ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
УКАЗ
от 14 июня 2011 года N 742
О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутии) от 26 декабря 2009 года N 1766 "О республиканской целевой программе "Создание условий для духовно - культурного развития народов Республики Саха (Якутия) на 2009- 2011 годы"
В целях дальнейшей эффективной реализации республиканской целевой программы "Создание условий для духовно - культурного развития народов Республики Саха (Якутия) на 2009 - 2011 годы" и реализации государственной политики в области культуры и искусства постановляю:
1. Внести изменения в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2009 года N 1766, изложив республиканскую целевую программу "Создание условий для духовно - культурного развития народов Республики Саха (Якутия) на 2009 - 2011 годы" в редакции согласно приложению к настоящему Указу.
2. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Габышеву Ф.В.
3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Республики Саха (Якутия)
Е. БОРИСОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Указу Президента
Республики Саха (Якутия)
от 14 июня 2011 года N 742
Республиканская целевая программа
"Создание условий для духовно - культурного развития народов Республики Саха (Якутия) на 2009- 2011 годы"
ПАСПОРТ
республиканской целевой программы "Создание условий для духовно-культурного развития народов Республики Саха (Якутия) до 2011 года"
Наименование программы | Республиканская целевая программа "Создание условий для духовно-культурного развития народов Республики Саха (Якутия) на 2009- 2011 годы" |
Решение о разработке программы, дата его утверждения | Закон Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2009 года З N 290-IV "О республиканских целевых программах" |
Государственный заказчик- координатор (государственный заказчик) программы | Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) |
Основные разработчики Программы | Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Департамент по делам печати и телерадиовещания Республики Саха (Якутия), Департамент по архивному делу Республики Саха (Якутия) |
Цели и задачи Программы | Цель Программы: обеспечение единого культурного пространства и равных возможностей доступа граждан к культурным ценностям и информации. |
Сроки и этапы реализации Программы | 2009-2011 годы |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий | · Подпрограмма "Государственная поддержка учреждений культуры и искусства в условиях местного самоуправления", включающая разделы "Совершенствование системы непрерывного образования в сфере культуры и искусства", "Укрепление инфраструктуры учреждений культуры муниципальных образований", "Развитие народного творчества", "Инвестиции в сфере культуры и искусства"; |
Объемы и источники финансирования | Общий объем финансирования - 183 667,8 тысяч рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | · доступность и расширение предложения населению культурных благ и информации в сфере культуры; |
Перечень индикаторов эффективности мероприятий программы | Индикатор I уровня: |
Система организации контроля | Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) осуществляет контроль за реализацией программных мероприятий Департамента по делам печати и телерадиовещания Республики Саха (Якутия), Департамента по архивному делу Республики Саха (Якутия). Сводный контроль за реализацией Программы осуществляетс я Правительством Республики Саха (Якутия), Министерством экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия), Министерством финансов Республики Саха (Якутия). |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
Республиканская целевая программа "Создание условий для духовно-нравственного развития народов Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы" разработана на основании Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Саха (Якутия), федеральных законов "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", "О библиотечном деле", "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", "Об охране и использовании памятников истории и культуры", Концепции национальной безопасности Российской Федерации и направлена на сохранение культурного наследия Республики Саха (Якутия), формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения выравнивания доступа граждан к культурным ценностям и информационным ресурсам.
Государственная политика в сфере культуры и искусства формируется путем определения конкретных целей и задач духовно-нравственного развития граждан, моделирования культурного пространства в целях обеспечения развития и обновления личности, реализации прав и свобод граждан в сфере культуры и создания условий для их творческой самореализации, а также предоставления прав отдельным народам и иным этническим образованиям на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности.
Духовное возрождение общества, его нравственные ценности воздействуют на уровень экономического развития, подъем всех сфер жизни и, в конечном итоге, обеспечение интересов республики и страны в целом. Утверждение в обществе идеалов высокой нравственности и гуманизма, развитие многовековых духовно-нравственных, исторических традиций и норм общественной жизни - чрезвычайно важная, первостепенная задача государства.
Сегодня в республике сеть учреждений культуры и искусства включает 1 высшее, 4 средних специальных учебных заведения, 90 детских музыкальных, художественных школ и школ искусств, 15 театрально-зрелищных учреждений, 529 библиотек, 79 музеев, 555 культурно-досуговых учреждений, 138 киноустановок и 7 кинотеатров, в которых работают 11 514 человек.
В современных условиях рыночных отношений инфраструктура учреждений культуры и искусства должна быть саморазвивающейся и конкурентоспособной системой, создающей максимальные условия для предоставления современных услуг населению и сохранения и распространения историко-культурных ценностей народов Республики Саха (Якутия). Однако в условиях жестких бюджетных ограничений, остаточного принципа финансирования, в отдельные периоды переходивших в полное прекращение финансирования, усилия органов государственной власти были в основном сосредоточены на предотвращении полного развала всей отрасли.
Разработка Республиканской целевой программы обусловлена негативными тенденциями в обществе и ослаблением согласованных действий между учреждениями и организациями социальной сферы в духовно-нравственном развитии общества, их недостаточным взаимодействием с органами власти и управления всех уровней.
Тесная взаимосвязь процессов, происходящих в сфере культуры, с процессами, происходящими в обществе, делает использование программно-целевого метода необходимым условием дальнейшего развития отрасли.
Использование программно-целевого метода необходимо при реализации мероприятий Программы, охватывающих все основные сферы культуры.
Отказ от применения программно-целевого метода может привести к негативным последствиям, например, к ограничению влияния государства на проведение культурной политики в регионе. К наиболее серьезным рискам можно отнести сокращение финансирования и неэффективное управление Программой, что, в свою очередь, повлечет:
потерю квалифицированных кадров в отрасли;
нарушение единого информационного и культурного пространства;
нарушение принципа выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан.
Досрочное прекращение Программы может произойти при изменении социальной и экономической ситуации в стране, выявлении новых приоритетов при решении общегосударственных задач, неэффективном управлении Программой. Достижение целей Программы при таких условиях будет невозможно.
II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ С УКАЗАНИЕМ СРОКОВ И ЭТАПОВ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ, А ТАКЖЕ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Программа нацелена на повышение благосостояния граждан Республики Саха (Якутия) путем создания условий для духовно-нравственного развития народов республики, сохранение творческого потенциала и духовного наследия народов Якутии, обеспечение единого культурного пространства и равных возможностей доступа граждан к культурным ценностям и информации.
Программа ориентирована на последовательную модернизацию отрасли с целью решения главных задач:
развитие учреждений культуры и искусства республики в условиях местного самоуправления;
стимулирование художественного творчества;
развитие новых форм деятельности в сфере культуры;
защита и развитие материального и духовного культурного наследия;
создание единого информационного культурного пространства республики;
развитие системы непрерывного образования и переподготовки специалистов культуры и искусства;
формирование конкурентоспособной и саморазвивающейся инфраструктуры учреждений культуры и искусства республики;
обеспечение выпуска конкурентоспособной продукции в области печатных и электронных средств массовой информации, полиграфии, книгоиздания;
сохранение и развитие архивного фонда республики как документальной части историко-культурного наследия республики.
Программа реализуется в течение 2009-2011 годов. По результатам реализации программы предполагается укрепление материально-технической базы учреждений, повышение конкурентоспособности культурно-информационных товаров, предлагаемых населению.
Индикатором первого уровня, оценивающим эффективность реализации программы в целом, определен удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) организациями культуры, и в работе любительских объединений
Эффективность Программы подтверждается целевыми индикаторами и показателями реализации Программы, которые приведены в приложении N 1 к Программе. Показатели эффективности за 2007 -2008 годы выполнены в полном объеме.
Система программных мероприятий и перечень исполнителей программных мероприятий Программы приведены в приложениях N 2 и 3.
Сведения о капитальных вложениях в объекты отрасли "Культура" отражены в приложении N 4.
III. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Программа предусматривает разработку и реализацию мероприятий, которые направлены на решение проблем в рамках подпрограмм:
1. Государственная поддержка учреждений культуры и искусства в условиях местного самоуправления.
2. Сохранение и создание духовно-культурных ценностей народов Республики Саха (Якутия)
3. Распространение культурных ценностей.
4. Достижения в области литературы и искусства в Республике Саха (Якутия).
5. Развитие средств массовой информации и книгоиздания в Республике Саха (Якутия).
6. Развитие архивного дела Республики Саха (Якутия).
ПОДПРОГРАММА
"Государственная поддержка учреждений культуры и искусства в условиях местного самоуправления"
Одним из важнейших приоритетов при проведении государственной политики в области культуры и искусства является подготовка специалистов высшей квалификации, подготовленных для работы в современных условиях.
Раздел "Совершенствование системы непрерывного образования в сфере культуры и искусства" сформирован с учетом первоочередных задач учебных учреждений сферы культуры и искусства республики, представленных целостной системой, включающей в себя начальную (90 детских музыкальных школ, детских художественных школ и детских школ искусств), среднюю (Музыкальное, Художественное, Хореографическое училища, Колледж культуры и искусства) и высшую (Высшая школа музыки) ступени профессионального образования.
Для совершенствования системы, повышения качества художественного образования необходима координация учебных планов и программ, внедрение и развитие новых специальностей и специализаций, развитие методического обеспечения образовательного процесса, систематическое издание необходимых материалов, сохранение учебно-методических, научных и творческих связей с учебными заведениями, организация стажировок преподавателей. Полноценная деятельность учреждений художественного образования возможна при оснащении их специальным оборудованием - музыкальными инструментами, художественными материалами, компьютерной техникой со специфическим программным обеспечением, сценическими костюмами и др.
В республике не обеспечена возможность систематического повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников культуры и искусства всех специальностей и, следовательно, не созданы условия для непрерывного образования специалистов, отвечающих современным требованиям. Таким образом, обнаруживается необходимость значительного увеличения числа работников, имеющих профильное высшее образование, и существенного омоложения корпуса специалистов культуры и искусства.
В особо сложных условиях на сегодня оказались сельские учреждения культуры, дальнейшее развитие которых напрямую связано с состоянием их материально-технической базы.
С целью поддержки сельских учреждений культуры мероприятия раздела "Укрепление инфраструктуры учреждений культуры муниципальных образований" направлены на формирование развитой инфраструктуры учреждений культуры для создания конкурентоспособной и саморазвивающейся системы учреждений культуры.
Библиотеки. Для значительной части населения республики библиотеки являются единственным доступным источником пользования печатными документами и информацией. В последние годы успешно работают библиотеки нового типа, ориентированные на удовлетворение разнообразных читательских интересов: библиотеки семейного чтения, бизнес-библиотеки, библиотеки милосердия, библиотеки приключений и др.
Основным направлением информатизации библиотечного дела является создание единой информационно-библиотечной сети Республики Саха (Якутия), которая позволит организовать работу библиотек по информационной поддержке населения, местного самоуправления, обеспечению электронной доставки документов, частично устранит социальное расслоение общества и многое другое. Для внедрения передовых информационных технологий в практику работы требуется техническое переоснащение и переоборудование библиотек.
Музеи. Материальное и духовное наследие народов республики сосредоточено в государственной сети музеев. Подъем национального самосознания и активизация всеобщего интереса к многонациональной культуре народов республики создали условия для перепрофилирования музеев, их перехода от однотипности к многообразию форм и направлений. Однако экспозиции многих музеев, поставленные в 1970-80-ые годы, морально устарели. Из 79 музеев только 5 оснащены техническими средствами охраны, в 43 музеях охрану осуществляют сторожа. Необходима поддержка государственной сети музеев в укреплении материально-технической базы, создании новых экспозиций, обеспечении безопасности музейных собраний.
Культурно-досуговые учреждения. В последние годы усилилась роль культурно-досуговых учреждений как центров культурного общения людей, развития их таланта, традиций, духовных ценностей, сформировались новые типы однопрофильных и многопрофильных культурно-досуговых учреждений. На основе существовавших прежде учреждений культуры села созданы и действуют новые модели социально-культурных комплексов и объединений. Однако сельские клубные учреждения, как самые востребованные учреждения культуры на селе, сегодня в большинстве своем лишены условий, необходимых для удовлетворения запросов населения и реализации своих потенциальных возможностей, очень слаба их материально-техническая база. Здания, эксплуатируемые с 1950-1960 годов, оснащены звуковым и световым оборудованием, не соответствующим требованиям сегодняшнего дня. Для полноценного функционирования учреждений культуры необходимо решение этих проблем.
Фундаментом культуры является многовековое наследие традиционной культуры. Реализация мероприятий раздела 3 "Развитие народного творчества" направлены на адресную поддержку развития народного творчества: выявление носителей культурного наследия, создание благоприятных условий для их творческой деятельности, популяризации и передачи своих знаний и навыков новым поколениям. Поддержка деятельности мастеров народного художественного творчества осуществляется в рамках Закона Республики Саха (Якутия) от 18.06.2009 695-З N 326-IV "О государственной поддержке народных художественных промыслов в Республике Саха (Якутия)".