Республиканская программа реструктуризации сети общеобразовательных учреждений в Чувашской Республике на 2003-2005 годы (далее - Программа) разработана на основе анализа современного состояния образования в республике в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 871 "О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности", Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р, указами Президента Чувашской Республики от 9 апреля 2001 г. N 31 "О Программе развития образования в Чувашской Республике на 2001-2003 годы и на период до 2005 года", от 25 февраля 2003 г. N 15 "О дополнительных мерах по обеспечению реструктуризации сети общеобразовательных учреждений Чувашской Республики". Программа определяет основные пути оптимизации республиканской системы образования, направленные на повышение качества образования за счет более эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов общеобразовательных учреждений.
Повышение качества и доступности общего и профессионального образования достигается в республике различными путями, в том числе за счет более эффективного использования ресурсов системы образования.
Одним из главных путей достижения качества образования стала проводимая в республике реструктуризация существующей сети образовательных учреждений. Основная цель ее - создание такой модели современной школы, которая обеспечивала бы новое качество образования, равенство доступа к образовательным услугам, эффективное использование всех ресурсов и оптимизацию системы управления.
Неблагополучная демографическая ситуация ведет к сокращению количества школьников в сельской и городской местности. Так, на начало 2002/03 учебного года по сравнению с 1998 годом сельских школьников стало меньше на 11286 человек, или на 12,3 процента, городских - на 23393 школьника, или на 17,6 процента. Аналогичная тенденция в демографической ситуации сохранится и в последующие годы. Согласно статистическим данным к 2008 году контингент учащихся школ сократится по сравнению с 1998 годом почти на 40 процентов. В то же время количество школ почти не уменьшается: в сельской местности функционируют 511 школ (77,2 процента), в них обучается 42,4 процента детей, в городской - 151 школа с охватом 57,6 процента детей.
Реструктуризация сельских школ вызвана и тем, что 29,4 процента из них являются малокомплектными и один учитель занимается сразу с двумя-тремя классами или же ведет несколько предметов. Средняя наполняемость классов в сельской школе составляет 13,9 ученика, в городской - 26,7 ученика, а в некоторых малокомплектных сельских школах на одного учителя приходится не более 5 учеников.
Существуют проблемы и с кадрами: в сельских школах больше, чем в городских, работающих пенсионеров. Квалификация сельских учителей зачастую ниже городских. Количество учителей с высшим образованием в селе и городе примерно равное, однако педагогов, имеющих квалификационные категории, на селе на 9 процентов меньше, а имеющих высшую квалификационную категорию только 3,2 процента (в городе - 6 процентов).
Средние расходы на одного обучающегося в 2002 году в городской местности составили 4670,0 рублей, на селе - 7560,0 рублей, а в некоторых малокомплектных сельских школах - около 20,0 тыс. рублей. В то же время образовательный результат в сельской школе не удовлетворяет возрастным образовательным потребностям граждан.
Существующие факторы отрицательно сказываются на качестве образования сельских школьников. Об этом свидетельствуют и результаты единого государственного экзамена. Так, в 2002 году по математике экзаменационную работу выполнили на "отлично" по республике - 11,2 процента, по селу - 8,7 процента, в малокомплектных школах - 2,8 процента, в лицеях и гимназиях - 24,1 процента, не справились соответственно 6,0; 5,6; 7,2 и 2,7 процента.
Среди сельских школьников значительно меньше и призеров республиканских предметных олимпиад. В 2002 году их было лишь 26 процентов от общего числа призеров. Ниже и число поступивших в вузы: в 2002 году из сельской местности поступили в вузы 37,8 процента выпускников, городской - 61,5 процента.
С учетом сложившихся обстоятельств проблема обеспечения доступности качественного образования для учащихся в республике решается путем введения новых моделей функционирования общеобразовательных учреждений, новых форм организации образовательного процесса. К началу 2002/03 учебного года в республике реорганизовано 50 сельских школ.
В результате создаются крупные базовые школы с современной материальной базой, возможностью введения профильного обучения в старших классах, что особенно важно для продолжения образования в высших учебных заведениях. Для подвоза детей в такие школы приобретен 71 автобус.
В небольших населенных пунктах открыты социокультурно-образовательные центры, в которых объединены учреждения образования, культуры, здравоохранения и спорта. Появились комплексы "школа-сад", сегодня их в республике 19.
Проблема реструктуризации сети образовательных учреждений назрела и в городской местности. Существующая сеть образовательных учреждений городов имеет ряд проблем:
не обеспечивает в необходимой степени полноту и территориальную доступность образовательных услуг;
не обеспечивает адекватность предоставляемых образовательных услуг потребностям учащихся разного возраста. Конфигурация большинства образовательных учреждений не создает предпосылки для обучения и воспитания в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося, его психологическую и физическую безопасность. В наибольшей степени это касается учащихся младших классов.
Реструктуризация сети образовательных учреждений в городской местности будет способствовать решению следующих проблем:
реализация права выбора учащимися и родителями образовательного учреждения;
обеспечение психофизической безопасности учащихся;
обеспечение ориентированности сети школ на рынок труда;
разнообразие сети и учет специальных образовательных потребностей;
профилизация старшей ступени;
обеспечение целевого распределения ресурсов.
Процесс реструктуризации будет продолжен в 2003 году и последующие годы.