Миссия Программы - эффективное и ответственное управление государственными финансами.
Для достижения высшей цели (миссии) предусматриваются следующие основные направления (цели):
обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы и организация бюджетного процесса;
создание условий для эффективного выполнения полномочий органов местного самоуправления;
оптимизация управления государственным долгом;
обеспечение контроля за соблюдением бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
(в ред. Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 18.04.2014 N 2598)
Основой деятельности Минфина является выработка основных направлений и реализация единой бюджетной политики, необходимой для устойчивого развития экономики Республики Саха (Якутия) и функционирования бюджетной системы.
Минфин в пределах своей компетенции обеспечивает выполнение и создает нормативные и методологические основы для оптимизации действующих и вновь принимаемых расходных обязательств Республики Саха (Якутия), необходимых для эффективной реализации полномочий и функций органов государственной власти Республики Саха (Якутия).
Выполнение первой цели подразумевает осуществление бюджетной политики, направленной на повышение эффективности управления государственными финансами Республики Саха (Якутия). В качестве одного из приоритетов бюджетной политики на долгосрочной основе является осуществление комплекса мероприятий по реструктуризации и оптимизации расходных обязательств Республики Саха (Якутия), повышению эффективности бюджетных расходов и обеспечение прозрачности бюджетного процесса.
Второй целью Минфина является создание условий для эффективного выполнения полномочий органов местного самоуправления, в том числе и через повышение эффективности и результативности предоставления межбюджетных трансфертов из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджетам муниципальных образований.
Достижение данной цели предполагает поиск оптимальной комбинации технологий (методов) межбюджетного регулирования, предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований, исходя из принципов результативности и эффективности.
Третьей целью является оптимизация управления государственным долгом Республики Саха (Якутия), которая предполагает выработку и реализацию бюджетной политики в сфере управления государственным долгом, с учетом и исходя из максимально эффективного выполнения расходных обязательств.
Обеспечение контроля за соблюдением бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в условиях реформ, нацеленных на развитие государственного финансового контроля и на совершенствование контрактной системы является четвертой целью деятельности Министерства.
(в ред. Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 18.04.2014 N 2598)
Минфин исполняет три типа государственных функций:
(в ред. Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 20.11.2013 N 2323)
1) правоустанавливающие - нормативно-правовое регулирование и выработка единой государственной политики в бюджетной, межбюджетной и долговой сфере;
2) правоприменительные - непосредственное администрирование и управление, в том числе: предоставление государственных услуг, выполнение административных функций, администрирование государственных расходов (функции разработки проекта государственного бюджета, управления государственным долгом, управления резервными фондами, кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы);
3) контрольные - контроль и надзор за исполнением бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
(в ред. Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 18.04.2014 N 2598)
Специфика деятельности Минфина состоит в существенной роли правоустанавливающей (регулятивной) деятельности, которая не направлена непосредственно на потребителей услуг (физические и юридические лица).
При этом, если качество деятельности органов государственной власти в других сферах может быть измеримо, в том числе посредством опросов потребителей соответствующих государственных услуг, то качество деятельности Минфина в регулировании бюджетной и долговой сфере, а также других сферах, потребителем услуг в которых является Республика Саха (Якутия) в целом, может измеряться по уровню соответствия стандартам лучшей практики. В случае Минфина такими стандартами являются принципы эффективного и ответственного управления общественными финансами (приложение N 1).
Предложенные принципы эффективного и ответственного управления государственными финансами представляют собой синтез лучшей общероссийской практики в данной сфере. Большая часть основных целей Минфина ориентирована на их внедрение (приложение N 2).
Качество осуществляемой деятельности оценивается показателями достижения поставленных тактических задач Минфина и анализом динамики показателей, отражаемых в Докладах о результатах и основных направлениях деятельности (стратегический план развития) за отчетный период.
Система целей, задач и показателей результатов деятельности Министерства финансов Республики Саха (Якутия) приведена в приложении N 3 к настоящей Программе.