ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2010 года N 598
О Программе развития конкуренции Республики Саха (Якутия) на 2010-2012 годы (в новой редакции)
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 691-р о Программе развития конкуренции в Российской Федерации, в целях создания необходимых условий для появления новых участников на товарных рынках, сокращения административных барьеров ведения предпринимательской деятельности, расширения доступа к государственному заказу и иным ресурсам Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Программу развития конкуренции Республики Саха (Якутия) на 2010-2012 годы (в новой редакции) согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Определить Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия) координатором Программы развития конкуренции Республики Саха (Якутия) на 2010-2012 годы (в новой редакции).
3. Министерствам и ведомствам Республики Саха (Якутия) ежегодно до 01 апреля года, следующего за отчетным, формировать отчеты о выполнении программных мероприятий и представлять в Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия).
4. Министерству экономического развития Республики Саха (Якутия) на основе представленных данных в срок до 31 мая года, следующего за отчетным, направлять в Правительство Республики Саха (Якутия) и Министерство экономического развития Российской Федерации ежегодный комплексный доклад "Развитие конкуренции на приоритетных рынках Республики Саха (Якутия)".
5. Рекомендовать Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (Игнатьев Ю.А.) ежегодно, до 1 апреля, следующего за отчетным периодом, представлять сведения о количестве установленных фактов нарушения антимонопольного законодательства по Республике Саха (Якутия), включающие информацию о количестве нарушений, выразившихся в:
злоупотреблении доминирующим положением хозяйствующими субъектами, действующими на приоритетных рынках товаров и услуг Республики Саха (Якутия);
ограничивающих конкуренцию соглашениях и согласованных действиях хозяйствующих субъектов, действующих на приоритетных рынках товаров и услуг Республики Саха (Якутия);
ограничивающих конкуренцию актах и действиях федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
6. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать муниципальные программы по развитию конкуренции.
7. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Саха (Якутии) от 23 декабря 2009 года N 540 "О программе развития конкуренции Республики Саха (Якутия) на 2010-2012 годы".
8. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
9. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Стручкова А.А.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Г. ДАНЧИКОВА
Программа развития конкуренции Республики Саха (Якутия) на 2010-2012 годы
(в новой редакции)
Наименование Программы | - Программа развития кон куренции Республики Саха (Якутия) на 2010-2012 гг. (в новой редакции) |
Основание для разработки Программы | - Программа развитии конкуренции Российской Федерации на 2010-2012 гг., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 691-р, распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.09.2009 N 938-р "О рабочей группе по разработке Республиканской программы развития конкуренции на 2010-2012 гг." |
Государственный заказчик Программы | - Правительство Республики Саха (Якутия) |
Основные разработчики Программы | - Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия) |
Исполнители Программы | - Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по торговле и материально-техническим ресурсам |
Цель Программы | - сокращение административных и инфраструктурных барьеров; |
Задачи Программы | - Общее улучшение конкурентной среды за счет сокращения необоснованных внутренних и внешних барьеров и создания механизмов предотвращения избыточного регулирования и обеспечения ее доступности для участников рынка. |
Сроки реализации Программы | 2010-2012 годы |
Объем и источники финансирования Программы | Мероприятия программы разработаны в рамках текущего финансирования министерств и ведомств, ответственных за его реализацию, действующих целевых программ и инвестиционного бюджета РС(Я). Дополнительных расходов на реализацию программы не предусматривается. |
Ожидаемые конечные результаты | Улучшение состояния конкурентной среды на рынках товаров и услуг Республики Саха (Якутия), которое будет характеризоваться: |
Организация управления и система контроля за исполнением Программы | Министерства и ведомства Республики Саха (Якутия) ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным, формируют отчеты о выполнении программных мероприятий. |
Республиканская целевая программа "Развитие конкуренции Республики Саха (Якутия) на 2010-2012 годы (в новой редакции)" (далее Программа) разрабатывается с целью формирования инструментов, обеспечивающих развитие региональной конкурентной среды.
Разработка Программы основана на положениях Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 06 сентября 2006 года N 411, Плана социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 года, утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 11 декабря 2007 года N 755, Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года, Доклада "О мерах по развитию национальной конкурентоспособности в условиях мирового финансового кризиса" к заседанию Государственного совета Российской Федерации в ноябре 2008 года, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663-р, Федеральной программы развития конкуренции в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 691-р, Рекомендациях Минэкономразвития России по подготовке региональных программ по развитию конкуренции.
В качестве ключевого направления - цели Программы рассматривается консолидация действий органов исполнительной власти, федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия), представителей общественных и научных кругов по развитию конкурентной среды, сокращению административных и инфраструктурных барьеров для развития конкуренции среди предпринимательских структур региона, созданию условий для повышения и дальнейшего укрепления конкурентоспособности экономики Республики Саха (Якутия).
Для решения поставленной цели Программы необходимо решить следующие задачи:
общее улучшение конкурентной среды за счет сокращения необоснованных внутренних и внешних барьеров и создания механизмов предотвращения избыточного регулирования и обеспечения ее доступности для участников рынка;
повышение эффективности защиты конкуренции от антиконкурентных действий органов власти и хозяйствующих субъектов посредством совершенствования антимонопольного регулирования;
реализацию специальных мер развития конкуренции в отдельных отраслях путем ликвидации необоснованных внутренних и внешних барьеров, использования инструментов неналогового стимулирования и поддержки;
конкурентную экспертизу норм правового регулирования по развитию приоритетных рынков товаров и услуг Республики Саха (Якутия).
Современный этап эволюции российской экономики характеризуется динамичным развитием конкурентных отношений во всех секторах рынка. При этом региональные экономические системы демонстрируют специфические особенности с уникальными детерминантами конкурентных позиций. В силу географических и природно-климатических условий товарные рынки Республики Саха (Якутия) в основном формируются из продукции выпускаемой субъектами экономики других регионов Российской Федерации.
Товарные рынки Республики Саха (Якутия), по сравнению с развитыми регионами РФ, не характеризуются динамичным развитием сферы производства и организационно-экономической устойчивостью субъектов системы промышленности Республики Саха (Якутия). При этом открытый и межрегиональный характер рыночных связей обусловливает усиление конкурентной борьбы и формирование объективных предпосылок для конкурентного позиционирования местных производителей на товарных рынках.
Однако сложившийся в современном стратегическом менеджменте диверсифицированный набор стратегий не может быть применен субъектами промышленности без учета специфики регионального рынка, а также особенностей организационного потенциала его участников. В этой связи значимой становится адаптация и моделирование стратегий достижения конкурентоспособности предприятий промышленности, функционирующих на товарных рынках Республики Саха (Якутия).
Состояние конкуренции на рынках обусловлено их структурой, наличием барьеров входа, а также общим состоянием инвестиционного климата. Поэтому Программа включает как меры антимонопольного регулирования и иные защитные меры, так и меры по развитию конкуренции, расширяющие возможности и стимулы для занятия предпринимательской деятельностью.
В дореформенный период государство полностью компенсировало объективно необходимые повышенные затраты на производство товаров народного потребления.
На современном этапе приоритетами государственной политики на региональных товарных рынках являются: постепенный переход от административных (прямых) методов поддержки к косвенному стимулированию деятельности хозяйствующих субъектов промышленности, включая предпринимательские структуры, за счет институциональной поддержки, стимулирования развития инфраструктуры, оказания консалтинговой и правовой помощи в становлении эффективной системы контрактных отношений; формирование региональных корпораций промышленности, которые должны ориентироваться на самостоятельное развитие, опираясь на естественную диверсификацию; поддержка должна распространяться в основном на те предприятия, которые ориентированы на удовлетворение внутриреспубликанских потребностей и обеспечение социально-экономической стабильности территории Республики Саха (Якутия), при этом способных конкурировать на внешних рынках.
Факторами неконкурентоспособности предприятий республики выступают: высокий уровень износа основных фондов предприятий, отсутствие финансовых и инвестиционных ресурсов, низкое качество менеджмента на сельскохозяйственных предприятиях, низкий уровень мотивации персонала предприятий, включая руководителей, сильная зависимость деятельности субъектов промышленности от всех форм государственной поддержки. При этом конкурентные отношения производителей в настоящее время не сводятся к реализации целей максимизации прибыли; основная установка менеджмента предприятий - бескризисное развитие. Таким образом, конкурентные отношения являются имманентно присущими экономики Республики Саха (Якутия), что предопределяет важность разработки стратегий конкурентной борьбы для предприятий, оперирующих на насыщенном рынке республики.
Финансовый кризис 2008 года, повлекший резкое увеличение цен на отдельные виды товаров, в том числе первой необходимости, грозивший товарным дефицитом и показавший неэффективность регулирования экономики республики, остро поставил вопрос развития конкурентного позиционирования местных производителей товаров.
Кроме того, более остро встанет вопрос конкурентоспособности товаров местных производителей при вступлении Российской Федерации в ВТО. В этом случае возрастут требования к товарам по их соответствию международным стандартам и сертификации. Отдельные требования будут предъявляться к качеству и экологической чистоте продукции, в связи с этим возникает необходимость внести коррективы в механизм производства товаров.
Вопросы конкуренции затронул в своем Послании Государственному Собранию (Ил Тумэн) Президент Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисов 10 ноября 2010 года: "Мы живем в условиях жесткой конкуренции и каждому жителю республики необходимо пересмотреть свои взгляды и психологический настрой на то, что происходит вокруг, научиться мыслить и работать по-новому".
Таким образом, назрела необходимость стратегического подхода к развитию конкуренции субъектов промышленности, функционирующих на товарных рынках Республики Саха (Якутия).
Республика Саха (Якутия) является динамично развивающимся дальневосточным регионом России с достаточно высокой степенью концентрации успешных хозяйствующих субъектов. По уровню концентрации экономическое пространство Республики Саха (Якутия) представлено широким спектром товарных рынков:
от высококонцентрированных (в первую очередь в инфраструктурных секторах) - связь, добыча сырой нефти и газа, отдельные виды транспорта, тепло- и электроэнергетика, ЖКХ;
до низко и умеренно концентрированных рынков - розничной торговли, агропромышленного комплексов, строительства, на которые приходится более 40% производимого в республике валового регионального продукта.
Уровень развития конкуренции значительно отличается в разных секторах экономики, что связано с различными условиями функционирования, историей и этапом развития, ценовой ситуацией и ее изменениями. Неравномерное развитие конкуренции требует разработки специальных мер в отдельных секторах экономики.
Конкуренция на отдельных товарных рынках, обладает определенной спецификой, которая может быть обусловлена различными причинами: наличием естественной монополии, высокой степенью конкуренции в рамках мирового рынка, зависимостью от природных ресурсов и др. Вместе с тем, очевидно, что для формирования конкурентной среды в алюминиевой отрасли, в электроэнергетике или агропродовольственном рынке невозможно использование абсолютно идентичных мер.
Таким образом, необходимо произвести оценку состояния конкурентной среды ключевых товарных рынков республики.
Топливно-энергетический комплекс Республики Саха (Якутия) включает угольную, нефтяную и газовую промышленность, тепло-, электроэнергетику. Республика практически полностью удовлетворяет потребности экономики и социальной сферы в энергетических ресурсах.
Важнейшими конкурентными преимуществами Республики Саха (Якутия) являются наличие огромного ресурсного потенциала и ее геополитическое положение. Перспективы развития минерально-сырьевого комплекса республики определяются наличием и уровнем развития добывающей промышленности, конъюнктурой рынка полезных ископаемых. Географическое положение республики обусловливает вовлечение ее в экономическое сотрудничество с субъектами Восточной Сибири и Дальнего Востока, со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Уровень использования конкурентных преимуществ определяется сроками, результатами решения поставленных стратегических задач.
Нефтегазовый комплекс Республики Саха (Якутия) по сравнению с другими регионами также обладает рядом конкурентных преимуществ, которые могут повлиять на его долгосрочное ускоренное развитие:
§ значительные разведанные запасы углеводородов и их территориальная близость к месторождениям Иркутской области и Красноярского края, которые будут связаны магистральными трубопроводами;
§ высокие перспективы наращивания сырьевой базы нефтегазодобычи в районах, территориально тяготеющих к планируемым центрам добычи нефти и газа на востоке России и к возможным трассам строящихся и проектируемых магистральных трубопроводов;
§ наличие в числе основных недропользователей ОАО "Сургутнефтегаз" и ОАО "Газпром", обладающих значительными инвестиционными ресурсами и многолетним опытом разработки месторождений углеводородов в сложных географических и геологических условиях.
На территории Республики Саха (Якутия) осуществляют деятельность, связанную с добычей нефти, три компании, в том числе ОАО "Сургутнефтегаз", ООО "Таас-Юрях Нефтегазодобыча" и ЗАО "Иреляхнефть".
Добыча сырой нефти (на 01.01.2010 г.)
Оборот хозяйствующих субъектов (по хозяйственным видам экономической деятельности) | Всего | в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства | доля субъектов |
Добыча сырой нефти, млн. рублей | 697,3 | 0 | 0 |
Количество субъектов, ед. | 3 |