Действующий

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2019 ГОДЫ" (с изменениями на: 30.01.2017)

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ


В Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года основным приоритетом экономического развития страны определено производство знаний и новых технологий, а в перспективе - и их экспорт. При этом Президентом поставлена задача ускоренного перевода страны на инновационный путь развития, на совершение опережающих действий по созданию основ национальной конкурентоспособности там, где можно получить будущие выгоды и преимущества, где возможно быстрое внедрение самых передовых технологий, создание новых и эффективных предприятий. Развитие экономики должно основываться на пяти "И" - Институты, Инвестиции, Инфраструктура, Инновации и Интеллект.

В Бюджетном послании на 2012 - 2014 годы, представленном Федеральному Собранию Российской Федерации 29 июня 2011 года, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев также заявил о необходимости скорейшего формирования принципиально новой модели экономического роста, основанной на росте частной инициативы, массовых инноваций, эффективной системе публичных услуг, качественной финансовой и производственной структуре.

В целях повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста, увеличения реальных доходов граждан Российской Федерации, достижения технологического лидерства российской экономики Президентом Российской Федерации 7 мая 2012 года был подписан Указ N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", где Правительству Российской Федерации поручено принять меры, направленные на увеличение объема инвестиций не менее чем до 25% ВВП к 2015 году и до 27% - к 2018 году, увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года, на создание и модернизацию 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году.

В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области образования и науки и подготовки квалифицированных специалистов с учетом требований инновационной экономики Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" Правительству Российской Федерации поручено обеспечить увеличение к 2015 году внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77% ВВП с увеличением доли образовательных учреждений высшего профессионального образования в таких затратах до 11,4%, увеличение к 2015 году доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science), до 2,44%.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 28 июня 2012 года "О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах" говорится о недостаточности бюджетных средств, направляемых на реализацию отвечающих потребностям экономического развития инфраструктурных проектов, проектов в сфере образования и науки, то есть в сферы, определяющие перспективный облик российской экономики. Президент указал на то, что в ближайшей перспективе будут действовать жесткие ограничения, связанные с неблагоприятной ситуацией в мировой экономике, необходимо проводить работу по очень четкой приоритезации расходов бюджетов, а именно должна быть изменена структура бюджетных расходов в пользу тех, которые направлены на развитие. Расходы на образование, науку, инфраструктуру должны быть приоритетными, и их доля в общих расходах бюджетной системы Российской Федерации должна увеличиваться.

Налоговая система должна быть настроена на улучшение качества инвестиционного климата, повышение предпринимательской активности, совершенствование структуры экономики, повышение ее конкурентоспособности, прежде всего на рынках наукоемкой, высокотехнологичной продукции.

Также в Послании затронута тема обеспечения перехода к "эффективному контракту", который должен четко определять условия оплаты труда и социальный пакет научного работника в зависимости от качества и количества выполняемой им работы, должен выразиться в повсеместном применении "эффективного контракта", который в свою очередь поможет реализовать конкретные структурные и институциональные изменения в научной сфере.

Одним из ключевых факторов, обусловивших в последнее десятилетие радикальные структурные сдвиги в мировой экономике, стало повышение экономической роли инноваций, то есть превращение знаний в деньги. В первую очередь, это связано с усилением воздействия научно-технического прогресса на все стороны жизни общества, фундаментальными технологическими сдвигами, ведущими к крупномасштабным социально-экономическим и институциональным переменам. Соответственно, меняется и набор основных факторов экономического роста. Важнейшими из них становятся научные знания и интеллектуальный капитал, которые признаются главными источниками создания конкурентных преимуществ и устойчивого социально-экономического развития территорий. В этой связи вопросы модернизации и инновационного переустройства экономики были признаны и остаются ключевыми, магистральными направлениями социально-экономических преобразований в Российской Федерации и в Республике Саха (Якутия) в частности.

Важнейшими инструментами по повышению координации и стимулированию взаимодействия различных секторов экономики с сектором исследований и разработок становятся государственные программы, программы инновационного развития хозяйствующих субъектов, технологические платформы, инновационные территориальные кластеры, технопарки и технополисы, венчурные компании и другие.

В Республике Саха (Якутия) созданы основные элементы системы институтов развития в сфере инноваций: ОАО "Венчурная компания "Якутия" (с государственным участием), ГАУ Республики Саха (Якутия) "Технопарк "Якутия". В планах создание и развитие отраслевых территориальных кластеров развития: Центра защиты интеллектуальной собственности при Академии наук Республики Саха (Якутия), формирование Центра коллективного пользования в ГАУ Республики Саха (Якутия) "Технопарк "Якутия", кластера производства композиционных материалов, Парка высоких технологий, Агротехнопарка, Центра климатических испытаний и других.

Основной целью проводимой государственной политики в сфере развития собственных технологий является формирование благоприятных условий для развития конкурентоспособной и результативной научно-инновационной системы, направленной на технологическую модернизацию отраслей экономики Республики Саха (Якутия). В рамках достижения цели необходимо решить следующие задачи:

воспроизводство научного потенциала Республики Саха (Якутия);

формирование реестра научно-инновационных проектов;

научно-исследовательское и опытно-конструкторское обеспечение реализации проектов;

стимулирование реализации научно-инновационных проектов на производстве;

интеграция научного потенциала Республики Саха (Якутия) в проведении фундаментальных и прикладных исследований;

реализация проектов создания крупных научных установок класса мега-сайенс на территории Республики Саха (Якутия);

формирование и развитие инновационной инфраструктуры;

развитие коммуникаций в научно-инновационной деятельности.

С позиции развития наиболее перспективного и конкурентоспособного направления - развития биотехнологий республики, необходимо:

формирование организационно-правовой основы развития биотехнологий в Республике Саха (Якутия);

формирование научной, образовательной и производственной инфраструктуры развития биотехнологий;

масштабирование производственных объектов по выпуску биотехнологической продукции в ключевых отраслях экономики Республики Саха (Якутия).

Реализация государственной программы "Научно-техническое развитие Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы" за 2012 год выявила отдельные участки в сфере науки и инноваций, пристальное внимание к которым на фоне предпринятых значительных усилий по развитию научно-инновационной деятельности в республике необходимо уделить именно на данном этапе социально-экономического развития республики.

(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 30.01.2017 N 1707)

Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 254-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" законодательно определены отношения по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности между субъектами научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научно-технической продукции (работ, услуг). Положения Федерального закона нашли отражение в Законе Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2012 г. 1063-З N 1029-IV "О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) "О науке и государственной научно-технической политике", где отдельной главой прописаны меры государственной поддержки инновационной деятельности, осуществляемые в Республике Саха (Якутия).

Необходимо отметить, что основным ориентиром по созданию и развитию инновационной экономики Республики Саха (Якутия) является содействие на своем уровне достижению целей и выполнению основных направлений Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р, которая является основополагающим документом в сфере инновационного развития страны.

В целях кардинального улучшения сферы научных исследований, направленных на практический результат, позволяющий в перспективе рассчитывать на положительные сдвиги в позициях Российской Федерации на международном уровне, Правительством Российской Федерации утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие науки и технологий на 2013 - 2020 годы", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 301.