В данной социально-экономической ситуации возникшие проблемы не могут быть решены ставшими уже традиционными методами хозяйствования и управления, без активного прямого или косвенного участия государства. Здесь необходимо проведение государственной региональной политики, в особенности в проблемных регионах, каковым следует признать Арктическую зону по общему состоянию всего хозяйственного комплекса и в том числе транспортной системы.
Отсюда следует вывод, что улучшение социально-экономического положения арктических улусов в зависимости от транспортного фактора должно происходить через проведение согласованной федеральной и региональной политики, в основе которой должно быть развитие Северного морского пути и строительство железной дороги до Якутска.
Вместе с вопросами строительства транспортных коммуникаций в настоящее время остро встают проблемы интенсивного выбытия транспортных средств в силу их физического износа практически по всем видам транспорта, что может привести к кризисному состоянию основных транспортных предприятий Республики и ставит под вопрос возможность выполнения транспортных перевозок.
С переходом на рыночные отношения изменились хозяйственные связи. Высокие транспортные тарифы, ограниченность кредитных ресурсов, необходимость замораживания большого объема финансовых ресурсов в материальных ценностях - все это оказывает негативное влияние: перестает действовать экономический механизм снабжения регионов севера потребительскими товарами. Существенным недостатком организации завоза грузов является длительность транспортировки, многочисленные перевалки, вынужденная сезонностью функционирования транспорта неоднократная депонация грузов и связанный с этими явлениями длительный срок оборачиваемости средств.
В настоящее время при организации доставки грузов в арктические улусы особую актуальность приобретает выбор оптимальной структуры межрайонных связей, видов транспорта, построение рациональных схем завоза грузов в изменяющихся экономических условиях, с учетом затрат на хранение в пунктах депонации, выявляя приоритет использования воздушного транспорта по некоторым группам товаров.
Проблема устойчивого транспортного обеспечения потребительскими товарами, рационализации и ускорения товародвижения в наиболее труднодоступных арктических улусах РС(Я) в ближайшие десятилетия полностью сопряжена с необходимостью:
совершенствования системы организации и управления завозом грузов;
развития транспортных магистралей, портов СМП, пристанского хозяйства речного транспорта;
обновления подвижного состава на всех видах транспорта, укрепления материально-технической базы аэропортов, пристанского хозяйства, автотранспортных предприятий;
создания гибкой системы тарифов и компенсации транспортных расходов.
Наряду с этим необходимо предусмотреть восстановление и развитие северного морского пути, обновление технического флота, дноуглубление судоходных путей, расширение и реконструкцию портовых сооружений, строительство речного порта в пос. Бестях (Правая Лена).
Обозначенные выше строительство железной дороги, автомобильных дорог круглогодичного действия и речного порта в пос. Бестях (правая Лена) предлагается осуществить за счет бюджетных средств Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в равных объемах от каждой стороны. Такая паритетность обусловливается одинаковым экономическим интересом в развитии транспортных магистралей круглогодичного действия на территории Республики Саха (Якутия) и соединении их с федеральными путями сообщения.
С доведением железной дороги до г. Якутска появляется возможность создания новых форм организационных структур по обеспечению круглогодичного материально-технического снабжения. Это могут быть Логистические центры на базе центров логистики министерств и ведомств, отделов МТО в крупных акционерных обществах, компаниях, предприятиях республики. Используя современные средства связи, Интернет Центром логистики возможно создание системы электронных закупок. В данном центре логистики будут сосредоточены работы по координации управления грузопотоками, осуществляться единое руководство всеми этапами движения материальных потоков (закупка, складирование, перевозка, перевалка, маркетинг, контроль за финансовыми и информационными потоками и т.д.). Логистический центр, оказывая консалтинговые услуги, будет предоставлять грузополучателю возможность выбора поставщика, вариантов транспортных схем доставки груза. Для создания эффективно функционирующей логистической системы потребуется взаимодействие целой сети посредников, выполняющих поддерживающие операции, связанные с обслуживанием движения материальных потоков, таких как банки, страховые компании, фирмы, представляющие информационные услуги и услуги связи и т.д. Данные мероприятия позволят осуществлять круглогодичную поставку необходимых грузов, а большей части предприятий республики перейти на нормативные запасы, тем самым, снижая кредитоемкость завоза, повышая оборачиваемость материальных и финансовых ресурсов. Логистический центр сможет оперативно управлять запасами. Эта система будет обладать способностью в минимальные сроки и с максимальным экономическим эффектом доставить груз, обеспечив при этом наиболее оптимальный вид транспорта, маршрут, способ доставки, выбор на конкурсной основе компаний - операторов.
Ускорить товарооборачиваемость в арктических и северных улусах Республики Саха (Якутия) может внедрение систем расчетов по кредитным картам, на которые зачислялась бы заработная плата работников предприятий. Также в арктических и северных улусах большую эффективность может иметь организация системы безналичного учета и выдачи потребительских товаров по фиксированным ценам с минимальной торговой надбавкой для работников бюджетных организаций в счет зарплаты следующего месяца путем безналичного учета по персональным штрих кодам. Описание системы приведено в приложении N 15. Внедрение такой системы, разработанной ООО "Дисплей" для Департамента пенсионной службы РС(Я), в течение 2 лет позволило оказывать существенное влияние на снижение уровня цен. Эти меры могут также значительно упростить систему завоза товаров по предварительным заказам потребителей.
Для сокращения издержек торгующих предприятий необходимо оптимизировать имеющиеся торговые, складские и другие мощности. Оптимизация материально-технической базы предприятий, осуществляющих оптово-розничное торговое обслуживание населения и учреждений социальной сферы позволит значительно сократить затраты на содержание торговой инфраструктуры. В качестве мер по оптимизации материально-технической базы торговым предприятиям можно провести следующие:
1. Освобождение от излишков площадей: сдача в аренду; продажа неиспользуемых складских помещений, списание объектов по окончанию сроков износа;
2. Сокращение затрат по эксплуатации основных средств.
Одним из важнейших направлений деятельности госагента по созданию розничной сети в наслегах арктических и северных улусов Республики Саха (Якутия) должна стать работа по заключению договоров о совместной деятельности с предпринимателями, имеющими собственные магазины и обеспечивающими население потребительскими товарами.