Финансирование государственной программы "Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2009 - 2011 годы"
тыс. руб.
Наименование мероприятий | 2009 год | 2010 год | Всего за 2009 - 2010 г.г. | |||
Предусмотрено Программой | факт | Предусмотрено Программой | факт | Предусмотрено Программой | факт | |
Совершенствование содержания и технологий образования | 9 325,0 | 9 325,0 | 9 500,0 | 9 500,0 | 18 825,0 | 18 825,0 |
Повышение эффективности управления в системе образования | 3 601,0 | 3 601,0 | 3 601,0 | 3 601,0 | ||
Итого | 12 926,0 | 12 926,0 | 9 500,0 | 9 500,0 | 22 426,0 | 22 426,0 |
Развитие правовой грамотности и правосознания граждан. Одной из важнейших задач образования является формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия) в своей деятельности руководствуется следующими актами: "Конвенция о правах ребенка"; Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Семейный кодекс Российской Федерации; Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (ред. от 02.02.2011); Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (ред. от 17.12.2009), Закон Республики Саха (Якутия) от 18 февраля 2009 года 663-З N 189-IV "О начальном профессиональном, среднем профессиональном и дополнительном профессиональном образовании в Республике Саха (Якутия)" (ред. от 18.02.2010); Закон Республики Саха (Якутия) от 23 мая 1995 года З N 59-I "Об образовании" (ред. от 15.12.2010); Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 5 октября 2010 года N 284 "О Дне правовых знаний в Республике Саха (Якутия)". В соответствии с данными правовыми документами за последний период приняты ведомственные правовые акты.
В целях повышения эффективности работы по взаимодействию между социально-психологическими службами подведомственных образовательных учреждений и общественными организациями г. Якутска и республики создан консультационный совет по защите прав учащихся и студентов. Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия), его подведомственные образовательные учреждения взаимодействуют с органами опеки и попечительства, учреждениями здравоохранения и социальной защиты, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделениями по делам несовершеннолетних городских и улусных отделов внутренних дел, общественными организациями и др.
Среди правонарушений основное число приходится на административно-правовые - 50,3% всех правонарушений, что подтверждает необходимость усиления правового просвещения, общественного воздействия, принятия дополнительных мер для устранения.
В 43 подведомственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования правовое воспитание и социальную поддержку курируют заместители директоров по учебно-воспитательной работе (43 штат. раб.), социальные педагоги (18 штат. раб.), психологи (31 штат. раб.), фельдшера (35 штат. раб.) и воспитатели общежитий (50 штат. раб.).
В рамках государственного образовательного стандарта проводится обучение по курсу "Основы права" (мин. 34 час.). Содержание правового воспитания среди учащихся и студентов, в том числе несовершеннолетних, включает в себя изучение Конституции Российской Федерации, а также основ административного, трудового, брачно-семейного и уголовного законодательства.
В рамках Плана мероприятий, в целях правового просвещения во всех образовательных учреждениях с 1 сентября 2011 года вводятся дополнительные обязательные кураторские часы (1 час) "Правовая культура".
Формой правового воспитания учащихся и студентов начального и среднего профессионального образования является внеаудиторная работа, что включает следующие мероприятия: организация конференций, факультативов, кружков, экскурсий, тематические чтения, обсуждения художественной и юридической литературы; научно-исследовательская работа; лекции и беседы о методах и примерах самовоспитания; организация деловых игр, викторин, диспутов, круглых столов, психологических тренингов.
Утвержден План мероприятий по профилактике правонарушений, наркомании, алкоголизма, аутоагрессивного (суицидального) поведения и экстремистских проявлений среди обучающихся, в том числе несовершеннолетних, на 2011 - 2012 годы.
В рамках совместной работы с другими заинтересованными ведомствами и правоохранительными органами по реализации ведомственной целевой программы "Профилактика правонарушений, наркомании и алкоголизма в образовательных учреждениях профессионального образования, расположенных на территории Республики Саха (Якутия) на 2009 - 2011 годы" проводится системная плановая работа по профилактике и предупреждению правонарушений, наркомании, алкоголизма и экстремистских проявлений и среди учащейся молодежи, в том числе несовершеннолетних.
SWOT-анализ текущего состояния системы профессионального образования в Республике Саха (Якутия).
В целом, система образования недостаточно ориентирована на удовлетворение потребностей инновационного развития и экономики в целом. Эти негативные тенденции вызваны, в том числе, недофинансированием сферы образования в 90-е годы и начале 2000-х. В настоящее время ситуация улучшилась, но по относительным показателям государственного финансирования этой сферы Россия по-прежнему значительно уступает странам-лидерам и значительному числу "догоняющих" стран <9>.
--------------------------------
<9> Расходы на образование от уровня ВВП: Россия 4,1% ВВП, Финляндия - 6,1%, США - 5,69%, Монголия - 5,1%, Норвегия - 6,59%, Южная Корея - 4,2% http://www.statinfo.biz/Data.aspx?act=6492&lang=1.
Средняя заработная плата педагогического состава НПО - 21 475 руб., СПО - 26 216 руб.; мастеров производственного обучения: 15 070 руб. и 16 030 руб. соответственно. Таким образом, в среднем ее величина составляет немногим более 50% средней заработной платы занятых в экономике.
Недостаток финансирования существенно усугубляется структурными проблемами, включая устаревшие модели управления учебным процессом, нехватку в системе образования современных кадров, в том числе управленческих.