Недействующий

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2019 ГОДЫ" (с изменениями на: 09.06.2016)

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ


В настоящее время в Республике Саха (Якутия) экологическое образование и просвещение заняло определенное место в государственной экологической политике. Его развитие поддержано государственными и общественными структурами республики.

Основным координатором реализации государственной экологической политики в области экологического образования и просвещения населения является Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия).

С принятием Закона Республики Саха (Якутия) "Об экологическом образовании и просвещении" в 2005 г. и постановления Правительства Республики Саха (Якутия) "О Стратегии развития непрерывного экологического образования и просвещения в Республике Саха (Якутия) на период до 2020 года" в декабре 2008 года были созданы предпосылки правовой базы для создания системы всеобщего непрерывного экологического образования в республике.

В республике действуют основные звенья модели республиканской системы экологического образования и просвещения населения, которые могут стать основой системы непрерывного экологического образования в республике, которая должна носить многоуровневый, непрерывный характер по уровням:

Дошкольный (детские сады), довузовский (школы и учреждения дополнительного образования), профессиональный (вузы, колледжи, техникумы), послевузовский (аспирантура, докторантура, система профессиональной переподготовки и повышения квалификации).

Кроме того, на всех уровнях должна осуществляться эколого-просветительская деятельность, ведущую роль в которой играют учреждения культуры (библиотеки, дома культуры, центры досуга), средства массовой информации и общественные организации.

Ряд позиций подпрограммы решен успешно, однако остается проблема создания целостной системы непрерывного экологического образования.

Систематизируя достижения республики в области экологического образования и просвещения (ЭоиП), следует отметить:

В области дошкольного образования функционируют детские дошкольные учреждения экологической направленности с официальным статусом. Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды. Во многих детских садах появились экологические комнаты (экологические классы, комнаты природы, комнаты друзей природы, экологические гостиные), предназначенные для экологических занятий, релаксационных целей, знакомства с литературой, коллекциями природного материала, для самостоятельных наблюдений, игр, ухода за живыми объектами. Новым элементом развивающей предметной среды стала лаборатория, которая создается для развития у детей познавательного интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения.

В области общего среднего образования: основу экологического образования школьников республики составляют 13 муниципальных учреждений дополнительного образования эколого-биологической направленности, 23 экологических центра и 1852 детских экологических объединения при общеобразовательных школах с охватом более 35 тысяч учащихся, республиканская очно-заочная экологическая школа и республиканский центр экологии, туризма и агротехнологического образования Министерства образования РС(Я). Школьный цикл экологического обучения и воспитания усилен введением отдельного предмета "Экология" в учебный план 453 общеобразовательных школ 14 улусов республики, в том числе 24 общеобразовательные школы работают по 9 варианту базового учебного плана с углубленным изучением естественных предметов, 72 учреждения образования являются опорными школами Министерства образования РС(Я) как научно-методические центры в системе образования улусов (городов), каждая пятая из них является опорной по естественно-научному направлению.

В области экологического образования повышение квалификации учителей естественного цикла, совершенствование педагогического мастерства, улучшение качества преподавания учителей экологии республики ведется планово на проблемных курсах.

В области среднего и высшего образования:

в профессиональных технических училищах и среднеспециальных учебных заведениях вводятся природоохранные и экологические дисциплины;

в учебные планы всех специальностей Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова введены предметы экологической направленности ("Экология", "Экология Якутии", "Экология и охрана природы", "Концепции современного естествознания" и др.), а также спецкурсы по экологическим дисциплинам;

на биолого-географическом факультете открыта специальность - "Природопользование", появилась возможность получить второе высшее образование по этой специальности; на геолого-разведочном факультете открыта специализация "Безопасность жизнедеятельности" (на кафедре мерзлотоведения); в Педагогическом институте при Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова открыта кафедра валеологии;

на базе Центра переподготовки кадров Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова проводятся курсы повышения квалификации для руководителей и специалистов-природопользователей из разных отраслей экономики;

научно-исследовательская работа студентов биолого-географического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова посвящена экологическим проблемам Якутии (охраняемые природные территории, мониторинговые исследования, составление новых туристских маршрутов, изучение рекреационной нагрузки на экосистемы, экологическое образование и др.).

В области информационного обеспечения ЭОиП: формирование экологической культуры населения осуществляется посредством эколого-просветительской деятельности и предоставлением информации о состоянии окружающей среды на республиканском и муниципальном уровнях.

Средства массовой информации систематически освещают новости в области ЭОиП; ежегодно выходит государственный доклад Министерства охраны природы РС(Я). Ежеквартально выпускается подведомственная газета "СахаЭкос" в виде приложения к республиканской газете "Якутия". Созданы постоянно действующие рубрики в республиканских газетах "Саха сирэ", "Якутия", "Юность Севера", "Кэскил". На республиканском радио и телевидении постоянно ведутся передачи экологической направленности. Ежегодно изготавливаются аудио-, видеоролики, плакаты и баннеры экологического содержания.

В области неформального ЭОиП проводятся массовые экологические мероприятия: акции, выставки, конференции, смотры, конкурсы, слеты экологов, ярмарки, праздники, субботники и др. Ежегодно широкомасштабно проводится республиканская экологическая акция "Природа и мы". В рамках акции организуются республиканское движение "Экология начинается со двора"; экологические праздники "День Воды", "День Земли", "День экологического образования", "День Птиц", "Всемирный День окружающей среды" и др.

В области межрегионального и международного сотрудничества постоянно проводится работа с Департаментами охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга в области экологического образования и просвещения. С 2011 года стартовал международный школьный проект "Позаботься о бизоне" (г. Эдмонт, Канада).

В области экологической литературы общего пользования изданы буклеты: "Особо охраняемые природные территории Вилюйского улуса", "Региональная система экологического образования и просвещения в интересах устойчивого развития", "Экологическое образование и просвещение в Вилюйском улусе", "Интеграция экологического воспитания и практического оздоровления обучающихся в сельской школе", "Экология начинается со двора"; фотоальбомы: "Заповедная Сиинэ", "Аыйыл5а абыланын аартыгынан", "Палитра природы", "Республиканская экологическая акция "Природа и мы". Ежегодно изготавливаются и распространяются плакаты, календари экологического содержания.

По другим направлениям: Министерством заключены соглашения с администрациями улусов с разделами по экологическому образованию; ежегодно проводятся республиканские конкурсы по направлениям: эколого-образовательные, просветительские и пропагандистские проекты; летние экологические лагеря и экспедиции; детский и молодежный туризм; работа с населением; имеется положительный опыт работы библиотек, становящихся центрами экопросвещения для формирования экологической культуры населения.

В экологическом образовании и просвещении населения важную роль играет система особо охраняемых природных территорий (ООПТ), площадь которой составляет 28,5% площади республики. На этих территориях создается сеть детских экологических лагерей и постоянно действующих экспедиций. На стационарных базах природных парков республики и 15 ресурсных резерватах ежегодно создаются и организовываются летние экологические лагеря и экспедиции школьников и студентов. По итогам экологических лагерей и экспедиций организована работа экологических кружков, научно-исследовательская деятельность учащихся для участия в экологических олимпиадах, конференциях, фестивалях.

Поэтому создание условий, способствующих приобретению широкими слоями населения знаний, усвоению ценностей, выработке практических навыков созидательного и эффективного участия в решении экологических проблем, является одним из важнейших факторов для стабилизации и улучшения состояния окружающей среды в республике.

Основным принципом подпрограммы является формирование экологической культуры и совершенствование системы экологического образования и просвещения через взаимодействие органов местного самоуправления, научных учреждений, учебных заведений, предприятий всех форм собственности и общественности Республики Саха (Якутия), направленные на достижение целей и решение основных задач подпрограммы. Посредством выполнения программных мероприятий планируется обеспечить взаимосвязь экологического образования, осуществляемого в системе: государственные ведомства - школа - ВУЗ - предприятия и организации - общественные организации - средства массовой информации - население. Экологическая культура может стать одним из действенных механизмов решения экологических проблем республики.