УКАЗ
от 28 марта 2011 года N 558
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2011 - 2015 ГОДЫ
(в редакции Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 01.11.2013 N 2291)
В целях обеспечения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Республики Саха (Якутия), приведения содержания и структуры начального и среднего профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда, развития системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Программу модернизации начального и среднего профессионального образования в Республике Саха (Якутия) на 2011 - 2015 годы (далее - Программа).
2. Определить государственным координатором Программы Министерство науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия).
3. Рекомендовать главам муниципальных образований, руководителям хозяйствующих субъектов оказать содействие в реализации Программы.
4. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Данчикову Г.И.
Президент
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ
г. Якутск
28 марта 2011 года
N 558
ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2011 - 2015 ГОДЫ
Наименование Программы Программа модернизации начального и среднего
профессионального образования Республики Саха
(Якутия) на 2011 - 2015 годы
Дата принятия решения Приказ Министерства науки и профессионального
о разработке образования Республики Саха (Якутия) от 23 декабря
Программы, дата ее 2010 года N 01-07/592 "О разработке Программы
утверждения модернизации начального и среднего
(наименование и номер профессионального образования Республики Саха
соответствующего (Якутия) на 2011 - 2015 годы"
нормативного акта)
Государственный Министерство науки и профессионального
заказчик - координатор образования Республики Саха (Якутия)
(государственный
заказчик) Программы
Основные разработчики Министерство науки и профессионального
Программы образования Республики Саха (Якутия)
Цели Программы Модернизация начального и среднего
профессионального образования Республики Саха
(Якутия) на 2011 - 2015 годы
Задачи Программы Формирование эффективной территориально -
отраслевой организации ресурсов системы
профессионального образования, ориентированной на
потребности перспективных региональных рынков
труда;
повышение привлекательности программ
профессионального образования, востребованных на
региональном рынке труда;
модернизация региональной государственно -
общественной системы оценки качества
профессионального образования;
внедрение новых финансово-экономических
механизмов в региональную систему профессионального
образования;
развитие кадровых ресурсов региональной системы
профессионального образования.
Сроки и этапы Первый этап - 2011 - 2013 г.г.
реализации Программы Второй этап - 2014 - 2015 г.г.
Объем и источники Общий объем финансирования Программы в 2011 -
финансирования 2013 г.г. составляет 1 221,3 млн. руб.
2011 г. - 411,2 млн. руб.
2012 г. - 404,2 млн. руб.
2013 г. - 405,9 млн. руб.
В том числе за счет федерального бюджета - 327,7
млн. руб.
2011 г. - 123,8 млн. руб.
2012 г. - 104,7 млн. руб.
2013 г. - 99,2 млн. руб.
В том числе за счет государственного бюджета
РС(Я) - 531,3 млн. руб.
2011 г. - 177,1 млн. руб.
2012 г. - 177,1 млн. руб.
2013 г. - 177,1 млн. руб.
За счет средств работодателей - 184,0 млн. руб.
2011 г. - 55,0 млн. руб.
2012 г. - 63,0 млн. руб.
2013 г. - 66,0 млн. руб.
За счет средств ОУ НиСПО - 178,3 млн. руб.
2011 г. - 55,3 млн. руб.
2012 г. - 59,4 млн. руб.
2013 г. - 63,6 млн. руб.
Объем финансирования на реализацию Программы
уточняется ежегодно при формировании
государственного бюджета Республики Саха (Якутия)
на очередной финансовый год.
Основные ожидаемые 1. Развитие системы профессиональной ориентации,
конечные результаты совершенствование механизмов межведомственного
реализации Программы взаимодействия и сотрудничества:
- доля лиц, принятых на программы НПО/СПО по
востребованным профессиям/специальностям 95% в 2015
году.
2. Привлечение работодателей к модернизации
профессионального образования:
- доля лиц, обучившихся по программам НПО/СПО,
прошедшим профессионально-общественную аккредитацию
- 50% в 2015 году;
- доля лиц, обучающихся по программам НПО/СПО на
условиях софинансирования за счет средств
работодателей - 5,2/25,5% в 2015 году.
3. Повышение качества подготовки кадров и
востребованности выпускников на рынке труда:
- доля выпускников очной формы обучения
государственных и негосударственных образовательных
учреждений НПО/СПО в Республике Саха (Якутия),
трудоустроившихся не позднее 1 года после
выпуска - 75,0/80,0 в 2015 году;
- доля преподавателей НПО/СПО, прошедших
переподготовку/повышение квалификации на основе
механизмов персонифицированного финансирования - до
20% в 2015 году;
- количество образовательных учреждений
начального и среднего профессионального
образования, внедряющих новые технологии - до 50% в
2015 году.
Сфера профессионального образования Республики Саха (Якутия) позиционируется как одна из развитых в регионе и включает в себя 60 образовательных учреждений: 29 учреждений начального и 31 - среднего профессионального образования, кроме этого, действуют 7 вузов и 22 филиала высших учебных заведений. Всего обучаются 51 717 учащихся и студентов (без учета филиальной сети негосударственных учреждений), в том числе в учреждениях начального профессионального образования - 6 474; учащихся среднего профессионального образования - 18 279; студентов высшего профессионального образования - 26 964, включая студентов заочного обучения.
Подготовка осуществляется по 275 специальностям и профессиям, в том числе:
по 69 профессиям начального профессионального образования, в том числе технического профиля - 42 (61%);
по 86 специальностям среднего профессионального образования, из них технического профиля - 46 (54%);
по 120 специальностям высшего профессионального образования, из них технического профиля - 31 (26%).
Наблюдается рост выпуска специалистов вузов и ССУЗов с 2000 года по 2009 год: вузов - с 2 392 до 7 322 чел., ССУЗов - с 2 661 до 4 727 чел. При этом отмечается сокращение общего выпуска квалифицированных рабочих учреждений начального профессионального образования с 4 652 чел. в 2000 г. до 3 559 чел. в 2009 г.
К основным проблемам системы профессионального образования относятся:
несогласованность рынка образовательных услуг и рынка труда. Региональный рынок образовательных услуг характеризуется структурными диспропорциями по отношению к реальному экономическому спросу на специалистов и квалификационно-профессиональным требованиям работодателей;
физический и моральный износ материально-технической базы, недостаточное развитие и высокий износ образовательной инфраструктуры;
значительное отставание от современных требований учебно-лабораторной базы, не позволяющее внедрять инновационные образовательные технологии в соответствии с запросами работодателей;
старение научно-педагогических кадров, недостаточный приток молодых специалистов создают высокие риски снижения уровня кадрового потенциала.
Программа модернизации начального и среднего профессионального образования создается в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011 - 2015 годы.
Программа базируется на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах, государственных и региональных целевых программах, определяющих дальнейшее социально-экономическое развитие страны.
Программа разработана с учетом следующих стратегических документов:
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р);
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663-р);
Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года N 2094-р);
Энергетическая стратегия РФ до 2020 года (одобрена на заседании Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 года);
Транспортная стратегия РФ до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года N 1734-р);
Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи и транспортировки газа, газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР (распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 июля 2002 года N 975-р, приказ Минпромэнерго России от 3 сентября 2007 года N 340);
Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года N 132-р);
Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года (постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 сентября 2006 года N 411, Протокол заседания Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 5 "О вопросах социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)") (далее - Схема - 2020);
Комплекс мер по социально-экономическому развитию Республики Саха (Якутия) (одобрен первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И. Шуваловым от 30 мая 2009 года N ИШ-П16-3069);
Энергетическая стратегия Республики Саха (Якутия) до 2030 года (постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 октября 2009 года N 441).
Цель Программы - модернизация начального и среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) с учетом современных требований экономики и общества к качественно новому уровню системы подготовки профессиональных кадров на основании реальной потребности рынка труда.
Программа ориентирована на обеспечение профессиональными кадрами социально-экономического развития для реализации инновационного развития Дальневосточного федерального округа. Формирование нового качества профессионального образования - длительный процесс, требующий усиления и обновления кадрового потенциала, укрепления и развития инфраструктуры, массового использования информационных и телекоммуникационных технологий, формирования эффективной организационной структуры образовательных учреждений.
Программа состоит из введения, 6 разделов, охватывающих реализацию вышеуказанных задач, и 3 приложений (целевые индикаторы, план-график, объемы финансирования по уровням бюджетов).
Раздел I "Формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных региональных рынков труда" включает комплекс мероприятий по совершенствованию и перепрофилированию сети образовательных учреждений всех уровней профобразования, внедрению моделей сокращения сроков подготовки по профессиям и специальностям, повышению продуктивности обучения на основе укрепления материально-технической базы и применения современных образовательных технологий, обеспечению трудоустройства с учетом потребности экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах.
Раздел II "Повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда" содержит комплекс мероприятий по повышению привлекательности системы начального и среднего профобразования путем усовершенствования системы профессиональной ориентации и информационной поддержки:
разработка новых технологий профориентационной деятельности;
организация различных республиканских конкурсов (профмастерства, на лучший медиапроект, по профориентационной работе, научно-практические конференции и т.п.), Дней открытых дверей, мастер-классов ведущих преподавателей ОУ НПО и СПО;
проведение рекламных мероприятий образовательных услуг НиСПО;
стимулирование деятельности образовательных учреждений, научно-педагогических, инженерных кадров, преподавателей, мастеров, учащихся и студентов.
Раздел III "Модернизация региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования" предусматривает формирование регионального сегмента системы сертификации квалификаций по видам экономической деятельности, развитие системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ, стимулирование участия ведущих работодателей в системе общественно-профессиональной аккредитации программ профессионального образования, использование результатов сертификации и общественно-профессиональной аккредитации при проведении государственной аккредитации.
К числу региональных особенностей подготовки высококвалифицированных рабочих кадров относятся:
наличие комплексных планов развития региона, обуславливающих необходимость формирования нового поколения высококвалифицированных рабочих кадров;