Недействующий

О Программе дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в Республике Саха (Якутия) на 2009 год

ПАСПОРТ Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в Республике Саха (Якутия) на 2009 год


Наименование Программы

Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в Республике Саха (Якутия) на 2009 год (далее Программа)

Основание для разработки Программы

Закон Российской Федерации http://dostup.scli.ru:8111/content/ngr/RU0000R199100242.html "О занятости населения в Российской Федерации";

 постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".

Основные разработчики
 Программы

Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия)

Цель Программы

Принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в регионе;

 содействие занятости высвобождаемых работников и незанятого населения;

 снижение напряженности на рынке труда.

Задачи Программы

Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения;

 стимулирование сохранения и создания рабочих мест;

 развитие территориальной трудовой мобильности населения республики.

Срок реализации Программы

2009 год

Этапы реализаци и
 Программы

1-й этап - I квартал 2009 года
 2-й этап - II квартал 2009 года
 3-й этап - II полугодие 2009 года

Перечень основных мероприятий

- разработка и утверждение нормативно-правовых актов по реализации Программы;

 - мониторинг рынка труда;

 - о
 - содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан;

 - адресная поддержка ищущих работу граждан, переезжающих в другую местность для трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характера.

Исполнители мероприятий

Комитет занятости населения РС (Я), Министерство науки и профессионального образования РС (Я), Министерство образования РС (Я), Министерство промышленности РС (Я), Министерство транспорта, связи и информатизации РС (Я), Министерство по молодежной политике РС(Я), Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости РС(Я), Министерство внутренних дел по РС(Я), Управление федеральной миграционной службы по РС(Я), Государственная инспекция труда в РС (Я), Департамент при Президенте РС(Я) по прогнозированию, подготовке и расстановке кадров, Министерство строительства и промышленности строительных материалов РС(Я), ОАО АК "АЛРОСА", муниципальные районы, работодатели муниципальных образований

Объёмы и источники финансирования

Общий объём финансирования -533 689,0 тысрублей
 в том числе:
 средства федерального бюджета - 507 005,7 тыс. рублей;

 средства республиканского бюджета, средства муниципальных образований, внебюджетные средства - 22450,8тыс. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализация Программы позволит:
 - создать 11 280 временных рабочих мест для организации общественных работ;

 - организовать профессиональное обучение 3 000 безработных граждан;

 - организовать переезд 500 граждан в другую местность для замещения рабочих мест;

 - оказать содействие самозанятости 1720 предпринимателей и безработных граждан.

Органы, осуществляющие
 контроль за реализацией
 Программы

Правительство Республики Саха (Якутия), Федеральная служба по труду и занятости, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Министерство финансов Республики Саха (Якутия).

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости реализации мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в Республике Саха (Якутия) в 2009 году

Территория Якутии занимает 3102 тыс.кв. км, что составляет 1/5 часть всей России или почти 2/3 площади Западной Европы.

Численность экономически активного населения в Республике Саха (Якутия) на 01 января 2009 года составила 499,1 тыс. человек. В образовании занято около 20% от общей численности работников, на добыче полезных ископаемых - 10,4%, в здравоохранении - 10,2%, на транспорте и связи - 9,7%, в электроэнергетике и ЖКХ - 7,8%, в строительстве- 5,5%, в обрабатывающих производствах - 4,3%, в сельском хозяйстве - 3,3%. Средний возраст занятых составляет 39,5 года. Наибольшая часть занятых - 28,3% имеет высшее профессиональное, 24% - среднее профессиональное, 23,6% - общее образование.

(тыс. человек)

декабрь 2006 г. - ноябрь 2007 г.

декабрь 2007 г. - ноябрь 2008 г.

в % к предыдущему периоду

Экономически активное население

492,3

499,1

101,4

в том числе:

занятые в экономике

455,3

455,7

100,1

безработные

37,0

43,4

117,2

в том числе зарегистрированные

12,6

11,3

89,7

Уровень безработицы, %

7,5

8,7

В целях подготовки и привлечения трудовых ресурсов республики для стратегических инвестиции инвестиционных проектов на территориях Западной и Южной Якутии, регулирования трудовой миграции и формирования благоприятных условий для развития рынка труда республики Правительством РС (Я) утверждены Комплексные планы развития рынка труда Западной и Южной Якутии до 2011 года, реализация мероприятий которых осуществляется по основным направлениям: привлечение местных трудовых ресурсов, подготовка кадров, регулирование трудовой миграции.

Занятость населения и конъюнктура рынка труда в Республике Саха (Якутия) имеет ряд особенностей:

структурная и территориальная несбалансированность на рынке труда, количественный и качественный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы;

недостаточное развитие транспортной и социальной инфраструктуры села, препятствующие занятости сельских жителей на предприятиях, и переезду квалифицированных специалистов в сельскую местность;

трудовая сфера по своим основным характеристикам не отвечает потребностям рыночной экономики. Сохраняются большое количество убыточных предприятий, неэффективных рабочих мест, скрытая и неполная формы занятости, низкий уровень заработной платы, особенно в бюджетной сфере;

несоответствие структуры и масштабов профессиональной подготовки граждан изменениям рынка труда в спросе на рабочую силу.

В 2008 году на рынке труда Республики Саха (Якутия) наметились негативные тенденции, свидетельствующие об ухудшении экономической ситуации в организациях различных видов экономической деятельности.

Численность безработных возросла на 17% составила 43,4 тыс. человек. Уровень безработицы составил 8,7%. Средняя длительность поиска работы безработными составила 7,6 месяца.

В отдельных северных районах, несмотря на значительный миграционный отток населения, уровень безработицы устойчиво превышает 12-14%.

Сохраняется значительная территориальная дифференциация по уровню безработицы. Разрыв между максимальным и минимальным уровнем общей безработицы в районах республики достигает 6 раз. Высокий уровень безработицы (10% и выше) сохраняется в каждом третьем районе республики - Анабарском, Намском, Оймяконском, Оленёкском, Томпонском, Усть-Майском и ряде других.

В связи с последствиями экономического кризиса предполагается, что численность зарегистрированных в службе занятости безработных возрастёт с 12,5 тыс. человек в конце 2008 г. до 19 тыс. человек в 2009 году.

По состоянию на 14 января 2009 года в органы службы занятости населения о предстоящем увольнении работников в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников заявили 120 предприятий республики из 22 районов. Среднесписочная численность работников на начало процесса увольнения составила 36,6 тыс. человек. Всего за I квартал 2009 года предполагается высвободить 2,3 тыс. человек или 6,6% к среднесписочной численности работников предприятий, на которых планируются увольнения. Численность работников, уволенных с начала высвобождения, составила 504 человек.

Наибольшее высвобождение работников произойдет по следующим видам деятельности: "Оказание коммунальных услуг", "Обеспечение безопасности", "Добыча полезных ископаемых", "Строительство".

Наибольшую обеспокоенность вызывают градообразующие предприятия добычи полезных ископаемых (уголь, золото, алмазы). На этих предприятиях работники переведены на неполную рабочую неделю. Не подписаны договоры с геологоразведочными предприятиями на геологоразведочные работы. В результате работники геологоразведочных и транспортных предприятий также переведены на неполный рабочий день.

Усиливается влияние финансового мирового кризиса на экономику республики, наблюдается резкое увеличение просроченной задолженности по заработной плате. По состоянию на начало 2009 года просроченная задолженность составила по республике 59,1 млн.рублей. Наибольший объем задолженности приходился на отрасль "Транспорт и связь" - 42 млн. рублей.

Географическое положение республики и неразвитость инфраструктуры обуславливают удорожание бюджетных расходов на реализацию социальных программ. В этих условиях должна быть решена задача сохранения доступности для населения государственных услуг, предоставляемых органами службы занятости, оперативного оказания информационной, консультативной и иной помощи ищущим работу гражданам.