УКАЗ
от 10 октября 2011 года N 947
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА НА 2012 - 2019 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2018 года на основании Указа Главы РС(Я) от 15.12.2017 N 2280.
____________________________________________________________________
(в редакции Указа Президента РС(Я) от 04.04.2013 N 1996, Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 17.10.2014 N 72, от 20.10.2015 N 735)
В целях перехода на программно-целевое планирование расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) постановляю:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Саха (Якутия) "Развитие лесного хозяйства на 2012 - 2019 годы".
(в ред. Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 17.10.2014 N 72, от 20.10.2015 N 735)
2. Определить ответственным исполнителем государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие лесного хозяйства на 2012 - 2019 годы" Департамент по лесным отношениям Республики Саха (Якутия).
(в ред. Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 17.10.2014 N 72, от 20.10.2015 N 735)
3. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации.
4. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Скрыбыкина А.Н.
Президент
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ
г. Якутск
10 октября 2011 года
N 947
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА НА 2012 - 2019 ГОДЫ"
(в редакции Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 04.04.2013 N 1996, Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 17.10.2014 N 72, от 20.10.2015 N 735)
(в редакции Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 20.10.2015 N 735)
Базовый вариант | Интенсивный вариант | ||
1 | Наименование государственной программы | "Развитие лесного хозяйства на 2012 - 2019 годы" | |
(п. 1 в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 20.10.2015 N 735) | |||
2 | Статус Программы | Государственная программа Республики Саха (Якутия) | |
3 | Основание для разработки государственной программы | Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 10.07.2011 N 808 "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы" | |
4 | Ответственный исполнитель государственной программы | Департамент по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) | |
5 | Соисполнители государственной программы | нет | |
6 | Цели и задачи государственной программы | Цели: Обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение ресурсного потенциала лесов, интенсификация использования лесов и стабильное удовлетворение общественных потребностей в ресурсах леса. Задачи: - предупреждение, профилактика возникновения и распространения лесных пожаров; - создание эффективной системы охраны лесов от пожаров; - повышение эффективности федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах; - коренная модернизация существующих производственных мощностей по лесопереработке | |
(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 17.10.2014 N 72) | |||
7 | Целевые индикаторы государственной программы | - площадь земель лесного фонда, пройденная пожарами; - объем платежей за использование лесов; | |
8 | Срок реализации государственной программы | 2012 - 2019 годы | |
(п. 8 в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 20.10.2015 N 735) | |||
9 | Наименование подпрограмм (стратегических направлений) государственной программы | 1. "Охрана, защита и воспроизводство лесов". 2. "Обеспечение использования лесов, государственного лесного реестра, федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах". 3. "Развитие лесной и лесоперерабатывающей промышленности" | |
(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 17.10.2014 N 72) | |||
10 | Предельный объем средств на реализацию Программы с разбивкой по годам | Общий объем средств на реализацию Программы - 7 496 424 тыс. рублей, в том числе: 2012 - 878 064 тыс. рублей; 2013 - 1 153 547 тыс. рублей; 2014 - 975 038 тыс. рублей; 2015 - 1 490 661 тыс. рублей; 2016 - 1 101 024 тыс. рублей; 2017 - 1 100 309 тыс. рублей; 2018 - 398 890 тыс. рублей; 2019 - 398 890 тыс. рублей. Средства федерального бюджета - 3 007 978 тыс. рублей, в том числе: 2012 - 402 685 тыс. рублей; 2013 - 588 325 тыс. рублей; 2014 - 489 885 тыс. рублей; 2015 - 638 092 тыс. рублей; 2016 - 443 794 тыс. рублей; 2017 - 445 198 тыс. рублей; 2018 - 0 тыс. рублей; Средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 2 397 738 тыс. рублей, в том числе: 2012 - 246 860 тыс. рублей; 2013 - 373 839 тыс. рублей; 2014 - 304 786 тыс. рублей; 2015 - 462 332 тыс. рублей; 2016 - 254 101 тыс. рублей; 2017 - 251 940 тыс. рублей; 2018 - 251 940 тыс. рублей; 2019 - 251 940 тыс. рублей. Внебюджетные средства - 2 090 707 тыс. рублей, в том числе: 2012 - 228 519 тыс. рублей; 2013 - 191 383 тыс. рублей; 2014 - 180 367 тыс. рублей; 2015 - 390 237 тыс. рублей; 2016 - 403 130 тыс. рублей; 2017 - 403 172 тыс. рублей; 2018 - 146 950 тыс. рублей; 2019 - 146 950 тыс. рублей | Общий объем средств на реализацию Программы - 12 104 291 тыс. рублей, в том числе: 2012 - 878 064 тыс. рублей; 2013 - 1 153 547 тыс. рублей; 2014 - 975 038 тыс. рублей; 2015 - 1 490 661 тыс. рублей; 2016 - 2 069 916 тыс. рублей; 2017 - 2 061 958 тыс. рублей; 2018 - 1 726 209 тыс. рублей; 2019 - 1 748 898 тыс. рублей. Средства федерального бюджета - 6 164 762 тыс. рублей, в том числе: 2012 - 402 685 тыс. рублей; 2013 - 588 325 тыс. рублей; 2014 - 489 885 тыс. рублей; 2015 - 638 092 тыс. рублей; 2016 - 1 057 207 тыс. рублей; 2017 - 1 049 207 тыс. рублей; 2018 - 969 680 тыс. рублей; 2019 - 969 680 тыс. рублей. Средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 3 518 694 тыс. рублей, в том числе: 2012 - 246 860 тыс. рублей; 2013 - 373 839 тыс. рублей; 2014 - 304 786 тыс. рублей; 2015 - 462 332 тыс. рублей; 2016 - 527 047 тыс. рублей; 2017 - 527 047 тыс. рублей; 2018 - 527 047 тыс. рублей; 2019 - 549 736 тыс. рублей. Внебюджетные средства - 1 947 907 тыс. рублей, в том числе: 2012 - 228 519 тыс. рублей; 2013 - 191 383 тыс. рублей; 2014 - 180 367 тыс. рублей; 2015 - 390 237 тыс. рублей; 2016 - 367 430 тыс. рублей; 2017 - 367 472 тыс. рублей; 2018 - 111 250 тыс. рублей; 2012 - 0 тыс. рублей; 2013 - 0 тыс. рублей; 2014 - 0 тыс. рублей; 2015 - 0 тыс. рублей; 2016 - 100 000 тыс. рублей; 2017 - 100 000 тыс. рублей; 2012 - 0 тыс. рублей; 2013 - 0 тыс. рублей; 2014 - 0 тыс. рублей; 2015 - 0 тыс. рублей; 2016 - 18 232 тыс. рублей; 2017 - 18 232 тыс. рублей; 2018 - 18 232 тыс. рублей; 2019 - 18 232 тыс. рублей |
(п. 10 в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 20.10.2015 N 735) |
Программа определяет цели, задачи и основные направления развития лесного хозяйства в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, кадрового, ресурсного и научно - технического обеспечения лесного хозяйства, развития лесной и лесоперерабатывающей промышленности, механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
Реализация Программы направлена на формирование условий социально-экономического развития в части обеспечения инновационного уровня использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов при безусловном сохранении их глобальной экологической значимости.
Леса Якутии - один из возобновляемых природных ресурсов, которые удовлетворяют множественные потребности индустрии, общества и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции. На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлись стратегически важной задачей.
Вместе с тем, обладая шестой частью запасов лесов Российской Федерации и имея огромный потенциал для освоения лесных ресурсов, республика существенно уступает другим субъектам Дальневосточного федерального округа по уровню заготовки древесины. Вследствие низкого уровня переработки древесины на долю лесопромышленного комплекса приходится менее 1% от валового внутреннего продукта. На сегодняшний день осваивается не более 3% объема древесины от потенциально возможного объема ее использования (расчетной лесосеки).
Принятие Лесного кодекса Российской Федерации значительно расширило возможности для повышения эффективности и объемов использования лесов, внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство. Однако с передачей части полномочий Российской Федерации в области лесных отношений субъектам Российской Федерации не удалось существенно повысить эффективность использования лесов, снизить уровень их повреждения неблагоприятными факторами и, прежде всего, лесными пожарами, достичь требуемого качества работ по воспроизводству лесов, снизить объемы нелегального оборота древесины. Отрицательно отразилось также отсутствие унифицированных для всей территории страны подходов по формированию региональных органов лесоуправления, организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, обеспечению системы государственного лесного реестра.
(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 17.10.2014 N 72)
Несмотря на существенную корректировку лесного законодательства, проведенную в последние три года, требуется его дальнейшее совершенствование, особенно в части уточнения перечня видов использования лесов, режима использования, охраны, защиты и воспроизводства отдельных категорий защитных лесов, доработки некоторых и разработки новых подзаконных актов.
Лесное хозяйство Российской Федерации в настоящее время продолжает оставаться во многом отсталой отраслью, требующей существенной модернизации основных направлений деятельности с учетом современных требований инновационной научно-технической политики.
Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в целях повышения качества жизни граждан, обеспечения рационального использования полезных свойств лесов, повышения их продуктивности, сохранения биоразнообразия, носят комплексный характер и требуют скоординированного межведомственного взаимодействия, согласованных действий органов государственной власти разного уровня. В результате недостаточной комплексности решения задач лесной отрасли, нескоординированности действий органов государственной власти в регулировании вопросов лесных отношений, в развитии лесного хозяйства накопились системные проблемы, которые при сохранении текущей ситуации могут усилиться.
Экстенсивное использование лесов в течение многих десятилетий, особенно с применением сплошных концентрированных рубок в лучших насаждениях хвойных пород, привело к существенному сокращению их площади и постоянному ухудшению качественного состава лесов в освоенной части территории лесного фонда. Наблюдается дефицит эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения лесопромышленных предприятий и путей транспорта. Это требует, в целях дальнейшей интенсификации использования лесов, осуществления мероприятий по повышению их доступности и освоению новых лесных массивов через развитие транспортной инфраструктуры, то есть лесных дорог. В настоящее время протяженность лесных дорог в республике составляет 0,12 км на 1 тыс. га лесных земель.
В последние годы в местах интенсивного освоения лесов наблюдается изменение их ресурсного и экологического потенциала, сокращение видового и экосистемного разнообразия, что требует особого внимания в связи с необходимостью сохранения биологических ресурсов, смягчения глобальных изменений климата, требований лесной сертификации.
Наметилась устойчивая тенденция к увеличению повреждения лесов и потери лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней. Ежегодные темпы выбытия лесов превышают 7,2 тыс. га, из них около 4,8 тыс. га за счет сплошных рубок, 2,4 тыс. га за счет гибели от лесных пожаров. Ущерб от лесных пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов превышает величину общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов. На охраняемой территории лесов ежегодно регистрируются сотни лесных пожаров, охватывающих до нескольких тысяч гектаров покрытых лесной растительностью земель. В 2009 году только на землях лесного фонда было зарегистрировано 225 лесных пожаров, пройденная ими площадь составила свыше 2 603 тыс. гектаров. В 2010 году произошло 131 лесных пожаров, которыми пройдено 104,5 тыс. га лесов на землях лесного фонда. На 1 июля 2011 года зарегистрировано 283 лесных пожара на площади 379,6 тыс. га.
Вследствие передачи основных полномочий по охране лесов, в том числе и тушению лесных пожаров, субъектам Российской Федерации, произошло децентрализация и рассредоточение сил и средств пожаротушения, нарушились единые подходы к профилактике и обнаружению лесных пожаров. На региональном уровне возникли проблемы с привлечением дополнительных ресурсов в условиях чрезвычайной лесопожарной обстановки. Ухудшилась работа подразделений авиалесоохраны, что выразилось в нарушении режима патрулирования лесов, ухудшении взаимодействия с наземными силами пожаротушения.
Недостаточное финансирование охраны лесов от пожаров и отсутствие эффективной системы федерального государственного пожарного надзора в лесах привело к многочисленным нарушениям правил пожарной безопасности, снижению до критического состояния уровня профилактики и тушения лесных пожаров, истощению материально-технической базы и сокращению кадрового потенциала лесной противопожарной службы. Возросло число крупных лесных пожаров, нередко принимающих чрезвычайный характер.
(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 17.10.2014 N 72)
При сохранении существующих тенденций площадь очагов вредителей и болезней в лесах к 2013 - 2016 г.г. может удвоиться и достичь 70 тыс. га. Предотвращению данного сценария способствует низкий уровень лесозащиты в республике, вызванный кадровыми проблемами, отсутствием необходимой нормативной технической базы, должного уровня взаимодействия между структурами федерального и регионального подчинения. Постоянно сокращается перечень средств защиты леса от вредных организмов, особенно в части экологически безопасных и эффективных биологических препаратов. Объемы мероприятий по наземной локализации и ликвидации очагов вредных организмов в лесах сократились. Выполнение профилактических лесозащитных мероприятий проводится без необходимого обоснования, эффективность этих работ определяется условно без практиковавшихся ранее натурных оценок. Такое состояние лесозащиты способно привести, из-за несвоевременности выявления вспышек массового размножения опасных лесных вредителей (сибирский шелкопряд, чехлоноска и др.) и оценки их последствий, к катастрофическим повреждениям лесов на значительных площадях.
Остается нерешенной проблема незаконных рубок леса; показатель выявляемости виновников совершения нарушений составляет в среднем около 10%. До настоящего времени не удалось достичь необходимого уровня межведомственного взаимодействия, взаимодействия различных органов и уровней исполнительной власти в вопросах борьбы с незаконными лесозаготовками.
К системным проблемам, сдерживающим эффективное лесоуправление, относятся недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, слабый контроль за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов на федеральном и региональном уровнях, относительно низкий уровень использования современных информационных технологий в лесном хозяйстве.
В настоящее время около 50% лесов имеют давность лесоустройства более 25 лет, а на площади более 25 млн. га лесоустройство вообще не проводилось. Требуется модернизация лесоустроительных работ на основе дальнейшего использования современных дистанционных методов зондирования поверхности земли, инновационных разработок при актуализации таксационных и картографических баз данных.
Достоверной оценке качества исполнения переданных полномочий препятствует отсутствие единой системы государственного лесного реестра, разрозненность используемых информационных ресурсов, невозможность сопоставления получаемых данных с регионов. Необходимо обеспечить дальнейшее развитие государственного лесного реестра на основе единой информационно-аналитической базы, доступной органам государственной власти, заинтересованным организациям и гражданам.
Повышение эффективности ведения лесного хозяйства требует усиления системы федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на местном, региональном и федеральном уровнях. Использование для этих целей мероприятий в рамках контроля за исполнением переданных полномочий, проводимых федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, явно недостаточно.
(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 17.10.2014 N 72)
Модернизация лесного хозяйства не может быть осуществлена без укрепления его научного и кадрового потенциала. На сегодняшний день научное и кадровое обеспечение является одним из главных факторов инновационного развития отрасли. Наиболее остро ощущается недостаток квалифицированных кадров, низкий уровень производительности труда, которые обусловлены слабым развитием социального партнерства, а также низким, по сравнению с другими отраслями экономики, уровнем оплаты труда работающих, ухудшающейся ситуацией в профессиональной и квалификационной подготовке рабочих кадров и специалистов.
Проведенный SWOT-анализ выявил следующие сильные и слабые стороны:
Слабые стороны | Сильные стороны |
Децентрализация управления лесами и передача из федерального центра полномочий субъектам без достаточного финансового подкрепления полномочий | Усилилось влияние субъектов РФ в управлении лесами |
Значительное количество поправок, вносимых в Лесной кодекс, что говорит о том, что лесное законодательство недостаточно проработано и имеются правовые пробелы | Достаточно активно развивается нормативно-правовая база субъектов РФ в области лесных отношений |
Не учитываются региональные особенности субъектов Дальневосточного округа, выраженные в чрезвычайно низкой плотности населения и обширной территорией | В республике имеется активная позиция муниципальных образований и населения по вопросам охраны лесов |
Недостаток квалифицированных специалистов лесного хозяйства | В республику пришли крупные компании российского масштаба, готовые к партнерству |
Низкая плотность лесных дорог, что не позволяет осуществлять доступ к лесным участкам для их использования и тушения пожаров | Завершается строительство железной дороги до Якутска, что повлечет за собой потенциальных инвесторов по заготовке и переработке древесины |
Решение указанных проблем требует проведения скоординированных мероприятий на основе единой государственной программы по интенсификации ведения лесного хозяйства, подъема его на более высокий современный уровень, организации непрерывного многоцелевого использования лесов, применения новых технологий и прогрессивных методов инвентаризации лесных ресурсов и управления лесным хозяйством.
Целью Программы является обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение ресурсного потенциала лесов, интенсификация использования лесов и стабильное удовлетворение общественных потребностей в ресурсах леса. Предоставление физическим и юридическим лицам государственных услуг (работ) в сфере лесных отношений в соответствии с административными регламентами и стандартами качества.
Для каждой подпрограммы определены задачи, решение которых обеспечивает достижение цели Программы: