Год | Наименование | Всего | Образование | Стаж работы | |
Высшее | Менее 2 лет | Более 20 лет | |||
2008 г. | Учителя (город, село) | 15 433 | 12 022 | 1 190 | 6 386 |
2009 г. | Учителя (город) | 5 513 | 4 817 | 215 | 2 883 |
Учителя (село) | 9 327 | 7 309 | 831 | 3 759 | |
всего: | 14 840 | 12 126 | 1 046 | 6 642 | |
2010 г. | Учителя (город) | 5 377 | 4 703 | 271 | 2 813 |
Учителя (село) | 8 915 | 7 081 | 840 | 3 646 | |
Всего: | 14 292 | 11 784 | 1 111 | 6 459 | |
Итого | 44 565 | 35 932 | 3 347 | 19 487 |
Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Число детей-инвалидов, обучающихся на дому - 947. В рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" для данного контингента детей организовано дистанционное обучение. На сегодняшний день дистанционным обучением по программе дополнительного образования охвачено 235 детей - инвалидов, обучающихся на дому.
Одной из основных проблем является проблема организации системной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью. В такой работе необходимы эффективные механизмы, непрерывность, полноценное использование возможностей учреждений дополнительного образования детей. Особого внимания требуют также вопросы сохранения и укрепления здоровья школьников, их летнего отдыха, создания современных условий обучения и воспитания.
В условиях формирования правового государства и гражданского общества особое значение приобретают вопросы правового просвещения, образования и воспитания учащихся. Одним из важнейших условий получения правовых знаний является доступ учащихся и педагогов к правовой литературе, содержащейся в библиотечных фондах, и Интернет-ресурсам. Освоение современного правового пространства республики наиболее эффективно в совместной деятельности участников образовательного процесса, представителей исполнительных органов государственной власти, правоохранительных органов, общественных организаций.
Таким образом, в сфере дошкольного, общего и дополнительного образования, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отдыха и оздоровления детей ключевой проблемой является недостаточное организационно-педагогическое обеспечение доступности качественного образования, соответствующего новым требованиям инновационного социально ориентированного развития Республики Саха (Якутия), обусловившее цели и задачи государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы". Программа призвана решить программно-целевым методом имеющиеся проблемы в сфере образования. Без этого решения проблемы и противоречия в системе образования не только сохранятся, но будут нарастать, существенным образом замедляя социально-экономическое развитие республики.
(в ред. Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 17.10.2014 N 71, от 20.10.2015 N 728)
Система образования Республики Саха (Якутия) является полилингвальной средой. Обучение и воспитание ведется на 2 государственных (русский и якутский) языках Республики Саха (Якутия). В местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера в общеобразовательных учреждениях изучаются официальные языки республики (эвенский, эвенкийский, чукотский, долганский, юкагирский). Конструктивная языковая политика предполагает стремление к балансу в языковой ситуации, созданию социальной базы для всех языков, составляющих лингвистическую парадигму полиэтнической республики, повышению значения родных языков жителей республики с учетом интересов и потребностей народов и каждой языковой личности.
Вопросы языковой политики в Республике Саха (Якутия) регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2011 N 492 "О Федеральной целевой программе "Русский язык" на 2011 - 2015 годы", Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), Законом Республики Саха (Якутия) от 16.10.1992 N 1170-XII "О языках в Республике Саха (Якутия)", Законом Республики Саха (Якутия) от 20.02.2004 111-З N 243-III "О статусе языков коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Органами государственной власти Республики Саха (Якутия) принимаются конкретные меры по сохранению и развитию языков коренных народов. В целях реализации Закона Республики Саха (Якутия) от 16.10.1992 N 1170-XII "О языках в Республике Саха (Якутия)" была разработана и реализована Государственная целевая программа языкового строительства Республики Саха (Якутия) на 2005 - 2007 годы.
Анализ текущего состояния функционирования государственных языков Республики Саха (Якутия) и официальных языков в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия) указывает на особенности этнолингвистических условий Республики Саха (Якутия), характеризующихся двуязычием и многоязычием разных видов и сочетаний.
Современная языковая ситуация в республике показывает, что эвенкийский и эвенский относятся к тем языкам, которые имеют неблагоприятные параметры по степени сохранности родного языка, а юкагирский является исчезающим.
Среди основных проблем языковой жизни в Республике Саха (Якутия) отмечается сокращение функций языков малочисленных народов, недостаточность формирования положительной мотивации изучения родных языков, недопонимание значения и роли языков для сохранения этносов, разнообразия и единства многонациональной культуры, укрепления межэтнического согласия в Республике Саха (Якутия) и Российской Федерации.
Ситуация с родными языками народов Севера однозначно оценивается как кризисная и может служить индикатором общего социально-экономического неблагополучия коренных малочисленных народов Севера. Среди данного населения наблюдается постепенная утрата родных языков. Функционирование данных языков сведено до минимума (эвенский, эвенкийский), некоторые подошли к грани исчезновения (юкагирский).
По итогам Всероссийской переписи населения 2002 г. распространенность владения различными языками в Республике Саха (Якутия) составила: русским владели 885 504 чел. из 949 280 чел. (93%), в том числе: 376 439 чел. из 432 290 якутов - 87%, 16 241 чел. из 18 232 эвенков - 89%, 10 430 чел. из 11 657 эвенов - 89,5%, 1 046 чел. из 1 097 юкагиров - 95,3%, 592 чел. из 602 чукчей - 98,3%.
Якутским языком из общей численности населения Республики Саха (Якутия) владели 446 704 чел., что составило 47,05%. Официальными языками коренных малочисленных народов Севера: эвенским - 3 778 чел., эвенкийским - 1 578 чел., юкагирским - 394 чел., чукотским - 338 чел., долганским - 47 чел., что составило всего 0,6% от общей численности населения республики, что свидетельствует об их критическом состоянии.
В данной ситуации концептуально важным для развития языков малочисленных народов Севера является целенаправленная деятельность по расширению сферы их использования в местах компактного проживания, в средствах массовой информации, литературе.
Результатом государственного стимулирования сохранения, изучения и развития государственных языков Республики Саха (Якутия) и официальных языков в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера должно стать их эффективное использование в различных сферах общественной жизни.