КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2003 года N 12
О республиканской целевой программе "Молодежь Чувашской Республики: 2003 - 2005 годы"
Признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 марта 2008 г. N 58
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 ноября 2004 г. N 296}
Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Молодежь Чувашской Республики: 2003-2005 годы" (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.
{пункт 2 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 ноября 2004 г. N 296}
3. Министерству финансов Чувашской Республики при формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на соответствующие годы предусматривать выделение средств на финансирование мероприятий Программы.
4. Органам исполнительной власти Чувашской Республики обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.
5. Рекомендовать администрациям районов и городов Чувашской Республики принять участие в финансировании и осуществлении мероприятий Программы.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.
{пункт 6 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 ноября 2004 г. N 296}
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики - Н.Партасова
{в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 ноября 2004 г. N 296}
1. | Наименование Программы | республиканская целевая программа "Молодежь Чувашской Республики: 2003-2005 годы |
2. | Основание для разработки Программы | постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 апреля 2002 г. N 130 "Об итогах экономического и социального развития, исполнения республиканского бюджета Чувашской Республики в I квартале 2002 года" |
3. | Государственный заказчик | Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики |
4. | Основной разработчик Программы | Государственный комитет Чувашской Республики по делам молодежи |
5. | Исполнители Программы | Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики, Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики, Министерство труда, социальной и демографической политики Чувашской Республики, Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики, Министерство внутренних дел Чувашской Республики (по согласованию), Министерство здравоохранения Чувашской Республики, Министерство культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики, Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики, Министерство юстиции Чувашской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике - Чувашии (по согласованию), Государственный комитет Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию), учебные заведения профессионального образования Чувашской Республики (по согласованию), республиканские общественные объединения и организации (по согласованию) администрации районов и городов Чувашской Республики, Национальная академия наук и искусств Чувашской Республики, учебные заведения профессионального образования Чувашской Республики, республиканские общественные объединения и организации. |
6. | Цели и задачи Программы | основной целью Программы является создание социально - экономических, организационных, правовых условий и гарантий для социального постановления молодых граждан, их наиболее полной самореализации. |
7. | Сроки реализации Программы | 2003 - 2005 годы |
8. | Перечень подпрограмм и основных мероприятий | 1. Социально-экономические гарантии, комплексные меры по поддержке молодых семей, развитие системы информационного обеспечения молодежи. |
9 | Объемы и источники фин ансирования | общий объем финансирования Программы составляет 51,34 млн. рублей, в том числе за счет средств: |
10 | Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | удовлетворение потребностей молодежи в информации, необходимой для социальной защищенности в период гражданского становления; |
11 | Оценка эффективности реализации Программы | реализация Программы будет осуществлена в результате совместной деятельности министерств и иных органов исполнительной власти Чувашской Республики. Эффективность реализации Программы определяется Республиканской комиссией по молодежной политике, исходя из анализа эффективности реализации государственной молодежной политики на основе определения и анализа индикаторов, характеризующих сложившуюся ситуацию в молодежной среде, и внедрения практики нормативного финансирования |
12 | Система организации контроля за выполнением Программы | для обеспечения эффективного контроля за ходом реализации Программы при Государственном комитете Чувашской Республики по делам молодежи создается экспертно-консультативный совет с привлечением представителей детских и молодежных общественных объединений, научных и образовательных учреждений; |
Актуальность республиканской целевой программы "Молодежь Чувашской Республики: 2003 - 2005 годы" (далее - Программа) продиктована, прежде всего, необходимостью комплексного решения проблем молодых граждан в республике.
Программа призвана скоординировать имеющийся опыт участия органов государственной власти, общественных объединений (в том числе молодежных и детских) в разработке и осуществлении мер по созданию условий для всестороннего развития, адаптации к самостоятельной жизни, обеспечения защиты прав и законных интересов молодежи.
На 1 января 2002 г. в Чувашской Республике проживало 299626 человек в возрасте от 16 до 29 лет, это составляло 22,3 процента от общей численности населения. По сравнению с 1 января 1998 г. число молодых людей увеличилось на 18056 человек. Самую большую группу составляют люди в возрасте от 20 до 24 лет, это 104748 человек, или 35 процентов от общего числа молодых людей. Численность городской молодежи, по данным на 1 января 2002 г., составляет 194644 человека, или 65 процентов от общего числа молодежи в Чувашской Республике. А в сельской местности проживает 104982 человека (35%). Для сравнения: пропорция городских и сельских молодых жителей в 1998 году составляла 67 на 33 процента.
Сегодня происходит сложный процесс адаптации населения к новым социально - экономическим условиям. Среди тех, кто особо нуждается в поддержке - это молодые семьи. Как показывают результаты социологических опросов, среди причин, по которым молодые семьи не желают заводить детей, на первом месте стоит отсутствие перспектив на приобретение жилья. Так, из общего числа семей 12,7 тысяч молодых семей нуждаются в улучшении жилищных условий, из них 9,5 тысяч семей проживает в городе и 3,2 тысячи - в сельской местности. Особенно актуален данный вопрос для молодых семей и молодых граждан, не имеющих значительных накоплений для приобретения нового жилья, но имеющих устойчивый, в потенциале растущий доход, и которые не выйдут из трудоспособного возраста до окончания выплат по кредиту. В связи с этим принято постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 октября 2002 г. N 274 "О республиканской программе "Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы на 2002 - 2010 годы", в рамках которого предусматривается формирование финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, и разработка нормативных правовых актов по реализации Программы.
Вызывает тревогу состояние здоровья подрастающего поколения, хотя общая заболеваемость молодежи в 2001 году снизилась по сравнению с 2000 годом на 2,8 процента, а первичная заболеваемость - на 2,5 процента. В структуре заболеваемости молодежи первое место занимают болезни органов дыхания - 25,4 процента (8,8% случаев - за счет хронических болезней миндалин и аденоидов); второе - болезни глаз и придаточного аппарата (13,2%); третье - болезни органов пищеварения (11,1%).
Заболеваемость венерическими болезнями среди молодых людей имеет тенденцию спада, также на 8,3 процента снизилось количество больных в возрасте 15 - 17 лет с психическими расстройствами.
В то же время наблюдается значительный рост наркомании среди детей и подростков. Если в 1996 году в государственные наркологические структуры обратились 922 подростка, то в 2001 году - 1337, то есть темп прироста за последние 5 лет составил 45 процентов.
В Чувашской Республике в 2001 году всего освидетельствовано 18660 призывников, из них признаны годными к военной службе 6586 человек, или 35,6 процента (в 2000 году - 36,5%), годными с незначительными ограничениями - 6801 человек, или 36,4 процента (в 2000 году - 34,3%), ограниченно годными - 4322, или 23,2 процента (в 2000 году - 21,7%), временно не годными - 676 человек, или 3,6 процента (в 2000 году - 6,1%), не годными к военной службе - 275 человек, или 1,5 процента (в 2000 году - 1,5%).
Особенности социально-психологического самочувствия и поведения современной молодежи обуславливают необходимость организации всестороннего и поэтапного исследования молодежных проблем и дальнейшего развития сети служб социальной помощи подросткам и молодежи в их социализации. Требуют совершенствования и развития система нравственного воспитания молодежи и организация досуговых мероприятий, а с учетом потребностей современного общества - развитие молодежных центров. Возрождение идеи национального самосознания создало предпосылки для активного участия молодых граждан в национальных молодежных общественных организациях, более серьезного отношения подрастающего поколения к культуре, искусству, традициям своего народа. Необходимо создать условия для поддержки и развития одаренных и талантливых детей, подростков и молодежи.
Образовательный статус нынешней молодежи Чувашской Республики по своим количественным показателям существенно выше по сравнению с предыдущими поколениями. Ежегодно увеличивается число студентов высших учебных заведений, число самих вузов; растет престижность высшего образования и стремление молодежи получить качественные знания.
В вузах республики на 1 октября 2001 г. обучалось 45865 студентов (в 1998 г. - 31477 студентов), из них в четырех ведущих вузах - 39539 студентов. Из общего числа студентов на бюджетной основе обучается 21934 студента (50,4%). При сохранении общего числа студентов, обучающихся на бюджетной основе, значительно расширены возможности для получения высшего профессионального образования на коммерческой основе.
Качественно улучшился профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений республики. Это значительно повышает уровень знаний, получаемых студентами. Данный факт подтверждается ростом рейтинга ведущих вузов республики среди высших учебных заведений Российской Федерации. Таким образом, возросла возможность получения молодыми людьми качественного профессионального образования. Внедрение принципа непрерывного профессионального образования занимает особое место в развитии высшей школы.
Следует отметить и тот факт, что существует острая необходимость развития системы информирования молодежи о своих правах и возможностях. Для обеспечения доступности актуальной для молодежи информации целесообразно развитие сети информационных центров. Создание единой республиканской системы информационного обеспечения молодежи позволит сосредоточить информацию по основным проблемам жизнедеятельности в соответствии с запросами молодежи, осуществлять обработку и анализ результатов социологических исследований и дополнительных сведений о социальных явлениях в молодежной среде, интересах молодежи.
В соответствии с основной целью государственной молодежной политики - создания социально - экономических, организационных, правовых условий и гарантий для социального становления молодых граждан, их наиболее полной самореализации - возникает необходимость поэтапной корректировки существующей нормативной правовой базы, ее дополнения и обновления.
В условиях политических и экономических преобразований, осуществляемых в Российской Федерации и Чувашской Республике, и в связи с обусловленным этим переходным процессом, снижением социальной защищенности молодых граждан, основной целью Программы является создание социально-экономических, организационных, правовых условий и гарантий для социального становления молодых граждан, их наиболее полной самореализации.
При этом молодежь не должна быть и не может быть только объектом помощи извне. Мобилизация собственных усилий и становление активной личности молодого человека является одной из основных задач.
В основных положениях Программа носит преемственный характер по отношению к республиканской целевой программе "Молодежь Чувашской Республики: 2001 - 2002 годы".
В этой связи предусматривается дальнейшее решение следующих задач:
предоставление правовых и социальных гарантий всестороннего развития личности, подготовки к самостоятельной жизни, объем и качество которых достаточны и необходимы для восполнения обусловленных возрастом недостатков социального статуса молодых граждан;
создание условий для улучшения положения молодежи и демографической ситуации в республике;
обеспечение активного участия молодежи в преобразовании общества; координация деятельности республиканских органов государственной власти, органов местного самоуправления в ходе реализации государственной молодежной политики;
переход от компенсаторского к инвестиционному механизму реализации государственной молодежной политики.
Программа призвана комплексно решать проблемы молодых граждан и координировать имеющийся опыт участия органов государственной власти, общественных объединений (в том числе молодежных и детских) в разработке и осуществлении мер по созданию условий для всестороннего развития молодежи, ее адаптации к самостоятельной жизни, обеспечения защиты прав и законных интересов.
Программа имеет следующие подпрограммы:
развитие системы социальных служб для молодежи и мероприятий по социально - правовой адаптации молодежи, совершенствование нормативной правовой базы, обеспечивающей правовую защиту и социальную адаптацию молодежи, апробацию современных форм и методов профилактической и социально - адаптационной работы, в том числе в области наркозависимости;
развитие организационно-правовых условий и поддержка инициатив молодежи, направленных на решение социально-экономических проблем;
развитие научно-методического обеспечения государственной молодежной политики;
создание условий для улучшения положения молодежи и демографической ситуации в республике;
развитие системы информационного обеспечения.
обеспечение предприятий и организаций республики квалифицированными кадрами;
повышение конкурентоспособности на рынке труда;
развитие системы трудового воспитания;
создание оптимальных условий труда для молодых специалистов;
координация деятельности структур по работе с молодежью на предприятиях республики.
развитие нормативной правовой базы, обобщение и распространение передового опыта работы в области гражданского, патриотического и духовно - нравственного воспитания, правовой защиты, профилактики асоциальных явлений;
координация деятельности организаций и учреждений, деятельность которых направлена на гражданское, патриотическое и духовно-нравственное воспитание, правовую защиту, профилактику асоциальных явлений;
развитие инфраструктуры субъектов гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания, правовой защиты, профилактики асоциальных явлений в Чувашской Республике на государственном и муниципальном уровне;
формирование и развитие правового сознания, негативного отношения молодежи к наркотическим средствам, алкоголю, табакокурению, пропаганда здорового образа жизни.
создание условий для самореализации и развития личности молодого человека;
выявление одаренных личностей и поддержка их творческого потенциала, интересов и способностей;
развитие международного и межрегионального сотрудничества в сфере государственной молодежной политики.
пропаганда здорового образа жизни;
создание условий для занятий физической культурой и спортом;
поддержка социальных инициатив в сфере развития физической культуры и спорта;
развитие молодежного туризма и организация семейного досуга.
повышение социальной активности молодежи;
развитие молодежного и детского общественного движения;