Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 2003 года N 814

О региональной целевой программе "Безопасное материнство в Республике Саха (Якутия)" на 2004-2006 годы

УТРАТИЛО СИЛУ - постановление Правительства РС(Я) от 28.01.04 N 47

В целях улучшения качества и доступности оказания квалифицированной медицинской помощи женщинам репродуктивного возраста, беременным, детям Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Утвердить региональную целевую программу "Безопасное материнство в Республике Саха (Якутия)" на 2004-2006 годы.

2. Определить государственным заказчиком региональной целевой Программы Министерство здравоохранения Республика Саха (Якутия) (Александров В.Л.).

3. Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республика Саха (Якутия) (Назаров В.И.) предусмотреть суммы финансирования мероприятий Программы.

5. Рекомендовать главам муниципальных образований республики принять программы "Безопасное материнство".

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Е.И. Михайлову.

Председатель Правительства

Республики Саха (Якутия)

Е.Борисов

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 28 декабря 2003 года N 814

ПАСПОРТ региональной целевой программы Республики Саха (Якутия) "Безопасное материнство в Республике Саха (Якутия)" на 2004-2006 годы


Наименование программы
 Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта)
 Государственный заказчик координатор программы
 Основные разработчики программы
 Цели и задачи программы
 Сроки и этапы реализации программы
 Перечень подпрограмм и основных мероприятий
 Исполнители программы и основных мероприятий
 Объем и источники финансирования (приложение к Программе)
 Ожидаемые конечные результаты реализации программы
 Перечень индикаторов эффективности мероприятий программы
 Система организации контроля за исполнением программы

"Безопасное материнство в Республике Саха (Якутия)" на 2004-2006 годы
 Постановление Правительства РФ от 08.01.96 N 6 "О Концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации"
 Решение Коллегии МЗ РФ от 11.04.2000 N 7 "О Концепции охраны репродуктивного здоровья населения России на 2000-2004 годы и плане мероприятий по ее реализации"
 Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия)
 Министерство здравоохранения Рес публики Саха (Якутия)
 Сохранение и укрепление здоровья женщин, создание условий для рождения желанных и здоровых детей;

 создание условий для "безопасных родов";

 совершенствование организации и качества акушерско-гинекологической помощи женщинам;

 снижение показателей материнской и младенческой смертности;

 укрепление материально-технической базы детских и родовспомогательных учреждений
 2004-2006 годы
 Оснащение лечебно-диагностической аппаратурой лечебно-профилактических учреждений республики с целью внедрения современных лечебно-диагностических технологий;

 приобретение медикаментов для родовспоможения и педиатрической службы
 Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия)
 Общий объем финансирования - 90,0 млн. рублей, в том числе:
 Федеральный бюджет (ФФОМС) - 54,0 млн. рублей;

 Территориальный фонд ОМС РС(Я) - 36,0 млн. рублей
 Совершенствование охраны репродуктивного здоровья населения и безопасного материнства;

 улучшение организации и качества акушерско-гинекологической и педиатрической помощи;

 укрепление материально-технической базы амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений родовспоможения и детства
 Снижение показателей материнской смертности до 50,0 на 1000 000 родившихся живыми;

 снижение младенческой смертности до 12,0 на 1000 родившихся живыми;

 снижение темпа роста показателей общей заболеваемости среди детей до 18 лет до 1% ежегодно;

 снижение числа детей инвалидов до 150 человек
 Контроль за реализацией программы осуществляется Министерством здравоохранения, Министерством экономического развития, Министерством финансов Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном для контроля за реализацией республиканских целевых программ.
 Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия), Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) направляют информацию в Министерство здравоохранения РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования о ходе выполнения программы и использовании финансовых средств.

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Программа разработана в целях реализации системы мер по решению приоритетных задач обеспечения здоровья матери и ребенка.

Показатели материнской, перинатальной и младенческой смертности в полной мере отражают состояние здоровья женского и детского населения, его социально-экономическое положение и уровень медицинского обеспечения.

Данные медицинской статистики свидетельствуют, что состояние репродуктивного здоровья населения в республике, как и состояние здоровья в целом, ухудшается, и при этом за 2002 год показатель нормальных родов составил 29,5%.

Как показывает анализ, за 2002 год заболеваемость беременных женщин отдельными видами, патологии снизилась, но болезни мочеполовой системы (26,5) и анемии (48,6) выше, чем показатели в Российской Федерации (соответственно 18,6 и 42,7).

Основным показателем, характеризующим здоровье, является младенческая смертность. Уровень младенческой смертности в республике имеет тенденпию-к снижению: в 2000 году - 17,6%, в 2001 году - 17,9%, в 2002 году - 15,3% на 1000 родившихся. Это связано с поэтапным .созданием в республике перинатальных центров, с целью приближения оказания высокотехнологичной медицинской помощи женщинам и детям на улусном уровне (Вилюйский, Верхоянский).

Хотя прослеживается положительная тенденция к снижению младенческой смертности, в целом по республике наиболее высокие показатели остаются в заречной группе улусов. Так, младенческая смертность за 2002 год составила в Мегино-Кангаласском улусе - 15,9%, в Амгинском улусе - 19,6 %, в Таттинском улусе -14,1%, в Чурапчинском улусе - 20,7 %, в Усть-Алданском улусе - 24,7 % (по Республике Саха (Якутия) - 15,3%).

Как в городской, так и в сельской местности в возрастном разрезе преобладание неонатальной смертности. Ведущее место среди причин младенческой смертности занимают состояния, возникающие в перинатальном периоде, затем - врожденные пороки развития. То есть причины, которые обусловлены низким качеством здоровья беременных женщин, вследствие чего 40% новорожденных рождаются больными и нуждаются в интенсивном лечении.

На сегодняшний день 78,4% беременных имеют акушерскую, экстрагенитальную патологию или их сочетание. В последние годы возрос уровень заболеваемости женского населения инфекционными заболеваниями, передающихся половым путем (сифилис, гонорея, хламидиоз, уреаплазмоз, микоплазмоз, кандидоз и др.)

Не имеет тенденции к снижению гинекологическая заболеваемость детей и подростков.

Продолжается рост числа абортов у несовершеннолетних и у первобеременных женщин. В 2002 году выполнено 1384 абортов у женщин в возрасте от 15 до 19 лет, что составило 7,3% к общему числу абортов во всех возрастных группах. Многочисленные , аборты и их осложнения приводят к глубоким нарушениям специфических функций женского организма, возникновению бесплодия в семьях.

Низкий уровень здоровья женщин репродуктивного возраста, высокая распространенность абортов, патологии беременности и родов, обуславливающие материнскую смертность и перинатальные потери диктуют необходимость улучшения оказания медицинской помощи беременным женщинам, новорожденным и детям раннего возраста.

Решение этой проблемы связано с внедрением современных перинатальных диагностических технологий, развитием службы реанимации и интенсивной терапии, обеспечением современным оборудованием для выхаживания недоношенных детей, с целью пренатальной диагностики и внедрения УЗИ скрининга с охватом всех беременных женщин.

Также, нуждается в совершенствовании система оказания медицинской помощи женщинам и детям. Позитивным в, плане решения этих задач является открытие межулусных перинатальных центров, обеспечивающих внедрение современных перинатальных технологий и приближение оказания медицинской помощи населению улусов республики.

Для улучшения оказания медицинской помощи беременным женщинам, новорожденным и детям раннего возраста в республике необходимо создание региональной целевой программы "Безопасное материнство в Республике Саха (Якутия)" на 2004-2006 годы.

II. Цели и задачи Программы, сроки реализации


Цель: Достижение безопасного материнства, уменьшение перинатальных и младенческих потерь, инвалидизации женщин и детей на основе централизованного подхода путем создания перинатального центра и внедрения единой технологии межулусного перинатального центра.

Задачи:

Сохранение и укрепление здоровья женщин, создание условий для рождения желанных и здоровых детей;

укрепление материально-технической базы учреждений родовспоможения заречной группы улусов республики;

создание условий для "безопасных родов";

профилактика и снижение числа абортов, показателей материнской и младенческой смертности.

Срок реализации Программы: 2004-2006 годы.

III. Система программных мероприятий

В Программе для решения проблемы охраны здоровья женщин и детей в республике предусматриваются следующие мероприятия:

1. Укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений путем оснащения медицинским оборудованием и аппаратурой Мегино-Кангаласского улуса, родовспомогательных и детских отделений Удачнинской городской больницы, Среднеколымской, Таттинской, Усть-Алданской, Усть-Майской, Амгинской и Чурапчинской ЦУБов в объеме 54 млн.рублей за счет средств Федерального фонда ОМС. Данный раздел включает мероприятия по внедрению новых технологий: пренатальная, гинекологическая и эндоскопическая диагностика, оснащение реанимационных служб детства и материнства.

2. Приобретение медикаментов и расходных материалов для детских и родовспомогательных учреждений заречной, колымской и мирнинской группы улусов в объеме 36 млн. рублей. Данный раздел включает проведение мероприятий по снижению заболеваемости, инвалидности женщин и детей, профилактику анемии у беременных женщин, врожденных пороков развития и наследственных заболеваний.

3. Организация палат совместного пребывания матери и ребенка в родильных отделениях ЦУБов заречной, колымской и мирнинской группы улусов. Проведение мероприятий планируется за счет средств бюджетного финансирования.

IV. Ресурсное обеспечение Программы

Ориентировочные объемы финансирования мероприятий Программы на 2004-2006 годы составят 90,0 млн. рублей, в том числе по источникам финансирования:

Федеральный бюджет (ФФОМС) - 54,0 млн. рублей;

Территориальный фонд ОМС РС (Я) - 36,0 млн. рублей.

Финансовые средства ежегодно уточняются в установленном порядке.

V. Механизм реализации Программы

Механизм реализации Программы определяется государственным заказчиком -Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия). К участию в реализации Программы привлекаются центральные улусные больницы. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) и другие заинтересованные учреждения.

Основными исполнителями программы являются Министерство здравоохранения. Республики Саха (Якутия), Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия), центральные улусные больницы республики.

Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) с исполнителями программных мероприятий.

Министерство здравоохранения обеспечивает в ходе реализации Программы координацию, деятельности основных исполнителей, контролирует целенаправленное и эффективное; использование, ассигнований и выполнение намеченных мероприятий. Исполнители Программы организуют выполнение и контроль объема предусмотренных Программой работ.

Предусматривается активное привлечение средств фондов, общественных организаций, других поступлений.

VI. Организация управления Программой и контроль ее реализации

Контроль реализации Программы осуществляют государственный заказчик - Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия).

Контроль ведется на основании ежеквартальной отчетности исполнителей о реализации программных мероприятий, целевого использования выделяемых средств и соблюдения сроков и качества выполнения запланированных объемов работ.

При необходимости государственный заказчик вносит в установленном порядке предложения об изменении или продлении сроков реализации отдельных программных мероприятий.

Государственный заказчик проводит анализ и обобщение информации о ходе выполнения Программы с учетом выделенных средств, координирует деятельность исполнителей мероприятий, оценивает эффективность реализации Программы.

Ежегодно Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) направляют информацию в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования о ходе выполнения Программы и использовании финансовых средств.

VII. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы

Реализация мероприятий, предусматриваемых Программой позволит:

Улучшить качественные показатели здоровья женщин и детей за счет снижения материнской смертности до 63,0 на 100 000 родившихся живыми и младенческой смертности до 14,0 на 1000 родившихся живыми.

Снизить темп роста показателя общей заболеваемости среди детей до 18 лет до 1% ежегодно.

Снизить число детей инвалидов на 150 человек.

Повысить эффективность и качество оказания медицинской помощи беременным женщинам, новорожденным и детям раннего возраста за счет модернизации материально-технической базы учреждений родовспоможения республики.

Улучшить подготовку к родам беременных с патологией и уменьшить потери новорожденных детей.

Уменьшить риск внутриутробных инфекций.

Обеспечить максимально физиологические условия при родоразрешении.

Социальная значимость определяется направленностью Программы на улучшение показателей здоровья женщин и детей в сельской местности.

I. Характеристика региональной целевой программы "Безопасное материнство в Республике Саха (Якутия)" на 2004-2006 годы

Демографическая ситуация последних лет в Республике Саха (Якутия) характеризуется тенденцией к повышению рождаемости с 13,5 в 2000 году до 14,2 в 2002 году и повышению общей смертности с 9,6 в 2000 году до 9,9 в 2002 году.

Показатель младенческой смертности стабилизировался на уровне 15,1%.

Основные потери детей приходятся на первые 7 дней жизни, около 4,4% (в абс. цифрах 549 за 2002 год) рождаются преждевременно.

Неудовлетворительны показатели здоровья беременных женщин. На высоком, уровне, остается анемия беременных - 48,6%, болезни мочеполовой системы - 26,5%, болезни кровообращения - 9,6%. Аналогичные показатели и в целом по России.

Показатель материнской смертности нестабилен и составил за 2002 год 65,3 на 100000 живорожденных.

Ведущими причинами в структуре материнской смертности остаются кровотечения во время беременности и в родах, гестозы беременных и экстрагенитальнаяа патология. Число осложненных родов составляет 71%.

Наблюдается тенденция повышения заболеваемости среди новорожденных детей, как в сельской, так и городской местности. Заболеваемость новорожденных-- 5605,2 на 10000 родившихся живыми (в 2001 г. - 5107,6), родилось и заболело 7715 (в 2001 году -6787), что составляет 56%. Ведущей патологией является гипоксия и асфиксия в родах, врожденные аномалии, инфекции, специфичные для этого периода. Удельный вес недоношенных детей составляет 6,7% (2001 году - 5,3%).

Определяющим в состоянии здоровья детей является первый год жизни. Заболеваемость детей первого года жизни 2530,8 на 1000 детского населения данного возраста (2001 году - 2457,9). В структуре заболеваемости преобладают болезни органов дыхания 47,4%, отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде - 21%, болезни нервной системы 7%.

Для решения проблемы снижения инвалидности среди детей особое внимание необходимо обратить на новые технологии пренатальной диагностики, которые позволят уменьшить инвалидность с детства. Проблемы, связанные с врожденными и наследственными болезнями, при которых традиционные лечебные меры неэффективны, демонстрируют важность профилактики, как медицинской и социальной, так и с экономической точек зрения.

Материально-техническая база учреждений детства и родовспоможения не всегда отвечает современным санитарно-техническим требованиям. Многие из них требуют ремонта, реконструкции, оснащения современным медицинским оборудованием.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»