ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

УКАЗ

от 14 июня 2011 года N 742

О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутии) от 26 декабря 2009 года N 1766 "О республиканской целевой программе "Создание условий для духовно - культурного развития народов Республики Саха (Якутия) на 2009- 2011 годы"

В целях дальнейшей эффективной реализации республиканской целевой программы "Создание условий для духовно - культурного развития народов Республики Саха (Якутия) на 2009 - 2011 годы" и реализации государственной политики в области культуры и искусства постановляю:

1. Внести изменения в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2009 года N 1766, изложив республиканскую целевую программу "Создание условий для духовно - культурного развития народов Республики Саха (Якутия) на 2009 - 2011 годы" в редакции согласно приложению к настоящему Указу.

2. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Габышеву Ф.В.

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент

Республики Саха (Якутия)

Е. БОРИСОВ


ПРИЛОЖЕНИЕ

к Указу Президента

Республики Саха (Якутия)

от 14 июня 2011 года N 742

Республиканская целевая программа

"Создание условий для духовно - культурного развития народов Республики Саха (Якутия) на 2009- 2011 годы"


ПАСПОРТ

республиканской целевой программы "Создание условий для духовно-культурного развития народов Республики Саха (Якутия) до 2011 года"

Наименование программы

Республиканская целевая программа "Создание условий для духовно-культурного развития народов Республики Саха (Якутия) на 2009- 2011 годы"

Решение о разработке программы, дата его утверждения

Закон Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2009 года З N 290-IV "О республиканских целевых программах"

Государственный заказчик- координатор (государственный заказчик) программы

Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)

Основные разработчики Программы

Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Департамент по делам печати и телерадиовещания Республики Саха (Якутия), Департамент по архивному делу Республики Саха (Якутия)

Цели и задачи Программы

Цель Программы: обеспечение единого культурного пространства и равных возможностей доступа граждан к культурным ценностям и информации.
 Основными задачами Программы являются:
 развитие учреждений культуры и искусства республики в условиях местного самоуправления;

 сохранение и создание духовно-культурных ценностей народов Республики Саха (Якутия;

 распространение культурных ценностей путем организации гастрольной деятельности, проведения и участия в творческих акциях;

 создание условий для активного творческого процесса деятелей литературы и искусства республики;

 обеспечение выпуска конкурентоспособной продукции в области печатных и электронных средств массовой информации, полиграфии, книгоиздания;

 сохранение и развитие архивного фонда республики как документальной части историко-культурного наследия республики

Сроки и этапы реализации Программы

2009-2011 годы

Перечень подпрограмм и основных мероприятий

·  Подпрограмма "Государственная поддержка учреждений культуры и искусства в условиях местного самоуправления", включающая разделы "Совершенствование системы непрерывного образования в сфере культуры и искусства", "Укрепление инфраструктуры учреждений культуры муниципальных образований", "Развитие народного творчества", "Инвестиции в сфере культуры и искусства";

 ·  подпрограмма "Сохранение и создание духовно-культурных ценностей народов Республики Саха (Якутия)", включающая разделы "Конкурс творческих проектов в области культуры и искусства", "Система государственных заказов в сфере искусства";

 ·  подпрограмма "Распространение культурных ценностей", включающая разделы "Профессиональное искусство: гастроли, творческие акции, конкурсы и фестивали", "Развитие киноискусства";

 ·  подпрограмма "Достижения в области литературы и искусства в Республике Саха (Якутия)", включающая разделы "Развитие литературы Республики Саха (Якутия)", "Издательская деятельность", "Поддержка и распространение достижений деятелей литературы и искусства Республики Саха (Якутия)";

 ·  подпрограмма "Развитие средств массовой информации, полиграфии и книгоиздания в Республике Саха (Якутия)", включающая раздел "Развитие периодической печати, полиграфии, книгоиздания и информационных агентств";

 ·  подпрограмма "Развитие архивного дела Республики Саха (Якутия)" включающая разделы "Обеспечение сохранности документов архивного фонда Республики Саха (Якутия)", "Государственный учет архивного фонда и информатизация архивов Республики Саха (Якутия)", "Использование документов архивного фонда Республики Саха (Якутия)", "Подготовка, переподготовка и повышение квалификации архивных кадров"

Объемы и источники финансирования

Общий объем финансирования - 183 667,8 тысяч рублей, в том числе:
 2009 год - 51 114,1 тысяч рублей;

 2010 год - 71 048,8 тысяч рублей;

 2011 год - 61 504,9 тысяч рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

·  доступность и расширение предложения населению культурных благ и информации в сфере культуры;

 ·  укрепление инфраструктуры учреждений культуры и искусства республики;

 ·  повышение конкурентоспособности культурных товаров;

 ·  повышение профессионального уровня специалистов, мастеров и творцов в сфере культуры и искусства республики;

 ·  создание оптимальных условий для формирования, учета, обеспечения сохранности и использования архивного фонда Республики Саха (Якутия);

 ·  укрепление и развитие материально-технической базы подведомственных учреждений печатных СМИ;

 ·  расширение ассортимента и повышение качества полиграфической продукции, услуг.

Перечень индикаторов эффективности мероприятий программы

Индикатор I уровня:
 - удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) организациями культуры, и в работе любительских объединений.
 Индикаторы II уровня:
 - количество учреждений культуры, получивших оборудование;

 - количество мероприятий, направленных на обогащение духовного и творческого потенциала и активизацию социально-культурной жизни населения;

 - количество мероприятий, обеспечивающих выравнивание доступа населения к культурным ценностям;

 - количество изданных литературных произведений;

 - общегодовой тираж улусных (городских) газет (млн. экз.);

 - исполнение социально-правовых запросов граждан в государственных и муниципальных архивах.

Система организации контроля
 за исполнением Программы

Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) осуществляет контроль за реализацией программных мероприятий Департамента по делам печати и телерадиовещания Республики Саха (Якутия), Департамента по архивному делу Республики Саха (Якутия). Сводный контроль за реализацией Программы осуществляетс я Правительством Республики Саха (Якутия), Министерством экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия), Министерством финансов Республики Саха (Якутия).

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа


Республиканская целевая программа "Создание условий для духовно-нравственного развития народов Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы" разработана на основании Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Саха (Якутия), федеральных законов "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", "О библиотечном деле", "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", "Об охране и использовании памятников истории и культуры", Концепции национальной безопасности Российской Федерации и направлена на сохранение культурного наследия Республики Саха (Якутия), формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения выравнивания доступа граждан к культурным ценностям и информационным ресурсам.

Государственная политика в сфере культуры и искусства формируется путем определения конкретных целей и задач духовно-нравственного развития граждан, моделирования культурного пространства в целях обеспечения развития и обновления личности, реализации прав и свобод граждан в сфере культуры и создания условий для их творческой самореализации, а также предоставления прав отдельным народам и иным этническим образованиям на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности.

Духовное возрождение общества, его нравственные ценности воздействуют на уровень экономического развития, подъем всех сфер жизни и, в конечном итоге, обеспечение интересов республики и страны в целом. Утверждение в обществе идеалов высокой нравственности и гуманизма, развитие многовековых духовно-нравственных, исторических традиций и норм общественной жизни - чрезвычайно важная, первостепенная задача государства.

Сегодня в республике сеть учреждений культуры и искусства включает 1 высшее, 4 средних специальных учебных заведения, 90 детских музыкальных, художественных школ и школ искусств, 15 театрально-зрелищных учреждений, 529 библиотек, 79 музеев, 555 культурно-досуговых учреждений, 138 киноустановок и 7 кинотеатров, в которых работают 11 514 человек.

В современных условиях рыночных отношений инфраструктура учреждений культуры и искусства должна быть саморазвивающейся и конкурентоспособной системой, создающей максимальные условия для предоставления современных услуг населению и сохранения и распространения историко-культурных ценностей народов Республики Саха (Якутия). Однако в условиях жестких бюджетных ограничений, остаточного принципа финансирования, в отдельные периоды переходивших в полное прекращение финансирования, усилия органов государственной власти были в основном сосредоточены на предотвращении полного развала всей отрасли.

Разработка Республиканской целевой программы обусловлена негативными тенденциями в обществе и ослаблением согласованных действий между учреждениями и организациями социальной сферы в духовно-нравственном развитии общества, их недостаточным взаимодействием с органами власти и управления всех уровней.

Тесная взаимосвязь процессов, происходящих в сфере культуры, с процессами, происходящими в обществе, делает использование программно-целевого метода необходимым условием дальнейшего развития отрасли.

Использование программно-целевого метода необходимо при реализации мероприятий Программы, охватывающих все основные сферы культуры.

Отказ от применения программно-целевого метода может привести к негативным последствиям, например, к ограничению влияния государства на проведение культурной политики в регионе. К наиболее серьезным рискам можно отнести сокращение финансирования и неэффективное управление Программой, что, в свою очередь, повлечет:

потерю квалифицированных кадров в отрасли;

нарушение единого информационного и культурного пространства;

нарушение принципа выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан.

Досрочное прекращение Программы может произойти при изменении социальной и экономической ситуации в стране, выявлении новых приоритетов при решении общегосударственных задач, неэффективном управлении Программой. Достижение целей Программы при таких условиях будет невозможно.

II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ С УКАЗАНИЕМ СРОКОВ И ЭТАПОВ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ, А ТАКЖЕ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ


Программа нацелена на повышение благосостояния граждан Республики Саха (Якутия) путем создания условий для духовно-нравственного развития народов республики, сохранение творческого потенциала и духовного наследия народов Якутии, обеспечение единого культурного пространства и равных возможностей доступа граждан к культурным ценностям и информации.

Программа ориентирована на последовательную модернизацию отрасли с целью решения главных задач:

развитие учреждений культуры и искусства республики в условиях местного самоуправления;

стимулирование художественного творчества;

развитие новых форм деятельности в сфере культуры;

защита и развитие материального и духовного культурного наследия;

создание единого информационного культурного пространства республики;

развитие системы непрерывного образования и переподготовки специалистов культуры и искусства;

формирование конкурентоспособной и саморазвивающейся инфраструктуры учреждений культуры и искусства республики;

обеспечение выпуска конкурентоспособной продукции в области печатных и электронных средств массовой информации, полиграфии, книгоиздания;

сохранение и развитие архивного фонда республики как документальной части историко-культурного наследия республики.

Программа реализуется в течение 2009-2011 годов. По результатам реализации программы предполагается укрепление материально-технической базы учреждений, повышение конкурентоспособности культурно-информационных товаров, предлагаемых населению.

Индикатором первого уровня, оценивающим эффективность реализации программы в целом, определен удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) организациями культуры, и в работе любительских объединений

Эффективность Программы подтверждается целевыми индикаторами и показателями реализации Программы, которые приведены в приложении N 1 к Программе. Показатели эффективности за 2007 -2008 годы выполнены в полном объеме.

Система программных мероприятий и перечень исполнителей программных мероприятий Программы приведены в приложениях N 2 и 3.

Сведения о капитальных вложениях в объекты отрасли "Культура" отражены в приложении N 4.


III. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Программа предусматривает разработку и реализацию мероприятий, которые направлены на решение проблем в рамках подпрограмм:

1. Государственная поддержка учреждений культуры и искусства в условиях местного самоуправления.

2. Сохранение и создание духовно-культурных ценностей народов Республики Саха (Якутия)

3. Распространение культурных ценностей.

4. Достижения в области литературы и искусства в Республике Саха (Якутия).

5. Развитие средств массовой информации и книгоиздания в Республике Саха (Якутия).

6. Развитие архивного дела Республики Саха (Якутия).

ПОДПРОГРАММА


"Государственная поддержка учреждений культуры и искусства в условиях местного самоуправления"

Одним из важнейших приоритетов при проведении государственной политики в области культуры и искусства является подготовка специалистов высшей квалификации, подготовленных для работы в современных условиях.

Раздел "Совершенствование системы непрерывного образования в сфере культуры и искусства" сформирован с учетом первоочередных задач учебных учреждений сферы культуры и искусства республики, представленных целостной системой, включающей в себя начальную (90 детских музыкальных школ, детских художественных школ и детских школ искусств), среднюю (Музыкальное, Художественное, Хореографическое училища, Колледж культуры и искусства) и высшую (Высшая школа музыки) ступени профессионального образования.

Для совершенствования системы, повышения качества художественного образования необходима координация учебных планов и программ, внедрение и развитие новых специальностей и специализаций, развитие методического обеспечения образовательного процесса, систематическое издание необходимых материалов, сохранение учебно-методических, научных и творческих связей с учебными заведениями, организация стажировок преподавателей. Полноценная деятельность учреждений художественного образования возможна при оснащении их специальным оборудованием - музыкальными инструментами, художественными материалами, компьютерной техникой со специфическим программным обеспечением, сценическими костюмами и др.

В республике не обеспечена возможность систематического повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников культуры и искусства всех специальностей и, следовательно, не созданы условия для непрерывного образования специалистов, отвечающих современным требованиям. Таким образом, обнаруживается необходимость значительного увеличения числа работников, имеющих профильное высшее образование, и существенного омоложения корпуса специалистов культуры и искусства.

В особо сложных условиях на сегодня оказались сельские учреждения культуры, дальнейшее развитие которых напрямую связано с состоянием их материально-технической базы.

С целью поддержки сельских учреждений культуры мероприятия раздела "Укрепление инфраструктуры учреждений культуры муниципальных образований" направлены на формирование развитой инфраструктуры учреждений культуры для создания конкурентоспособной и саморазвивающейся системы учреждений культуры.

Библиотеки. Для значительной части населения республики библиотеки являются единственным доступным источником пользования печатными документами и информацией. В последние годы успешно работают библиотеки нового типа, ориентированные на удовлетворение разнообразных читательских интересов: библиотеки семейного чтения, бизнес-библиотеки, библиотеки милосердия, библиотеки приключений и др.

Основным направлением информатизации библиотечного дела является создание единой информационно-библиотечной сети Республики Саха (Якутия), которая позволит организовать работу библиотек по информационной поддержке населения, местного самоуправления, обеспечению электронной доставки документов, частично устранит социальное расслоение общества и многое другое. Для внедрения передовых информационных технологий в практику работы требуется техническое переоснащение и переоборудование библиотек.

Музеи. Материальное и духовное наследие народов республики сосредоточено в государственной сети музеев. Подъем национального самосознания и активизация всеобщего интереса к многонациональной культуре народов республики создали условия для перепрофилирования музеев, их перехода от однотипности к многообразию форм и направлений. Однако экспозиции многих музеев, поставленные в 1970-80-ые годы, морально устарели. Из 79 музеев только 5 оснащены техническими средствами охраны, в 43 музеях охрану осуществляют сторожа. Необходима поддержка государственной сети музеев в укреплении материально-технической базы, создании новых экспозиций, обеспечении безопасности музейных собраний.

Культурно-досуговые учреждения. В последние годы усилилась роль культурно-досуговых учреждений как центров культурного общения людей, развития их таланта, традиций, духовных ценностей, сформировались новые типы однопрофильных и многопрофильных культурно-досуговых учреждений. На основе существовавших прежде учреждений культуры села созданы и действуют новые модели социально-культурных комплексов и объединений. Однако сельские клубные учреждения, как самые востребованные учреждения культуры на селе, сегодня в большинстве своем лишены условий, необходимых для удовлетворения запросов населения и реализации своих потенциальных возможностей, очень слаба их материально-техническая база. Здания, эксплуатируемые с 1950-1960 годов, оснащены звуковым и световым оборудованием, не соответствующим требованиям сегодняшнего дня. Для полноценного функционирования учреждений культуры необходимо решение этих проблем.

Фундаментом культуры является многовековое наследие традиционной культуры. Реализация мероприятий раздела 3 "Развитие народного творчества" направлены на адресную поддержку развития народного творчества: выявление носителей культурного наследия, создание благоприятных условий для их творческой деятельности, популяризации и передачи своих знаний и навыков новым поколениям. Поддержка деятельности мастеров народного художественного творчества осуществляется в рамках Закона Республики Саха (Якутия) от 18.06.2009 695-З N 326-IV "О государственной поддержке народных художественных промыслов в Республике Саха (Якутия)".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»