Недействующий

 
ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

УКАЗ

от 12 октября 2011 года N 957

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ЖИЛЫХ ДОМОВ, ОСНОВНЫХ ОБЪЕКТОВ И СИСТЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ В СЕЙСМИЧЕСКИХ РАЙОНАХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2018 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Указа Главы РС(Я) от 01.03.2018 N 2418, вступающего в силу со дня опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 05.03.2018).
____________________________________________________________________

(в редакции Указов Президента Республики Саха (Якутия) от 06.03.2013 N 1918, от 15.10.2013 N 2277, от 21.02.2014 N 2507, Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 23.07.2014 N 2792, от 20.10.2015 N 758, от 13.10.2016 N 1433, от 25.05.2017 N 1916)


Во исполнение пункта 5 раздела II Протокола заседания президиума Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей от 12 декабря 2007 года N 5 и постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2009 года N 365 "О федеральной целевой программе "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2018 годы" постановляю:

(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 20.10.2015 N 758)

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Саха (Якутия) "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2018 годы".

(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 20.10.2015 N 758)

2. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Никифорова И.Г.

(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 13.10.2016 N 1433)

3. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

Президент
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ

     г. Якутск
     12 октября 2011 года
     N 957



Утверждена
Указом Президента
Республики Саха (Якутия)
от 12 октября 2011 года N 957

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ЖИЛЫХ ДОМОВ, ОСНОВНЫХ ОБЪЕКТОВ И СИСТЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ В СЕЙСМИЧЕСКИХ РАЙОНАХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2018 ГОДЫ"

 (в редакции Указов Президента Республики Саха (Якутия) от 06.03.2013 N 1918, от 15.10.2013 N 2277, от 21.02.2014 N 2507, Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 23.07.2014 N 2792, от 20.10.2015 N 758, от 13.10.2016 N 1433, от 25.05.2017 N 1916)


 Паспорт государственной программы

1.

Наименование Программы

Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2018 годы" (далее - Программа)

(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 20.10.2015 N 758)

2.

Статус Программы

Государственная программа

3.

Основание для разработки Программы

Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.2009 N 365 "О Федеральной целевой программе "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2018 годы";

пункт 5 раздела II Протокола заседания президиума Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей от 12.12.2007 N 5;
Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 08.05.2011 N 636 "О порядке разработки и реализации государственных программ Республики Саха (Якутия)";
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 04.07.2016 N 1255 "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Саха (Якутия)"

(п. 3 в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 25.05.2017 N 1916)

4.

Ответственный исполнитель Программы

Министерство архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия)

5.

Соисполнители Программы I типа

Министерство экономики Республики Саха (Якутия); Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия);

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия);

органы местного самоуправления

(п. 5 в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 25.05.2017 N 1916)

6.

Цели и задачи Программы

Цели Программы:

- создание условий для устойчивого функционирования жилищного фонда, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Республики Саха (Якутия);

- достижение приемлемого уровня сейсмической безопасности на территориях сейсмических районов Республики Саха (Якутия);

- уменьшение возможного экономического и экологического ущерба от сейсмических воздействий.

Задачи Программы:

- реализация подготовительных организационных мероприятий и совершенствование нормативно-правовой базы для обеспечения скоординированного подхода к выполнению работ по сейсмоусилению объектов, имеющих дефицит сейсмостойкости;

- сейсмоусиление существующих жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения (объекты тепло-, энерго- и водоснабжения, водоотведения и др.), мест массового пребывания людей, зданий и сооружений, задействованных в системе экстренного реагирования и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

- строительство новых сейсмостойких объектов взамен тех объектов, сейсмоусиление или реконструкция которых экономически нецелесообразны, включая использование современных, в том числе зарубежных, технологий и строительных материалов, применяемых в малоэтажном строительстве; создание условий и эффективных механизмов, обеспечивающих необходимый уровень сейсмической безопасности при строительстве на сейсмоопасной территории

(в ред. Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 20.10.2015 N 758, от 25.05.2017 N 1916)

7.

Целевые индикаторы Программы

- снижение уровня риска возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие разрушительных землетрясений;

- снижение уровня уязвимости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения от воздействий разрушительных землетрясений

(п. 7 в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 13.10.2016 N 1433)

8.

Сроки реализации (этапы) Программы

2012 - 2018 годы

(п. 8 в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 20.10.2015 N 758)

9.

Наименование подпрограмм

(стратегических направлений)

1. Повышение устойчивости жилых домов в сейсмических районах Республики Саха (Якутия).

2. Повышение устойчивости основных объектов в сейсмических районах Республики Саха (Якутия).

3. Повышение устойчивости систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Республики Саха (Якутия).

10.

Предельный объем средств на реализацию Программы с разбивкой по годам

Базовый вариант

Интенсивный вариант

Общий объем средств составит 3 754 111,13 тыс. руб., в том числе за счет средств:
федерального бюджета - 1 920 108,70 тыс. руб.;
государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 1 745 752,25 тыс. руб.;
местных бюджетов - 80 031,48 тыс. руб.;
внебюджетных источников - 8 218,70 тыс. руб.
По годам (тыс. руб.):
2012 год - 135 028,70;
2013 год - 569 595,70;
2014 год - 974 919,08;
2015 год - 1 433 212,51;
2016 год - 500 504,16;
2017 год - 140 850,98;
2018 год - 0,00

Общий объем средств составит 4 110 223,40 тыс. руб., в том числе за счет средств:
федерального бюджета - 2 145 399,01 тыс. руб.;
государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 1 876 574,21 тыс. руб.;
местных бюджетов - 80 031,48 тыс. руб.;
внебюджетных источников - 8 218,7 тыс. руб.
По годам (тыс. руб.):
2012 год - 135 028,70;
2013 год - 569 595,70;
2014 год - 974 919,08;
2015 год - 1 433 212,51;
2016 год - 500 504,16;
2017 год - 175 119,95;
2018 год - 321 843,30

(п. 10 в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 25.05.2017 N 1916)

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ


Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения, а также минимизация потерь от землетрясений в регионах с высоким уровнем сейсмических рисков являются важными факторами устойчивого социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

С целью уточнения сейсмической опасности территории Российской Федерации Российской академией наук в 1991 - 1997 годах были разработаны и дополнены карты общего сейсмического районирования (ОСР-97) с использованием усовершенствованных методов и технологий прогнозирования сейсмической опасности. Новые карты ОСР-97 утверждены постановлением Госстроя России от 27 декабря 1999 года N 91. В соответствии с данными картами уровень сейсмической опасности территории Якутии повышен по сравнению с прежними требованиями на 2 - 3 балла по шкале МSК-64. В связи с этим необходим переход строительного комплекса республики на осуществление строительства сейсмостойких объектов, а также требуется укрепление несейсмостойких зданий и сооружений, расположенных на территориях республики, подверженных сейсмическому риску.

В соответствии с нормативными картами ОСР-97 Республика Саха (Якутия) относится к группе регионов, которые имеют прогнозируемую сейсмическую интенсивность воздействий 6 - 10 баллов и ниже. По новым картам большая часть территорий районов (улусов) республики (Абыйского, Алданского, Аллаиховского, Амгинского, Горного, Булунского, Верхнеколымского, Верхоянского, Жиганского, Кобяйского, Ленского, Мегино-Кангаласского, Момского, Намского, Нерюнгринского, Оймяконского, Олекминского, Таттинского, Томпонского, Усть-Алданского, Усть-Майского, Усть-Янского, Хангаласского, Чурапчинского районов и городских округов "Поселок Жатай" и "город Якутск" расположена в сейсмоопасных зонах. Более 1,5 млн. кв. км (около половины) территории Республики Саха (Якутия) подвержено воздействию 6 - 10-балльных землетрясений, что составляет почти 30% площади, занятой зонами повышенной сейсмической опасности Российской Федерации.

Вместе с тем застройка данных районов много лет велась без учета такого уровня сейсмической активности. Здания и сооружения, построенные до уточнения величины сейсмической опасности, имеют значительный дефицит сейсмостойкости, их разрушение в результате землетрясений может привести к огромным людским и материальным потерям.

По результатам многолетних исследований выявлено, что территорию республики пересекают два крупных сейсмических пояса: Арктико-Азиатский на севере и северо-востоке и Байкало-Становой на юге. Названные сейсмические пояса являются составными частями так называемых мировых поясов землетрясений. На территории республики за период инструментальных наблюдений произошло свыше 55 крупных землетрясений: четыре 8 - 9-балльных Булунских землетрясения 1927 - 1928 г.г., 9-балльное Артыкское и Ларбинское землетрясения 1971 г. (на северо-востоке и юге Якутии), три 9 - 10-балльных Олекминских землетрясения 1958 и 1967 г.г., 6-балльное Кангаласское землетрясение 1979 г., Южно-Якутское землетрясение 1989 г. с 8-балльными эффектами в эпицентре, которое ощущалось на площади около 1,5 млн. кв. км в Республике Саха (Якутия), Республике Бурятия, Иркутской, Читинской и Амурской областях, 7 - 8 балльные Олдонгсинское 1997 г., Чаруодинское 2005 г., Амедичинское землетрясение 2008 г. и др.

Как указано в концепции ФЦП "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2018 годы", существенное увеличение площадей территорий повышенной сейсмической опасности, принципиально новый дифференцированный подход к оценке сейсмической опасности, а также сохраняющаяся неопределенность из-за недостатка сейсмологических сведений становятся весомыми аргументами необходимости проведения масштабных работ по уточнению региональной сейсмичности, детальному объектному сейсмическому микрорайонированию с целью использования полученных данных для проведения мероприятий по повышению сейсмической безопасности и защите объектов различного назначения. Это в полной мере отвечает положению дел на территории Республики Саха (Якутия).

(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 20.10.2015 N 758)

Поэтому необходимо в республике перейти на сейсмостойкое строительство и осуществлять работы по укреплению существующих объектов, зданий и сооружений, имеющих дефицит сейсмостойкости, расположенных на территориях республики, подверженных высокому сейсмическому риску. Для этого необходимо в первую очередь провести работы по уточнению карт сейсмического районирования территории Республики Саха (Якутия), инвентаризацию, паспортизацию и оценку сейсмостойкости зданий и сооружений в сейсмоопасных районах республики, разработать нормативные документы на проектирование и строительство, сейсмоусиление существующих зданий.

Наиболее опасны последствия сильных землетрясений, когда в результате сотрясений грунта на поверхности разрушается большинство несейсмостойких или недостаточно сейсмостойких объектов. При этом возникают пожары и наводнения, а на поверхности Земли - сейсмодислокации в виде трещин, рвов и оврагов, оползней, обвалов, и т.д., возникают новые и обновляются древние системы разломов земной коры, тем самым значительно изменяется земной облик. Такие явления имели место и при якутских землетрясениях. Действующая сеть сейсмических станций лишь на минимальном уровне способна поставлять информацию о происходящих на ее территории землетрясениях.

Мониторинг сейсмичности на территории республики осуществляется сетью сейсмических станций, принадлежащих Якутскому филиалу Геофизической службы СО РАН. За 50 лет непрерывных наблюдений якутскими сейсмическими станциями записано свыше 65 тысяч местных землетрясений, эпицентры которых расположены на территории Якутии (более 60 событий силой 6 - 10 баллов относятся к ощутимым, сильным и катастрофическим). Всего же станциями фиксируется около 1 000 событий в год.

Поскольку сеть сейсмических станций на территории России явно недостаточна для надежного определения величины сейсмической опасности, многие ее регионы требуют дополнительного изучения. Недостаточная изученность в полной мере относится к Республике Саха (Якутия), поскольку расстояния между действующими на ее территории 22 сейсмическими станциями 600 - 900 км. Достоверные данные о координатах эпицентра и глубине гипоцентра землетрясения можно получить при расстояниях между сейсмическими станциями не более 50 - 70 км.

Выполнение требований сейсмостойкого строительства и укрепление несейсмостойких зданий и сооружений актуальны и в связи с начавшимся процессом глобального потепления климата. Оттайка мерзлоты становится причиной разрушения зданий и сооружений даже без воздействия землетрясений. Массовые разрушения зданий и сооружений, построенных по 1 принципу на мерзлых грунтах, в случае их оттайки будут происходить даже при слабых воздействиях от землетрясений. Суровые климатические условия республики еще усложняют задачу обеспечения сейсмической безопасности.

В 2009 году была принята республиканская целевая программа "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Республики Саха (Якутия) на 2009 - 2013 годы" (РЦП). Но в связи с отсутствием финансирования за счет средств государственных бюджетов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) задачи РЦП в 2009 - 2011 г.г. выполнены только в части подготовки проектной документации по отдельным объектам за счет средств местных бюджетов. Работы по подготовке проектной документации велись в Алданском, Нерюнгринском районах, Оймяконском улусе (районе), Хангаласском улусе и городском округе "город Якутск". На средства местного бюджета городского округа "город Якутск" начаты работы по сейсмоусилению двух школ и больницы N 2 г. Якутска, завершение этих работ планируется за счет средств федерального бюджета.

В связи с переходом на программно-целевое планирование расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) разработана государственная программа Республики Саха (Якутия) "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2018 годы".

(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 20.10.2015 N 758)


SWOT-анализ текущего состояния

Сильные стороны

Слабые стороны

Наличие Федеральной целевой программы;

наличие проектных организаций и органа Государственной экспертизы РС(Я) по подготовке и экспертизе проектной документации по сейсмоусилению объектов;

наличие подтверждений участников Программы в софинансировании и проведении работ по сейсмоусилению объектов;

наличие проектной документации с положительным заключением экспертизы на сейсмоусиление объектов в 2012 г.;

наличие Якутского отделения Геофизической службы СО РАН, ведущего мониторинг сейсмичности на территории республики

Отсутствие финансирования за счет средств федерального бюджета;

слабая организация работ по подготовке проектной документации, по паспортизации и инвентаризации зданий на уровне органов местного самоуправления;

отсутствие карты сейсмического районирования республики

Возможности

Угрозы

Смягчение последствий землетрясений и снижение затрат на ликвидацию их последствий;

обеспечение картой сейсмического районирования республики для принятия обоснованных решений по сейсмостойкому строительству;

выполнение работ по сейсмоусилению жилищного фонда, основных объектов (школы, объекты здравоохранения) и систем жизнеобеспечения;

строительство сейсмостойких объектов взамен тех объектов, сейсмоусиление или реконструкция которых экономически нецелесообразны

Срыв сроков подготовки и утверждения проектной документации;

недостаточное ресурсное обеспечение мероприятий Программы;

значительные затраты на ликвидацию последствий землетрясений;

при разрушительных землетрясениях возможны человеческие жертвы, в целом недопустимый социальный, экономический и экологический ущерб


На сегодняшний день подтвердили свое участие в софинансировании мероприятий Программы муниципальные образования и предприятия, указанные в таблице N 1.

Таблица N 1

N п/п

Наименование

Объем
финансирования
(подготовка проектной документации) 2009 - 2011 г.г. (тыс. руб.)

Объем участия в софинансировании
(подготовка проектной документации) 2012 - 2016 г.г. (тыс. руб.)

1

ГО "город Якутск":
жилые дома
школы, больницы


23 202,0
37 131,3


159 307,1
-

2

МО "Алданский район":
- жилые дома в г. Алдан
- жилые дома в г. Томмот
- общественные здания


-


2 412,0
4 486,9
820,0

3

МО "Булунский улус (район)":
- жилые дома в п. Тикси

-


10 158,0

4

МО "Нерюнгринский район"
жилые дома в г. Нерюнгри

4 550,028

42 141,9

5

МО "Оймяконский улус
(район)"
жилые дома в п. Усть-Нера

400,0

16 366,0

6

МО "Олекминский район"
- жилые дома в г. Олекминске
- общественные здания
в г. Олекминске


-
300,0


4 280,0
4 345,0

7

МО "Усть-Янский улус
(район)"
- жилые дома в п. Депутатский

-

13 991,0

8

МО "Хангаласский улус"
жилые дома:
- МО "Бестяхский наслег"
- п. Мохсоголлох
- г. Покровск
общественные здания



1 500,0
26 183,57
1 000,0
1 691,6



3 565,0
14 515,4
2 787,1
19 498,6

9

ОАО "Якутскэнерго"
Системы жизнеобеспечения

14 499,48

65 407,0

10

Якутский филиал Геофизической службы СО РАН

9 200,0

Раздел 2. ЦЕЛИ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)


Целями Программы являются:

создание условий для устойчивого функционирования жилищного фонда, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Республики Саха (Якутия).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»