Подпрограмма "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой" республиканской целевой программы "Жилище" на 2007-2009 годы | |
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" | |
Цель: увеличение объема строительства жилья на конкурентном рынке жилищного строительства, удовлетворяющего увеличивающийся платежеспособный спрос населения. | |
республиканский бюджет - 249,949 млн. рублей, из них субсидии (кап. вложения) - 22,438 млн. рублей. | |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели социально-экономической эффективности | Увеличение объемов жилищного строительства и развитие первичного рынка жилья. |
Основными проблемами в сфере жилищного строительства наряду со слаборазвитой конкуренцией среди застройщиков и бюрократической системой предоставления земельных участков является отсутствие земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой, механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры, а также непрозрачные и обременительные для застройщика условия присоединения к системам коммунальной инфраструктуры. Решение данных проблем необходимо для обеспечения высоких темпов жилищного строительства, удовлетворения платежеспособного спроса населения на жилье, стабилизации цен на рынке жилья.
Завершается период так называемой "точечной застройки" с использованием уже существующих коммунальных сетей. Ограничены возможности использования действующих мощностей для наращивания объемов жилищного строительства. Планируемое увеличение объемов жилищного строительства должно быть обеспечено опережающим развитием коммунальной инфраструктуры.
Причины, определяющие недостаточный объем предложения земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой, связаны с высоким уровнем монополизации и административного вмешательства на рынке жилищного строительства. Это порождает чрезмерные административные барьеры доступа застройщиков на рынок жилищного строительства, получения земельного участка и разрешения на строительство.
Принятый пакет федеральных законов, направленных на повышение доступности жилья, в частности Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы "Об основах тарифного регулирования организаций коммунального комплекса" и "О концессионных соглашениях", а также принятые на их основе нормативные акты Республики Саха (Якутия), сформировали законодательные условия для решения задачи развития коммунальной инфраструктуры, необходимой для жилищного строительства, установили распределение ответственности за обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства между органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса и застройщиками. Созданы законодательные предпосылки для формирования специализированного вида бизнеса, связанного, в том числе, с подготовкой земельных участков для строительства, включая жилищное.
Существующая практика решения проблемы развития коммунальной инфраструктуры для обеспечения земельных участков для жилищного строительства основана на формировании предприятиями, предоставляющими коммунальные услуги, в том числе и электроэнергетического сектора, монопольной платы за присоединение к их инфраструктурным системам или выполнении застройщиками технических условий для присоединения к этим системам, определенных по непрозрачным и изменяющимся принципам. Такая практика создает неравные конкурентные условия для застройщиков и приводит к невозможности освоения новых перспективных для жилищного строительства площадок.
Органы местного самоуправления, как правило, в настоящее время не имеют комплексных планов развития систем коммунальной инфраструктуры, основанных на зафиксированных в документах территориального планирования (генеральных планах) прогнозах роста потребления соответствующих ресурсов и услуг с учетом прогнозируемых объемов жилищного, промышленного и иных видов строительства.
На сегодня в республике отсутствуют надежные механизмы финансирования и реализации проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства. Банковский сектор не имеет кредитных инструментов, позволяющих с приемлемым уровнем риска финансировать проекты развития коммунальной инфраструктуры, что приводит к увеличению сроков и удорожанию стоимости строительства жилья.
Наличие системных проблем в вопросах обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства требует программно-целевых действий со стороны государства для их решения. Реализация такого подхода позволит не только обеспечить существенное увеличение объемов жилищного строительства, но и создать условия для формирования устойчивых механизмов решения данной проблемы.
Основной целью Подпрограммы является обеспечение опережающего развития коммунальной инфраструктуры для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства, удовлетворяющего увеличивающийся платежеспособный спрос населения.
Для достижения основной цели необходимо решить следующие задачи:
подготовить и реализовать инвестиционные проекты по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства в Республике Саха (Якутия), что приведет к значительному увеличению объемов жилищного строительства;
активно проводить государственную политику по демонополизации и развитию конкуренции на рынке жилищного строительства, а также обеспечить комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры;
создать эффективные и устойчивые организационные и финансовые механизмы обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства.
В рамках подпрограммы в 2007-2009 годах будут реализованы инвестиционные проекты по обеспечению коммунальной инфраструктурой земельных участков для жилищного строительства с привлечением кредитных средств на общую сумму 458,592 млн. рублей.
Бюджетно-финансовые мероприятия подпрограммы, связанные с финансированием за счет бюджетных средств, в том числе за счет средств федерального бюджета, будут направлены на обеспечение земельных участков для жилищного строительства коммунальной инфраструктурой, что позволит помочь в решении одной из основных проблем, сдерживающих увеличение объемов жилищного строительства, и обеспечить условия для адекватного увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства.
В рамках подпрограммы за счет средств республиканского и федерального бюджета будут реализованы меры по предоставлению государственных гарантий и субсидированию процентов по банковским кредитам на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой при выполнении кандидатами на участие в подпрограмме условий, направленных на демонополизацию и развитие конкуренции на рынке жилищного строительства, а также комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры. Кроме этого планируется выделение средств республиканского бюджета на финансирование инженерного обустройства в форме субсидий (капитальных вложений).
Необходимым требованием подпрограммы является использование государственных гарантий как Российской Федерации, так и Республики Саха (Якутия), а также муниципальных образований, только для частичного обеспечения каждого из кредитов на финансирование инвестиционного проекта. По требованию банков-кредиторов заемщиком может быть предоставлено дополнительное обеспечение на часть кредита, не обеспеченную государственными гарантиями, или риски по возврату этой части кредита может принимать на себя банк-кредитор.
Государственные гарантии будут предоставляться по кредитам на срок до трех лет включительно. При этом государственные гарантии по кредитам, предоставляемым в период реализации подпрограммы в 2007-2009 годах, а также средства бюджетного субсидирования части процентной ставки по этим кредитам должны быть предусмотрены в необходимом объеме в рамках подпрограммы на часть кредитного периода в пределах срока кредитования.
Источниками средств погашения кредита на обеспечение коммунальной инфраструктурой земельных участков могут быть как средства от продажи (переуступки права аренды) земельного участка, обеспеченного коммунальной инфраструктурой, средства от продажи жилья в последующие периоды, так и регулируемые муниципалитетами платежи за подключение к системам коммунальной инфраструктуры.
Организационные мероприятия в рамках подпрограммы будут направлены на создание условий для снижения административных барьеров в жилищном строительстве, реализацию мер градостроительного и антимонопольного регулирования, развитие конкуренции и расширение доступа застройщиков к кредитным ресурсам, внедрение механизмов привлечения кредитных и инвестиционных средств в обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой, внедрение механизмов проведения комплексной застройки территорий, реконструкции и комплексного обновления существующих кварталов застройки.
Организационные мероприятия не потребуют выделения дополнительных бюджетных средств.
Для успешной реализации задач реализации положений Градостроительного кодекса и увеличения объемов жилищного строительства на первой стадии выполнения подпрограммы необходимо разработать:
проекты планировки территорий для формирования пакетов документов, необходимых для проведения аукционов по предоставлению прав на земельные участки в целях жилищного строительства,
инвестиционные проекты по обеспечению коммунальной инфраструктурой земельных участков под жилищное строительство;
комплексные программы развития систем коммунальной инфраструктуры с учетом прогнозов жилищного и промышленного строительства;