из индикаторов качества оказываемых образовательных услуг, позволяет увидеть слабые и сильные стороны всех участников образовательного процесса, делает прозрачной деятельность каждого педагога, дает возможность более адресно выстраивать систему повышения квалификации учителей.

В республике сложилась эффективная система выявления и поддержки одаренных детей. На муниципальном уровне разработаны специальные диагностические программы для оценки признаков одаренности детей разного возраста. Ежегодно проводятся олимпиады по 18 предметам для учащихся 8-11 классов, стабилен интерес школьников к участию в научных конференциях. С 2001 года число участников интеллектуальных состязаний возросло в 3 раза, 75 учащихся школ республики удостоены дипломов 1-3 степеней всероссийских, межрегиональных олимпиад (в 2001 году - 10, в 2005 году - 19). 25 интеллектуально одаренных школьников получают именные стипендии Президента Чувашской Республики, 46 - Президентскую стипендию "За особую творческую устремленность".

Развитие лицеев, гимназий, базовых школ, работающих в режиме профильного обучения, значительно расширило и улучшило качество предлагаемых населению образовательных услуг, позволило создать условия для личностного и профессионального самоопределения школьников.

В 14 гимназиях, 11 лицеях, 80 школах с углубленным изучением отдельных предметов 37% учащихся занимаются по программам профильного обучения, что существенно облегчает их социализацию и выбор индивидуального образовательного маршрута в последующем профессиональном обучении. В ходе реализации республиканского эксперимента по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения, в котором участвуют 32 школы, созданы и апробируются новые учебные программы, разработаны и ведутся элективные курсы, активно внедряются технологии психологического сопровождения эксперимента.

На фоне сформировавшейся системы поддержки и развития одаренных детей наиболее актуальной является проблема повышения качества образования в массовой общеобразовательной школе. Результаты проведенных психолого-педагогических исследований свидетельствуют о серьезных трудностях, которые испытывают в обучении от 15 до 40% учащихся. Более 30% школьников имеют невысокий уровень учебной мотивации. Только у 20% старшеклассников выявлен оптимальный уровень социальной зрелости, что свидетельствует о неготовности старшеклассников к самостоятельному решению вопросов жизненного выбора.

В современном постиндустриальном обществе востребованы молодые люди, способные самостоятельно решать нестандартные задачи, разрабатывать и проверять гипотезы, умеющие работать в проектном режиме и т.п. Достижение этих результатов возможно только при переходе от знаниевого подхода к компетентностному и другим инновационным подходам. Одним из вариантов решения проблемы является создание условий для развития ключевых компетенций учащихся в разных сферах деятельности: учебной, исследовательской, информационной, социальной.

За последние годы в рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2001 г. N 630, и республиканской целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды в Чувашской Республике на 2003-2005 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 8 июля 2003 г. N 169, в школы республики поступили 4218 компьютеров, что позволило увеличить показатель оснащенности школ современной техникой по сравнению с 2000 годом в 9 раз. В настоящее время в республике на один компьютер приходится 34 ученика, 60% школ подключено к сети Интернет. Благодаря этому школьники включаются в диалог со своими сверстниками и преподавателями во всем мире, принимают участие в дистанционных олимпиадах, становятся участниками или инициаторами проектов, получая при этом и языковую практику.

Развитие у выпускников базовых навыков социальной адаптации осуществлялось посредством введения в учебные планы курсов права, экономики, менеджмента, психологии, социологии, второго иностранного языка.

Учащиеся республики ежегодно занимают призовые места во всероссийских олимпиадах по праву и экономике, в 2005 году представитель Чувашии занял 1 место во Всероссийской олимпиаде по английскому языку. Увеличилось количество школ, обеспечивающих раннее изучение информатики и иностранного языка. В 2005 году таким обучением охвачено 38,3% учащихся. По сравнению с 2001 годом рост составил соответственно 10 и 14,4%.

Существенно активизировалась работа по совершенствованию национально-регионального компонента содержания образования, направленного на создание условий для повышения качества обучения и воспитания, развития конкурентоспособности учащихся национальной школы. С этой целью была продолжена работа по созданию учебников нового поколения. Завершен выпуск учебников чувашского языка и литературы для 1-11 классов русскоязычных школ. Обновляется содержание учебников для чувашских школ. В 2004 году обеспеченность учебниками и учебными пособиями республиканского комплекта составила 93,7%, федерального комплекта - 89%. Социальная поддержка обеспечения учащихся федеральными и республиканскими комплектами учебников осуществлялась за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Активно использовались новые формы привлечения учащихся к изучению чувашского языка, такие как Всероссийская игра-конкурс по чувашскому языку "Чувашская ласточка (Чёвёлти чёкес) - языкознание для всех", республиканский фестиваль содружества языков "Туслах хёлхемё", республиканская игра-конкурс для русскоязычных школ "Салтарчак" и т.д.

Особое внимание уделялось проблеме снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. В последние годы в республике принимались меры по созданию условий, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей средствами физической культуры и спорта. Ежегодно в республике проводится свыше 600 крупных физкультурно-массовых мероприятий, в которых принимают участие более 125 тыс. детей.

Значительное внимание уделялось совершенствованию организации физического воспитания детей, учащейся молодежи на основе создания системы массовых мероприятий, направленных на развитие физкультурно-оздоровительной работы с детьми: спартакиады школьников, воспитанников школ-интернатов, обучающихся учреждений профессионального образования, детей, отдыхающих в оздоровительных лагерях; соревнования по различным видам спорта; смотры физической подготовленности обучающихся; участие во всероссийских соревнованиях и др. С 2003 года стала проводиться республиканская олимпиада по физической культуре, а с 2004 года - физкультурно-оздоровительные фестивали для дошкольников "Малышиада", республиканские конкурсы "Самый спортивный класс", "Самая спортивная школа".

Чувашия в числе первых ввела в учебную программу школ 3-часовые занятия физической культурой в неделю. Для обеспечения 6-8-часовой двигательной активности у детей в школах ежедневно проводятся утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры во время перемен (34% школьников регулярно занимаются в спортивных секциях и клубах).

В целом ряде школ г. Чебоксары (N 42, 61, 62), школах N 17 г. Новочебоксарска, N 2 г. Цивильска, Абашевской школе Чебоксарского района организованы классы здоровья для детей с различными отклонениями в состоянии здоровья, организовано наблюдение врача за организацией оздоровительных процедур; созданы школьные команды здоровья, в составе которых работают педагоги, врачи, представители родительской общественности.

Активно содействуют созданию условий для психического здоровья районные и городские службы практической психологии.

Разработана республиканская модель психологической службы, создано региональное отделение общероссийской общественной организации "Федерация психологов образования России". Педагоги-психологи совместно с социальными педагогами осуществляют системную профилактику наркозависимости подростков.

В последние годы большое значение уделялось обучению педагогических работников новым здоровье сберегающим технологиям. Образовательными учреждениями, ставшими пилотными площадками проектов Европейского союза "Обучение здоровью", "ХОУП", "ТASIS", разработан необходимый методический инструментарий и подготовлены тренеры по обучению здоровью.

Приоритетное направление деятельности учреждений дополнительного образования - создание условий, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, развитие их социальной компетентности, - реализовывалось путем изменения количественных и качественных показателей системы. В 5648 школьных объединениях, что особо важно в условиях отдаленности от учреждений дополнительного образования, занимаются 86,3 тыс. человек (48,5% от общего количества учащихся). За последние годы значительно увеличилось количество детей, пользующихся услугами дополнительного образования, - 150,8 тыс. человек, или 84,6% (в 2001 году - 65%).

Система дополнительного образования, находясь в поиске наиболее эффективных технологий развития детей и подростков, активно развивает социальное проектирование, основой которого является полноценное участие школьников в решении социально значимых проблем общества. Реализуются проекты сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования с общеобразовательными школами по организации предпрофильной подготовки, профильного и профессионального обучения, внедрению технологий успешного социального развития.

Ежегодно в республике реализуется около 20 проектов с участием детей, подростков и молодежи по решению проблем местного сообщества. Наиболее значимыми из них являются проекты, формирующие гражданские компетенции детей, подростков и молодежи.

Важную роль в социализации учащихся играют детские общественные организации, создаваемые при образовательных учреждениях. В настоящее время в республике действует более 650 детских и молодежных общественных объединений, членами которых являются 60% школьников в возрасте 10-15 лет и 8,5% молодежи.

Однако недостаточно развитая материально-техническая база учреждений, преобладание традиционных технологий обучения и воспитания, неэффективность системы повышения квалификации специалистов дополнительного образования, отсутствие системных исследований рынка дополнительных образовательных услуг, пассивность учреждений в выстраивании новых отношений с потенциальными партнерами, в формировании инвестиционной привлекательности системы замедляют процессы качественных изменений.

В условиях возрастания роли новых форм организации предшкольной подготовки, обеспечивающей преемственность между дошкольным и школьным образованием, в качестве приоритетной решалась задача обеспечения равных стартовых возможностей для всех детей дошкольного возраста (приложение N 4).

В настоящее время количество воспитанников в 404 дошкольных учреждениях и 29 учреждениях "начальная школа - детский сад" составляет 66,3% детей в возрасте от 1 до 6,5 лет (в 2001 году - 57,9%). Активно развивается вариативная сеть дошкольных учреждений, позволяющая обеспечить право выбора форм и направленности дошкольного образования в соответствии с личностными особенностями ребенка. Для детей с ограниченными возможностями здоровья, действуют 164 группы, для детей, не посещающих детские сады, открыты 116 групп кратковременного пребывания. Около 100 детских садов оказывают дополнительные платные услуги по различным направлениям развития детей.